Автор: Шакирова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка по обучению детей ПДД
Тема: "Веселые огоньки"
Раздел: дошкольное образование
Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Веселые огоньки».
Составитель: Шакирова Ольга Анатольевна
Пояснительная записка
Ежегодно на дорогах России гибнут взрослые и дети, а так же становятся инвалида-
ми. В числе погибших есть и несовершеннолетние дети. Это невосполнимые потери, стра-
дания, боль не только родственников, но и общества.
Немалое количество ДТП происходят по вине пешеходов. По статистике ГИБДД Ке -
меровской области на август 2013 года по территории Кемеровской области зарегистриро -
вано 2515 автоаварий в результате которых 362 человека погибло и 3321 травмирован. В
результате ДТП погибло 14 и травмировано 297 детей. Основные причины ДТП с участи-
ем пешеходов:
переход проезжей части дороги в неустановленном месте;
переход проезжей части дороги на запрещающий сигнал светофора;
неожиданный выход из-за транспортных средств.
Чтобы наши дети стали законопослушными пешеходами, необходимо познакомить
их с правилами дорожного движения и научить беспрекословно их выполнять. Чем рань -
ше ребенок узнает эти правила, тем больше шансов появится у него сохранить свое здоро-
вье и жизнь. Поэтому обучение правилам дорожного движения необходимо начать в до-
школьном детстве. Наиболее благоприятный для этого является старший дошкольный воз-
раст, т.к. у детей старшего дошкольного возраста все психические процессы становятся
более развитыми (внимание становится произвольным, развивается образное мышление,
навыки обобщения и рассуждения), дети становятся более усидчивыми
Поэтому цель программы – это создание условий для формирования основ безопас-
ного поведения на дороге.
Задачи программы:
1.
Подводить детей к осознанию необходимости соблюдения правил дорожного
движения.
2.
Сформировать знания детей о правилах дорожного движениях.
3.
Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Формы и методы работы:
Для достижения цели и поставленных задач в программе используются метод моде-
лирования ситуации, схемы, макеты, художественное слово.
Условия реализации программы
Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Обучение проводится с
учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. Обучение про -
водится во вторую половину дня с группой детей в количестве 27 человек. Занятия прово-
дятся с детьми старшего дошкольного возраста. Группа работает 1 раз в неделю по 30 ми-
нут, всего 36 занятий за учебный год.
Так же для более успешного освоения программы необходимо привлечение роди -
телей, с которыми проводятся: анкетирование, беседы, консультации, совместное творче-
ство.
Для отслеживания результатов работы проводится диагностика (в начале года и в
конце) в форме собеседования с воспитанниками.
В конце освоения программы дети должны знать:
правила дорожного движения;
дорожные знаки;
правила поведения на улице;
правила поведения в общественном транспорте и на железной дороге;
устройство улицы.
Должны уметь:
использовать полученные знания о правилах дорожного движения в жизнен-
ных условиях;
ориентироваться на схеме и местности.
Тематический план
№ п/п
Тема занятия
Цели занятия
Часы
1
Знаки в жизни че-
ловека.
Продолжать знакомить детей со знаками
дорожного движения и их значением в жиз-
ни человека.
2
2
Основные опреде-
ления.
Закрепить
знания
детей
об
основных
определениях, необходимых при изучении
ПДД.
1
3
Рисование
«Ули-
ца».
Закреплять умение отражать в рисунке
впечатления от окружающего мира, изобра-
жать тротуар, пешехода, пешеходный пере-
ход, светофор, знаки.
1
4
Дорожная размет-
ка.
Познакомить детей с дорожной размет-
кой.
1
5
Предписывающие
знаки.
Продолжать знакомить детей с предпи-
сывающими знаками дорожного движения.
1
6
Информационные
знаки.
Продолжать знакомить детей с информа-
ционными знаками дорожного движения.
1
7
Предупреждаю-
щие знаки.
Продолжать знакомить детей с предупре-
ждающими знаками дорожного движения.
1
8
З н а к и
о с о б ы х
предписаний.
Продолжать знакомить детей со знаками
особых предписаний.
1
9
Знаки сервиса.
Продолжать знакомить детей со знаками
сервиса.
1
10
Запрещающие
знаки.
Продолжать знакомить детей с запреща-
ющими знаками дорожного движения.
1
11
Ориентация
на
местности.
Совершенствовать навыки ориентации в
пространстве.
2
12
Мы идем по тро-
туару.
Продолжать знакомить детей с правила-
ми поведения на тротуаре.
1
13
Аппликация
«Удостоверение
пе-
шехода».
Закрепить знания детей о правилах для
пешеходов.
1
14
Движение
пеше-
ходов вдоль шоссе.
Познакомить с правилами поведения на
загородных участках дороги.
1
15
П о в е д е н и е
н а
перекрестке.
Углубить знания о регулировании движе-
ния пешеходов.
1
16
К а к и е
б ы в а ю т
переходы?
Познакомить
детей
с
разными
видами
переходов.
1
17
Два светофора.
Уточнить представления детей о назначе-
нии
разных
светофоров
на
пешеходном
переходе.
1
18
Рисование
«До-
рожное движение».
Закреплять умение передавать особенно-
сти дорожной обстановки.
1
19
Конструирование
«Светофор».
Закрепить
знания
детей
о
назначении
светофора.
1
20
Переход проезжей
части в разное время
года.
Познакомить
детей
с
особенностями
перехода
проезжей
части
в
разное
время
года.
1
21
Игры во дворе.
Обсудить с детьми различные опасные
1
ситуации,
которые
могут
возникнуть
при
играх во дворе дома.
22
Рисование «Опас-
ности вокруг нас».
Закрепить знания детей об опасностях на
дороге.
1
23
Аппликация
«Наш город».
Побуждать
вырезать
дома
и
транспорт
разной конфигурации, используя различные
технические приемы, создавать сюжетную
композицию, дополняя работу прорисовы-
ванием деталей.
1
24
Велосипед на ули-
цах города.
Познакомить детей с правилами для ве-
лосипедистов.
1
25
Регулировщик
и
его работа.
Познакомить с работой регулировщика;
научить показывать сигналы «Остановись»,
«Путь свободен» и действовать в соответ-
ствии с ними.
1
26
Правила
поведе-
ния пешеходов и пас-
сажиров.
Закрепить знания детей о правилах для
пешеходов и пассажиров.
1
27
Конструирование
«Транспорт».
Закрепить
знания
видов
транспорта,
уточнить представление о том, как знаки
«говорят» с водителями.
1
28
Правила
поведе-
ния на железной до-
роге.
Познакомить со знаками, сопутствующи-
ми железной дороге; объяснить правила по-
ведения на железной дороге.
1
29
Изготовление
книжки малышки.
Закрепить знания детей о дорожных зна-
ках.
2
Литература
1.
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Н.Б.. Безопасность: Учебное пособие по
основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 144с.
2.
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педа-
гогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 64с.
3.
Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кросс -
ворды, дидактические игры. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
– 64с.
4.
Елжакова Н.В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомле-
нию детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий / Н.В. Елжова.- Изд.
2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 173 с. – (Сердце отдаю детям).
5.
От роджения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа до-
школьного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е
изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336с.
6.
Старцева О.Ю. школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного дви-
жения. 3-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с. (Модули программы ДОУ).
7.
Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 64с., цв. вкл.
8.
Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М.: «Издательство
Скрипторий 2003», 2012. – 80с.
9.
Шорыгина Т.А. беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 – 8 лет. – М.:
ТЦ Сфера, 2013. – 80с. (Вместе с детьми).