Напоминание

«К.Ю.Давыдов. Русская виолончельная школа»


Автор: Ильина Ольга Александровна
Должность: педагог дополнительного образования, преподаватель по классу виолончели высшей категории
Учебное заведение: МБОУ «Гимназия № 10 г.Челябинска»
Населённый пункт: Chelyabinsk
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «К.Ю.Давыдов. Русская виолончельная школа»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ильина Ольга Александровна

педагог дополнительного образования, преподаватель по классу

виолончели

«К.Ю.Давыдов. Русская виолончельная школа»

Основателем русской виолончельной школы является Карл Юльевич Давыдов.

Со

времени зарождения виолончели в XVII–XVIIIв.в. в странах Европы уже

существовали:

итальянская

(Л.Боккерини),

французская

(М.Берто),

немецкая

(Б.Ромберг), английская, бельгийская школы виолончельной игры.

В 1950г. появилась брошюра профессора одесской консерватории В.П.Гутора

«К.Ю.Давыдов, как основатель русской виолончельной школы», посвященная Школе

его замечательного педагога. Сам автор – видный музыкальный деятель, один из

первых русских методистов в области виолончельного музыкального искусства. Он

поставил в своём труде задачу: «Освятить принципы «давыдовской школы». Сама по

себе задача была не из лёгких, т.к. невозможно было переоценить значение

«давыдовской Школы» в развитии не только русского, но и мирового смычкового

искусства. В этой работе отмечалась самобытность русской школы и новые её

качества. Давыдовым был создан свой исполнительский стиль, в основе которого

заложен

принцип:

«Настоящий

виртуоз

не

стремится

сделать

невозможное

возможным, а хочет, прежде всего, сказать людям нечто значительное… на языке

своего инструмента». Этим высказыванием К.Давыдов сформулировал естественный

вопрос: что может виолончель, а чего она не может.

К.Ю.Давыдов был человеком разносторонне развитым, в молодые годы он

окончил

математический

факультет

Московского

университета,

занимался

композицией у М.Гауптмана в Лейпциге. Большим успехом пользовались и его

концертные

выступления

как

виолончелиста.

Но

всё

же

со

временем

гастролирующий музыкант-виртуоз предпочёл тихую работу педагога по классу

виолончели, сначала в Лейпциге, а позже в Петербурге.

Карл Давыдов был музыкальным универсальным исполнителем, в его богатый

концертный

репертуар

входили

произведения:

Ф.Мендельсона,

Р.Шумана,

П.Чайковского, Б.Ромберга и других композиторов, из которого музыкантом был

сделан важный творческий вывод: «Лишь на одной струне «ля» виолончелист может

двигаться, как и куда ему угодно, в то время, как Б.Ромберг, к примеру, был лишь

усердным подражателем скрипичной технике, и писал пассажи, которые, если играть

их предписанной аппликатурой в одной из «вставочных» позициях, на 3-х, а то и 4-х

струнах, звучат очень дурно».

Следующий вывод, продолжающий предыдущую мысль, о «лишних переходах»,

и в нём заключено особое значение смены позиций. Так, привычка пользоваться как

можно чаще движениями левой руки при переходах, обнаружила силу, способствую-

щую точности пальцевого удара. В этом смысле частое перемещение руки можно

рассматривать как основной принцип новейшей инструментальной виртуозности.

Другая трудность, на которую К.Давыдов обращает особое внимание виолончелиста –

это ведение смычка. В этом принципе мастер даёт детальный анализ «поведения»

смычка на струне в зависимости от нюанса, т.е. ровности звучания, когда следует

строго следить за прямым углом между смычком и любой из струн при различном

нажиме на них (чем ниже струна, тем плотнее следует её нажимать). Вообще, сам

К.Давыдов постоянно учился у скрипачей, говоря, что: «Виолончелист возникает,

слушая скрипача», к этому он, шутя, добавлял: «Я рад бы послушать какого-нибудь

хорошего виолончелиста, но ... такого нет». Это высказывание обнаруживает в нём

поразительную человеческую скромность.

Впервые в «Школе» Давыдова присутствовала педагогическая составляющая,

дающая общее рациональное обоснование правил движения обеих рук. Известно, что

Б.Ромберг и Ж.Серве, достигнув высокого мастерства и красоты в игре, унесли с собой

многие свои приёмы и методы игры, даже при наличии своих «Школ», как в

частности, у Ромберга.

