Автор: Щеткова Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЯНАО
Населённый пункт: Тюменская область, Исетский район, п. Кировский
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Здравница души
Раздел: среднее образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
«ДЕТСКИЙ ДОМ «СИЯНИЕ СЕВЕРА»
Рабочая программа
«Здравница души»
государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа
«Детский дом «Сияние Севера» на 2020-2021 учебный год
(для младшего школьного возраста, подросткового возраста,
старшего школьного возраста)
Программу составила:
Щеткова Е.В., воспитатель,
первая квалификационная
категория
Принята на заседании профессионального объединения воспитателей ГКУ ЯНАО
«Сияние Севера» (протокол №1 от 15.09.2020).
Рекомендована Научно-методическим советом Учреждения ГКУ ЯНАО «Сияние
Севера» (протокол №1 от 15.09. 2020).
п. Кировский, Исетский район, Тюменская область, 2020
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Здравница души» в государственном казенном учреждении
Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» (далее - Рабочая
программа)
разработана как модуль воспитательной программы «Шаги к успеху»
государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский
дом «Сияние Севера» в целях
обновления содержания воспитательного процесса на
основе компетентностного подхода для
успешной социализации воспитанника и
относится к программам духовно-нравственной направленности.
Рабочая программа предназначена для младшего школьного возраста (7-10 лет),
подросткового возраста (11-15 лет) и старшего школьного возраста (15 лет и старше).
Содержание Рабочей программы построено на основе базовых общечеловеческих
ценностей, хранимых в культурных, семейных , религиозных этнических, социальных
традициях, передаваемых из поколения в поколение.
Цель Рабочей программы: создание условий для воспитания на основе духовно-
нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-
культурных традиций для успешной социализации воспитанника, готового к реализации
личностного, коммуникативного и эстетического потенциала через разнообразную,
творческую, духовно насыщенную деятельность и способного к социализации в обществе.
Задачи:
1) способствовать приобретению духовно-нравственных знаний, опыта созидательной
и творческой деятельности, опыта духовной жизни;
2) формировать уважительное отношение к духовному и историческому наследию
своего народа, истории православия, традициям христианской культуры;
3) прививать воспитаннику семейно-нравственные ценности;
4) способствовать формированию коммуникаций, креативности, кооперации,
развитию критического мышления.
2. Планируемые результаты
2.1. Реализация Рабочей программы дает возможность достичь следующих
а) личностных результатов:
- формирование ценностных ориентиров и нравственных норм;
- воспитание уважительного отношения к большой и малой Родине, своему народу,
традициям, старшему поколении, культурному наследию;
- умение открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию;
б) метапредметных результатов:
- формировать потребность самообразования, самовоспитания своих морально-волевых
качеств;
- формирование читательской грамотности, овладение составляющими публичных
выступлений;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в различной
литературе, интернете, библиотеке и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой и
заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы.
2.2. Предметные результаты освоения Рабочей программы приводятся в блоках
«воспитанник научится» и «воспитанник получит возможность научиться»
.
(младший школьный возраст)
«воспитанник научится»:
- понимать историю родного края, культуру родной земли, историю своей семьи;
- ориентироваться в фактах, событиях, именах, примерах доблести и чести, наследии
«малой Родины»;
- называть факторы, необходимые для эстетического развития;
«воспитанник получит возможность научиться»:
- выполнять все нормы поведения в детском доме, школе, отвечать за свои поступки;
- представлять информацию с помощью наставника;
- четко формулировать свои мысли по отношению к изученному, увиденному.
(подростковый возраст)
«воспитанник научится»:
- понимать ценность труда и творчества;
- участвовать в мероприятиях по теме духовно-нравственного воспитания;
- составлять собственные сообщения о малой Родине, крае;
«воспитанник получит возможность научиться»:
-создавать свои разработки к литературным вечерам, спортивным мероприятиям;
- понимать роль здорового образа жизни, приводить примеры здорового эмоционального
и нравственного образа жизни и стремиться овладевать ими;
- уважительно относиться к большой и малой Родине, своему народу, государственной
символике, законам РФ, народным традициям, старшему поколению, культурному
наследию.
(старший школьный возраст)
«воспитанник научится»:
- разрабатывать сценарии к праздникам и обрядам;
- понимать ценность труда и творчества;
- использовать полученные знания на практике;
«воспитанник получит возможность научиться»:
- иметь элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении
здоровья человека;
- представлять разработанные проекты по теме духовно-нравственного воспитания;
- с интересом воспринимать встречи с разными людьми.
