Напоминание

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.


Автор: Дегтярева Александра Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР № 2
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) город Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.
Дата публикации: 20.11.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр

развития ребенка Детский сад №2 «Олененок»

городского округа «город Якутск»

Экологическое воспитание детей раннего и

младшего дошкольного возраста через

ознакомление с окружающим миром.

Выполнила: Дегтярева Александра Петровна

г. Якутск 2020

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет огромное

значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической

культуры личности, что является частью духовной культуры.

С первых лет своей жизни ребенок интенсивно знакомится с окружающим его

миром: миром разнообразных предметов и необычных явлений природы.

Явления и объекты природы привлекают детей своей красотой, яркостью

красок,

разнообразием.

Наблюдая

за

ними,

ребенок

обогащает

свой

чувственный опыт, начинает фантазировать, воображать, творить. Наша задача-

помочь ребенку найти ответы на интересующие его вопросы, удовлетворить

детскую

любознательность,

привить

первые

навыки

активности

и

самостоятельности мышления. Для этого мы создаем условия для поисково-

исследовательской деятельности детей, способствуем формированию у детей

эстетического восприятия, чувства красоты и гуманного отношения к природе.

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для

накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое

воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад.

Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе

дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих

задач:

1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение

ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и

характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания

экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных

явлений.

2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной

деятельности в природе;

при этом деятельность детей

должна

иметь

природоохранительный характер. Важными являются осваиваемые детьми

умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в

природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем.

Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к

природе не созерцательным, а осознанно-действенным.

3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе -

гуманное, познавательное, эстетическое - теснейшим образом связано с

содержанием

осваиваемых

ребенком

знаний.

Знания

экологического

содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в

природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания

о законах природы, доступные пониманию детей.

Принципы экологического воспитания:

Принцип научности

Принцип доступности

Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний.

Методы и формы экологического воспитания детей.

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы

организации детей. Занятия или экскурсии проводятся со всеми детьми

(фронтальная

форма

организации)

или

с

подгруппами

детей.

Труд

и

наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или

индивидуально.

Используются и различные методы обучения (наглядные, практические,

словесные).

Методы обучения

- это способы совместной деятельности воспитателя и

детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и

навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом воспитании детей широко используются все указанные

методы.

К наглядным методам

относятся наблюдение, рассматривание картин,

демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные

методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной

деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них

яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления

детей, углублять их путем становления связей и отношений между отдельными

предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания,

упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные

методы

-

это

рассказы

воспитателя

и

детей,

чтение

художественных

произведений

о

природе,

беседы.

Словесные

методы

используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и

обобщения

их.

Словесные

методы

помогают

формировать

у

детей

эмоционально-положительное отношение к природе.

Методика и организация наблюдений, игр, занятий по экологическому

воспитанию детей.

Наблюдение как основной метод экологического воспитания.

Наблюдение

-

это

специально

организованное

воспитателем,

целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное

восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может

быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и

внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов

(растений, животных), сезонных явлений.

Общие требования к организации наблюдения:

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во

всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка

думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг

знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно,

в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать

детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные

представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что

обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое

представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой

активности

детей.

Активизация

умственной

деятельности

достигается

разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи

наблюдения,

использование

обследовательских

действий

как

способа

наблюдения,

привлечение

детского

опыта,

проговаривание

результатов

наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов

разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно

больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться,

уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и

форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги

о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об

увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано

представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы,

отношение к нему.

Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми.

Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-

наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных

картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы. Иллюстративно-

наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей,

полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его

помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы,

которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно

(например,

показать

диких

зверей

или

домашних

животных

других

климатических зон можно только на картине).

Большое значение имеет иллюстративно-наглядный материал в формировании

эстетического восприятия природы, в обогащении эстетических впечатлений и

чувств. Эти задачи успешно решаются при методике рассматривания картин. В

экологическом воспитании детей используются предметные, сюжетные и

художественные

картины.

Картины

помогают

подробно,

внимательно

рассмотреть то или иное явление природы, более пристально сосредоточиться

на тех явлениях, которые в естественных условиях часто уходят из поля зрения

в силу их изменчивости, динамичности.

Экологическое воспитание в играх

В

экологическом

воспитании

дошкольников

широко

используются

разнообразные игры (с готовым содержанием и правилами и творческие игры)

Дидактические и подвижные игры.

Игры-занятия

Предметные игры

Настольно-печатные игры

Словесные игры

Творческие игры

Строительные игры

Несложные опыты, знакомящие детей с природой

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду

используются несложные опыты. Опыт - это наблюдение, которое проводится в

специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у

детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность,

мыслительную

деятельность.

