Напоминание

"Теория решения изобретательских задач как основа инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения"


Автор: Попко Евгения Алиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 29 "Вишенка"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: статья
Тема: "Теория решения изобретательских задач как основа инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Теория решения изобретательских задач как основа инновационной

деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Основные тенденции развития общества и модернизации российского образования:

гуманизация, направленная на развитие личности как субъекта творческой деятельности, и

технологичность,

характеризующая

созданием

технологий

для

получения

заданного

результата,

обусловили

необходимость

поиска

механизма

внедрения

инновационной

деятельности, направленной на обучение творчеству.

В «Современном словаре иностранных слов» (1993) инновация

трактуется как

нововведение.

Инновационный

процесс

это

комплексная

деятельность

по

созданию,

освоению,

использованию

и

распространению

новшеств.

Инновационная

деятельность,

главной

составляющей

которой

являются

творческие

способности

личности

педагога,

требует

новой

философии

образования

и

методологии

обучения.

Современные

дидактические поиски привели к необходимости создания технологии обучения творчеству,

позволяющей воспитать личность, гармонично сочетающую логический и творческий

компоненты

мышления,

через

формирование

умения

добывать

новые

знания

в

познавательной

и

создавать

их

в

творческой

деятельности.

Теория

решения

изобретательских задач, возникшая в нашей стране в конце 40-х годов, способна решить

поставленные задачи.

Актуальность исследования нашей работы обусловлена рядом противоречий:

-

между разработанным механизмом внедрения инноваций и его использованием в

целях модернизации дошкольного образования.

-

между

потребностью

общества

в

обучении

дошкольников

творчеству

и

востребовательностью,

созданной

Г.С.Альтшуллером,

технологией

обучения

творчеству,

-

между знаниями педагогов системы ТРИЗ и умениями ее применять,

-

между максимально допустимой учебной нагрузкой дошкольников и временем для

обучения технологии творчества.

Выявленные

противоречия

определили

выбор

цели

исследования:

обосновать

эффективность и возможность использования Теории решения изобретательских задач в

воспитательно-образовательном

процессе

дошкольного

учреждения

как

инновационной

технологии обучения творчеству.

Объектом нашего исследования является инновационная деятельность как один из

механизмов внедрения изменений в процесс модернизации дошкольного образования.

Предмет

Теория

решения

изобретательских

задач

как

технология

обучения

творчеству.

Гипотеза

исследования:

Теория

решения

изобретательских

задач

способна

стать

одним из направлений инновационной деятельности, механизмом обновления дошкольного

образования, если:

- руководством ДОУ, работающим в режиме развития, грамотно проведена работа по

созданию комплексно-целевых программ механизма внедрения ТРИЗ в воспитательно-

образовательный процесс;

- вопрос обучения взрослых координируется

дипломированными специалистами

Международной Ассоциации ТРИЗ;

- процесс обучения детей методам и приемам ТРИЗ идет интегрировано с занятиями

воспитательно-образовательной программы ДОУ и служит инструментом получения новых

знаний в познавательной и творческой деятельности.

Задачи исследования:

1.Показать

актуальность

изучения

сущностных

характеристик

инновационной

деятельности и условий ее успешной организации.

2.Изучить одно из приоритетных направление инноваций – творчество, рассмотреть

воображение как его основу.

3.Проанализировать вопрос обучения творчеству.

4.Разработать примерный алгоритм внедрения ТРИЗ как инновационной технологии.

5.Исследовать

эффективность

применения

технологии

обучения

на

основе

ТРИЗ:

принципы, методы, организация, результаты.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Создание условий для эффективного внедрения инновационной технологии;

2. Обучения взрослых Теории решения изобретательских задач.

3. Исследование эффективности технологии обучения детей методам

и приемам

ТРИЗ.

Методологическую основу исследования вопроса составили труды:

зарубежных педагогов и психологов, изучающих вопросы воображения, творчества: Г.

