Напоминание

"Графика зимнего леса" выразительные возможности графических материалов


Автор: Петрова Екатерина Январьевна
Должность: преподаватель художественного класса
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" г.Мирный на базе МКОУ "СОШ№9 им.Р.В.Лонкунова"
Населённый пункт: с.Тас-Юрях
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "Графика зимнего леса" выразительные возможности графических материалов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Мирный

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

НА ТЕМУ:

«ГРАФИКА ЗИМНЕГО ЛЕСА»

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

1 КЛАСС (10-11 ЛЕТ)

Разработчик: Петрова Е.Я. преподаватель

художественного класса

2018

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА

НА ТЕМУ:

«ГРАФИКА ЗИМНЕГО ЛЕСА»

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Класс: 1(5) 10-11 лет

Вид занятий: рисование тушью, карандашом, углем.

Цели и задачи:

знакомство с графикой – видом изобразительного искусства;

овладение новыми инструментами (пером, палочкой, кистью, черным карандашом,

углем), выразительными средствами (линией, штрихом), техникой (растушевкой);

развитие наблюдательности и внимания к природе; укрепление межпредметных связей

(чтение, природоведение, окружающий мир).

О б о р у д о в а н и е у р о к а : черная тушь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или

уголь, тряпочка, резинка.

З р и т е л ь н ы й

р я д: материалы экскурсий или слайды, фотографии деревьев

зимнего леса; репродукции графических произведений: М. Мибурич «Зима», Г. Верейский

«В саду», И. Билибин «Русский север», А. Дейнека «Девочка у окна», В. Фаворский –

иллюстрации к рассказу А. Н. Толстого: «Русак», «Пролетающие птицы», Г. Кроллис

«Дерево солнца»; таблица «Как дерево растет».

Л и т е р а т у р н ы й р я д: М. Пришвин «Рассказы о природе»; стихотворения, загадки

по теме.

М у з ы к а л ь н ы й р я д: П. Чайковский «Декабрь» (из цикла «Времена года»).

Х о д у р о к а

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Учитель знакомит детей с графикой (от grapho – «пишу») – видом изобразительного

искусства, с новыми инструментами и материалами (перо, палочка, кисть, черный

карандаш,

уголь),

выразительными

средствами

(линия,

штрих,

пятно),

техникой

(растушевка) графики.

На этом уроке дети работают тушью, черными чернилами, пером, палочкой или

тонкой кистью (можно угольной палочкой, черным карандашом) и выполняют рисунки

линией. Линия, штрих – основной способ работы этими материалами (см. рис. 1–12,

с. 29–31). Выразительность линий создается разным характером: прямые, ломаные,

волнообразные, пересекающиеся, тонкие, толстые линии.

Можно рисовать обыкновенной палочкой, опуская ее заостренный конец в жидкую

черную тушь, а также

пером,

кистью.

С целью развития внимания к природе и наблюдательности учитель предлагает детям

представить лес без листьев и увидеть в графичности линий красоту обнаженных веток,

богатство их форм, поворотов, движений. Самое важное – почувствовать это, увидеть и

отобразить в рисунке разнообразие линий.

У ч и т е л ь. Посмотрите вокруг. Назовите предметы белого и черного цвета. Чаще

всего белым цветом обозначают все светлое, доброе, ясное, а черным – печальное,

тревожное,

жуткое.

Эти

цвета

по

отношению

друг

другу

контрастны,

резко

противоположны. Но эти же цвета, как и противоположные предметы в жизни, могут

уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным.

– Чем отличаются цветные краски от черной и белой?

– Есть две

г р у п п ы цветов – хроматические и ахроматические. Названия их

образованы от греч. слова «хроматос» – «цвет». Следовательно, хроматические – все

цветные краски, ахроматические – не содержащие цвет (черный, белый, серый).

А вот что о черном и белом цветах можно узнать и з з а г а д о к :

В чёрном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал. (Мел.)

Через поле напрямик,

Скачет белый воротник. (Заяц-беляк.)

Белый на белом написал, где бегал,

Рыжая пройдет, белого найдёт. (Заяц и лиса.)

Что за коняшки? На всех тельняшки. (Зебра.)

Сероват, зубоват, по полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк.)

