Автор: Демидова Елена Валерьевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ дет ский сад № 150
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья "Приобщение детей к нейройоги, как компонента здоровьесберегающей среды в ДОУ".
Тема: Нейройога.
Раздел: дошкольное образование
Приобщение детей к нейройоги, как компонента
здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Демидова Е. В.,
педагог - психолог
г. Иркутск МБДОУ
детский сад № 150
В настоящее время здоровью детей уделяется все больше внимания и
времени.
Занимаясь
нейройогой,
ребёнок
познает
окружающий
мир,
формируются его двигательные умения и навыки; движения и положительные
эмоции
благотворно
влияют
на
состояние
его
здоровья:
физического,
психического,
нравственного.
В
ДОУ
в
основе
оздоровительно
–
воспитательной работы лежит междисциплинарное научно – практическое
направление – педагогика оздоровления.
Здоровьесберегающая среда в ДОУ, обеспечивает каждому воспитаннику
возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду,
формирует необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
учит использовать их в повседневной жизни.
Используя
рекомендации
ведущих
ученых,
работающих
в
области
здоровьесбережения,
а
также
технологию
развивающего
обучения,
мы
постарались создать в каждой возрастной группе такую развивающую среду,
которая будет содействовать реализации программы и включать в себя зоны
ближайшего развития.
В ДОУ имеются дополнительные площади, которые педагоги используют
для обогащения двигательной сферы своих воспитанников. Это музыкальный,
физкультурные залы, где дети могут расслабиться, снять психомоторное
напряжение.
В
группах
созданы
условия
для
организации,
так
и
самостоятельной,
а
так
же
отвечающей
возрастным,
индивидуальным
особенностям
детей.
Большей
популярностью
у
наших
воспитанников
пользуются
физкультурные
уголки,
оснащенные
нетрадиционным
физкультурным оборудованием, которые изготовили родители (кольца с
лентами, нестандартные дорожки с различным покрытием для профилактики
плоскостопия,
и
т.д.).
Дети
эти
тренажеры
могут
использовать
в
самостоятельной деятельности, организовывать с их помощью игры различной
подвижности.
Большая работа была проделана со специалистами детского сада: совместно
с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и
психологом
были
подобраны
и
разработаны
комплексы
дыхательной
гимнастики, динамических пауз, релаксации, танцтерапии.
Введены в воспитательно - образовательный процесс пальчиковые игры
«Минутки шалости» и «Минутки тишины» стали достоянием всего коллектива.
Теперь в каждой возрастной группе подобраны картотеки пальчикового
игротренинга, танцтерапии, динамических пауз, а также психогимнастики и
нейройогу, глазодвигательные упражнения, и артикуляционная гимнастика,
упражнения по правильному дыханию. Изучение программы В.Т. Кудрявцева
и Б.Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления» помогло нам внедрить
в работу такие формы оздоровления детей, как психогимнастика, самомассаж,
нейройога, мимическая гимнастика, что значительно обогатило режимные
моменты, а использование нетрадиционных форм и методов оздоровления
явилось
средством
обогащения
развития
личности
каждого
нашего
воспитанника. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды
зависит не только от индивидуальных особенностей ребёнка, но и то
своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных
мероприятий: своевременное проветривание помещений, ежедневные прогулки
и физкультурные занятия на свежем воздухе. Гибкое выполнение режима дня,
соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому
ребёнку позволило нам разработать модель оздоровления детей в ДОУ,
представляющий
фундамент
для
организации
нейройогой
работы
и
воспитательно – образовательного процесса в режиме здоровьесбережения.
Работу по оздоровлению детей мы проводим по нескольким направлениям.
Профилактическое направление
1.
Обеспечение
благоприятного
течения
адаптации
под
контролем
медицинского работника, педагога – психолога и воспитателя.
2.
Выполнение санитарно – гигиенического режима – создание высокой
культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение
всего пребывания его в детском саду.
3.
Предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической
профилактики (самомоссаж, использование дорожек с различным
покрытием для укрепления свода стопы, заливание носоглотки,
введение ароматерапии и т.д.).
Организационное направление
1.
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
2.