Армстронга, Д. Гилфорда, А.Маслоу, К. Роджерса;

отечественных: Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко,

В.Н.Дружинина, Е.Е.Кравцовой,

Р.С.Немова, П.И.Пидкасистого, В.Г.Разумовского, С.Л.Рубинштейна, А.И.Савенкова;

педагогов

в

области

изучения

инновационной

деятельности

в

дошкольных

образовательных учреждениях: К.Ю. Белой, Л.М. Волобуевой, В.Т. Кудрявцева, А.А.Майера,

Н.М.Микляевой, О.О.Солдаткиной. П.И. Третьяковой;

ученых,

исследователей

в

области

Теории

решения

изобретательских

задач:

Г.С.

Альтшуллера, И.М. Верткина, М.С. Гафитулина, Ю.П. Саламатова,

педагогов

исследователей

в

области

применения

ТРИЗ:

Г.В.

Беловой,

В.А.

Бухвалова,

И.Я.

Гуткович,

Б.Л.

Злотина,

А.В.

Корзун,

В.Б.

Крячко,

С.В.

Лелюх,

И.И.

Мурашковска, А.А. Нестеренко, Б.П. Никитина, Е.А. Пчелкиной,

Т.А. Сидорчук,

А.А.

Толмачева, Н.Н. Хоменко, М.Н. Шустермана.

Для решения и проверки поставленных практических задач нами был использован

комплекс

методов:

теоретический

анализ

научно-педагогической

и

психологической

литературы,

анализ

и

обобщение

практики

психолого-педагогической

деятельности,

психолого-педагогические

наблюдения,

беседы,

изучение

продуктов

деятельности,

эксперименты, тестирование, моделирование.

База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Центр

развития ребенка - Детский сад № 73 «Веселые человечки», город Норильск.

Инновационное движение в дошкольном образовании, не уступающее по своему

масштабу школьному, вместе с тем пока не опирается на научно выверенную стратегию и

доктрину

модернизации

дошкольного

образования,

которая

бы

связывала

воедино

его

социальные,

организационные,

финансово-экономические,

психолого-педагогические

приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.

Отсюда

вытекают

проблемы,

характеризующие

сегодня

инновационный

процесс

в

дошкольном образовании:

- совмещение инновационных программ с уже существующими;

- низкий уровень готовности педагогов к инновационной деятельности;

-недостаточная обеспеченность новым научно-методическим материалом;

-

приспособление

новшеств

к

конкретным

условиям

с

учетом

национально-

региональной специфики;

- отсутствие должной экспертизы инновационных образовательных программ.

Проведенный нами теоретический анализ научно-педагогической

литературы

и

существующей

практики,

позволил

разработать

модель

внедрения

инновационной

педагогической

технологии

на

основе

ТРИЗ

в

воспитательно-образовательный

процесс,

включающую в себя этапы, цели и примерные мероприятия.

Вторым, не менее важным вопросом, является обучение педагогов Теории решения

изобретательских задач. С целью обеспечения методической, информационной поддержки,

обмена

опыта,

необходимо

провести

курсы

повышения

квалификации

участников

педагогического

процесса.

Во

избежание одной

из

причин

неудач

внедрения

теории

неточной трактовки

положений, по принципу «Я так понимаю»,

преподавателями могут

быть: Мастер ТРИЗ, специалист МА ТРИЗ, заведующий и методист, поддерживающие связь

с организацией ТРИЗ в данном городе или регионе. Неизменные составляющие процесса

освоения

ТРИЗ:

теория,

обсуждение

и

решение

возникших

проблем,

практическое

применение.

Исследование эффективности технологии обучения детей методам и приемам Теории

решения изобретательских задач, позволили определить их роль и место в педагогическом

процессе.

Проблемы,

возникающие

в

практическом

использовании

элементов

теории,

стимулировали

рост

педагогических

находок

и

подвели

к

созданию

инновационной

технологии, целью которой, является воспитание творческой личности через формирование

талантливого, диалектического мышления.

Новизна

нашей

программы

заключается

в

интегрированном

решении

задач

воспитательно-образовательной программы и обучению технологии творчества.

Разработанная отдельно программа по обучению технологии творчества позволяет

использовать

ее

в

комплексе

с

любой

программой,

где

отсутствует

заданная

авторами

технология.