3. Содержание Рабочей программы
Рабочая программа составлена из расчёта 54 часа в учебный год.
Объём
теоретических занятий составляет 18 часов (33,4%), объём практических занятий - 36
часов (66,6%). В том числе для младшего школьного возраста - 18 часов (теоретические
занятия - 3(16,6%), практические занятия - 15(83,4%), для подросткового возраста -18
часов (теоретические занятия - 8 (44,4%), практические занятия – 10(55,6%) , для старшего
школьного возраста - 18 часов (теоретические занятия - 7(38,9%) , практические занятия -
11(61,1%).
Содержание Рабочей программы структурировано в виде трех разделов-модулей:
«Духовность человека», «Нравственные поступки», «Гуманность и человечность».
Рабочая
программа
строится
с
учётом
следующих
содержательных
линий:
воспитание
гражданственности,
патриотизма,
уважения
к
правам,
свободам
и
обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания,
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и
жизни,
воспитание
ценностного
отношения
к прекрасному,
формирование
основ
эстетической культуры.
Раздел 1. «Духовность человека» (18 часов, младший школьный возраст – 6
часов, подростковый возраст - 6 часов, старший возраст – 6 часов)
(младший школьный возраст)
Что такое хорошо и что такое плохо. Добро и зло. Честный и справедливый.
Уважай старших. Вежливость и невежество. Товарищество и дружба. Трудолюбие и лень.
Практическая работа №1. «Чтение сказок о добре и зле: «Крошечка-Хаврошечка»,
«Сказка о Василисе прекрасной».
Практическая работа №2. Театр-экспромт: «Поездка в автобусе».
Практическая работа №3. «Просмотр мультфильма о честности и
справедливости: «Приключения кота Леопольда».
Практическая работа №4. «Подбор пословиц и поговорок о товариществе и
дружбе, разбор жизненных ситуаций».
(подростковый возраст).
Шкатулка добрых дел, доброта и отзывчивость. Совесть - внутренний мир человека.
Духовный мир человека (религии мира), виртуальная экскурсия по святым местам России.
День народного единства. Гордость, патриотизм. Моя родина - Россия.
Практическая работа №1. Акция: «Добродар»
Практическая работа №2. «Презентация, посвященная дню народного единства».
Практическая работа №3. Фотовыставка «Россия - Родина моя».
(старший возраст)
Ценность жизни и человеческих благ. Счастье и горе. Любовь и ненависть.
Духовных книг божественная мудрость; что такое библия. Иконопись на Руси (русские
иконописцы). Силу подлости и злобы одолеет дух добра.
Практическая работа №1. Омар Хайам «Лучшие притчи о жизни».
Практическая работа №2. Чтение и обсуждение книги И.Федорова: «Апостол».
Практическая работа №3. «Народная мудрость (легенды, пословицы, поговорки,
высказывания и т.д.)».
Раздел 2. «Нравственные поступки» (18 часов, младший школьный возраст - 6
часов, подростковый возраст - 6 часов, старший возраст - 6 часов)
(младший школьный возраст)
Поможем птицам. Благотворительность. Благородство и честь. Помощь и
беспомощность. Дружба и друзья. Честность и справедливость ( по произведению
В.Г.Распутина «Уроки французского»).
Практическая работа №5. «Просмотр и обсуждение фильма о зимующих птицах
нашей местности».
Практическая работа №6. Акция «Накорми птиц».
Практическая работа №7. Игровая программа «А ну-ка, мальчики».
Практическая работа №8. «Ролевые игры (помощь и беспомощность)».
Практическая работа №9. «Рисуем портрет друга».
Практическая работа №10.Чтение и обсуждение книги В.Г. Распутина «Уроки
французского».
(подростковый возраст)
Птицы - наши друзья. Православный календарь (зимние православные праздники).
Защитники Отечества; честь и достоинство.
Любовь и забота. Доброта и злоба.
Тактичность и сдержанность.
Практическая работа №4. «Изготовление кормушки (совместная работа с
педагогом доп. образования)».
Практическая работа №5. «Рождественские посиделки».
Практическая
работа
№6.
Изготовление
открыток
ветеранам
к
23
февраля(совместная работа с педагогом доп.образования).
