Напоминание

"Звук и буква"


Автор: Обухова Елена Юрьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: Гбоу Школа Кузьминки
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Звук и буква"
Дата публикации: 20.11.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Буква

А а и звук [А].

Звук [А]

гласный – его можно петь, обозначаем кружком красного цвета.

- Посмотрите на алфавит и скажите, как называется буква? «А»

Заштриховать букву красным

карандашом.

Буква « А » – заглавная, Встала первой на пороге,

Первая и главная … Широко расставив ноги

1. Соединить с буквой А только те картинки, названия которых начинаются

со

звука [А].

А

.

2. Повторить только те слова, в которых есть звук ]: Анна, Инна, бант,

сом, арка, Андрей, лист, Антон, урна, остров, астры, осы, утка, атака, аптека,

сила.

3.Дид. упр. «Окошки» Отметить звук [А

]

красным цветом, потому что – это

гласный звук

:

в начале слова, середине или в конце слова.

АВТОБУС БАНТ

ЛИСА

4. Напечатаем букву А а. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и

пишем.

5. Разделить слова на слоги. ПРАВИЛО Сколько в слове гласных столько и

слогов.

6. Закончи предложение словом на звук [А

]

:

По дороге едет………………..(автобус).

На дереве свил гнездо……….(аист).

В океане плавает……….........(акула).

В саду расцвели……………..(астры).

7. Выучить наизусть пословицы и поговорки. Объяснить значение.

Азбука к мудрости ступенька.

Аз да буки — начало науки.

8. Отгадай ребусы.

Соединить картинку и букву (последнюю букву в слове

не произносить). Какое слово получилось – ?

,

+ А

40 + А

А

+

,

9. Назвать (записать маме, со слов ребенка) имена мальчиков и девочек,

которые начинаются на звук [А].

10. Нарисовать или наклеить картинки, названия которых начинаются на

звук

]

.

Тема: Буква

ы и звук[Ы].

Звук [Ы]

гласный звук, ( потому что его можно пропеть) обозначаем

красным цветом. Посмотрите на алфавит и скажите, как называется буква?

«Ы»

Раскрасить букву красным карандашом.

В русском языке, увы, Не бывает слов на «Ы».

1. Какой одинаковый звук слышится во всех словах? Где он находится?

ДЫМ РЫСЬ БЫК МЫШЬ НОЖНИЦЫ КРЫША ПРЫГАТЬ КРЫСА

Вспомни слова со звуком ы.

2. Д/И «Один – много». ДИВАН – ДИВАНЫ

ЛИПА – ………… КОТ – …………. ЛАПА – ………… ШКАФ –

………..

УДАВ – ……… БАНТ – ………… ЛИМОН –………. КИТ –

……………

ДУБ – …………… АНТЕННА – …….. СТОЛ – ………… ПАНАМА –

…….

Произнеси длительно и протяжно Ы. какой это звук? Почему?

3. Повтори в разном темпе:

Мама Милу мылом мыла, Мила мыла не любила.

4. Сделать звуковой анализ слов и слогов.

КОТЫ ТЫ МЫ КИТЫ

- Сколько звуков? - Сколько букв?

- Назови первый звук. - Назови второй звук и т.д.

- Определение на слух количества звуков.

5. Напечатать Ы СЫ ТЫ КЫ

6

.

Выучить наизусть стихотворение.

Палочка, внизу кольцо,

Справа палочка ещё,

Написать, чтоб

МЫ, ВЫ, ТЫ,

Пригодится буква

Ы

.

7. Отгадай ребусы

.

Поменяй букву О на букву Ы. Какое слово получилось

записать

О - Ы

К слову СЫР – добавить – НИК. Какое слово получилось – назови.

+ НИК

Заменить букву «Р» на букву «Н». Какое слово получилось – назови.

Р – Н

В картинке заменить букву «Ы» на букву «И» и добавить слово зонт. Какое

слово получилось.

Ы – И +

8. Прочитать слоги.

ТЫ

КЫ

ПЫ

ХЫ

АХ

ХА

ОХ

ХО

УХ

ХУ

АТ

ТА

ОТ

ТО

УТ

ТУ

АК

КА

ОК

КО

УК

КУ

КИ

ИК

ИТ

ТИ

ИХ

ХИ

9. Объяснить значение и выучить наизусть пословицы и поговорки:

Из краденой крупы, вкусной каши не сваришь.

