Напоминание

"Нетрадиционные приемы работы с текстом в рамках личностно ориентированного обучения"


Автор: Кузнецова Людмила Александровна
Должность: Учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ СО
Населённый пункт: Свердловская область, ГО Первоуральск, п. Новоуткинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Нетрадиционные приемы работы с текстом в рамках личностно ориентированного обучения"
Раздел: среднее образование





Назад




Кузнецова Л.А.

ГБОУ СО «Первоуральская школа»

Нетрадиционные приемы работы с текстом в рамках личностно

ориентированного обучения

Личностно-ориентированное обучение основано на принципе

индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные

способности каждого обучающегося: мыслительные, эмоциональные,

творческие и другие.

Следует признать за обучающимся право на собственное мнение,

личную оценку исторических событий при условии наличия аргументации.

Надо предоставить возможность ученикам почувствовать свою причастность

ко всему происходящему, что они полноправные члены общества и от них

тоже зависит его дальнейшее развитие.

Исходя из объективных тенденций развития общества, наиболее

значимой должна стать организация самостоятельной работы учащихся с

историческим источником, что позволит им создать собственную версию

истории.

В качестве одного из средств, помогающего «оживить» общение ребят

с историей, увлечь и заинтересовать весь класс в целом и каждого ученика в

отдельности может выступать использование системы познавательно-

развивающих вопросов к историческим текстам.

Следует помнить, что исторические документы (источники) заключает

в себе реальную историческую действительность, практику

жизнедеятельности субъектов истории. Для изучения исторических

документов необходима серьезная мыслительная работа, завершающаяся

личностными оценками. Особое значение в этом плане имеют

нетрадиционные текстовые источники информации. Таким источником

может являться исторический анекдот.

Исторический анекдот повышает интерес к истории. Внимание

привлекает красочность языка, юмор, сарказм, наличие оценочных суждений

Пример работы на уроке «Реформы Петра».

Исторический анекдот:

«Петр I не любил носить нового платья, находил его всегда неловким; в

бытность в Париже он решился, однако же, одеться по-тамошнему, но, когда

примерил наряд, голова его не могла выдержать тяжести парика, а тело

утомлено было вышивками и разными украшениями.

Обрезав кудри парика по-русски, он пришел ко двору в старом своем

коротком сером кафтане без галунов, в манишке без манжет, со шляпою без

перьев и черной кожаной через плечо портупее. Его новая одежда, странная и

никогда не виданная французами, восхитила их, по его отъезде из Парижа

они точно ввели ее в моду под названием «НАРЯД ДИКАРЯ».

Вопросы:

О какой исторической личности идет речь в анекдоте?

Когда совершил поездку во Францию Петр? С какой целью?

Объясните значения слов: манишка, портупея, кафтан, галун?

Назовите особенности русского костюма 17 века, какой закон о

внешнем виде издан Петром I?

Как изменилась мужская одежда после выхода закона о внешнем виде?

Изменилась ли одежда женщин?

Как детализирует этот анекдот информацию о реформах Петра I в

быту?

В чем, по-вашему, смысл поступка Петра I?

Как вы можете объяснить реакцию французов?

Актуален ли анекдот в настоящее время? Для подтверждения каких

современных идей можно рассказать этот анекдот?

Таким образом, исторический анекдот дает возможность сочетать

анализ исторической информации с умением определить и сформулировать

собственные оценки исторических личностей, событий, процессов, периодов,

эпох.

Таким же образом может быть использована сказка. Использование ее

в качестве источника исторической информации вызывает особый интерес и

желание высказать своё влияние о событиях и явлениях, в ней отраженных.

Пример использования сказки на уроке

Сказка «Царь Иван и лапотник» помогает глубже изучить российское

государство в XVI веке.

«Когда царь Иван ездил осматривать свое государство, многие

простолюдины и дворяне подносили ему дары. Один честный лапотник,

который плел лапотки и продавал по две копейки пару, не знал, что поднести

царю, и просил у жены совета.

- Поднеси пару хороших лапоток,- сказала она.

- Это не редкость,- отвечал он,- а есть у нас в саду огромная репа. Мы

поднесем ему эту репу, а вместе и пару лаптей.

Как сказано, так и сделано. Царь очень милостиво принял подарок и, износив

сам одну пару лаптей, заставил всех дворян покупать у крестьянина лапти по

пяти шиллингов пару. Это составило крестьянину состояние; он начал

торговать и скоро так разбогател, что оставил после себя значительное

имение. Потомки его получили дворянское достоинство и называются теперь

Лапотскими. Есть одно дерево, подле которого стоял прежде дом его и на

которое проходящие бросают свои старые лапти в память этого лапотника;

это обыкновение до сих пор ведется.

Один дворянин, видя, что такая награда была получена за лапоть, хотел

также получить награду, и еще значительнее, за хорошего коня. Но царь,

угадав его намерения, подарил ему взамен ту большую репу, которую

получил прежде, и таким образом заставил всех над ним смеяться».

Вопросы:

Как вы думаете, о каком царе идет речь в сказке?

Как можно охарактеризовать царя в этой сказке?

Как вы понимаете фразу «Потомки его получили дворянское

достоинство»?

О происхождении какой дворянской фамилии идет речь в сказке?

Какие еще вы знаете, случи, когда царь даровал дворянскую фамилию?

Как вы думаете, сколько это - пять шиллингов?

Каковы были намеренья дворянина, отдавшего хорошего коня царю?

Какие вы знаете реформы проводимые царем?

Каков нравственный смысл этой сказки?

Бывают ли в современной жизни ситуации с таким же нравственным

смыслом?

О чем можно размышлять, читая сказки с позиции историка?

Нетрадиционные текстовые источники информации создают на уроках

истории атмосферу творчества, позволяют повысить мотивационную

составляющую образовательного процесса и способствуют решению задач

личностно - ориентированного обучения.



В раздел образования




Яндекс.Метрика