Практическая работа №7. «Разбор ситуативных ситуаций о тактичности и
сдержанности».
(
старший школьный возраст)
Умение прощать и просить прощение. Рождество. Моя родословная, семейные
традиции. Честь и достоинство. Мужественность, храбрость и трусость. Скромность и
тщеславие.
Практическая работа№4. Просмотр и обсуждение фильма: «Не могу сказать
«Прощай»».
Практическая работа №5. «Гадание и колядование на рождество».
Практическая работа №6. Презентация: «Моя родословная, семейные традиции».
Практическая работа№7. «Подбор мыслей и выражений о чести и достоинстве».
Практическая работа №8. Просмотр и обсуждение фильма: «Т-34».
Раздел 3. «Гуманность и человечность» (18 часов, младший школьный возраст-
6часов, подростковый возраст-6 часов, старший возраст-6часов)
(младший школьный возраст)
Международный женский день. Добрые чувства. День космонавтики. Гуманность и
человечность. Поговорим о мужественности. Добросердечность.
Практическая работа №11. Конкурс для девочек «А ну-ка, девочки».
Практическая работа №12. «Слушаем и поем песни о доброте».
Практическая работа №13. Мастер-класс по нетрадиционному рисованию на тему
«Космос».
Практическая работа №14. «Просмотр мультфильма о гуманности и
человечности».
Практическая работа №15. Акция «Собери посылку военнослужащему (Письмо,
открытка, рисунок и т.д.)».
(подростковый возраст)
Семья и семейные традиции. 8 Марта – женский день. Гуманизм и человечность.
Мужественность. Честь и достоинство. День Победы.
Практическая работа №8. «Семейное чаепитие».
Практическая работа №9. «Поздравление девочек и воспитателей в семье».
Практическая работа №10. Создание скрайбинг-презентации:«День Победы!».
(старший школьный возраст)
Гуманизм и человечность. Женственность. Гордость и гордыня. Совестливость и
бессовестность. Милосердие и гуманность. Опасная парочка (о хвастовстве и зависти).
Практическая работа №9. «Знакомство с картинами художников, на которых
изображены женщины».
Практическая работа №10. Просмотр и обсуждение фильма о милосердии и
гуманности «Живая радуга».
Практическая работа №11. «Создание электронной тематической картотеки
нравственных категорий».
4. Календарно-тематическое планирование
4.1. Календарно-тематическое планирование
(младший школьный возраст, 18 часов )
№
заня
тия
Дата
проведе
ния
Тема занятия
Характеристика основных видов деятельности
воспитанника, компетентностное развитие (КР)
Раздел 1. «Духовность человека» (6 часов, 4П/2Т)
1
Сентябрь,
2020
Что такое
хорошо и что
такое плохо.
Знать, различать и называть плохие и хорошие
поступки.
КР: развитие умения выражать свои мысли,
формирование умения работать в группе, развитие
умения выслушивать товарища, высказывать свое
мнение.
2
Сентябрь,
2020
Добро и зло.
Знать и определять сущность полярных понятий –
“добро” и “зло” и эмоций, которые им соответствуют;
активно защищать свою нравственную позицию;
достойно признавать свою неправоту в суждениях и
поступках.
ПР №1. «Чтение сказок о добре и зле: «Крошечка-
хаврошечка», «Сказка о Василисе прекрасной».
КР: развитие умения слушать, отвечать на вопросы,
сопоставлять понятия, сотрудничать со сверстниками.
3
Октябрь,
2020
Вежливость и
невежество.
Знать и определять сущность понятий вежливость и
невежество, называть их значение.
Уважай
старших.
ПР №2. Театр-экспромт «Поездка в автобусе».
КР: развитие навыков уважения, вежливости,
взаимопонимания, поддержки, формирование умений
работать в группе.
4
Октябрь,
2020
Честный и
справедливый
.
Знать и уметь различать честные и справедливые
поступки от других.
ПР №3. Просмотр мультфильма о честности и
справедливости: «Приключение кота Леопольда».
КР: развитие навыков сотрудничества, усидчивости,
умения выражать свои мысли, вступать в разговор.
5
Ноябрь,
2020
Товарищество
и дружба.
Знать и понимать данные понятия.
ПР №4. «Подбор пословиц и поговорок о
товариществе и дружбе, разбор жизненных
ситуаций».
КР: развитие навыков сотрудничества, формирование
умений уважать мнение другого.
