Автор: Попко Евгения Алиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 29 "Вишенка"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: статья
Тема: "Теория решения изобретательских задач как основа инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения"
Раздел: дошкольное образование
Теория решения изобретательских задач как основа инновационной
деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Основные тенденции развития общества и модернизации российского образования:
гуманизация, направленная на развитие личности как субъекта творческой деятельности, и
технологичность,
характеризующая
созданием
технологий
для
получения
заданного
результата,
обусловили
необходимость
поиска
механизма
внедрения
инновационной
деятельности, направленной на обучение творчеству.
В «Современном словаре иностранных слов» (1993) инновация
трактуется как
нововведение.
Инновационный
процесс
–
это
комплексная
деятельность
по
созданию,
освоению,
использованию
и
распространению
новшеств.
Инновационная
деятельность,
главной
составляющей
которой
являются
творческие
способности
личности
педагога,
требует
новой
философии
образования
и
методологии
обучения.
Современные
дидактические поиски привели к необходимости создания технологии обучения творчеству,
позволяющей воспитать личность, гармонично сочетающую логический и творческий
компоненты
мышления,
через
формирование
умения
добывать
новые
знания
в
познавательной
и
создавать
их
в
творческой
деятельности.
Теория
решения
изобретательских задач, возникшая в нашей стране в конце 40-х годов, способна решить
поставленные задачи.
Актуальность исследования нашей работы обусловлена рядом противоречий:
-
между разработанным механизмом внедрения инноваций и его использованием в
целях модернизации дошкольного образования.
-
между
потребностью
общества
в
обучении
дошкольников
творчеству
и
востребовательностью,
созданной
Г.С.Альтшуллером,
технологией
обучения
творчеству,
-
между знаниями педагогов системы ТРИЗ и умениями ее применять,
-
между максимально допустимой учебной нагрузкой дошкольников и временем для
обучения технологии творчества.
Выявленные
противоречия
определили
выбор
цели
исследования:
обосновать
эффективность и возможность использования Теории решения изобретательских задач в
воспитательно-образовательном
процессе
дошкольного
учреждения
как
инновационной
технологии обучения творчеству.
Объектом нашего исследования является инновационная деятельность как один из
механизмов внедрения изменений в процесс модернизации дошкольного образования.
Предмет
–
Теория
решения
изобретательских
задач
как
технология
обучения
творчеству.
Гипотеза
исследования:
Теория
решения
изобретательских
задач
способна
стать
одним из направлений инновационной деятельности, механизмом обновления дошкольного
образования, если:
- руководством ДОУ, работающим в режиме развития, грамотно проведена работа по
созданию комплексно-целевых программ механизма внедрения ТРИЗ в воспитательно-
образовательный процесс;
- вопрос обучения взрослых координируется
дипломированными специалистами
Международной Ассоциации ТРИЗ;
- процесс обучения детей методам и приемам ТРИЗ идет интегрировано с занятиями
воспитательно-образовательной программы ДОУ и служит инструментом получения новых
знаний в познавательной и творческой деятельности.
Задачи исследования:
1.Показать
актуальность
изучения
сущностных
характеристик
инновационной
деятельности и условий ее успешной организации.
2.Изучить одно из приоритетных направление инноваций – творчество, рассмотреть
воображение как его основу.
3.Проанализировать вопрос обучения творчеству.
4.Разработать примерный алгоритм внедрения ТРИЗ как инновационной технологии.
5.Исследовать
эффективность
применения
технологии
обучения
на
основе
ТРИЗ:
принципы, методы, организация, результаты.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Создание условий для эффективного внедрения инновационной технологии;
2. Обучения взрослых Теории решения изобретательских задач.
3. Исследование эффективности технологии обучения детей методам
и приемам
ТРИЗ.
Методологическую основу исследования вопроса составили труды:
зарубежных педагогов и психологов, изучающих вопросы воображения, творчества: Г.