Принципы

нашей

педагогической

работы:

преемственность,

интеграция,

принцип

опережающего развития, ситуация успеха.

Занятия

велись

по

разделами,

представленным

в

привычных

для

воспитателей

формулировках

(ознакомление

с

окружающим

и

развитие

речи,

ознакомление

с

художественной литературой, обучение связной речи и грамоте…), структура программы

состоит из четырех возрастов (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет). Оптимальной формой

овладения детьми методиками творчества является, на наш взгляд, система творческих

заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня.

Цель

которых

поисковая,

исследовательская

(новые

знания

добываются),

изобретательская деятельность (новые знания создаются), а правила игр, представляющие

методы и приемы ТРИЗ, дают пути этой работы. Необходимое условие - практическое

воплощение творческой мысли в деятельности.

Представленные вашему вниманию фрагменты

программы для второй младшей

группы (первый год обучения) и старшей группы (третий год), позволяют увидеть тему

изучаемого материала, вид занятия,

название игры, цель воспитательно-образовательной

программы и обучения технологии, примерный ход занятия и необходимый материал.

Программа по обучению дошкольников технологии творчества содержит название

метода

и приема

ТРИЗ (что), игру (как), цель (с какой целью) и виды занятий (где).

Рассчитана она на 4 года.

Освоение программного материала зависит, на наш взгляд, от компетентности и

участия родителей, уважения к личности ребенка, атмосферы творчества.

Об успешности обучения детей в начальном звене школы первого (4 года) и второго

(первый

год)

выпуска,

прошедших

обучение

на

основе

ТРИЗ,

говорит

следующая

диагностика.

Результаты работы последнего выпуска представлены

диагностиками, на основе

методики О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур»:

- уровень развития воображения

и способности создавать оригинальные образы

детьми,

-

динамика развития в течение двух лет,

-

сравнительная диагностика

результатов с детьми, не прошедших обучение

методам ТРИЗ.

Материалы нашей работы ежегодно освещаются в сборниках тезисов и докладов

научно-практических конференций

Петрозаводска,

Челябинска,

Москвы,

проводимых

Международной ассоциацией ТРИЗ, дети

награждены

Дипломами

за

победы

в

Международных конкурсах «ТРИЗ»

Опыт работы по обучению творчеству лег в основу проектной деятельности мини-

центра интеллектуального развития дошкольного учреждения. Дальнейшая его тенденция –

переход в кружковую работу с детьми, наиболее способными к творческой деятельности на

базе всего детского сада.

Проведенные нами исследования подтвердили гипотезу об эффективности ТРИЗ как

одном из направлении инновационной деятельности, механизма обновления дошкольного

образования при выполнении предъявленных условий:

- если руководством ДОУ, работающим в режиме развития, грамотно проведена работа

по созданию комплексно-целевых программ механизма внедрения ТРИЗ в воспитательно-

образовательный процесс;

-

вопрос обучения взрослых координируется

дипломированными специалистами

Международной Ассоциации ТРИЗ;

- процесс обучения детей методам и приемам ТРИЗ идет интегрировано с занятиями

воспитательно-образовательной программы ДОУ и служит инструментом получения новых

знаний в познавательной и творческой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс модернизации системы дошкольного образования, обусловленный развитием

общества

и

образовательной

системы

в

целом,

подвел

дошкольные

учреждения

к

необходимости

работы в поисковом режиме. Особое значение приобретает разработка

механизмов управления инновационными проектами, направленными на реализацию новых

моделей в образовании. Рассогласование между предлагаемым и необходимым обществу

образованием – одна из ключевых его проблем.

Основное противоречие современной

системы образования – это противоречие между колоссальной скоростью накопления знаний

человечеством и ограниченной возможностью их усвоения отдельным человеком.

Современному

обществу

необходима

педагогика

творчества,

где

знания

не

передаются,

а

создаются

в

процессе

познания

и

преобразования.

Для

эффективной

деятельности в быстро меняющемся мире необходимо сформировать новый тип мышления, в

котором гармонично бы сочетался логический и творческий компонент.

