Автор: Бабаянц Алиса Исаевна
Должность: учитель общественных дисциплин
Учебное заведение: филиал МБОУ Жуковской СОШ №2 в п.Олсуфьево
Населённый пункт: Жуковка
Наименование материала: Мастер -класс
Тема: Семья как хранитель нравственных ценностей
Раздел: полное образование
Ход проведения мастер – класса.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги
- Давайте скажем хором, друзья,
Помочь откажетесь мне?(нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс,
А сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете?(нет или Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
- Я очень рада видеть вас здесь, на нашем мастер классе по предмету ОДНКР. Меня зовут
Алиса Исаевна Бабаянц .Я являюсь учителем общественных дисциплин Филиала ЖСШ
№ 2 в п. Олсуфьево. Мне бы хотелось в рамках нашего мастера - класса поделиться со
своими практическими нароботками ,используя некоторые элементы урока по ОДНКР.
Мотивационный этап
Анимация…песочная…(видео – формулировка темы занятия))
Речь пойдет « О семье как хранителе нравственных ценностей»
Поделить на группы.
В процессе проведения Мастер-класса использую
Цель: Способствовать формированию представлений и знаний о семье как о первом
социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности.
Задачи урока:
1.
Понакомиться с понятием « Семья»
2.
Дать характеристку понятию « Традиции»
3.
Сформулировать понятие « Семейные ценности»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и формы обучения:
Методы: частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая .
Планируемые результаты:
Предметные: научаться характеризовать семью как первый социальный институт, в
котором проходит основная часть жизни человека, и где формируются духовные
ценности; получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное
мнение.
Метапредметные УУД:
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают
алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и
последовательность действий.
Личностные УУД: осознают важность значения семьи, роли семьи в жизни общества,
применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения,
оценивают собственную учебную деятельность.
Личностно значимая проблема: Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций –
залог интереса к культурным традициям российскогонарода.
Структура урока. Деятельность учителя 5-6
мин. Установка: подумать о смысле,
заложенном в анимации - 1.5 мин.
Обсуждение:
1.Какой смысл заложен в сюжете? (что нам хотел сказать автор).
2.Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на
уроке?
Формулируют и записывают тему: Семья – хранитель духовных ценностей.
3 - 4 мин. Обсуждение:
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы
задумываемся о том, что оно
обозначает?
1. Какое определение вы бы дали понятию
«семья»? 2. Вспомните
качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании.
Предполагаемые ответы: Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее
хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный
досуг, т.д.
Притча…
3.
3. Изучение нового материала. 10 – 12 мин.
Слово СЕМЬЯ - в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и
ближних родственников, живущих вместе». Слово «семья» происходит от слова
«семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со
временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши
родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с
любовью взращивать, чтобы получилась счастливая
семья.
Слово семья не зря ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом. Семья -
это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось
несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же,
родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе
говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".
- А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех членов семьи?
Послушайте притчу.
а) Чтение и обсуждение притчи.
«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом
долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить,
никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то.
Правитель посмотрел и удивился, на листе было написаны. Но одно из них повторялось
сто раз . Какое это слово?
Задание ( Прктикум) -
«ПОНИМАНИЕ -
Как вы понимаете это
слово? -
Как можно назвать такую семью?
Понятие «Ценности «
-
Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную
роль в жизни государства, в воспитании новых поколений. Главная цель любой семьи –
формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту
задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях.
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по
установившимся в ней традициям..потому, что существующие традиции скрепляют
семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив.
Традиции разных культур –Иллюстрациооный материал.
- Коллеги, а в ваших семьях наверняка есть традиции? Предлагаю поработаь в группах
Традиции на выбор.
Являются ли традиции – обьединяющим звеном различных культур?
Давайте вспомним о семейных ценностях, обернувшись на опыт наших предков и
традиции нашего народа. (Записывают определение
семьи.) выдвигают свои предположения;
Семейные ценности. Работа в микрогруппах.
а) Работа с пословицами.
- Давайте вспомним пословицы о семье. О чём нас учит народная мудрость? 2 мин.
1.
В семье /любовь /да совет, /так и нужды нет.
2.
Не будет/ добра, /коли в семье/ вражда.
3.
Семья /без детей, /что цветок /без запаха.
4.
Родители/ трудолюбивы/, и дети /не ленивы.
б) Знакомство с религиозной культурой о семье.
- Любовь и уважение всегда были ценностями религиозной культуры. Давайте
познакомимся с семейными традициями разных религий.
Семья в исламской религиозной культуре.
Семья в иудейской религиозной культуре.3 – 4 мин.
Семья в православной культуре.
Семья в буддистской религиозной культуре.
Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных
культурах? Что в них общего?
Каждая группа зачитывают свод семейных правил.
5.Рефлексия. 10 мин.
- Сегодня наш разговор о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время,
когда вы тоже будете создавать свою семью.
- И вот на этой хорошей ноте я хотела бы закончить наш урок.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Передаем Ромашки. География нашей страны)
Оценивают свою работу на уроке!
Упражнение «Закончить предложения»( всгоставить телеграммы свои семьям)
Я хочу, чтобы моя семья была
… - У
каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья считается
счастливой? Представьте свою позицию.
6.
Домашнее задание. 1 - 2 мин.
По выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):
1.
Поговорить с родителями о ценностях своей семьи.
2.
Подобрать пословицы о семье, можно разных народов.
3.
Написать сочинение о своей семье (по желанию)
Наша стране 8 июля ежегодно отмечает – День семьи, любви и верности. Появился
он благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII
веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи
и брака. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви
и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня
(по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах,
чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония
были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме
Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. (подарить буклет о празднике).
Передать рекомендации.