Автор: Думникова Екатерина Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ дет ский сад № 150
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья "Театрализованная деятельность, как способ всестороннего развития детей в ДОУ".
Тема: Театрализованная деятельность.
Раздел: дошкольное образование
Театрализованная деятельность - как способ
всестороннего развития ребенка в МБДОУ.
Думникова Е. А
.,
педагог - психолог
г. Иркутск МБДОУ
детский сад № 150
« Театр - искусство прекрасное.
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по настоящему, всегда
уносит из него запас мудрости и доброты».
К. С. Станиславский
Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского
творчества, это большой простор для творческих фантазий ребенка.
Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его
природе, потому что связано с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из
окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.
Творчество, как известно, обладает целительной силой. А создание игрушек для
кукольного театра помимо диагностического и воспитательного может иметь
терапевтическое и коррекционное значение. Работа, рассчитанная на
терапевтический эффект, строится с учетом таких факторов, как возраст ребенка и
его реальные возможности. Занятия театрализованной деятельностью помогают
развивать ребенка всесторонне: театрализованные игры и спектакли позволяют
ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии. Дети
становятся более раскрепощенными, общительными, они тоньше видят, чувствуют
и познают окружающий мир.
Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка
являются театрализованные игры.Театрализованные игры, являются благоприятной
средой для творческого развития способностей детей. В их основе лежит техника
освобождения от зажимов. Игровые ситуации этюды, способствуют развитию у
ребенка психических процессов таких как: внимание, воображение, речь, интеллект
и память.
Любовь детей к кукольным представлениям заложена в особенностях психики, так
как кукольные персонажи воспринимаются ими практически как самостоятельные
живые персонажи. Этот сказочный, игровой мир манит и завораживает детей,
увлекает и незаметно воспитывает их.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи,
касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и
художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник
развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к
духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая
своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением
трудностей общения, неуверенности в себе.
В ходе творческой деятельности ребенок делает множество открытий,
добивается личных достижений. Результат его труда носит субъективный характер,
так как в самом процессе театрализованной деятельности заключена для ребенка его
первостепенность.
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в
которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это
активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает
воображение и фантазию, совершенствует речь.
Театрализованная деятельность является также источником развития чувств,
глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.
Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют
его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. "В процессе
этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, -
создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно
большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые".
В детских садах театрализованную деятельность можно использовать в каждой
возрастной группе:
Младшая группа
- здесь используются куклы Би-ба-бо, дети обучаются
самостоятельно манипулировать куклами, стараются придумывать движения куклы
в соответствии с текстом. У детей развивается мелкая моторика, мимика, умение
жестикулировать, развивается речь.
Средняя группа
- дети совершенствуют приемы вождения кукол,
изображенных животных и птиц, сопровождая свои действия жестами. Развивается
представление о нравственных качествах человека. Дети могут различать эмоции и
изображают их с помощью жестов и мимики. Обогащается словарь детей.
Старшая группа, подготовительная группа
– здесь с помощью
театрализованной деятельности расширяется представления детей о различных
чертах характера человека и литературных персонажей. Активизируя словарь,
закрепляется правильное произношение всех звуков. Совершенствуем
диалогическую речь.
Увиденное и пережитое в театральных представлениях расширяет кругозор
дошкольников, воспитывает в них чувство прекрасного, развивает воображение,
фантазию, всесторонне раскрывает их творческий потенциал, что как раз и является
активным помощником для всестороннего развития ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность
занимает особое место в процессе всестороннего развития ребенка детей
дошкольного возраста.