Автор: Степанова Ольга Васильевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО Мотыгинская ДМШ
Населённый пункт: п. Мотыгино Красноярский край
Наименование материала: Презентация
Тема: Урок сольфеджио во 2 классе ДМШ
Раздел: дополнительное образование
УРОК СОЛЬФЕДЖИО
ВО 2 КЛАССЕ
ДМШ
План-конспект урока
проведенного с обучающимися 2 класса фольклорного отделения
МБУ ДО Мотыгинская ДМШ по предмету Сольфеджио
преподавателем теоретических дисциплин Степановой О.В.
Тема урока: «Музыкально-слуховые представления
на начальном этапе обучения»
Цель урока: Применить полученные знания и слуховые представления в различных
формах работы.
Задачи урока:
1. Образовательные - проверка знаний по темам
2. Развивающие - активное слушание;
- развитие навыка узнавания закрепленных интонаций в музыкальном диктанте,
нотном тексте: слышу-узнаю, вижу-узнаю-воспроизвожу;
- развитие навыка аналитического мышления;
- ориентация на устойчивые ступени в ладу;
- закрепление пройденных ритмических групп в размере 2/4;
- укрепление навыков дирижирования в размере 2/4;
3. Воспитательные - умение быть собранным, внимательным;
- умение владеть собой, преодолевая стеснительность;
- побуждение к творчеству.
Тип урока: практическое занятие (отработка умений и навыков, применение знаний на практике)
Дидактический материал:
А. Барабошкина учебник «Сольфеджио 2 класс»
Карточки – «Мелодические дорожки»
Оборудование:
фортепиано, магнитная доска, фломастеры, цветные камушки, нотные тетради, карандаши, ручки,
компьютер, экран, проектор, акустическая система
Условные обозначения:
? – вопросы преподавателя к обучающимся
! – ответы обучающихся
- речь учителя
Ход урока:
1. Организационный момент, музыкальное приветствие.
2.
Интонационные упражнения
Сегодня на уроке мы будем работать в тональности Ре мажор.
Настроимся на тональность:
- выстраивание унисона на I, III, V ступенях;
- пение гаммы в размере две четверти с дирижированием
с использованием пройденных ритмических групп (группы выписаны на доске);
Давайте вспомним, что показывают «Мелодические дорожки», выписанные
на доске?
! 1 – поступенное движение от I ступени тональности к V;
2 – повторение V ступени;
3 – движение по трезвучию вверх;
4 – опевание V, III, I ступеней сверху.
Поем эти «Мелодические дорожки» в заданном ритме.
3. Проверка домашнего задания.
Дома вам необходимо было выучить наизусть № 15 (украинская песня «Зайчик и лисичка»)
? Какой размер в этой песне?
! Две четверти.
? Какая тональность?
! Ре мажор.
Дети исполняют песню.
4. Музыкальный диктант.
Продолжаем работу в тональности Ре мажор. И
следующее задание – написать музыкальный диктант. В
этом вам помогут карточки – «Мелодические дорожки»
(Учитель раздает детям карточки. Ученики
раскладывают их перед собой на партах)
Ваша задача – послушать мелодию и при помощи карточек показать её мелодическую линию.
Хорошо, молодцы! Теперь дирижируем и поем эту мелодию. Вам необходимо определить ритм мелодии.
Записываем получившуюся мелодию в нотную тетрадь.
5. Творческое задание.
У вас получилось 4 такта. Звучит эта мелодия как вопрос, так как заканчивается на V ступени тональности.
Придумайте пожалуйста «ответ» и исполните его на фортепиано.
6. Устный музыкальный диктант. Транспонирование.
Молодцы! Следующее задание – посмотрите видеоролик и расшифруйте спрятанную в нем мелодию.
Внимание на экран.
(просмотр видео)
Догадались? Теперь поем эту мелодию в тональности До мажор, одновременно «играя» на нарисованной
клавиатуре.
Отлично! Транспонируем мелодию в тональность Ре мажор. Исполняем с дирижированием.
7. Ритмические упражнения.
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь закрепляем пройденные ритмические группы.
Возьмите пожалуйста цветные камушки и простучите ритм, который увидите на экране.
(выполняем ритмические упражнения под музыку)
8. Обобщение материала.
Сегодня на уроке вы показали, что хорошо умеете применять свои знания и слуховые
представления на практике. Вы отлично справились со всеми заданиями.
9. Домашнее задание.
Записать в нотную тетрадь мелодию «ответного предложения» к диктанту.
10. Выставление оценок за урок.
11. Игровой момент.
Танец «Лисичка» - исполняем несложные ритмичные танцевальные движения под музыку.
Спасибо за работу. До свидания!
Спасибо за внимание!