Автор: Ильина Ольга Александровна
Должность: педагог дополнительного образования, преподаватель по классу виолончели высшей категории
Учебное заведение: МБОУ «Гимназия № 10 г.Челябинска»
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование виолончельного класса в рамках МБОУ «Гимназия №10 г.Челябинска»
Раздел: дополнительное образование
Ильина Ольга Александровна,
педагог дополнительного образования,
преподаватель по классу виолончели
высшей квалификационной категории
Формирование виолончельного класса
в рамках МБОУ «Гимназия №10 г.Челябинска»
«
Звук должен жить» – девиз
нашего виолончельного класса
Всем известна методика определения музыкальных данных у детей,
поступающих в музыкальную школу: более или менее удовлетворительное пение
знакомых песен, прохлопывание их ритмического рисунка, воспроизведение
голосом отдельных музыкальных звуков, - все они свидетельствует о пригодности
ребенка к музыкальному воспитанию, в том числе к игре на музыкальном
инструменте. Все эти данные являются внешними, и могут быть только
предпосылкой к обучению, тогда как истинный игровой, исполнительский
потенциал ребенка остается областью не так заметной.
Для более полного выявления комплекса детских способностей требуется
определенное время, т.к. процесс этот многообразный, длительный, бывает и
противоречивый. Известны случаи, когда в виолончельный класс поступали
ученики,
поначалу
не
обнаруживавшие
самых
элементарных
проявлений
музыкального слуха, чувства ритма, музыкальности. Однако впоследствии
желание, настойчивость, трудолюбие помноженные на терпение и талант
педагога школы давали хорошие результаты, заметный профессиональный рост.
Такие ученики, в дальнейшем, получив высшее музыкальное образование,
становились вполне достойными музыкантами-профессионалами.
Что такое одаренность? Каковы предпосылки успешного овладения игрой на
инструменте?
Определенно, одаренность не ограничивается только высоким уровнем
психомоторных
способностей,
удобной
приспособленностью
к
тонкому
управлению сложнейшими мышечно-двигательными действиями виолончелиста,
это
не
только
особая
музыкально-слуховая
активность,
позволяющая
регулировать двигательные процессы. В понятие одаренности следует, прежде
всего, включить возможность легко и успешно, то есть качественно и стабильно,
овладевать многими компонентами игры на виолончели, которые являются
сложносоставными исполнительскими действиями. К таким, например, можно
отнести:
звукообразование,
высотное
интонирование,
смычково-штриховое
артикулирование,
вибрато,
различные
виды
исполнительской
фактуры:
мелодической, двухголосной и аккордовой, а в конечном счете
–
способность
овладение образно-выразительным произнесением исполняемого нотного текста.
Даже простое перечисление этих компонентов уже говорит о том, что для
овладения
исполнительским
мастерством
требуются
различные
задатки:
физиологические свойства и производные от них способности, развитые
психологические качества.
Французскому философу Н.Монтеню принадлежат слова: «Мозг, хорошо
устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Способности же «во
многом определяются взаимодействием и специализацией полушарий головного
мозга».
Моторность, слух, ритм – только лишь одни свойства. Способности же –
возможность на основе труда культивировать эти свойства.
В нашем городе, как и во многих крупных городах нашей страны, есть
Средняя специальная музыкальная школа для музыкально одаренных детей при
музыкальном колледже ЧГИМ им.П.И.Чайковского. Как обычно, в таких школах
обучение на специальном инструменте построено узко профессионально, с
перспективой продолжения музыкального образования.
Наша гимназия, не специальная музыкальная школа, где весь учебный процесс
подчинен музыкальным дисциплинам, но она и не просто ДШИ, где нет
общеобразовательных предметов. Гимназия № 10 включает в себя комплекс
общеобразовательного
и
музыкального
циклов,
предполагает
равномерное
развитие учащихся во всех направлениях знаний, и в ней не предусмотрены
особые акценты на музыку или хореографию. Наша Гимназия – учебное
заведение,
в
котором
под
одной
крышей
уживаются
две
школы:
общеобразовательная и школа искусств.