Диагностика физического развития, двигательной подготовленности
детей.
3.
Применение нетрадиционных форм и методов в оздоровительной
работе с дошкольниками (дыхательная гимнастика по Стрельниковой,
психогимнастика и т.д.).
4.
Организация двигательной активности в зависимости от уровня
двигательной активности каждого воспитанника.
5.
Обеспечения психологического комфорта.
Кроме
этого,
разработан
алгоритм
проведения
взбадривающей
гимнастики после дневного сна, который включает:
- общеразвивающие упражнения, лежа сидя на кровати;
- элементы оздоровительного самомассажа;
-
закаливающие
процедуры
(ходьба
босиком
по
дорожкам
с
различными покрытиями и наполнителями);
- купание в бассейне, воздушные ванны;
- танцевально – ритмическую гимнастику, включающую несколько
танцев различного ритмичного рисунка и темпа;
- питье воды комнатной температуры, что является своеобразным
закаливающим средством.
Двигательная гимнастика помогает ребёнку постепенно проснуться и
включиться в рабочий ритм, способствует поднятию мышечного тонуса,
профилактике сколиоза и плоскостопия.
Введение нетрадиционных форм оздоровления позволило вовремя снимать
мышечное напряжение, увеличить плотность занятий и работоспособность
дошкольников. Кроме этого, вводя каждый раз что – то новое (текст, музыку
и т.д.), мы способствуем не только повышению заинтересованности детей, но
и развитию у них, познавательных способностей.
В ДОУ активно внедряются инновационные образовательные программы,
современные
технологии.
Основной
деятельностью
коллектива
исследователей и педагогов было внедрение новой методики формирования
двигательных умений и навыков детей с младшего дошкольного возраста в
процессе организованных и целенаправленных занятий оздоровительной
гимнастикой. В детском саду создана хорошая материальная база –
спортивное оборудование и оснащение. Проводятся занятия, развлечения,
досуги с привлечением родителей.
Физическое развитие ребёнка тесно связано с его познавательно – речевыми
и художественно – эстетическим развитием. Использование различных форм
оздоровления детей не только на занятиях, но и вне организаторской
деятельности развивает у них все психические процессы. Регулярное
применение нетрадиционных форм оздоровления способствует развитию у
детей координационных способностей и подготовки руки к письму, а
использование
элементов
психогимнастики
помогает
снять
интеллектуальное,
эмоциональное
напряжение,
способствует
предупреждению утомляемости детей и повышению их работоспособности,
развитию творческих способностей. Эффективность любой деятельности
определяется, прежде всего её результатом. Систематическое занятия на
свежем воздухе, введение разнообразных форм оздоровления детей дали
положительные итоги. С каждым новым занятием посещаемость значительно
увеличивается, и это очень радует всех преподавателей детского сада.
Значит,
такие
занятия
приносят
нашим
воспитанникам
радость
и
неоценимую пользу. Так же проводятся вечера встреч с родителями, которые
становятся соратниками друзьями по работе. Вместе проводятся: «Веселые
старты, «День здоровья», «А ну-ка девушки», «Спортивная робинзонада»,
«Мы ловкие и сильные», «Самая спортивная семья» и т.д. Благодаря
введению
новых форм работы и синтезу их с игровой деятельностью
происходит гармонизация взаимоотношений детей. Ребята становятся более
доброжелательными друг к другу, проявляют больше уверенности в
организации совместной деятельности. В связи с этим снижается уровень
тревожности,
и
наоборот
идет
повышение
уровня
коммуникативных
навыков, овладения речью как средством общения. Кроме этого произошла
активизация двигательной активности, что позволило не только укрепить, но
и сохранить здоровье дошкольников.
Благодаря
проведению
работы
по
данному
направлению
у
многих
воспитанников детского сада появились интерес и любовь к занятиям
нейройогой. После выпуска в школу они продолжать заниматься в
спортивных секциях и кружках. Организация здоровьесберегающей среды, а
так же введение модели оздоровления детей помогли нам максимально
снизить заболеваемость, а так же способствовали повышению двигательной
деятельности
каждого
ребёнка,
его
всестороннему
психофизическому
развитию.