Напоминание

"Оттепель" в духовной жизни"


Автор: Дампилова Лидия Нимаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ " Улюкчиканская ООШ"
Населённый пункт: село Улюкчикан
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Оттепель" в духовной жизни"
Раздел: среднее образование





Назад




ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА-ПРОЕКТА ПО ИСТОРИИ.

ПО ТЕМЕ: «Оттепель» в духовной жизни»

(9 класс)

Автор: Учитель истории Дампилова Л.Н.

2014

Цели: - формировать представления об особенностях развития культуры в хрущевскую

эпоху, преодоление сталинизма в литературе и искусстве, развитие науки, образования, -

развитие информационной компетентности, а именно, развитие навыков анализа и

обобщения полученной информации, выделения главного в тексте, составления плана

текста, развитие навыков работы с сетью Интернет , развитие социальной

компетентности, а именно навыков групповой работы, развитие творческих способностей

учащихся;- воспитание уважения к культурному наследию своего народа, уважение труда

друг друга.

Задачи:

1.

Формирование навыков самостоятельной исследовательской, индивидуальной и

групповой работы и ее оформление в форме сообщения или доклада.

2.

Умение формировать задачи. Искать пути их решения, корректировать

деятельность.

3.

Делать обобщающие выводы своей работы и работы других групп.

4.

Формировать практическое и творческое мышление, умение работать с

информацией.

Оборудование: Учебник, тетради, компьютер, Интернет, ватман.

ХОД УРОКА:

1.

Оргмомент- 1 мин.

2.

Актуализация знаний по теме «Духовная жизнь»- 5 мин.

- что такое Культура? ( В широком смысле, в узком смысле)

- назовите виды культур.

-

Что входит в понятие « Духовная жизнь»?

3.

Ввод новой темы- 5 мин.

Что значит «Оттепель»?

Духовная жизнь

Литера

-

тура

Наука

Образование

искусство

(период в истории СССР, ознаменовавший некоторое ослабление жесткого контроля

со стороны партии и государства над всеми сферами жизни общества.)

Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьезными переменами в

духовной жизни.

Сегодня у нас с вами не просто урок, а урок – проект .

- что значит проект? – создание какого-нибудь продукта, изделия.

Какой продукт мы можем с вами изготовить по теме «Оттепель» в духовной жизни?

- учащиеся предлагают варианты:

Стенгазета

Буклет

Реферат

Сочинение

Электронная презентация

- А вы сами чего бы хотели сделать на сегодняшнем уроке?

Сегодня мы будем работать по плану.

1. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве.

2. Развитие науки.

3.Советский спорт.

4. Развитие образования.

Слайд- фильм- 15мин.- Введение в тему.

Основные даты, Основные персоналии, Основные понятия, Основные знания.

Валеологическая пауза.

Для улучшения мозгового кровообращения проводится валеологическая пауза.

Учащиеся выполняют упражнения по команде учителя.

Исходное положение – сидя на стуле, руки на пояс.

Упражнение №1.Голову наклонить вправо. И. п. Голову наклонить влево. И. п.

(упражнение повторяется 6 раз).

Упражнение №2. Голову повернуть направо. И.п. Голову повернуть налево. И. п.

(упражнение повторяется 6 раз).

Упражнение №3. Правая рука – вперѐд, левая – вверх. И. п. Левая рука – вперѐд,

правая – вверх. И. п. (упражнение повторяется 6 раз).

Объяснение алгоритма работы над проектом.- 5 мин.

Каждый проект должен состоять из нескольких этапов:

Давайте на примере строительства здания попытаемся определить, из каких этапов

состоит проект.

1. постановка проблемы

2. составление плана создания проекта

3. поиск информации, необходимой для создания проекта

4. изготовление продукта

5. презентация продукта.

-Возможно ли охватить все стороны духовной жизни за урок?- Да, если разделиться на

группы.

Создание рабочих групп учащихся для исследовательской работы и распределение

задач:

Мы с вами разделимся на группы.

Каждая группа должна определить, что бы она хотела бы раскрыть в своей

презентации. Для этого вы можете использовать учебник, документы, интернет.

Посмотрите, какие стороны наиболее полно раскрыты в параграфе учебника, при

работе используйте карточки.

1.

группа ( литераторы): исследование особенностей развития литературы, пределы

« оттепели»

2.

группа ( искусствоведы): влияние политических процессов на искусство.(

Преодоление сталинизма в искусстве?)

3.

группа (учёные): достижения отечественной науки( Объективные и субъективные

причины , мешавшие внедрению науки и техники в производство)

4.