Армстронга, Д. Гилфорда, А.Маслоу, К. Роджерса;
отечественных: Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко,
В.Н.Дружинина, Е.Е.Кравцовой,
Р.С.Немова, П.И.Пидкасистого, В.Г.Разумовского, С.Л.Рубинштейна, А.И.Савенкова;
педагогов
в
области
изучения
инновационной
деятельности
в
дошкольных
образовательных учреждениях: К.Ю. Белой, Л.М. Волобуевой, В.Т. Кудрявцева, А.А.Майера,
Н.М.Микляевой, О.О.Солдаткиной. П.И. Третьяковой;
ученых,
исследователей
в
области
Теории
решения
изобретательских
задач:
Г.С.
Альтшуллера, И.М. Верткина, М.С. Гафитулина, Ю.П. Саламатова,
педагогов
–
исследователей
в
области
применения
ТРИЗ:
Г.В.
Беловой,
В.А.
Бухвалова,
И.Я.
Гуткович,
Б.Л.
Злотина,
А.В.
Корзун,
В.Б.
Крячко,
С.В.
Лелюх,
И.И.
Мурашковска, А.А. Нестеренко, Б.П. Никитина, Е.А. Пчелкиной,
Т.А. Сидорчук,
А.А.
Толмачева, Н.Н. Хоменко, М.Н. Шустермана.
Для решения и проверки поставленных практических задач нами был использован
комплекс
методов:
теоретический
анализ
научно-педагогической
и
психологической
литературы,
анализ
и
обобщение
практики
психолого-педагогической
деятельности,
психолого-педагогические
наблюдения,
беседы,
изучение
продуктов
деятельности,
эксперименты, тестирование, моделирование.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Центр
развития ребенка - Детский сад № 73 «Веселые человечки», город Норильск.
Инновационное движение в дошкольном образовании, не уступающее по своему
масштабу школьному, вместе с тем пока не опирается на научно выверенную стратегию и
доктрину
модернизации
дошкольного
образования,
которая
бы
связывала
воедино
его
социальные,
организационные,
финансово-экономические,
психолого-педагогические
приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.
Отсюда
вытекают
проблемы,
характеризующие
сегодня
инновационный
процесс
в
дошкольном образовании:
- совмещение инновационных программ с уже существующими;
- низкий уровень готовности педагогов к инновационной деятельности;
-недостаточная обеспеченность новым научно-методическим материалом;
-
приспособление
новшеств
к
конкретным
условиям
с
учетом
национально-
региональной специфики;
- отсутствие должной экспертизы инновационных образовательных программ.
Проведенный нами теоретический анализ научно-педагогической
литературы
и
существующей
практики,
позволил
разработать
модель
внедрения
инновационной
педагогической
технологии
на
основе
ТРИЗ
в
воспитательно-образовательный
процесс,
включающую в себя этапы, цели и примерные мероприятия.
Вторым, не менее важным вопросом, является обучение педагогов Теории решения
изобретательских задач. С целью обеспечения методической, информационной поддержки,
обмена
опыта,
необходимо
провести
курсы
повышения
квалификации
участников
педагогического
процесса.
Во
избежание одной
из
причин
неудач
внедрения
теории
–
неточной трактовки
положений, по принципу «Я так понимаю»,
преподавателями могут
быть: Мастер ТРИЗ, специалист МА ТРИЗ, заведующий и методист, поддерживающие связь
с организацией ТРИЗ в данном городе или регионе. Неизменные составляющие процесса
освоения
ТРИЗ:
теория,
обсуждение
и
решение
возникших
проблем,
практическое
применение.
Исследование эффективности технологии обучения детей методам и приемам Теории
решения изобретательских задач, позволили определить их роль и место в педагогическом
процессе.
Проблемы,
возникающие
в
практическом
использовании
элементов
теории,
стимулировали
рост
педагогических
находок
и
подвели
к
созданию
инновационной
технологии, целью которой, является воспитание творческой личности через формирование
талантливого, диалектического мышления.
Новизна
нашей
программы
заключается
в
интегрированном
решении
задач
воспитательно-образовательной программы и обучению технологии творчества.
Разработанная отдельно программа по обучению технологии творчества позволяет
использовать
ее
в
комплексе
с
любой
программой,
где
отсутствует
заданная
авторами
технология.
