Автор: Ильина Ольга Александровна
Должность: педагог дополнительного образования, преподаватель по классу виолончели высшей категории
Учебное заведение: МБОУ «Гимназия № 10 г.Челябинска»
Населённый пункт: Chelyabinsk
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «К.Ю.Давыдов. Русская виолончельная школа»
Раздел: дополнительное образование
Ильина Ольга Александровна
педагог дополнительного образования, преподаватель по классу
виолончели
«К.Ю.Давыдов. Русская виолончельная школа»
Основателем русской виолончельной школы является Карл Юльевич Давыдов.
Со
времени зарождения виолончели в XVII–XVIIIв.в. в странах Европы уже
существовали:
итальянская
(Л.Боккерини),
французская
(М.Берто),
немецкая
(Б.Ромберг), английская, бельгийская школы виолончельной игры.
В 1950г. появилась брошюра профессора одесской консерватории В.П.Гутора
«К.Ю.Давыдов, как основатель русской виолончельной школы», посвященная Школе
его замечательного педагога. Сам автор – видный музыкальный деятель, один из
первых русских методистов в области виолончельного музыкального искусства. Он
поставил в своём труде задачу: «Освятить принципы «давыдовской школы». Сама по
себе задача была не из лёгких, т.к. невозможно было переоценить значение
«давыдовской Школы» в развитии не только русского, но и мирового смычкового
искусства. В этой работе отмечалась самобытность русской школы и новые её
качества. Давыдовым был создан свой исполнительский стиль, в основе которого
заложен
принцип:
«Настоящий
виртуоз
не
стремится
сделать
невозможное
возможным, а хочет, прежде всего, сказать людям нечто значительное… на языке
своего инструмента». Этим высказыванием К.Давыдов сформулировал естественный
вопрос: что может виолончель, а чего она не может.
К.Ю.Давыдов был человеком разносторонне развитым, в молодые годы он
окончил
математический
факультет
Московского
университета,
занимался
композицией у М.Гауптмана в Лейпциге. Большим успехом пользовались и его
концертные
выступления
как
виолончелиста.
Но
всё
же
со
временем
гастролирующий музыкант-виртуоз предпочёл тихую работу педагога по классу
виолончели, сначала в Лейпциге, а позже в Петербурге.
Карл Давыдов был музыкальным универсальным исполнителем, в его богатый
концертный
репертуар
входили
произведения:
Ф.Мендельсона,
Р.Шумана,
П.Чайковского, Б.Ромберга и других композиторов, из которого музыкантом был
сделан важный творческий вывод: «Лишь на одной струне «ля» виолончелист может
двигаться, как и куда ему угодно, в то время, как Б.Ромберг, к примеру, был лишь
усердным подражателем скрипичной технике, и писал пассажи, которые, если играть
их предписанной аппликатурой в одной из «вставочных» позициях, на 3-х, а то и 4-х
струнах, звучат очень дурно».
Следующий вывод, продолжающий предыдущую мысль, о «лишних переходах»,
и в нём заключено особое значение смены позиций. Так, привычка пользоваться как
можно чаще движениями левой руки при переходах, обнаружила силу, способствую-
щую точности пальцевого удара. В этом смысле частое перемещение руки можно
рассматривать как основной принцип новейшей инструментальной виртуозности.
Другая трудность, на которую К.Давыдов обращает особое внимание виолончелиста –
это ведение смычка. В этом принципе мастер даёт детальный анализ «поведения»
смычка на струне в зависимости от нюанса, т.е. ровности звучания, когда следует
строго следить за прямым углом между смычком и любой из струн при различном
нажиме на них (чем ниже струна, тем плотнее следует её нажимать). Вообще, сам
К.Давыдов постоянно учился у скрипачей, говоря, что: «Виолончелист возникает,
слушая скрипача», к этому он, шутя, добавлял: «Я рад бы послушать какого-нибудь
хорошего виолончелиста, но ... такого нет». Это высказывание обнаруживает в нём
поразительную человеческую скромность.
Впервые в «Школе» Давыдова присутствовала педагогическая составляющая,
дающая общее рациональное обоснование правил движения обеих рук. Известно, что
Б.Ромберг и Ж.Серве, достигнув высокого мастерства и красоты в игре, унесли с собой
многие свои приёмы и методы игры, даже при наличии своих «Школ», как в
частности, у Ромберга.