группа (учителя): особенности развития образования в СССР, политика властей в

области образования.( реформа школьного образования)

Вы должны составить план будущей презентации, что вы хотите отобразить на каждом

слайде. Найдите, в чем особенности развития того или иного жанра вы можете

раскрыть в своей презентации.

Например:

1 слайд – заголовок

2 слайд – основные темы в духовной жизни.

3 слайд – наиболее выдающиеся деятели .

Работа в группах над планом презентаций с помощью учебника, Интернет - 8

мин.

Итог урока. – 2 мин.

Домашнее задание: поиск информации, необходимой для создания проекта

2 урок.

Работа по созданию презентаций.

Оформление презентаций- 25 мин.

Закрепление. Презентаций- 15 мин.

- Рефлексия- 5 мин..

- на заранее подготовленных координатных плоскостях отметьте, как вы оцениваете свою

работу (на оси «Я»), работу своей группы (на оси «группа»), и проект в целом (на оси

«проект»)

:

Вывод:

Реформирование в период « Оттепели» коснулось образования. Это стало возможным в

силу быстрого развития науки и техники. Но реформа образования противоречила

развитию экономики на данном этапе.

Короткий период половинчатой хрущевской оттепели немедленно принес плоды во всех

сферах интеллектуальной деятельности. В науке это красноречивее всего ознаменовалось

запуском в космос первого спутника и первого человека . Наибольшее внимание

руководство СССР уделяло развитию науки и образования. Советский Союз получил

мировое признание благодаря своим ученым, новым и смелым исследованиям.

Важнейшей чертой периода «оттепели» стала научно-техническая революция. Однако

достижения науки использовались в основном в военно-технической области.

Карточка № 1.

Образование.

Я

группа

проект

1.

Какие реформы были проведены в образовании?

2.

Как развитее образования противоречило развитию экономики?

3.

Каким образом удалось решить проблему нехватки рабочих рук на производстве??

4.

Какие проблемы в образовании не были решены?

Документ.

Из письма Члена - корреспондента ВАСХНИЛ М. Моисеева

первому секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу и председателю СовМина СССР А.Н.

Косыгину

о положении сельского хозяйства СССР

1 февраля 1965 г.

…Мы несомненно и без экономической потребности и возможности раздуваем дело

просвещения в стране. Конечно, масштабы просвещения должны расти и в нашей

социалистической стране, должны быть значительно выше соответствующих показателей

капиталистических стран. Но все же мы перегибаем палку, торопимся и живем в этой

области явно не по средствам. Бесспорно, сейчас условия другие, но как не вспомнить

слова Ленина, что надо экономить на всем, даже на школах, если речь идет о подъеме

экономики.

Разве нужно в данный период жизни нашей страны так раздувать среднее образование,

чтобы доярка, скотница, ткачиха, прядильщица и другие аналогичные работники шли на

производство не иначе как получив среднее образование? Разве их профессиональные

знания были бы хуже, если бы они имели семилетнее образование? Наоборот, среднее

образование создает на сегодня ненужные психологические и моральные трудности для

включения юношества в производство. А сколько миллионов людей в связи с этим

отвлекается от производительного труда и сколько миллиардов средств мы тратим для

того, чтобы гоняться за этими показателями образования?

То же и с высшим образованием. И здесь мы раздуваем его не в меру экономических

возможностей и необходимости, и здесь отвлекаются от производительного труда сотни

тысяч наиболее жизнедеятельного населения и летят без отдачи миллиарды рублей.

Я не мракобес, не против просвещения, я сам немало отдал сил преподаванию в высшей

школе. Но я экономист, и мне ясно, что мы здесь забегаем вперед, шагаем не в ногу с

развитием нашей экономики и, следовательно, в ущерб ей…

Карточка№2.

Литература

1.

В чем видят причины «всех бед» советские писатели?

2.

Какие произведения пользовались популярностью в период «оттепели»?

3.

Почему многие деятели искусства и литературы не смогли найти своего места в

жизни советского общества?

4.

Появляются ли новые черты в советской литературе и искусстве?

Предсмертное письмо А.А. Фадеева в ЦК КПСС

13 мая 1956 г.

…Содранный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный

с партией, с рабочими, с крестьянами, наделенный богом талантом незаурядным, я был

полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа,

соединенная с прекрасными идеалами коммунизма.

Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью

бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком,

неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей,

невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто

идеологических пороков, которые обрушились на меня,- кем наш чудесный народ вправе

был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутренней глубоко

коммунистического таланта моего. Литература – этот высший плод нового строя –

унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского

учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к

ним с моей стороны, ибо от них можно ждать худшего. Чем от сатрапа Сталина. Тот был

хоть образован, а эти – невежды.

Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление

от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета,

ухожу из жизни.

Последняя надежда была хоть сказать это людям. Которые правят государством, но в

течение уже 3-хлет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять.

Из литературного наследия Ф.А. Абрамова.

Дневники, рабочие записи, переписка.

1958-1982гг.

…В чем причины всех бед наших? Что поставило деревню на грань катастрофы?

Панферов (речь идет о его романе «Раздумье») объясняет просто: в ЦК пробрались

авантюристы, вроде Муратова, которые и встали между ЦК и народом, а внизу насадили

бездушных «статуев» Гараниных и Ростовцевых (председ.с/сов. и секретарь райкома),

которые бесчинствовали, как опричники, подавляли все живое и расправлялись с

честными, преданными партии, но не угодными им людьми.

Возможно, что в этом наивном объяснении есть доля истины. Муратовы были. На какова

же цена остальным членам ЦК? Как же так получилось, что их скрутили Муратовы?

Значит, они были оторваны о народа, шли на поводу у Муратовых, не выполнили своих

обязанностей. Критика Муратовых – это критика ЦК. Вот чего не понимает Панферов. И

вот чего не понимают те, кто начал кампанию по разоблачению Сталина…

Карточка №3

Искусство

Постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба»,

«Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца»»

28 мая 1958 г.

ЦК КПСС отмечает, что постановление ЦК об опере В.Мурадели «Великая дружба» от 10

февраля 1948 года в целом сыграло положительную роль в развитии советского

музыкального искусства. В этом постановлении определялись задачи развития

музыкального искусства на основе принципов социалистического реализма,

подчеркивалось значение связи искусства с жизнью советского народа, с лучшими

демократическими традициями музыкальной классики и народного творчества.

Справедливо были осуждены формалистические тенденции в музыке, мнимое

«новаторство», уводившее искусство от народа и превращавшее его в достояние узкого

круга эстетствующих гурманов. Развитие советской музыки в последующие годы

подтвердило правильность и своевременность этих указаний партии.

Вместе с тем, оценки творчества отдельных композиторов, данные в этом постановлении,

в ряде случаев были бездоказательными. В опере В.Мурадели «Великая дружба» имелись

недостатки, которые заслуживали деловой критики, однако они не давали оснований

объявлять оперу примером форма лизма в музыке. Талантливые композиторы тт.

Д.Шостакович, С.Прокофьев, А.Хачатурян, В.Шебалин, Г.Попов, Н.Мясковский и др., в

отдельных произведениях которых проявлялись неверные тенденции, были огульно

названы представителями антинародного формалистического направления...

...Некоторые неверные оценки в указанном постановлении отражали субъективный

подход к отдельным произведениям искусства и творчества со стороны И.В.Сталина...

Карточка №4

Наука и техника

• Каких успехов добилась советская наука в 1953-1964 гг.?

• В развитии каких наук СССР занимал ведущее место в мире?

• Происходят ли изменения в количественном и качественном составе ученых?

• Появляются ли новые отрасли науки?

И.В. Курчатов П.Л. Капица

Несмотря на многочисленные доносы о «неправильных» взглядах ведущих советских

ученых, гонения не затронули тех из них, кто был задействован в атомном проекте и

разработке межконтинентальных бомбардировщиков и баллистических ракет —

носителей ядерного оружия.

В августе 1945 г. был создан Специальный комитет, в который наряду с руководителями

ведущих ведомств вошли крупнейшие советские ученые — академики И.В. Курчатов и

П.Л. Капица. Потребности атомного проекта удовлетворялись государством в первую

очередь. Благодаря этому в 1949 г. в нашей стране было создано ядерное оружие

(непосредственно на вооружение дальней авиации оно поступило в 1953).

В США преобладало убеждение, что секрет ядерной бомбы похитила советская разведка.

По опубликованным впоследствии сведениям стало известно, что, хотя полученные ею

данные в какой-то мере ускорили ход работ (по примерной оценке, на 1—2 года), все же

решающую роль в лишении Соединенных Штатов ядерной монополии сыграли

отечественные ученые. Показательно, что в 1953 г. сотрудники Института атомной

энергии, работавшие под руководством И.В. Курчатова, опередив США, создали

водородную бомбу, намного более разрушительную, чем атомная. В 1954 г. в Советском

Союзе вошла в строй первая в мире атомная электростанция (Обнинск).

