Напоминание

О предпосылках перспективного обучения в классе скрипки


Автор: Нуждова Галина Алексеевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБОУ гимназия №10
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: О предпосылках перспективного обучения в классе скрипки
Раздел: дополнительное образование





Назад




Нуждова Галина Алексеевна,

педагог дополнительного образования,

преподаватель по классу скрипки высшей категории

«О предпосылках перспективного обучения в классе скрипки

»

В книге «Моя школа игры на скрипке» П. Ауэр писал «Сколько бы не подчеркивать

значение первых, простейших шагов в овладении игры на скрипке, нет опасности

преувеличивать их. Привычки, появившиеся в ранний период обучения, влияют на всё

дальнейшее развитие учащегося»

Для совершенствования методов обучения юных скрипачей необходимо, в первую

очередь, выявить типичные недостатки учащегося. Здесь важно определить направления

формирования слуховых навыков и тщательно проанализировать отдельные

вопросы приспособления к инструменту.

В начальных классах обучение игре на скрипке проходит в особых условиях. Он

приходит в школу из желания играть или по желанию своих родителей.

Он не понимает, что извлечение звуков из инструмента стоит большого труда. При

первых же сложностях у таких детей возникают проблемы, поскольку у него нет

никакого опыта. Педагоги иногда форсируют процесс постановки, совершенно не

учитывая подготовленность к этому ученика. Поэтому первая задача педагога-

помочь ученику получить недостающий опыт, хотя бы небольшой, но который

поможет ему в процессе обучения. Здесь незаменимы наблюдения ученика за игрой

педагога, старших товарищей, накопление и обсуждение музыкальных впечатлений,

сольфеджирование.

Для этой цели наиболее подходит занятие по типу «урок-игра». Здесь

необходимо, что бы ученик в процессе урока развивался умственно выполняя

задания, отвечал на вопросы, стимулирующие внимание памяти. Главная цель подобных

занятий — формирование мышления ученика в трех направлениях: слуховом,

двигательном и образно-художественном.

В этот период необходимо научить ребенка не просто слушать музыку, а слышать ее

звучание, постоянно приучаясь различать ее компоненты: направление движения

мелодии (вверх-вниз), соотношение коротких и длинных звуков, а также соотносить

звучание с мышечным состоянием рук, различая свободное и напряженное их

состояние. Одновременно у ребенка надо развивать художественное восприятие

музыки, поэтому на этом этапе педагогу необходимо самому много играть и

разговаривать,

беседовать с учеником. В результате достигается не только

понимание музыкальной стороны обучения, но и формирование постановки.

Только личным примером, играя на своем инструменте, педагог дает ученику

представление о «хорошем» звуке и понимание необходимости правильных

движений правой руки.

В этот период (подготовительный) педагог тоже учится, он изучает ученика.

Все дети разные: особенности физических и музыкальных данных, общего

развития, психологический склад ученика, наконец черты его индивидуального

характера,

всё

подсказывает

опытному

педагогу

выбор

тех

или

иных

педагогических средств при обучении, наметить стратегию и тактику его

обучения. Особое внимание в подготовительных занятиях надо уделить развитию

слуховых и двигательных предпосылок.

О слуховой ориентировке

Обычно первые уроки почти полностью посвящены налаживанию

постановки рук. Но не менее важна и другая задача-подготовка слуха ребенка для

игры на скрипке. Для этого недостаточно тех слуховых качеств, которые были

выявлены на предварительном прослушивании. Игра на скрипке требует не

просто слуха, а слуховых реакций, связанных с двигательным игровым

процессом.

Игра

на

скрипке

требует

особого

внимания

к

высоте

звука

«звуковысотности». Но работа только над этой стороной восприятия обедняет

слух, ограничивает художественные возможности игры. В результате часто юные

скрипачи

играют

невыразительно,

однообразно

по

тембру

и

динамике.

Необходимо развивать ритмические качества игры. Для формирования пальцевых

навыков левой руки главным является их ориентировка на грифе и в

интонационном

отношении.

