Напоминание

Естественное рациональное приспособление к инструменту


Автор: Нуждова Галина Алексеевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБОУ гимназия №10
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Естественное рациональное приспособление к инструменту
Дата публикации: 19.11.2020
Раздел: дополнительное образование





Назад




Нуждова Галина Алексеевна,

педагог дополнительного образования,

преподаватель по классу скрипки

высшей категории

ЕСТЕСТВЕННОЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ИНСТРУМЕНТУ

ИГРОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОРПУСА И РУК

Исходным моментом естественного состояния при игре является равномерная

опора корпуса на обе несколько расставленные ноги. Такое положение является наиболее

устойчивым и помогает скрипачу с меньшей затратой сил приспосабливаться к игровым

движениям рук, облегчает их координацию. Требуя правильного распределения тяжести

туловища при опоре его на ноги, К. Г.

Мострас подчеркивал, что тяжесть

свободного от излишних напряжений корпуса ... во время игры перемещается с одной

ноги на другую в зависимости от эмоционального состояния играющего, размаховых

движений правой руки. Подобное распределение тяжести тела при игре — важный навык,

который отражает исполнительскую манеру скрипача.

Поэтому важно с самого начала его специально формировать, используя такой

прием — ритмичные перемещения корпуса с левой ноги на правую, при ходьбе.

Также важно разобрать с учеником игровое состояние рук. Играющий должен

чувствовать их легкими, как бы поддержанными на весу в плечевом суставе. Состояние

"тяжелой руки" полной расслабленности для игры непригодно. Очень важно

обращать

внимание ученика на линии характеризующие его постановку —

направленность корпуса, ног и скрипки, линию движения смычка.

Необходимо

требовать запоминания этих линий и постоянного зрительного контроля за ними,

особенно в домашней работе. Нельзя ставить на пюпитр фортепьяно, так как это

мешает сохранять естественное состояние корпуса и рук. Все эти ощущения суставов и

мышц помогает скрипачу почувствовать пластичную организованность движений

при игре. Это ощущение целостной постановки помогает воспитывать привычку

корректировать движения, т. е. различать полезные - игровые и вредные - не игровые

движения.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К СКРИПКЕ

Чтобы не допустить крепкого держания скрипки напряженной рукой, надо уделять

большое

внимание

целесообразной

организации

точек

опоры

инструмента.

Инструмент должен быть устойчив благодаря тому, что он лежит на точках опоры,

уравновешиваясь между ними. На начальном этапе целесообразнее установить две

точки опоры скрипки основную — между ключицей, подбородком и подушкой и

переменную

между

большим

и

указательным

пальцем.

Правильное

приспособление и ощущение этих точек позволяет достичь свободы движений,

обеспечивающее техническое развитие, хорошую интонацию, позицию вибрато.

Ключица - главная опора инструмента должна быть открыта, чтобы ученик ощущал

прикосновение к ней скрипки. Подушечка заполняет свободное пространство между

опущенным плечом и скрипкой, наклоненной так, чтобы было удобно играть смычком на

всех струнах. Из-за неудобного положения подушки ученики часто держат скрипку

плоско

и

становится

очень

трудно

добиться

хорошей

смены

струн,

полноценного

звучания

баска,

свободной

игры

в

верхних

позициях.

Поэтому подбор подушечки

ответственный

момент приспособления к

инструменту.

Важную роль уравновешивание скрипки сверху. Обычно ребенок инстинктивно

излишне нажимает подбородком на подбородник, а этого не должно быть. Голова

своим весом должна лежать на подбороднике тем самым фиксируя скрипку на

ключице, с прикосновением нижней челюсти ко всей площади подбородника для

равномерного распределения давления с поворотом головы влево.

Привыкая к уравновешиванию, а не к нажиму на скрипку,

ученик

постепенно выяснит для себя минимальную степень необходимых для этого усилий.

Наиболее рационально сначала придерживать скрипку левой рукой за край корпуса

примерно на уровне пятой позиции, как советует А. Григорян в своей школе.

Пальцы необходимо держать собранно и округло., т. е. в игровой форме. Затем

постепенно двигать руку вниз к первой позиции,

останавливаясь для проверки

ощущений, которые возникают при уравновешивании скрипки между двумя опорами -

постоянной и движущейся. Осознание второй точки опоры в движении очень

важно, т. к. помогает избегать прижимания указательного пальца к шейке скрипки.

Отсутствие фиксации указательного пальца в дальнейшем обеспечивает свободу

перемещения руки вдоль грифа при смене позиций, помогает в работе над вибрато. Для

сохранения свободы руки лучше сначала освоить действия второго и третьего пальцев

на расстоянии полутона и тона, а затем переходить к первому и четвертому. В этой

работе с первых шагов надо воспитывать двигательную память ученика, что возможно

лишь при отсутствии излишнего напряжения мышц.