Принципы
нашей
педагогической
работы:
преемственность,
интеграция,
принцип
опережающего развития, ситуация успеха.
Занятия
велись
по
разделами,
представленным
в
привычных
для
воспитателей
формулировках
(ознакомление
с
окружающим
и
развитие
речи,
ознакомление
с
художественной литературой, обучение связной речи и грамоте…), структура программы
состоит из четырех возрастов (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет). Оптимальной формой
овладения детьми методиками творчества является, на наш взгляд, система творческих
заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня.
Цель
которых
–
поисковая,
исследовательская
(новые
знания
добываются),
изобретательская деятельность (новые знания создаются), а правила игр, представляющие
методы и приемы ТРИЗ, дают пути этой работы. Необходимое условие - практическое
воплощение творческой мысли в деятельности.
Представленные вашему вниманию фрагменты
программы для второй младшей
группы (первый год обучения) и старшей группы (третий год), позволяют увидеть тему
изучаемого материала, вид занятия,
название игры, цель воспитательно-образовательной
программы и обучения технологии, примерный ход занятия и необходимый материал.
Программа по обучению дошкольников технологии творчества содержит название
метода
и приема
ТРИЗ (что), игру (как), цель (с какой целью) и виды занятий (где).
Рассчитана она на 4 года.
Освоение программного материала зависит, на наш взгляд, от компетентности и
участия родителей, уважения к личности ребенка, атмосферы творчества.
Об успешности обучения детей в начальном звене школы первого (4 года) и второго
(первый
год)
выпуска,
прошедших
обучение
на
основе
ТРИЗ,
говорит
следующая
диагностика.
Результаты работы последнего выпуска представлены
диагностиками, на основе
методики О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур»:
- уровень развития воображения
и способности создавать оригинальные образы
детьми,
-
динамика развития в течение двух лет,
-
сравнительная диагностика
результатов с детьми, не прошедших обучение
методам ТРИЗ.
Материалы нашей работы ежегодно освещаются в сборниках тезисов и докладов
научно-практических конференций
Петрозаводска,
Челябинска,
Москвы,
проводимых
Международной ассоциацией ТРИЗ, дети
награждены
Дипломами
за
победы
в
Международных конкурсах «ТРИЗ»
Опыт работы по обучению творчеству лег в основу проектной деятельности мини-
центра интеллектуального развития дошкольного учреждения. Дальнейшая его тенденция –
переход в кружковую работу с детьми, наиболее способными к творческой деятельности на
базе всего детского сада.
Проведенные нами исследования подтвердили гипотезу об эффективности ТРИЗ как
одном из направлении инновационной деятельности, механизма обновления дошкольного
образования при выполнении предъявленных условий:
- если руководством ДОУ, работающим в режиме развития, грамотно проведена работа
по созданию комплексно-целевых программ механизма внедрения ТРИЗ в воспитательно-
образовательный процесс;
-
вопрос обучения взрослых координируется
дипломированными специалистами
Международной Ассоциации ТРИЗ;
- процесс обучения детей методам и приемам ТРИЗ идет интегрировано с занятиями
воспитательно-образовательной программы ДОУ и служит инструментом получения новых
знаний в познавательной и творческой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс модернизации системы дошкольного образования, обусловленный развитием
общества
и
образовательной
системы
в
целом,
подвел
дошкольные
учреждения
к
необходимости
работы в поисковом режиме. Особое значение приобретает разработка
механизмов управления инновационными проектами, направленными на реализацию новых
моделей в образовании. Рассогласование между предлагаемым и необходимым обществу
образованием – одна из ключевых его проблем.
Основное противоречие современной
системы образования – это противоречие между колоссальной скоростью накопления знаний
человечеством и ограниченной возможностью их усвоения отдельным человеком.
Современному
обществу
необходима
педагогика
творчества,
где
знания
не
передаются,
а
создаются
в
процессе
познания
и
преобразования.
Для
эффективной
деятельности в быстро меняющемся мире необходимо сформировать новый тип мышления, в
котором гармонично бы сочетался логический и творческий компонент.