Но

ощущение

интервальных

расстояний

ограничивается, если работа долгое время ведется в первой позиции. Поэтому

пальцевые движения необходимо с первых шагов изучать во второй и в третьей

позициях. В результате появляется возможность с самого начала налаживать

двигательную ориентировку по слуху не только пальцами, но и рукой, что может

оберечь ученика от механического усвоения интервальных расстояний на грифе,

это предохраняет от закрепления связи «как вижу, так двигаю», мешающего

развитию слухового

звена,

а

запоминание

разных

аппликатур,

помимо

аппликатуры первой позиции, не имеет решающего значения, конечно, ребенок не

в состоянии их сразу все усвоить, это придет постепенно, но он не зафиксируется в

аппликатуре первой позиции.

При формировании первоначальных пальцевых навыков ребенок обычно

играет тетрахорды на струнах Ля и Ре. Полезно тетрахорды играть также во 2-й и

3-й позициях, при этом изучать не только мажорные, но и минорные тетрахорды в

восходящем (от 1-го к 4-му пальцу) и нисходящим (обратном) движении.

При игре тетрахордов можно повторять интонации 1-3 и 1-4 ступеней,

запоминая расстояния, характеризующие эти интервалы. В этом случае полезны и

следующие упражнения, развивающие сочетание пальцевых действий на грифе с

ориентировкой при движении руки вдоль грифа на основе слухового запоминания

интонаций кварты, квинты и секунды.

Кроме того, надо воспитывать с первых шагов и ладовую настройку слуха. В

этом процессе наиболее эффективным является «транспонирование», например:

транспонирование попевок.

Недостаток в активности слухового восприятия начинающих учеников может

привести к ритмическим погрешностям в их игре,

ведь внимание ученика

направлено

на

возникающий

новый

звук,

и он

зачастую

не

способен

одновременно контролировать не только пальцы левой руки, но и протяженность

смычка. Поэтому важно воспитывать связь слуха с движениями правой руки:

вслушиваться в окончания звуков, наблюдать за перемещением смычка.

В этот период обучения важна также работа над тембровым восприятием и над

развитием гармонического слуха. Развитие ощущения тембральной окраски

звуков связано с различением ученика к понятным ему образным характеристикам

тембра каждой струны. Для развития гармонического слуха необходимо усиливать

роль игры с фортепианным сопровождением, иначе ребенок привыкнет к

одноголосому звучанию и не будет полноценно слышать фортепианную партию.

В этот же период необходимо как можно больше культивировать скрипичные

дуэты, имеющие ту же цель.

В целом, подводя итоги, слуховое воспитание ученика педагогами-скрипачами

зачастую воспринимается как нечто, чем должны заниматься педагоги по классу

сольфеджио.

Но

всё-таки педагог

скрипичного

класса

обязан

постоянно

заботиться о всестороннем развитии слуховых навыков своего ученика в связи с

игрой на скрипке. Поэтому важно, чтобы развитие слуха в классах скрипки и

сольфеджио исходило из общей методологии, особенно на начальном периоде

обучения, необходимо уделять внимание обострению методического начала как в

сольфеджировании, так и в игре, воспитывая чувство верной ритмической

акцентировки и ощущение целостности музыкальной фразы.

Целенаправленное слуховое воспитание - очень важный раздел работы с

начинающими учениками и должен вестись в тесной связи с приспособлением к

инструменту и изучением первых двигательных навыков.

О двигательном воспитании

Формирование двигательной техники - наиболее сложная задача, так как

только

правильными движениями, хорошо согласованными и отвечающими

объективным требованиям инструмента, можно добиться на скрипке на первых

порах хотя бы минимально приемлемого звучания.