Понятия «творчество», «воображение» как его основа, в настоящее время, становясь

ведущими

направлениями

инновационной

деятельности,

все

еще

остаются

слабо

изученными, ввиду сложности спонтанного характера творческого процесса.

Учитывая то, что началом творческого процесса является проблемная ситуация, а

содержанием – ее решение, Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Г.С.

Альтшуллером, способна

обучать творчеству и педагога и дошкольника. ТРИЗ –

универсальная технология, в отличие от систем развивающего обучения, она позволяет не

только видеть проблему, формулировать ее как противоречие, решать на основе специальных

методов и приемов, но и способствует развитию системного диалектического мышления,

творческого

воображения,

формирует

активную

творческую

позицию.

Между

тем,

созданная на ее основе технология обучения творчеству, остается слабо использованной в

дошкольных образовательных учреждениях.

Разработанный примерный алгоритм механизма комплексно-целевых программ по

включению

инновационной

педагогической

технологии

на

основе

Теории

решения

изобретательских задач, его профессиональное выполнение и прохождение, способно, на наш

взгляд,

обеспечить

развитие

конкретного

учреждения

в

условиях

модернизации

российского

дошкольного

образования

при

реализации

соответствующих

этапов,

длительность которых зависит от творческого потенциала педагогического коллектива.

Вопрос обучения творчеству взрослых может быть решен инноватором, владеющим

теорией, дипломированным в Международной Ассоциации ТРИЗ специалистом, помощью

«школы-ТРИЗ» данного города или региона, дистанционным обучением через Интернет.

Обязательными составляющими процесса освоения ТРИЗ, на наш взгляд, должны быть:

теория,

обсуждение

и

решение

возникших

педагогических

проблем,

практика.

Теория

решения

изобретательских

задач

дает

широкие

возможности

в

самореализации

и

самосовершенствовании самому педагогу. На этом и «держится» профессия педагога: в ее

непохожести, вечной динамике к совершенству себя и детей через преодоление противоречий

на своем пути, применяя тризовскую технологию. Зародыши гениальности есть у всех, но

творческий генетический клад («божественный дар») сам по себе не откроется, пока не

возникнет потребность и не появится возможность реализации личности.

Наш

опыт

использования

Теории

решения

изобретательских

задач

является

доказательством

ее

эффективности,

успешности

адаптации

дошкольников

к

школьным

программам вне зависимости от системы обучения. Обучение детей методам и приемам

ТРИЗ может идти

интегрировано с реализацией

задач воспитательно-образовательной

программы дошкольного учреждения, и, одновременно, служить инструментом получения

новых знаний в познавательной

и творческой

деятельности. ТРИЗ как универсальный

инструментарий

применим

на

всех

занятиях.

Это

позволяет

формировать

единую

гармоничную,

научно

обоснованную

модель

мира

в

сознании

ребенка,

осуществить

эвристическое

обучение.

Оптимальной

формой

овладения

методами

и

приемами

ТРИЗ

являются творческие задания, которые даются через игры, алгоритмы, а результаты имеют

практическое воплощение. Продукты творческой деятельности детей, получившие высокие

оценки

на

конкурсах

Международной

Ассоциации

ТРИЗ

свидетельствуют

о

грамотном

владении и применении

детьми методов и приемов теории, а результаты проведенной

диагностики развития творческого воображения доказывают эффективность инновационной

технологии в обучении детей творчеству.

Использование Теории решения изобретательских задач как основы инновационной

деятельности

в

дошкольном

образовательном

учреждении

позволит,

на

наш

взгляд,

существенно повысить качество и эффективность педагогической деятельности адекватно

вызовам текущего времени при выполнении соответствующих условий:

-

если руководством ДОУ, работающим в режиме развития, грамотно проведена работа

по внедрению ТРИЗ в воспитательно-образовательный процесс;

-

вопрос

обучения

взрослых

координируется

дипломированными

специалистами

Международной Ассоциации ТРИЗ;

когда

процесс

обучения

детей

методам

и

приемам

ТРИЗ

идет

интегрировано

с

занятиями

воспитательно-образовательной

программы

ДОУ

и

служит

инструментом

получения новых знаний в познавательной и творческой деятельности.



В раздел образования




Яндекс.Метрика