От одного порченого яблока, целый воз загнивает.

10. Придумай предложение со словом шары. Запишите со слов ребёнка.

11.

Тема: Буква

М м и звук [М– Мь].

Звук [М]

– согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.

Посмотрите на алфавит и скажите, как называется буква? «ЭМ».

Раскрасить букву зеленым и синим

карандашом.

Палочка и палочка, Между ними галочка.

И понятно сразу всем: Получилась буква М.

Мостик сломанный совсем, Стал похож на букву М.

1. Вспомни названия ягод, фруктов, цветов, начинающихся на звуки[М]

[Мь].

МАЛИНА МАК МАГНОЛИЯ МАНДАРИН МАРГАРИТКА МИМОЗА

МЕДУНИЦА МАЛЬВА МОРОШКА МАНГО МАРАКУЯ

2. «Окошечки». Определи место звука [М] звука [Мь] в словах

МОХ МЯСО ДОМ КАРМАН

3. «Скажи наоборот». ВОЙНА – МИР ЧИСТЫЙ –

……………

ТВЕРДЫЙ – ………… БЫСТРО – ………..… ССОРИТЬСЯ – ………

ГЛУПЫЙ – ………… ШЕРШАВЫЙ – …..… СВЕТЛЫЙ – ………….

ТОНКИЙ – …………… ШИРОКИЙ – ………… ДОБРЫЙ – ……………

4. Напечатать букву М м и слова (типа МАК МАМА) У мамы мак.

5. Выучить наизусть.

Много слов хороших, Есть на букву М:

Мед, мечта, малина, С этим – нет проблем.

Но, ведь знает каждый, Лучше всех других,

Это слово — мама! Больше нет таких.

6. Сделать звуковой анализ слов.

мама мак муха мухи

- Сколько звуков? - Сколько букв?

- Назови первый звук. - Назови второй звук и т.д.

- Определение на слух количества звуков.

7. Придумать слова со слогам (записать слова, со слов ребёнка)

МА

……………………………………..............................................................................................................

МО

…………………………………………………………………….…………………………………..……

МУ

…………………………………………………………………………..………………………….………

МЫ

……………………………………………………………………………………………………………

МИ

………………………………………………………………………………………………………………

8. Прочитай слоги, и отметь красным кружком гласный звук, синим

кружком твердый согласный, зелёным – мягкий согласный.

9. Отгадай ребусы

.

Соединить слог и картинку. Какое слово получилось –

записать.

ТУМ

+

От слова на картинке убрать слог КА. Какое слово получилось?

-

КА

Один слог на другом слоге. Какое слово получилось – назови.

ПА

МА

10. Прочитать слоги. МА МИ МУ ИМ УМ АМ

КОТ ТОК КИТ ТИК ПИК МАК КОК

МА–МА МУ–КА

У

МА–МЫ МАК.

11. Объяснить и выучить наизусть пословицы и поговорки:

Маленькое дело, лучше большого безделья.

Мало правды в том, из кого сыплется много слов.

Мал да удал.

Мир не без добрых людей.

12. Наклей картинки со звуком [М], в начале слова, середине и в конце

слова.

Тема – Звук [У]

1. Отгадай загадки. Выучи одну загадку.

- Что это у Ванечки? Ниточка на палочке,

Палочка в руке, А ниточка в воде… (Удочка)

- Пусть крыша течёт, И сломалась калитка,

Свой дом ни за что, Не покинет… (Улитка)

- Гладит платья и рубашки, Отутюжит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг - имя у него… (Утюг)

2. Дидактическое упражнение «Поймай звук»

Давайте поиграем научимся

ловить звуки. Приготовьте ушки и ладошки, хлопни в ладоши, когда

услышишь слова на звук [У]

УТКА АКВАРИУМ УЛИТКА ШКОЛА УТЮГ

КНИГА УРОК КЛУМБА УЛЫБКА

Произносим правильно звук «У» (звукоподражания);

- Как гудит поезд? ( У – у – у – у…) протяжно, громко;

- Как воет волк в лесу (У – у – у – у…) протяжно, тихо;

3. Назвать 1-й гласный звук в каждом слове. Раскрась картинки.