К.Давыдов обстоятельно разбирал со своими учениками каждый исполнительский

приём и требовал от своих учеников сознательной работы, сопровождаемой

постоянной самокритикой, задавая себе вопросы: «Что именно трудно в той или иной

пьесе и почему?» и т.д. Так вырабатывался им всесторонний самостоятельный подход

каждого обучающегося к изучаемому произведению. Высокие требования предъявлял

Карл Юльевич и к виолончельной литературе, изучая со своими учениками лучшие

произведения виолончельного репертуара. В этом он видел главную задачу для

каждого музыканта-виолончелиста. Допуская в классе творческую свободу, Давыдов

заботливо охранял индивидуальность каждого ученика, при этом требовал постоянно в

игре чувства меры - сдержанность чувств и сила убеждения в исполняемом

произведении были главными чертами «давыдовского» обаяния и мастерства.

Главными элементами в основе виолончельной техники Давыдов всегда считал

чистоту и отчётливость в игре на инструменте:

1) Чистота или интонация - есть нечто иное, как привыкание к данной мензуре

инструмента, и не всегда фальшивая игра доказывает отсутствие слуха. Дюпор по

этому поводу замечал, что он встречал многих людей, которые пели чисто, а играли

фальшиво. По мнению Давыдова, следует следить за природным дефектом растяжки

левой руки между 2-ым и 3-им пальцами, чтобы добиться фортепианной темперации,

когда все полутоны, т.е. расстояние между всеми пальцами абсолютно одинаковы.

2) Отчетливость в игре на виолончели зависит от энергичности удара пальца, особенно

в legato (Давыдов рекомендовал тренироваться в этом даже без смычка). Но

отчётливость зависит также и от:

а) параллельного движения смычка по отношению к подставке,

в) от точного распределения длины смычка.

Особое внимание в классе К.Ю.Давыдова уделялось «атаке» звука (т.е. «чёткому

его началу»). Ровность тона, по Давыдову, находится в прямой зависимости от нажима

смычка на различных струнах (соответственно, разный). В заключении своей работы о

давыдовской Школе В.П.Гутор приводит очень ценный для виолончелистов совет - по

«добыванию» качественных флажолетов благодаря боковому нажиму пальцев.

Известен факт, который описал Ромберг, отметивший в игре своего друга Дюпора:

«Луи Дюпор, который в игре на виолончели с виртуозностью и вкусом сочетал

красивейший тон, умел прекрасно соединять флажолетные звуки с прижатыми, да так,

что он не только чередовал оба вида, но пользовался и третьим, чем-то средним между

флажолетами и прижатым звуком, при котором он, неплотно прижимал струну к

грифу и отгибал её в сторону справа налево».

Этим приемом, по мнению К.Давыдова следует обязательно владеть, ибо он

встречается довольно часто как в классическом репертуаре, особенно, в малых

формах, таких, как, например, «Прялка» Д.Поппера.

Для педагогов-виолончелистов «Школа К.Давыдова» - поэтапный «путевой журнал»,

незаменимый в каждодневной работе с учениками, следуя которому удаётся и в

настоящее время воспитывать одарённых, иногда и «не очень», юные дарования.

Тройное созвездие - Б.Ромберг, Ж.Серве и К.Давыдов - блестящее явление на пути

развития виолончели. Их приёмы, сочинения оказали огромное влияние на весь

виолончельный мир. К.Ю.Давыдов был поистине наследником своих великих

предшественников. Он органично соединял в себе все преимущества каждого из них в

отдельности и продвинул вперёд их достижения, преобразив эти достижения

соответственно духу своего времени, в смысле исполнительской «глубины»

и

значительности музыкальной виртуозности. В произведениях К.Давыдова, особенно

его Концертах, автор блестяще ставит, порой трудно преодолимые задачи, однако они

не производят впечатления пустой виртуозности. В этом и заключается важный этап

развития нашего российского «виолончелизма», т.к. искусство Давыдова, его звук в

сочетании со свободным владением инструментом, его широкая образованность и

большая общая культура создали ту определённость вкуса, которую мы называем

«верным чувством стиля».

Вот почему мы можем считать К.Ю.Давыдова музыкально-художественной

«совестью» в области виолончельного искусства, ибо во второй трети XVIII века, с

появлением великого виртуозного романтика Н.Паганини, появилось очень много

подражателей ему, которые неизбежно породили формалистическую направленность в

исполнительском искусстве. И лишь творческие усилия именно К.Давыдова, смогли

противостоять этому направлению, возродить интерес к классической виолончельной

музыке.



В раздел образования




Яндекс.Метрика