6
Ноябрь,
2020
Трудолюбие и
лень.
Знать, понимать и различать понятия: лень и
трудолюбие, уметь приводить примеры.
КР: развитие умения выражать свои мысли,
формирование умения работать в группе, развитие
умения выслушивать товарища, высказывать свое
мнение.
Раздел 2. «Нравственные поступки» (6 часов, 6П/0Т)
7
Декабрь,
2020
Поможем
птицам.
Уметь высказывать свою точку зрения о красоте
природы. Называть способы общения с природой
(прогулки, походы, экскурсии и др.).
ПР №5. «Просмотр и обсуждение фильма о зимующих
птицах в нашей местности».
КР: формирование и накопление нравственного –
ценностного опыта к миру на примере живой
природы.
8
Декабрь,
2020
Благотворите
льность.
Знать и понимать значение слова благотворительность
(творить благо).
ПР №6. Акция: «Накорми птиц».
КР: формирование навыков сотрудничества и
взаимодействия.
9
Январь,
2021
Благородство
и честь.
Знать и называть благородные поступки, проявлять
желание совершать такие поступки.
ПР №7. Игровая программа: «А ну-ка, мальчики».
КР: формирование навыков сотрудничества, работы в
группе, навыков взаимоуважения, взаимопомощи.
10
Январь,
2021
Помощь и
беспомощнос
ть
Уметь рассказывать о понятиях: помощь и
беспомощность, различать их.
ПР №8. «Ролевые игры (Помощь и беспомощность)».
КР: формирование навыков взаимопомощи, умения
работать в команде, высказывать и отстаивать свое
мнение.
11
Февраль,
2021
Дружба и
друзья.
Знать выражение – дружба, друзья, уметь дружить.
ПР №9. «Рисуем портрет друга».
КР: формирование навыков взаимопомощи,
взаимовыручки, умений подбирать себе друзей.
12
Февраль,
Честность и
Знать, понимать и приводить примеры данных
2021
справедливос
ть.
понятий, уметь отличать их от других понятий.
ПР №10. Чтение и обсуждение книги В.Г.Распутина
«Уроки французского».
КР: формирование навыков и умений слушать,
рассуждать, высказывать и отстаивать свою точку
зрения, рзвитие умениеясотрудничать со сверстниками
и взрослыми.
Раздел 3. «Гуманность и человечность» (6 часов,5П/1Т)
13
Март,
2021
Международн
ый женский
день.
Иметь представление о международном женском дне, о
женственности.
ПР №11. Конкурс для девочек: «А ну-ка, девочки!».
КР: воспитание чувства женственности,
ответственности, умение работать в команде.
14
Март,
2021
Добрые
чувства.
Знать, различать и называть добрые чувства такие, как:
человечность, доброта, ласка, внимательность,
сочувствие.
ПР №12. «Слушаем и поем песни о доброте».
КР: развитие навыков внимательности, отзывчивости,
доброго отношения к окружающим.
15
Апрель,
2021
День
космонавтики
.
Находить информацию об истории первого
космического полета и профессии космонавт.
Испытывать чувство гордости за свою страну, желание
быть в чем-то похожим на героев-космонавтов.
ПР.№13. Мастер-класс по нетрадиционному
рисованию на тему «Космос».
КР: формирование навыков и умений выделять важное
и значимое в информации; пересказывать полученную
информацию своими словами, публично представлять
её.
16
Апрель,
2021
Гуманность и
человечность.
Знать и различать понятия: гуманность и человечность.
ПР №14. «Просмотр фильма о гуманности и
человечности».
КР: формирование умений высказывать
аргументированное мнение о значении этих понятий в
сегодняшней жизни.
17
Май,
2021
Поговорим о
мужественнос
ти.
Знать историю нашей страны в годы войны. Уметь
высказывать свое мнение.
ПР №15. Акция «Собери посылку военнослужащему»
(письмо, открытка, рисунок и т.д.).
КР: формирование умения работать в команде.
18
Май,
2021
Добросердечн
ость.
Знать и понимать значение слова добросердечность,
уметь приводить примеры.
КР: развитие навыков работы в группе, умения
слушать и выражать свои мысли.
4.2. Календарно-тематическое планирование
(подростковый возраст)
№
заня
тия
Дата
проведе
ния
Тема занятия
Характеристика основных видов деятельности
воспитанника, компетентностное развитие (КР)
Раздел 1. «Духовность человека» (6 часов, 3П/3Т)
1
Сентябрь,
2020
Шкатулка
добрых дел.