Назови 1-й

звук в словах

УТКА УЛИТКА УТЮГ УРОК УЛЫБКА.

улей улитка утка улыбка

удочка ухо усы утюг

Звук [У] – гласный, потому что можно пропеть. Губы вытянуты трубочкой.

Губы и зубы не создают преграды для произнесения звука. Обозначаем звук

[У] красным цветом.

- Что такое звук? - Какой звук мы учим? - Почему его мы называем

гласным?

4. Рассмотреть букву У. Обвести и заштриховать букву У.

Звуки мы

слышим и произносим, Буквы мы видим и пишем.

Это хвостик или ножка? Показались чьи-то рожки.

Ну ни как я не пойму…. Да ведь это буква У.

5. Определить место звука [У],

в

словах. Обозначить красным цветом,

потому что звук [У] гласный.

УТКА

СУМКА

В ЛЕСУ

АВТОБУС

ШУБА

УТРО

КЕНГУРУ

НА

НОСУ

6. Закрась красным цветом тот квадратик, который соответствует месту

звука[У], в слове.

7. Д/ и «Один – много» взрослый называет один предмет, а ребенок затем

много.

удочка – удочки

улыбка – улыбки

урок – уроки

ухо – уши утка – утки уж – ужи

утюг – утюги улица – улицы

8. Повторить четко чистоговорки.

У – у – у – губы хоботком тяну.

У – у – у – всех детей зову.

Выучи наизусть скороговорки

У мухи нет уха, нет уха у мухи.

У ежа ежата, у ужа ужата.

9. Запишите 5 – 7 слов, начинающие на звук [у], со слов ребенка.

Наклеить 3 – 5 картинок на звук [у]. Заучи слова, которые начинаются на

звук [У]. УРОК УТЮГ УЛЫБКА УЛЕЙ УТРО УТКА УДОЧКА

УЛИЦА

Тема – Звук [П]

1. Отгадай загадки. Выучи одну загадку.

- Паровоз без колёс! Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл – Прямо по морю пошёл!... (Пароход)

- Восемь ног, как восемь рук, Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк. Покупайте, мухи, шёлк!... (Паук)

- Он охотно пыль вдыхает, Не болеет, не чихает… (Пылесос)

- Всё жужжит она, жужжит. Над цветком она кружит.

Села. Сок с цветка взяла. Мёд готовит нам … (Пчела)

2. Хлопни в ладоши, когда услышишь слова на звук [П]:

ПЧЕЛА ШАПКА

ПАРТА ПОЕЗД

ТАПОЧКИ ПЫЛЕСОС ПОПУГАЙ СТУЛ БАБУШКА ПОДУШКА

3. Назвать 1-ый звук в каждом слове. Заучить слова, начинающиеся на

звук[П].

ПАРОХОД

ПОЕЗД ПАУК

ПЧЕЛЫ

ПАПА

ПЫЛЕСОС

Раскрасить

картинки.

паровоз попугаи подушка пылесос

пуговица помидор паутина паук

пчела

Запомни:

Звук [П] –

согласный, потому что он не поется. Звук

[П]

согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом.

4. Рассмотреть букву П, обвести и заштриховать.Звуки мы слышим и

произносим, Буквы мы видим и пишем.

Столбик – вниз, еще раз в низ, Вдруг турник на них повис,

Все ли букву вы узнали? Это П (пэ) мы написали.

5. Посмотри и назови 1-й звук в названии каждой картинки. Определить

место звука

[П]

в

словах. Обозначить синим цветом, потому что звук

согласный, твердый.

6. Добавьте к словам 1-ый звук [П]. Назови новое слово.

. ушки – Пушки

. Уля – Пуля

. Оля – Поля

. Аллочка – Палочка . луг – Плуг

7. Как клоун Кузя, говорит дрессированной собачке, чтобы она перепрыгнула

через обруч? АП

Повторите АП.

- Сколько звуков ты произнес? АП

- Назови 1-ый звук (звук [А] – гласный, обозначаем красным цветом)

- Назови 2-ой звук (звук [П] – согласный,

твердый обозначаем

синем

цветом)

АП

оо

8. Составьте предложения по картинкам. Раскрасьте картинки.

Птица поет.

Паук плетет паутину.

Птицы полетели на юг.

Попугай сидит на пальме.