С.П.Королев

Искания творческой интеллигенции пользовались нравственной поддержкой

высококвалифицированных специалистов в области науки и техники, особенно занятых в

военных проектах, которым, как и в сталинские времена, предоставлялась значительная

свобода творчества. Это обеспечило успехи советской науки, получившей мировое

признание.

В 1956—1964 гг. лауреатами Нобелевской премии стали известные ученые Н.Н. Семенов,

П.А. Черенков, ИМ. Франк, И.Е. Тамм, Л Д. Ландау, Н.Г. Басов, A.M. Прохоров.

Впечатляющими были достижения в «закрытых» научно-исследовательских институтах и

лабораториях, связанных с оборонными заказами. Эта сфера оставалась приоритетной с

точки зрения вложения материальных и интеллектуальных ресурсов.

Значительные средства выделялись на развитие ракетной техники. Под руководством

академика СП. Королева создавались космические корабли «Восток» и «Восход». В 1957

г. был образован крупнейший научный центр в Новосибирске, возникли десятки

«закрытых» научных городков, работавших на военные цели.

Владимир Войнович (р. 1932), писатель. Из воспоминаний.

Один известный советский астроном рассказал мне такую историю. В конце 40-х - начале

50-х годов работал он в одном научно-исследовательском институте, вел какие-то

наблюдения, смотрел в телескоп на сверхновые звезды и никак не мог понять, отчего они

возникают.

Может быть, я неправильно излагаю проблему, может быть, астрономы меня даже

поднимут на смех. Но, во-первых, я надеюсь, что большинство моих читателей в

астрономии понимают не больше меня, а во-вторых, суть не в проблеме, а в том, что этот

ученый смотрел в телескоп на эти звезды и не мог в их поведении понять чего-то

существенного.

Иногда его отрывал от телескопа коллега из соседней лаборатории. Он приходил к

нашему астроному и рассказывал на ухо о неприятностях, которые происходят с

представителями других наук, генетиками и кибернетиками. После того, как эти науки

были объявлены буржуазными лженауками, генетиков и кибернетиков травили в печати и

на собраниях, увольняли с работы, а особо злостных просто сажали.

Астроном выслушивал эти новости и, хотя они были ему весьма неприятны, думал:

"Слава Богу, что я не генетик и не кибернетик, а занимаюсь астрономией, которую со

времен Галилея никто не рисковал и уже вряд ли рискнет назвать лженаукой".

Самоанализ урока истории .

Урок проходил в 9 классе, в классе 12человека, на уроке присутствовало

12 учащихся.

Тема «Оттепель» в духовной жизни по программе «История 6 – 9 классы» авторского

коллектива под руководством А.А.Данилова (учебник «История России. 9 класс» авт.

А.А.Данилов)

Тема является последней, завершающей изучение СССР в 1953-середине 60-х годов.

Тема продолжает развивать знания учащихся об эпохе индустриального общества; о

духовной жизни советского общества в хрущевскую эпоху; об основных признаках и

подводит учащихся к изучению темы «СССР в середине 60-х- середине 80-х гг.».

С целью более успешного формирования представления об особенностях развития

духовной жизни ученики 9 класса включены в исследовательско-практическую

деятельность по методу проектов. Главная проблема проекта – «Духовная жизнь в период

«оттепели». Продолжительность выполнения проекта: 2 урока. При выборе метода

учебной деятельности и планировании проекта были учтены следующие особенности

учащихся 9 класса : В классе 12 человек, из них -7 мальчиков и 5 девочек. В классе

преобладают сангвиники(80%) и флегматики(20 %), Очень высокий уровень памяти

имеют 20% учащихся, высокий - 48%, средний – 18%, низкий – 14%. Преобладает

образный тип мыслительной деятельности (80%), остальная часть класса имеет

смешанный тип . В целом коллектив класса работоспособен и имеет средний уровень

развития. Уровень обученности класса в целом (по итогам 1 полугодия) достаточно

высокий 100% . Уровень обученности по истории по итогам 1 полугодия) = 100%,

качество знаний 75,6 . По уровню развития в классе выделяют 3 группы учащихся:

1 группа - 3 ученика имеют высокий уровень развития: Ухинов Амгалан, Ринчинов

Жамсаран, Романов Слава. Эти дети обладают развитым логическим мышлением, умеют

сравнивать и обобщать учебный материал, делать выводы, применять знания в новой

ситуации. Они обладают высокой познавательной активностью, умеют работать в режиме

творческого поиска. –

2 группа – 7 человек имеют средний уровень развития. Объѐм, концентрация и

устойчивость их внимания имеют средний уровень. В процессе работы проявляется

утомление. У них преобладает механическая память. Этим ученикам для прочного

усвоения знаний и умений требуется повторение и опора на несколько видов памяти,

включая зрительно-эмоциональную. Новый материал усваивается ими легче «поэтапно».

