Автор: Резанова Светлана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №79
Населённый пункт: г.Северодвинск, Архангельская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: «Преимущества и недостатки внедрение информационных технологий перед традиционными средствами обучения»
Раздел: дошкольное образование
«Преимущества и недостатки внедрение информационных технологий
перед традиционными средствами обучения»
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации
многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи,
поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе “Об
образовании Российской Федерации” и образовательном стандарте нового поколения.
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих
все основные направления модернизации образовательной системы.
Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ
информационно-коммуникационных технологий:
возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход
к учебному процессу;
индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением
образования.
Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными
средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так
как они передают информацию быстрее.
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует
повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия
способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения,
творчества детей.
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию
материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного
возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира,
наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет
вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно
показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы;
работу транспорта и т.д.).
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой
исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или
вместе с родителями;
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные
возможности.
При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают
и следующие проблемы:
1. Материальная база ДОУ.
Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный
комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не
все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов.
2. Защита здоровья ребенка.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо
помнить заповедь “НЕ НАВРЕДИ!”. Использование ИКТ в дошкольных учреждениях
требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в
соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются
специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха,
увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в
зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке
кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а
использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического
электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо:
проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия
со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе
педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.
Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных
программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы
(специфику технических правил действия с каждой из них), но и разбираться в
технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных
программах, мультимедийных программах и сети Internet.
Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут большим
помощником.
Использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию
обучения детей и приведет к целому ряду положительных следствий:
обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной
окрашенности;
облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;
возбуждение живого интереса к предмету познания;
расширение общего кругозора детей;
возрастание уровня использования наглядности на занятии;
повышение производительности труда педагога.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он
остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее
важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения,
которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в
первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или
спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества,
вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс
обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной
ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого
внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на
интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного
и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-
образовательной и коррекционной работы.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-
коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим
количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных
знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально
в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность
существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в
ДОУ и повысить его эффективность.
Список использованной литературы:
Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное
воспитание, 1991 г., № 5.
Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном
детстве”. М, Сфера, 2008.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М.:
Педагогическое общество России, 2000.
Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание,
2000 г., № 11.
Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.