Автор: Альбина Эдуардовна Новаковская
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 61
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Классный час - первое знакомство с первоклассниками"
Раздел: начальное образование
Классный час "1 сентября в первом классе"
Новаковская Альбина Эдуардовна, учитель начальных классов
Цели: создание атмосферы праздника, знакомство детей со школой.
Задачи:
формирование учебной мотивации и желания учиться;
развитие культуры общения и взаимопонимания;
воспитание общечеловеческих ценностей.
Оборудование:
плакаты, рисунки, листочки, картинки к 1 сентября;
цветные магниты;
листы бумаги;
памятки родителям;
подарочки детям;
шарики на стульчиках;
у детей цветные карандаши.
Старшеклассники провожают первоклассников под музыку «Чему учат в школе» в
класс, дети садятся за парты.
Учитель: - Ребята, у вас сегодня удивительный и незабываемый день – вы первый раз
переступили порог класса, в котором будите учиться. Сегодня у нас большой праздник –
День Знаний. Вы собрались на первый школьный урок, чтобы познакомиться со своей
школой, со мной, вашей первой учительницей, и узнать своих будущих одноклассников.
Посмотрите вокруг. Это всё ваши одноклассники. Сколько вас? Кто выйдет к доске и
сумеет посчитать, сколько у нас учеников в классе? Как вы думаете, что мы должны
сделать в первую очередь? Правильно, познакомиться. Кто знает, как меня зовут? А вы
умеете читать? Посмотрите, что я написала на доске? Я написала все ваши имена. Кого
тут только нет! Сейчас мы с вами будем зажигать фонарики: каждый из вас попробует
найти своё имя, взять магнитик и прикрепить его к своему имени.
- Вот сколько фонариков у нас получилось! Посмотрите, какие они яркие! И мы с
вами теперь будем стараться быть такими же яркими и дружными!
- А вот чтобы стать первоклассником и настоящим учеником 1 класса, нужно
пройти ряд испытаний. Кто уже готов и не боится трудностей? Поднимите руку!
- Итак, все готовы. Тогда приступаем к испытаниям. А сколько же будет у нас
сегодня испытаний, как вы думаете? Какая самая лучшая отметка в школе? (5) Правильно,
вот у нас и будет 5 испытаний.
- Что вы сегодня взяли с собой в школу? А для чего нужны карандаши? А вы
знаете, что ещё нужно взять в школу? Сейчас проверим. А для этого поиграем в игру
«Собери портфель». Я буду называть предметы, если их нужно брать в школу, вы делаете
хлопок над головой, если этот предмет в школе не нужен, вы показываете это головой.
Испытание 1. Игра «Собери портфель».
Азбука, кукла, учебник, кресло, пропись, стул, карандаш, машина, тетрадь,
подушка, пенал, ложка, жевательная резинка, портфель, пирожок, линейка, конфетка,
альбом, телевизор, игрушка, пластилин, ручка, веник.
- Какие умные, подготовленные дети ко мне пришли, вас не проведёшь. А вот так
попробуем:
Если в школу ты идёшь,
То в портфель с собой берёшь:
- В клеточку тетрадку?
- Новую рогатку?
- Веник для уборки?
- Дневник для пятёрки?
- Альбом и краски?
~ 1 ~
- Карнавальные маски?
- Азбуку в картинках?
- Рваные ботинки?
- Фломастеры и ручку?
- Гвоздиков кучку?
- Карандаши цветные?
- Матрасы надувные?
- Ластик и линейку?
- В клетке канарейку?
- Альбом, чтоб рисовать?
- Жвачек, чтоб жевать?
- Учебники в обложке?
- Тарелки, вилки, ложки?
- Диванчик, чтоб лежать?
- Картон, чтоб вырезать?
Учебники и книжки,
Игрушечная мышка,
Паровозик заводной,
Пластилин цветной,
Кисточки и краски,
Новогодние маски,
Ластик и закладки,
Степлер и тетрадки,
Расписание, дневник.
Собран в школу ученик!
Испытание 2.
Учитель: Ребята, вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам поиграть в игру
«Найди вторую половину имени”, я буду называть первое слово имени сказочного героя, а
вы должны назвать хором второе слово. Например: Гуси - (лебеди)
Баба-Яга
Кощей – Бессмертный
Муха-Цокотуха
Братец Иванушка
Сестрица Алёнушка
Мальчик-с-пальчик
Крокодил Гена
Снежная королева
Черепаха Тортилла
Змей Горыныч
Конек-Горбунок
Оле-Лукойе
Али-Баба
Елена Прекрасная
Василиса Премудрая
Карабас-Барабас
Соловей Разбойник
Сивка Бурка
Спящая Красавица
Урфин Джюс
Царевна-Лягушка
Мэри Поппинс
~ 2 ~
Змей Горыныч
-Молодцы! Вы хорошо знаете сказки и великолепно справились с моим заданием.
Станция «ВЕСЕЛАЯ».
Давайте отдохнём. Сейчас будут вставать те ребята, у которых есть то, что я буду
называть. Итак, встаньте, пожалуйста:
– у кого серёжки в ушах;
– кто сегодня пришёл в школу с букетом цветов;
– у кого в одежде есть красный цвет;
– кто обожает мороженое;
– у кого есть пуговицы на одежде;
– у кого дома есть домашнее животное;
– у кого в имени или фамилии есть буква «А»;
- у кого белые банты на голове;
- у кого галстук на груди;
- у кого есть младшие братик или сестричка;
- у кого есть старший брат или сестра;
– кто сегодня с радостью шёл в школу.
Испытание 3.
- Ребята, я приготовила для вас загадки, но загадки не простые, а школьные.