Понятия «творчество», «воображение» как его основа, в настоящее время, становясь
ведущими
направлениями
инновационной
деятельности,
все
еще
остаются
слабо
изученными, ввиду сложности спонтанного характера творческого процесса.
Учитывая то, что началом творческого процесса является проблемная ситуация, а
содержанием – ее решение, Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Г.С.
Альтшуллером, способна
обучать творчеству и педагога и дошкольника. ТРИЗ –
универсальная технология, в отличие от систем развивающего обучения, она позволяет не
только видеть проблему, формулировать ее как противоречие, решать на основе специальных
методов и приемов, но и способствует развитию системного диалектического мышления,
творческого
воображения,
формирует
активную
творческую
позицию.
Между
тем,
созданная на ее основе технология обучения творчеству, остается слабо использованной в
дошкольных образовательных учреждениях.
Разработанный примерный алгоритм механизма комплексно-целевых программ по
включению
инновационной
педагогической
технологии
на
основе
Теории
решения
изобретательских задач, его профессиональное выполнение и прохождение, способно, на наш
взгляд,
обеспечить
развитие
конкретного
учреждения
в
условиях
модернизации
российского
дошкольного
образования
при
реализации
соответствующих
этапов,
длительность которых зависит от творческого потенциала педагогического коллектива.
Вопрос обучения творчеству взрослых может быть решен инноватором, владеющим
теорией, дипломированным в Международной Ассоциации ТРИЗ специалистом, помощью
«школы-ТРИЗ» данного города или региона, дистанционным обучением через Интернет.
Обязательными составляющими процесса освоения ТРИЗ, на наш взгляд, должны быть:
теория,
обсуждение
и
решение
возникших
педагогических
проблем,
практика.
Теория
решения
изобретательских
задач
дает
широкие
возможности
в
самореализации
и
самосовершенствовании самому педагогу. На этом и «держится» профессия педагога: в ее
непохожести, вечной динамике к совершенству себя и детей через преодоление противоречий
на своем пути, применяя тризовскую технологию. Зародыши гениальности есть у всех, но
творческий генетический клад («божественный дар») сам по себе не откроется, пока не
возникнет потребность и не появится возможность реализации личности.
Наш
опыт
использования
Теории
решения
изобретательских
задач
является
доказательством
ее
эффективности,
успешности
адаптации
дошкольников
к
школьным
программам вне зависимости от системы обучения. Обучение детей методам и приемам
ТРИЗ может идти
интегрировано с реализацией
задач воспитательно-образовательной
программы дошкольного учреждения, и, одновременно, служить инструментом получения
новых знаний в познавательной
и творческой
деятельности. ТРИЗ как универсальный
инструментарий
применим
на
всех
занятиях.
Это
позволяет
формировать
единую
гармоничную,
научно
обоснованную
модель
мира
в
сознании
ребенка,
осуществить
эвристическое
обучение.
Оптимальной
формой
овладения
методами
и
приемами
ТРИЗ
являются творческие задания, которые даются через игры, алгоритмы, а результаты имеют
практическое воплощение. Продукты творческой деятельности детей, получившие высокие
оценки
на
конкурсах
Международной
Ассоциации
ТРИЗ
свидетельствуют
о
грамотном
владении и применении
детьми методов и приемов теории, а результаты проведенной
диагностики развития творческого воображения доказывают эффективность инновационной
технологии в обучении детей творчеству.
Использование Теории решения изобретательских задач как основы инновационной
деятельности
в
дошкольном
образовательном
учреждении
позволит,
на
наш
взгляд,
существенно повысить качество и эффективность педагогической деятельности адекватно
вызовам текущего времени при выполнении соответствующих условий:
-
если руководством ДОУ, работающим в режиме развития, грамотно проведена работа
по внедрению ТРИЗ в воспитательно-образовательный процесс;
-
вопрос
обучения
взрослых
координируется
дипломированными
специалистами
Международной Ассоциации ТРИЗ;
когда
процесс
обучения
детей
методам
и
приемам
ТРИЗ
идет
интегрировано
с
занятиями
воспитательно-образовательной
программы
ДОУ
и
служит
инструментом
получения новых знаний в познавательной и творческой деятельности.