Такое сочетание имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести то,
что, поскольку в Гимназии единый педагогический коллектив, дети, не выходя из
школы, получают целый комплекс знаний, и в ней можно всегда узнать об
успехах того или иного ученика по любому предмету
–
общеобразовательному,
музыкальному или хореографическому, а также всегда при необходимости можно
проконсультироваться со школьным психологом. Поскольку образование идет
параллельно в обеих школах, то в Гимназии нет ранней профессиональной
специализации, за что подчас упрекают спецшколы, якобы, ограничивающие
восприятие ребенка, превращая узнавание и открытие увлекательных чудес в
скучную унылую повинность.
По части минусов – несмотря на то, что родители учеников рады такому
совмещению в одной школе двух, они иногда несерьезно подходят к занятиям
своих «чад» на музыкальных инструментах, в том числе и на виолончели, как к
общеразививающему предмету.
Исходя из общей концепции Гимназии – «Воспитание творчеством», строится
работа с учащимися в виолончельном классе. Понятно, что учащиеся и их
родители изначально не готовы к музыке, как к будущей профессии ребенка.
Поэтому требуется внимательная и кропотливая объяснительная работа педагога
как с учениками, так и с их родителями.
Бывает, что не один год уходит на то, чтобы выявить в ребенке задатки «от
бога», добавив к ним также кое-что «от себя», высвечивая при этом способности
ребенка: к динамичному развитию, формированию мыслительного процесса,
привлечению к разностороннему музыкальному восприятию.
Бывает и так, что быстро развивавшиеся на начальном этапе обучения
учащиеся не способны поступательно двигаться в дальнейшем, появляются либо
возрастные препятствия, либо остановки по каким-либо объективным или
субъективным причинам. И бывает наоборот – дети, проявлявшие на начальном
этапе скромные возможности, «на выходе» из школы, в старших классах,
обнаруживали увлеченность и заинтересованность, явную целеустремленность,
как будто произошло их «пробуждение».
И как это отрадно, когда всё-таки наступает такое «пробуждение». В этом –
высший смысл музыкального образования, требующий от педагога мудрости и
прозорливости,
кропотливой
каждодневной
работы
педагога,
которая
продолжается годы…
Главное, не растерять надежду и веру в творческие возможности ученика, и
внушить ему эту веру, и развить в каждом ученике чуткость, музыкальную
восприимчивость, эмоциональную отзывчивость, способность к звукотворчеству
и тембровому воображению.
Высказывание древне-греческого философа М.Плутарха: «Ученик – это не
сосуд, который нужно наполнить, а светильник, который нужно зажечь» не
утратило своего смысла и сегодня.
В наше сложное время, когда дети, не без помощи взрослых, стали более
холодными, прагматичными, даже жёсткими, надеешься, что хотя бы музыка
сможет их «отогреть». Да ещё игра на инструменте… возможно, она научит
ребёнка трудиться и создавать красоту своими руками, и педагог, несмотря на
такой непростой, «каторжный труд» как всегда будет находить в себе силы для
выявления и воспитания одаренности в каждом из своих учеников.
Когда-то один из спектаклей челябинского студенческого Театра «Манекен»
начинался со слов: «Солнце разлито поровну, каждому по – справедливости,
каждому столько, сколько он сможет взять».
Конечно, научить можно лишь тому, чему захочет научиться сам ученик. А
помочь ему в этом: захотеть, раздвинуть границы его возможностей может и
должен педагог, наставник, старший товарищ. Быть товарищем, создавать в
классе
атмосферу
доброжелательности,
взаимного
уважения,
иногда
соревновательности, включать и заинтересовывать учеников общими делами –
сольными
и
ансамблевыми
концертными
выступлениями,
посещениями
концертов и их обсуждениями...
Требуя от ученика иногда большего, чем он может выполнить в данный
момент, педагог должен и помогать ученику, не только указывать на его
недостатки, но и подсказывать, показывать путь их преодоления.
Как говорил великий одесский педагог-скрипач П.С.Столярский: «Подходить к
своему ученику нужно с позиции врача, т.е. правильно ставить диагноз и только
тогда приступать к лечению» или портного «Хорошему материалу нужен
хороший
портной»,
или
садовника
«Педагог
должен
быть
нежнейшим
садовником, который любовно ухаживает за своим деревом, терпеливо и упорно
его растит».
И, тогда возможен общий итог - «цветы в саду зацветут», и наступит светлый и
радостный праздник – выступление на сцене, соло или в ансамбле, главное –
созидание!