К.Давыдов обстоятельно разбирал со своими учениками каждый исполнительский
приём и требовал от своих учеников сознательной работы, сопровождаемой
постоянной самокритикой, задавая себе вопросы: «Что именно трудно в той или иной
пьесе и почему?» и т.д. Так вырабатывался им всесторонний самостоятельный подход
каждого обучающегося к изучаемому произведению. Высокие требования предъявлял
Карл Юльевич и к виолончельной литературе, изучая со своими учениками лучшие
произведения виолончельного репертуара. В этом он видел главную задачу для
каждого музыканта-виолончелиста. Допуская в классе творческую свободу, Давыдов
заботливо охранял индивидуальность каждого ученика, при этом требовал постоянно в
игре чувства меры - сдержанность чувств и сила убеждения в исполняемом
произведении были главными чертами «давыдовского» обаяния и мастерства.
Главными элементами в основе виолончельной техники Давыдов всегда считал
чистоту и отчётливость в игре на инструменте:
1) Чистота или интонация - есть нечто иное, как привыкание к данной мензуре
инструмента, и не всегда фальшивая игра доказывает отсутствие слуха. Дюпор по
этому поводу замечал, что он встречал многих людей, которые пели чисто, а играли
фальшиво. По мнению Давыдова, следует следить за природным дефектом растяжки
левой руки между 2-ым и 3-им пальцами, чтобы добиться фортепианной темперации,
когда все полутоны, т.е. расстояние между всеми пальцами абсолютно одинаковы.
2) Отчетливость в игре на виолончели зависит от энергичности удара пальца, особенно
в legato (Давыдов рекомендовал тренироваться в этом даже без смычка). Но
отчётливость зависит также и от:
а) параллельного движения смычка по отношению к подставке,
в) от точного распределения длины смычка.
Особое внимание в классе К.Ю.Давыдова уделялось «атаке» звука (т.е. «чёткому
его началу»). Ровность тона, по Давыдову, находится в прямой зависимости от нажима
смычка на различных струнах (соответственно, разный). В заключении своей работы о
давыдовской Школе В.П.Гутор приводит очень ценный для виолончелистов совет - по
«добыванию» качественных флажолетов благодаря боковому нажиму пальцев.
Известен факт, который описал Ромберг, отметивший в игре своего друга Дюпора:
«Луи Дюпор, который в игре на виолончели с виртуозностью и вкусом сочетал
красивейший тон, умел прекрасно соединять флажолетные звуки с прижатыми, да так,
что он не только чередовал оба вида, но пользовался и третьим, чем-то средним между
флажолетами и прижатым звуком, при котором он, неплотно прижимал струну к
грифу и отгибал её в сторону справа налево».
Этим приемом, по мнению К.Давыдова следует обязательно владеть, ибо он
встречается довольно часто как в классическом репертуаре, особенно, в малых
формах, таких, как, например, «Прялка» Д.Поппера.
Для педагогов-виолончелистов «Школа К.Давыдова» - поэтапный «путевой журнал»,
незаменимый в каждодневной работе с учениками, следуя которому удаётся и в
настоящее время воспитывать одарённых, иногда и «не очень», юные дарования.
Тройное созвездие - Б.Ромберг, Ж.Серве и К.Давыдов - блестящее явление на пути
развития виолончели. Их приёмы, сочинения оказали огромное влияние на весь
виолончельный мир. К.Ю.Давыдов был поистине наследником своих великих
предшественников. Он органично соединял в себе все преимущества каждого из них в
отдельности и продвинул вперёд их достижения, преобразив эти достижения
соответственно духу своего времени, в смысле исполнительской «глубины»
и
значительности музыкальной виртуозности. В произведениях К.Давыдова, особенно
его Концертах, автор блестяще ставит, порой трудно преодолимые задачи, однако они
не производят впечатления пустой виртуозности. В этом и заключается важный этап
развития нашего российского «виолончелизма», т.к. искусство Давыдова, его звук в
сочетании со свободным владением инструментом, его широкая образованность и
большая общая культура создали ту определённость вкуса, которую мы называем
«верным чувством стиля».
Вот почему мы можем считать К.Ю.Давыдова музыкально-художественной
«совестью» в области виолончельного искусства, ибо во второй трети XVIII века, с
появлением великого виртуозного романтика Н.Паганини, появилось очень много
подражателей ему, которые неизбежно породили формалистическую направленность в
исполнительском искусстве. И лишь творческие усилия именно К.Давыдова, смогли
противостоять этому направлению, возродить интерес к классической виолончельной
музыке.