Знать, называть и отличать добрые дела от других.
ПР №1.Акция: «Добродар».
Доброта и
отзывчивость.
КР: формирование коммуникативных навыков
(умение выслушивать товарища, искренне высказывать
свое мнение, проявлять доброжелательность к
суждениям других людей), навыков культурного
общения со сверстниками, следуя речевому этикету.
2
Сентябрь,
2020
Совесть -
внутренний
судья у
человека.
Анализировать понятие «совесть», «совестливый
человек».
КР: развитие навыков работы в группе, умения
слушать и выражать свои мысли.
3
Октябрь,
2020
Духовный
мир человека
(религии
мира).
Виртуальные
экскурсии по
святым
местам
России.
Подбирать и анализировать материал о религиях мира.
Понимать смысл слова - виртуальная, иметь
представление о святых местах России (Троице -
Сергеевская Лавра, Соловецкий монастырь,
Новодевичий монастырь и др.)
КР: формирование навыков и умений находить
необходимую информацию в книгах, словарях и
справочниках, интернет - пространстве, у
представителей старшего поколения, специалистов и
т.д.
4
Октябрь,
2020
День
народного
единства.
Понимать такие понятия, как «патриотизм»,
«гражданственность», «любовь к Родине».
ПР №2. «Презентация, посвященная дню народного
единства».
КР: формирование умений и навыков находить
необходимую информацию в книге, словарях и
справочниках, интернет - пространстве и т.д.;
овладение составляющими проектной деятельности.
5
Ноябрь,
2020
Гордость.
Патриотизм.
Знать, понимать понятия «патриотизм» и «гордость».
Уметь приводить примеры.
КР: развитие навыков и умений выражать свою точку
зрения, умения работать в группе.
6
Ноябрь,
2020
Моя родина-
Россия.
Знать и понимать смысл слов: гордость, патриотизм,
Родина.
ПР №3. Фотовыставка «Россия-Родина моя».
КР: формирование навыков развития интересов своей
познавательной деятельности; умение работать в
группе, сотрудничество детей и наставников.
Раздел 2. «Нравственные поступки» (6 часов, 4П/2Т)
7
Декабрь,
2020
Птицы - наши
друзья.
Уметь сострадательно относиться к птицам, к природе.
ПР №4. «Изготовление кормушки (совместная
работа с педагогом доп. образования)».
КР: формирование навыков работы в команде,
сотрудничества с наставником, умение высказывать
свое мнение при диалоге.
8
Декабрь,
2020
Православны
й календарь
(зимние
православные
праздники).
Находить сведения о возникновении праздника,
традициях.
ПР №5. «Рождественские посиделки».
КР: формирование навыков работы в команде,
сотрудничества с наставником, умение высказывать
свое мнение при диалоге.
9
Январь,
2021
Защитники
отечества.
Знать историческое прошлое нашей страны. Понимать
понятие – защитники Отечества, уметь отличать честь
Честь и
достоинство.
и достоинство от других понятий.
ПР №6. «Изготовление открыток ветеранам к 23
февраля» (совместная работа с педагогом доп.
образования).
КР: формирование умения высказывать свою точку
зрения, формирование навыков сотрудничества.
10
Январь,
2021
Любовь и
забота.
Знать и уметь сопоставлять знания о любви и заботе с
ненавистью и злобой.
КР: формирование умений высказывать и отстаивать
свое мнение.
11
Февраль,
2021
Доброта и
злоба.
Уметь сопоставлять понятия: доброта и злоба,
называть и совершать добрые поступки.
КР: формирование умения высказывать свою точку
зрения, формирование навыков сотрудничества.
12
Февраль,
2021
Тактичность и
сдержанность
.
Знать и понимать понятия слов: тактичность и
сдержанность, уметь применять эти действия на
практике.
ПР №7. «Разбор ситуативных ситуаций о
тактичности и сдержанности».
КР: развитие умения работать в группе.
Раздел 3. «Гуманность и человечность» (6 часов, 3П/3Т)
13
Март,
2021
Семья и
семейные
традиции.
Знать и уважать семейные традиции, ценности семьи,
уметь проявлять заботу о родных людях. Уметь
разбираться в родственных связях.
ПР №8. «Семейное чаепитие».
КР: формирование умения высказывать свою точку
зрения, формирование навыков сотрудничества.