ПРИСБОСОБЛЕНИЕ К СМЫЧКУ

Важным условием качественного извлечения звука является умение передавать

вес руки со с смычком на струну, регулируя скорость передвижения смычка.

Выполнение его зависит от приспособления к держанию смычка, позволяющего

уменьшить

действие

хватательного

рефлекса.

Прежде

всего

ученик

должен

уравновешивать смычок в пальцах. Сразу у колодки очень трудно уравновесить смычок,

поэтому навык изучают сначала с помощью карандаша. Главное при работе с

карандашом - добиться правильных внутренних ощущений кисти и пальцев. Для

запоминания прикосновения к тросте нужно воспитывать ясное ощущение каждого

пальца. Очень точно запоминать ощущение прикосновение указательного в

пределах средней фаланги, кончика округлого мизинца и большого пальца — левый

край подушечки при несколько наклонном ее положении. Средние пальцы находят

точки прикосновения при условии их округлости и свободного состояния кисти. Когда

ученик запомнит точки прикосновения, полезно научить его групповому расположению

пальцев на тросте или карандаше, т. к. поочередная расстановка их не обеспечивает

правильных ощущений при игре. Роль большого пальца в звукоизвлечении и

штриховых приемах надо выявлять как можно раньше.

Его задача осуществлять противодавление на трость, постепенно увеличивающиеся

при движении смычка от колодки к концу. Поэтому нельзя допускать фиксации пальца

в точке его прикосновения к тросте. Сгибаясь и разгибаясь в фаланговом суставе,

большой палец способен усиливать или уменьшать давление на трость, воздействуя

таким образом на силу и тембр звука. Полезны следующие упражнения: сгибание и

разгибание пальцевых суставов при точек прикосновения трости к пальцам,

балансирование в вертикальной

плоскости — движения указательного пальца и

мизинца с опорой на большой палец, перемещение в горизонтальной плоскости —

разгибание мизинца и большого пальца. При выполнении таких упражнений

необходимо проверять состояние всех суставов — кистевого, локтевого и плечевого,

добиваясь ощущение свободы движений руки. Первые короткие звуки на открытой

струне рекомендуют извлекать в двух небольших отрезках выше и ниже середине

смычка. При игре выше середины ведущее движение принадлежит предплечью, а при

игре ниже середины плечу, т. е. движению в плечевом суставе. Для того, чтобы

ощутить различие этих движений, ведущих смычок в верхней и нижней его половине,

после каждого звука необходима пауза, во время которой ученик проверяет состояние

руки, устраняет лишнее напряжение и оценивает полученный звук. Научившись

играть короткие , ритмически организованные звуки вниз и вверх смычком в

различных его частях, можно соединять их в одно целостное движение —

исполнение длинной ноты.

Важнейшим элементом мастерства является атака звука. Этот навык надо

воспитывать с первых уроков игры на скрипке. Для воспитания атаки требуется

координация слуховых, двигательных и зрительных ощущений, которой надо учить

начинающего. Ведущая роль здесь принадлежит слуху. Вторым важным элементом

скрипача является развитие навыка распределения смычка. На первом этапе очень

важен зрительный контроль, который помогает слуху «руководить» движением руки

со смычком. Надо приучить ученика смотреть на смычок, различая элементы его

движения: скорость, параллельность подставки, игровую точку прикосновения к струне.

Различие игровых движений правой и левой руки скрипача усложняет

двигательную координацию. В технике обеих рук можно найти и немало подобных или

однотипных движений. Необходимо постоянно заботиться об их совершенствовании.

Надо иметь ввиду, что улучшение движений одной руки неизменно оказывает

положительное влияние и на технику другой.

Между развитием двигательной сферы и музыкальным воспитанием

существует теснейшая связь. В это плане большое значение приобретают конкретные

методы работы над начальным репертуаром ученика. Поэтому начальный репертуар

следует изучать более последовательно, проходя с учеником значительное число

коротких пьес и этюдов, разных по характеру музыки, но близких по игровым задачам.

Целесообразный музыкальный материал содержится в пособии К. Родионова

«Начальные уроки игры на

скрипке» (раздел «Этюды для начинающих»), в

«Христоматии педагогического репертуара» (выпуск 1), в пособии М.Гарлицкого «Шаг

за шагом», Якубовской- «Вверх по ступенькам» и других. При изучении каждой пьесы

или этюда ранее изученные приемы игры необходимо соединять с новой музыкальной

задачей с тем чтобы исполнение ученика в системе применения игровых приемов в

принципе не отличалось от профессионального исполнения данной пьесы.



В раздел образования




Яндекс.Метрика