9. Повторить четко чистоговорки.

ПО – ПО – ПО

– я поеду в

ЛИМПОПО.

ПА – ПА – ПА

– вот звериная тропа.

ПУ – ПУ –ПУ

– мы рассыпали крупу.

Выучить наизусть скороговорки.

Во поле тополь, от тополя пух по полю.

Наш Полкан попал в капкан. Палку толкал лапой Полкан.

Тема – Звук [Пь]

1. Отгадай загадки. Выучи одну загадку

- Вот будильник во дворе, Будит всех он на заре.

Красный, гладкий гребешок. Это – Петя … (Петушок)

- Ела дуб, дуб….Поломала зуб, зуб… (Пила)

- Каждый, каждый с ним знаком, - Вот берётся теста ком,

Запекают в нём творог, Получается … (Пирог)

2. Дид. упражнение «Поймай звук». Научимся ловить звуки. Приготовьте

ушки и ладошки. Хлопни в ладоши, когда услышишь слова на звук [П]:

ПЧЕЛА ПЕЛИКАН ШАПКА ПАРТА

ПОЕЗД

ПИНГВИН ПЫЛЕСОС ПОПУГАЙ

ПЕРЕЦ ПОДУШКА ПИРАМИДКА

3. Рассмотри картинки, назови первый звук в каждом слове. Назови по

памяти слова на звук [Пь]. Раскрасить картинки.

пингвин петух перо перец

пеликан письмо пирамидка пила

пицца печка пять

Звук [Пь] – согласный, потому что он НЕ ПОЕТСЯ, воздух изо рта не

выхолит свободно. Звук [Пь] согласный, мягкий, обозначаем зеленым

цветом.

ПРАВИЛО

Звуки мы слышим и произносим, Буквы мы видим и пишем.

-Что такое звук? - Какой звук мы учим? - Почему его мы называем

согласным?

4. Заменить 1-ый звук, на звук [Пь]. Назвать и записать новое слово.

МИР –

ПИР

ЛЕКАРЬ – ПЕКАРЬ ЛЕСЕНКА - ……….……. РЕЧКА- …….……..

ЛЕСОК - ………..…… ЗЕЛЕНКА - …………...…. ЛЕНЬ -………….….

ВИЛЫ - ………………. МЕДАЛЬ - ………………. ЛЕЧЕНЬЕ - ………..….

5. Посмотри и назови 1-й звук в названии каждой картинки. Определить

место звука

[П] и

звука

[Пь]

в словах. Обозначить синим цветом, потому

что звук согласный, твердый, зеленым цветом, потому что согласный мягкий.

6.

«Отгадай и назови звуки» Анализ звукового ряда из двух гласных,

гласного и согласного: «Отгадай, сколько произнесу звуков»

АУ

УА АП УП ПА ПУ

7. Назови «Один – много»

ПИЛА – ПИЛЫ

ПИРАМИДКА – ………….

ПИСЬМО - ………………. ПЕРСИК - ……………...

ПЕЧКА - …………….….. ПЕРО - ………………....

ПЕНЁК - ……………..….. ПИРОГ- ………………..

ПЯТНО - ……………..…. ПЕЛИКАН – ………..….

8. Повтори четко чистоговорки. И выучи наизусть.

ПИ – ПИ – ПИ

– место маме уступи.

ПЕ – ПЕ – ПЕ

– у Пети ранка на стопе.

ПИ – ПИ – ПИ

– мама самолет купи.

ПЮ – ПЮ – ПЮ

– куклу я куплю.

Выучить наизусть скороговорки

Перепелка перепелят прятала от ребят.

9. Наклеить картинки на звук [Пь]. Заучить слова, которые начинаются на

звук [Пь].

Тема: «Фрукты»

1.

Рассмотри картинки. Назови предметы. Скажи, где растут эти

предметы(в саду на деревьях). Как можно назвать все эти предметы?

(фрукты). Раскрась их.

2.

Штриховка фруктов.

3.

Подумай, на какую из геометрических фигур похож фрукт и соедини

их прямой линией.

4.

Из какого фрукта или ягоды получится сок жёлтого цвета? Рассмотри

и раскрась картинки. Дорисуй в пустые клетки недостающие фрукты или

ягоды желтого цвета.



В раздел образования




Яндекс.Метрика