14
Март,
2021
8 марта –
женский день.
Испытывать чувства ответственности, сопереживания.
ПР №9. «Поздравление девочек и воспитателей».
КР: формирование навыков и умения работать в
команде, формирование умения высказывать свою
точку зрения, формирование навыков сотрудничества.
15
Апрель,
2021
Гуманизм и
человечность.
Знать и понимать понятия: гуманизм, принцип и
человечность; факторы, способствующие повышению
качеств человечность и гуманизм.
КР: формирование умения высказывать свою точку
зрения, формирование навыков сотрудничества,
умение высказывать и отстаивать свое мнение при
диалоге.
16
Апрель,
2021
Мужественно
сть.
Знать и понимать значение слова мужественность.
Уметь приводить примеры.
КР: формирование умения высказывать свою точку
зрения, формирование навыков сотрудничества.
17
Май,
2021
Честь и
достоинство.
Понимать, знать и приводить примеры чести и
достоинства.
КР: формирование навыков и умений слушать,
высказывать свою точку зрения, умения работать в
команде.
18
Май,
2021
Скрайбинг-
День Победы!
Выражать свои чувства, побуждать к уважительному
отношению к подвигу наших соотечественников во
время великой отечественной войны.
ПР №10. Создание скрайбинг –презентции «День
Победы!».
КР: формирование умения высказывать свою точку
зрения, формирование навыков сотрудничества.
4.2. Календарно-тематическое планирование
(старший школьный возраст)
№
заня
тия
Дата
проведе
ния
Тема занятия
Характеристика основных видов деятельности
воспитанника, компетентностное развитие (КР)
Раздел 1. «Духовность человека» (6 часов, 3П/3Т)
1
Сентябрь,
2020
Ценность
жизни и
человеческих
благ.
Знать и объяснять понятия жизнь и смысл жизни.
Находить объяснения в разных источниках.
ПР №1.Омар Хайам : «Лучшие притчи о жизни».
КР: формирование навыков работы с книгой,
высказывать и аргументировать свое мнение, развитие
умения работать в группе сотрудничества детей и
наставника..
2
Сентябрь,
2020
Счастье и
горе.
Знать и понимать понятия: счастье, горе, милосердие.
Уметь сопоставлять их.
КР: формирование навыков сотрудничества и
взаимодействия.
3
Октябрь,
2020
Любовь и
ненависть.
Знать понимать и приводить примеры любви и
ненависти. Умение выражать эти чувства.
КР: формирование навыков работы с наставником, со
сверстниками.
4
Октябрь,
2020
Духовных
книг
божественная
мудрость. Что
такое библия.
Уметь понимать принцип духовности, выделять
основное и главное в прочитанном. Понимать, что
такое библия.
ПР №2. Чтение и обсуждение книги И. Федорова:
«Апостол».
КР: формирование умения высказывать свою точку
зрения, формирование навыков сотрудничества.
5
Ноябрь,
2020
Иконопись на
Руси.
Уметь понимать смысл рукописных икон, определять
их значение в духовной жизни.
КР: формирование умения высказывать свою точку
зрения, формирование навыков сотрудничества.
6
Ноябрь,
2020
Силу
подлости и
злобы одолеет
дух добра
Уметь сопоставлять понятия: подлость, злоба и добро.
ПР №3. «Народная мудрость. (Легенды, пословицы,
поговорки, высказывания и т.д. о подлости, злобе,
добре)».
КР: развитие навыков и умений работы с разными
источниками информации, находить необходимую
информацию и в доступной форме доводить ее до
слушателей.
Раздел 2. «Нравственные поступки» (6 часов, 5П/1Т)
7
Декабрь,
2020
Умение
прощать и
просить
прощение.
Уметь строить дружеские отношения друг с другом,
знать и понимать значение слов «прощать и
прощение».
ПР №4. Просмотр и обсуждение фильма: «Не могу,
сказать прощай».
КР: формирование навыков поддержки друг друга,
умение прощать друг друга; привитие чувств
сопереживания.
8
Декабрь,
2020
Рождество.
Знать и называть христианские зимние праздники и их
традиции.
ПР №5. «Гадание и колядование на рождество».
КР: формирование понятий русских традиций,
развивать мышление, логику, умение работать в
команде.
9
Январь,
2021
Моя
родословная.
Семейные
традиции.