Одна из главных причин трудностей у начинающих учеников - мышечная

скованность,

возникающая

из-за

неточности

исходных

движений,

из-за

непроизвольных лишних движений рук, а иногда и всего корпуса. В каждом случае

надо определить первопричину мышечного напряжения и пути его скорейшего

устранения. Общей причиной напряжения является действие врожденного

хватательного рефлекса, которое обычно проявляется при первом прикосновении

к инструменту. У редких детей удается преодолеть скованность в течение

нескольких занятий, с другими приходится настойчиво работать, используя

специальные упражнения. Надо дать ученику элементарные понятия о расслаблении

мышц и использовании для выполнения какой-либо работы незначительных усилий.

Полезно при этом использовать подготовительные упражнения: поднимание,

расслабление и падение рук под действием собственной тяжести, чтобы дать

ученику представление о свободе и естественности движения рук и их отдельных

частей. Особенно важно научить ребенка освобождать мышцы плечевого пояса и

лопаток, но не менее важно добиться также свободы движений предплечья, кисти и

пальцев. Если дети излишне крепко держатся за различные предметы, педагог

должен устранить эту привычку, объяснив понятие о весе предмета и минимально

необходимом (для его удержания) усилии. Немаловажна в борьбе со скованностью

также постановка правильного дыхания, которое бывает нередко неравномерным или

порывистым, иногда из-за чрезмерного эмоционального восприятия музыки, таких детей

необходимо расслаблять и обращать внимание на необходимость правильно дышать во

время игры. Скованность мышц нередко вызывается психологическими причинами:

страх, незнакомая обстановка и т. п. Лекарство в этом случае - переключение внимания

на музыкальные задачи. В общем виде развитие навыков вслушивания в свою игру,

объективно (как бы со стороны)её слышать, воспитываемые с первых занятий,

оказывают положительное влияние на освобождение мышц. Исключительное значение

для развития техники имеет точность исходных движений, составляющих базу

игровых навыков скрипача. К ним относятся:

1.

Движение

рук

в

плечевых

суставах

(смена

струн);

2. Движение предплечий - исходные приемы приспособления скрипки и смычка,

перемена позиций, исполнение штрихов в

верхней половине смычка;

3.

Движения

кистей-вибрато,

различные

штрихи;

4.

Движения пальцев (самостоятельные)в пястных суставах при сохранении

их

групповой

собранности:

беглость,

смена

позиций

пальцевой

штрих;

5.

Свобода

и

гибкость

больших

пальцев

обеих

рук

(координация).

Все эти движения должны быть развиты настолько, чтобы при игре они не вызывали

ни малейшей заторможенности. Но свободное выполнение движений возможно при

правильном положении левой и правой руки относительно корпуса ученика и

относительно скрипки. В этом случае у учеников часто бывают проблемы из-за

неестественного положения корпуса. Эта неестественность часто проявляется при смене

струн, когда обеими руками надо выполнять однотипные движения в плечевых

суставах. Эти движения часто бывают заторможены из-за неверного положения

корпуса. Поднимая скрипку, ученик направляет её и корпус в разные стороны. В этом

случае ведение смычка перпендикулярно подставке и сохранение при этом игровой

точки- очень сложная задача, т.к .требуется преувеличенно выравнивающие движения

правой руки. Даже, если удается добиться нормального звука на одной из струн, то

при смене струн смычок непроизвольно смещается к грифу или подставке. В

технике левой руки неправильная постановка корпуса сказывается прежде всего на

интонации - даже в легких местах ученик играет «нечисто». Внешним показателем

правильной организации корпуса рук может служить взгляд ученика — при

неверном положении он смотрит на гриф наискось, что еще больше усложняет

процесс игры и перенапрягает ученика. Неестественный разворот корпуса чаще

всего

вызван фиксацией плечевых суставов и неотработанностью навыка

организации игрового состояния корпуса и поднимания рук со скрипкой и смычком.

Первоначальную постановку, целостный процесс игрового приспособления можно

разделить на три составных элемента: общее двигательное положение корпуса и

рук, приспособление левой руки к скрипке, приспособление правой руки к смычку.



В раздел образования




Яндекс.Метрика