В

каждом

опыте

раскрывается

причина

наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах

снега, воды, растений, об их изменениях и т.д.). Опыты имеют большое

значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся

опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней

группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми

воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода -

создать у детей точное, конкретное представление о 'наблюдаемом в данный

момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и

для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах. Рассказ

должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить их

воображение, чувства.

Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий,

слайдов и т. д. Это помогает детям понять его смысл. Чтобы привлечь

внимание детей и удержать его на протяжении всего времени общения, нужно

не только выбрать интересную тему с увлекательным сюжетом, но и образным,

точным языком передать свое отношение к событиям.

Использование художественной природоведческой литературы.

Значение

детской

природоведческой

книги.

Чтение

художественного

произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их

знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на

многие вопросы.

Во время чтения воспитатель следит за восприятием детей. В случае

ослабления внимания следует сразу же привлечь малыша вопросом по

содержанию книги, показом иллюстрации.

Беседа о природе

Беседа используется воспитателями с разными дидактическими целями:

для

возбуждения

интереса

к

предстоящей

деятельности

(перед

наблюдением, экскурсий, просмотром кинофильма и т.д.);

для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о

природе, формирования отношения к природе.

В каждой беседе решается задала развития речи детей. В зависимости от

дидактических целей, беседы о природе принято делить на следующие виды:

установочные (или предварительные), эвристические и шаговые.

Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать

интерес с предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт.

Эвристическая беседа

предполагает установление причин разнообразных

явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на

имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она

направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе,

самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-

доказательства.

Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей

о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных

произведений, труди, проведения опытов и т. д.

Значение труда в природе

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости содействует их

всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе,

бережное и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к

трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В

коллективе дети приучается трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет

кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного

воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами,

состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих

свойств.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния

растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли

человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей

способствует формированию отношения детей к природе, труд становится

осмысленным и целенаправленным.

Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского

сада, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность

только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок

выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым

действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых

операций, оценить деятельность.

Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую

цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их,

помогать друг другу, оценивать работу.

Экологическое воспитание в повседневной жизни

Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводятся в тесной связи с работой в

повседневной жизни.

Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Они

дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы,

которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с

повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительности дня,

погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организует

разнообразные игры с природным материалом - песком, глиной, водой, льдом,

листьями и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается

любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радости и

удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. При

проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей

(группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально).

Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей

знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом

труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении

коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях:

вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное

слово и т. д., однако, учитывая, что на детей во время прогулок действуют

разнообразные раздражители, наблюдения проводятся кратковременно и

многократно повторяются.

Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Можно будить

самостоятельную

мысль

детей,

приучать

замечать

новое,

привлекать

имеющийся

опыт.

Для

этого

следует

поддерживать

самостоятельные

наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать.

Для воспитания трудолюбия и формирования трудовых навыков используется

труд на участке, который организуется в форме индивидуальных поручений и

коллективного труда.

На прогулках воспитатель организует игры с природным материалом (песок,

вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке следует иметь

оборудование (песочные дворики, ящики с песком, бассейн, плескательницы).

Формочки, сосуды, совочки, печатки периодически выносятся на прогулки.

Кроме этого, широко используются разнообразные игровые упражнения на

узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам и следам и т.д.),

игры с игрушками, приводимыми в движение ветром.

Основные знания о природе воспитанники младших групп получают не на

занятиях,

а в повседневной жизни. Поэтому воспитателю необходимо

целенаправленно и постоянно вести эту работу, помогать детям накапливать

представления о природе, поддерживать их любознательность и активность.

Уже в первые дни пребывания детей в детском саду воспитатель привлекает их

к рассматриванию растений и животных уголка природы. Постепенно приучает

малышей к совместным действиям по уходу за ними: предлагает налить воду в

лейку, полить растение, насыпать корм рыбке, зернышек птичке.

Постепенно к выполнению таких поручений привлекаются все воспитанники

группы. Работа по формированию у детей элементарных умений (поливать

комнатные растения, удалять пыль с крупных листьев, систематически кормить

и

поить

животных)

организуется

на

протяжении

всего

года

в

виде

индивидуальных поручений или с подгруппами в 2--3 человека.

Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду

является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс.

Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и их

родителей:

проведение

родительских

собраний

экологической

направленности

("КВН", викторины, "Поле чудес", "Зов джунглей" и др.);

участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны

безопасности

и

жизнедеятельности

детей,

совместной

игровой

деятельности, общения с природой;

выезды с детьми на природу;

участие

родителей

в

спортивных

и

музыкальных

праздниках

экологической направленности;

совместное озеленение территории детского сада;

тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о

природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных

экологических газет.

Такой

подход

способствует

сотрудничеству,

эмоциональному,

психологическому сближению родителей и детей.



В раздел образования




Яндекс.Метрика