Белые мухи на поле сели. (Снег, снежинки.)

Скатерть бéла – всю землю одела. (Снег.)

На деревья, на кусты с неба падают цветы,

Белые пушистые, только не душистые. (Снег.)

А вот веселое, забавное с т и х о т в о р е н и е:

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход,

В дымоходе чернота,

Отыщи-ка там кота!

Давайте рассмотрим произведения графиков и ответим на в о п р о с ы:

– С помощью каких выразительных средств художник изображает красоту леса,

деревьев? (Линия, пятно, силуэт, свет и тень, ритм.)

Л. Киселева. Первый снег

Рисунки тушью, карандашом или углем называются графикой. Изображая зиму

черной тушью, можно рисовать не только кистью, но и пером (металлическим и

птичьим) и обыкновенной, остро заточенной палочкой (с острым или расщепленным

концом).

Если нажмешь сильно, линия получится яркой, но не длинной, если слегка – линия

станет тоненькой. Но самое интересное, когда нажимаешь по-разному, ведя одну линию, а

руку от листа не отрываешь, – линия получается словно живая. Линии бывают колючими,

острыми, плавными.

Линии и способы штриховки

Рис 1. Наклон в одну сторону

Рис 2. Волнообразный штрих – зигзаг

Рис 3. Штрих в несколько рядов

Рис 4. Штрих, двигающийся по кругу

Рис 5. Штрих, идущий от центра круга

Рис 6. Штрих, чуть касаясь бумаги

Рис 7. Постепенно усиливая нажим

Рис 8. Короткий и длинный штрихи

Рис 9. Меняющиеся паузы-просветы между штрихами

Рис 10. Постепенно укорачивающийся штрих

и изменяющиеся паузы-просветы

Рис 11. Штрих-зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием

Рис 12. Меняющийся наклон штриха

– Придумайте свой лес, сочините его. В искусстве сочинение на какую-нибудь тему

называется композицией. Нарисуйте несколько маленьких эскизов-композиций на тему

«Графика зимнего леса». Постарайтесь, чтобы деревья были разной формы и по-разному

располагались на листе.

К. Воробьев. Волшебный мир

А. Кравченко. Зима

– А как вы думаете, можно ли зиму назвать временем черно-белой графики?

– Когда в лесу остается меньше цвета? (Зимой. Деревья почти черные на фоне белого

снега.)

Д. Рожкали. Соколик ржи

III. Работа над заданием.

С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся.

По таблице «Как дерево растет» дети объясняют зависимость расположения ветвей и

характера силуэта от породы дерева. Напомнить учащимся, что, выполняя определенную

роль, каждая часть дерева (корни, ствол, ветви, листья, цветы, плоды) имеет и

определенную форму. Выбор того или иного приема в рисунке и живописи диктуется

формой и строением дерева и его частей, а также художественным замыслом.

Как дерево растет

– Какие деревья бывают по характеру? (Елка – пушистая, густая; березка – стройная,

гибкая, белая с черными полосами; дуб – корявый, ветвистый, толстый и мощный; ива –

поникшая, гибкая, «длинноволосая», струящаяся.)

Работу можно выполнить на тонированной бумаге. Далее несложный пейзаж,

состоящий из 1–2 деревьев, дороги и леса, можно изобразить по-разному. Например,

нарисовать деревья и дорогу фронтально, вытянув слева направо. А можно найти такую

точку зрения, так скомпоновать пейзаж, что дорога будет уходить от зрителя в глубину и

помогать передаче пространства. Деревья можно поместить на переднем плане.

С т и х о т в о р е н и е и з а г а д к и:

ЕЛИ

Ели на опушке –

До небес макушки –

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата – ёлочки,

Тонкие иголочки

У лесных ворот

Водят хоровод.

И. Токмакова

Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимой без иголок. (Лиственница.)

Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина.)

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила.

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (Ива.)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка, сосна.)

Когда человек бывает деревом? (Со сна.)

IV. Итоги урока.

При подведении итогов урока по возможности организовать выставку работ учащихся

всего класса.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание:

принести в класс книги, журналы, иллюстрированные

черно-белыми линейными (графическими) рисунками.



В раздел образования




Яндекс.Метрика