В этой группе ученики обладают преимущественно практическим мышлением.

3 группа - 2 человека имеют низкий уровень развития. У них слабо развита память.

Отсутствует способность к длительной сосредоточенной учебной деятельности. К

волевым усилиям не склонны. Учебный материал усваивают медленно и непрочно.

Требуют постоянного контроля и помощи. Необходимо отметить, что ученики 9 класса

находятся в подростковом возрасте. Это пора перехода к взрослости, когда у ребѐнка

возникают качественные изменения в физическом, нравственном, умственном,

эстетическом и трудовом развитии и формировании личности.

Используя метод проектов, ребята выполняют исследовательскую как индивидуально,

так и в группах.

Цели проекта: формировать представления об особенностях развития культуры в

хрущевскую эпоху, преодоление сталинизма в литературе и искусстве, развитие науки,

образования; - развитие информационной компетентности, а именно, развитие навыков

анализа и обобщения полученной информации, выделения главного в тексте, составления

плана текста, развитие навыков работы с сетью Интернет , развитие социальной

компетентности, а именно навыков групповой работы, развитие творческих способностей

учащихся; - воспитание уважения к культурному наследию своего народа, уважение труда

дру г друга.

Задачи:

1.

Формирование навыков самостоятельной исследовательской, индивидуальной и

групповой работы и ее оформление в форме сообщения или доклада.

2.

Умение формировать задачи. Искать пути их решения, корректировать

деятельность.

3.

Делать обобщающие выводы своей работы и работы других групп.

4.

Формировать практическое и творческое мышление, умение работать с

информацией.

Методы организации учебно – познавательной деятельности: словесный (сообщения

учащихся в ходе работы над проектом и защиты проектов; рассуждение, беседа);

исследовательский (изучение научно-популярной, учебной, энциклопедической и

справочной литературы по теме проекта; поиск других источников знаний); практический

(создание и презентация проектов, буклетов; заполнение таблиц); репродуктивный

(воспроизведение знаний о духовной жизни); частично – поисковый (установление

причинно-следственных связей); стимулирования и мотивации интереса к учению

(самореализация учащихся в творческой и общественно-значимой работе по

использованию исторических знаний). наблюдение (непосредственное, целенаправленное

восприятие новых знаний посредством органов чувств).

Средства обучения: технические – рабочее место учителя, оснащѐнное ПК и

проектором; информационные : слайд – фильм учителя; проекты учащихся (в форме

презентации); энциклопедии; документы.

Организация учебной деятельности по методу проектов выбрана мной как наиболее

соответствующая учебной теме, конкретному классу и имеющейся в школе материальной

базе.Основной принцип метода проектов – «изучение в деятельности». Метод проектов

способствовал решению актуальной школьной проблемы, выработке у учащихся активной

жизненной позиции в процессе приобщения их к общественно-значимой деятельности,

актуализировал их знания, умения и навыки не только по истории, но и по информатике,

литературе, музыке, искусству. Метод проектов позволил вывести учеников-подростков

на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем - уровень совместного

действия, уровень партнѐрства, уровень сотрудничества. Метод проектов позволил

активно и плодотворно изучить сложный учебный материал, выйти за рамки школьной

программы, подготовить учеников к восприятию заключительной темы в курсе – « СССР

в 1953-середине 60-х гг».

На основании вышеизложенного я считаю задачи проекта вполне реализованными.

Например, на данном уроке поставленные задачи оказались в основном решены.

Перегрузки учащихся как физической, так и психической, не было благодаря смене видов

деятельности и форм работы.

Для ребят оказалось достаточно трудным самостоятельно найти решение проблемы,

однако в микрогруппе способ оказался открыт, что еще раз подтвердило преимущества

групповой формы работы, которая предполагает больший психологический комфорт во

время обсуждения проблемы со сверстниками без давления со стороны учителя.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий,

установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении

физкультпаузы.

Результатом урока было прочное усвоение знаний.

Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что урок цели достиг.



В раздел образования




Яндекс.Метрика