Знать и понимать понятия: родословная, семейные
традиции.
ПР №6. Презентация творческих проектов: «Моя
родословная», «Семейные традиции».
КР: формирование навыков самостоятельной добычи
информации, умение доводить информацию в
доступной форме до других, умение сотрудничать с
наставником.
10
Январь,
2021
Честь и
достоинство.
Знать и понимать значение выражений: честь и
достоинство.
ПР №7. «Подбор выражений, мыслей о чести и
достоинстве».
КР: формирование навыков работы с
информационными источниками, подбирать
необходимый материал и доводить его в доступной
форме до слушателей, умение работать в группе.
11
Февраль,
2021
Мужественно
сть.
Храбрость и
трусость.
Знать значение качества мужественность. Умение
приводить примеры мужественных поступков.
Уметь различать значение выражений: храбрость и
трусость, уметь приводить примеры храбрых
поступков и поступков трусости.
ПР №8. Просмотр и обсуждение фильма: «Т-34».
КР: формирование умения высказывать свою точку
зрения, формирование навыков сотрудничества.
12
Февраль,
2021
Скромность и
тщеславие.
Знать смысл понятий скромность и тщеславие. Умение
приводить примеры.
КР: развитие навыков общения в команде,
сотрудничества с наставником, умения высказывать
свою точку зрения.
Радел 3. «Гуманность и человечность» (6 часов, 3П/3Т)
13
Март,
2021
Гуманизм и
человечность.
Знать и понимать значение понятий гуманизм и
человечность. Уметь приводить примеры гуманных
поступков.
КР: формирование умения высказывать свою точку
зрения, формирование навыков сотрудничества.
14
Март,
2021
Женственност
ь.
Понимать качества женственности, значение этого
качества, отличать его от мужественности.
ПР №9. «Знакомство с картинами художников, на
которых изображены женщины».
КР: формирование умения высказывать свою точку
зрения, формирование навыков сотрудничества.
15
Апрель,
2021
Гордость и
гордыня.
Знать значение понятий гордость и гордыня, уметь
выделять черты сходства и различий этих понятий.
КР: формирование навыков работы с источниками
информации, умений подбирать нужный материал и
доводить его до слушателей.
16
Апрель,
2021
Совестливост
ь и
бессовестност
ь.
Уметь сопоставлять понятия совестливость и
бессовестность.
КР: формирование умения высказывать свою точку
зрения, формирование навыков сотрудничества.
17
Май,
2021
Милосердие и
гуманность.
Опасная
парочка.
(о хвастовстве
и зависти)
Уметь сопоставлять понятия: доброта, чуткость,
милосердие, гуманность, раскрывать их значение,
уметь приводить примеры.
Знать и понимать значение выражений: хвастовство и
зависть. Уметь приводить примеры положительных
качеств характера.
ПР №10. Просмотр и обсуждение фильма о
милосердии и гуманности: «Живая радуга».
КР: формирование умения высказывать свою точку
зрения, формирование навыков сотрудничества.
18
Май,
2021
Итоговое
занятие –
Электронная
тематическая
картотека.
Уметь составлять электронную тематическую
картотеку по пройденным темам нравственного
воспитания.
ПР.№11. «Создание электронной тематической
картотеки нравственных категорий»..
КР: формирование умения высказывать свою точку
зрения, формирование навыков сотрудничества,
развитие умения работать с разными источниками
информации.
5. Оценка результатов реализации Рабочей программы
Оценка результатов реализации Рабочей программы осуществляется в ходе
мониторинга результатов реализации воспитательной программы «Шаги к успеху» по
двум направлениям: личностные и метапредметные результаты, которые проводятся два
раза
в
год
(октябрь,
май).
Педагог
самостоятельно
осуществляет
текущий,
промежуточный и итоговый контроль реализации программы в рамках балльно -
накопительной системы.
6. Перечень научно-методического обеспечения и используемой литературы:
1. Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
2. Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.
3. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического
комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.
4. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: проблемы нравственности и
воспитания. Т.2 – М., 1992.
5. Германова Е.А. Стимулирование учащихся к духовному развитию. //Воспитание
школьников - №3, 2012
6. Закон об образовании1992г. №3266-1.
7. Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998.
8. Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
9. Капперев П.Ф. О детских радостях и печалях //Воспитание и обучение – 1901.
10.Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского
образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007.
11. И.В.Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
12. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
13.Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
14.Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. Москва, 2002.