Попробуйте их отгадать? (на слайдах после ответов детей картинки и надписи отгадок)
Стоит весёлый, светлый дом,
Проворных деток много в нём,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
Он учителю подмога,
Он приказывает строго:
То сядь и учись,
То встань, разойдись,
Собирает на урок,
Друг учителя... (звонок)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!..
Да нельзя, я — школьный. (ранец)
Говорит она беззвучно,
но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней —
станешь вчетверо умней. (книга)
Я всех знаю, всех учу.
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (азбука)
В этой книге на парад
Цифры выстроились в ряд:
Раз-два-три-четыре-пять,
Чтоб вас научить считать,
Складывать и вычитать,
И задачки все решать.
(математика)
Проживают в умной книжке
~ 3 ~
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (цифры)
Почему ручьи текут?
Почему цветы растут?
Где обедал воробей?
Надо всё узнать скорей!
Это - книга о природе,
О животных, о погоде,
О деревьях и цветах,
О животных и жуках.
(окружающий мир)
Я нужна вам для порядка
Зря страницы не листай.
Там, где я, читай. (закладка)
То я в клетку, то в линейку
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)
В этой небольшой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, ластики и кнопки,
Что угодно для души. (пенал)
Я писать умею на бегу,
Но жить без вас я не могу.
Кто дружить со мной готов,
Тот не пожалеет—
Сколько я хороших слов
Написать сумею! (ручка)
Живут в коробке мальчики
яркие кафтанчики.
Красят, красят мой альбом,
Уменьшаясь с каждым днём. (карандаши)
У меня чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста—
Помарку стер я с листа. (ластик)
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (линейка)
Акварель, акрил, гуашь,
Мы о ком ведём рассказ? (краски)
В альбоме водит по страничке. (кисточка)
Я весь мир слепить готов –
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин –
У меня есть — … (Пластилин)
- Следующее испытание на внимание.
В рифму дай, дружок, ответ
Словом «да» иль словом «нет».
Но, смотри, не торопись,
На крючок не попадись!
~ 4 ~
Первоклашкам 10 лет? (Нет)
С мягкой спинкой табурет? (Нет)
Пишет повар вам портрет? (Нет)
После завтрака обед? (Да)
Волк живёт на дне пруда? (Нет)
Есть колёса у ракет? (Нет)
На луне есть города? (Нет)
Кинешь камнем кошке в след? (Нет)
Спать ложатся на буфет? (Нет)
В небе мчатся поезда? (Нет)
После пятницы среда? (Нет)
Нужен вечером нам свет? (Да)
Мы веселые всегда? (Да)
Будем входить в класс в грязной обуви? (Нет)
Будем вытирать руки об одежду? (Нет)
Нельзя писать прямо на стенах? (Нет)
Нужно носить сменную обувь? (Да)
Нужно драться на переменах? (Нет)
Не будем опаздывать на урок? (Нет)
Будем стараться хорошо учиться? (Да)
-Друга выручим всегда? Да!
-Врать не будем никогда? Да!
-В классе списывать ответ? Нет!
- Брать в автобусе билет? Нет!
Ай-ай-ай! Как это нет!
Надо брать билет всегда! Да!
-Не робеть, когда беда? Да!
-Не жалеть для дел труда? Да!
-Руки мыть, когда обед? Нет!
Как же это не мыть? Мыть обязательно!
-Мы лентяям шлем привет? Нет!
-А тем, кто трудится всегда? Да!
- Вы, ребята, молодцы! Я вижу вы много знаете и умеете. Посмотрим, какие вы
внимательные. Играем в новую игру. Я задаю вам вопросы, а вы хором отвечаете:
«Это я, это я, это всё мои друзья». Будьте внимательны.
Это и будет испытание 4. Попробуем.
1.
Кто ватагою весёлой
Каждый день шагает в школу?
2.
Кто из вас приходит
в класс
С опозданием на час?
3.
Кто
мороза
не
боится.
На коньках летит как птица?
4.
Кто из вас хранит в
порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
5.
Кто
из
вас,
из
малышей,
Ходит грязный до ушей?
6.
Кто из вас не ходит
хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
7.
Кто
из
вас,
хочу
узнать,
Любит петь и танцевать?
Ну и, наконец, испытание 5.
- Ребята, как выдумаете, что нужно делать, чтобы быть успешными в школе?
~ 5 ~
- Если вы согласны с утверждением, то громко говорите «Да», а если в
предложении говорится что-то не так, то говорите «Нет»
Все домашние заданья
Буду четко выполнять. да
На уроки с опозданьем
Буду утром прибегать. нет
Дома ручку не забуду
И тетрадь, и карандаш. да
А забыл — реветь я буду
На весь класс, на весь этаж. нет
На уроках обещаю
Не шуметь и не болтать. да
Если и ответ не знаю,
Буду руку поднимать. нет
А во время перемены
Обещаю не шуметь. да
Не сбивать людей и стены,
Не толкаться, как медведь. да
Буду ловким, буду смелым,
Буду я в футбол играть. да
Значит, буду то и дело
Мячик в окна забивать. нет
Буду умным и веселым,
Делать добрые дела. да
Чтоб меня родная школа
Как родного, приняла. Да.
- Ну, что же, ребята, наши испытания закончились. Вы замечательно с ними справились. У
каждого из вас на парте лежат памятные открытки, которые я вам приготовила, а мне тоже
хочется, чтобы вы мне что-нибудь оставили на память о сегодняшнем дне. Сейчас вы
возьмёте цветные карандаши, которые вы приготовили к сегодняшнему уроку и обведёте
ими на лежащих перед вами листах свою ладошку, а потом напишите на ней своё имя.
Пока ребята рисуют, на последнем слайде идёт песня «Учат в школе».
~ 6 ~