Напоминание

«Традиции и быт Кубанского казачества»


Автор: Саломатина Юлия Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР № 6
Населённый пункт: г.Курганинск Краснодаркий край
Наименование материала: Статья
Тема: «Традиции и быт Кубанского казачества»
Дата публикации: 20.11.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по Кубановедению

Тема: «Традиции и быт Кубанского казачества»

Старшая группа

Программные задачи:

знакомить детей с жизнью, бытом, культурой Кубанского

казачества.

Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Воспитывать любовь к малой Родине.

Словарная работа: глечик, макитра, рубель, скрыня.

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение

музея детского сада, беседы с детьми.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали фотографии ваших пап, мам,

бабушек и дедушек. Они для вас, самые родные, самые близкие, самые дорогие люди.

Скажите, а как можно назвать одним словом близких вам людей?

Дети: Родственники, предки, родичи.

Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки – это ваши мамы, папы, бабушки и

дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые были до них. И вот

сегодня мы с вами попадем в хату, наших дальних – дальних родственников – предков,

хату, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам надо надеть на голову

казачью папаху, повернуться вокруг себя и сказать: «Время, время остановись! К

нашим предкам повернись!» Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три

раза и повторяют слова, потом проходят в хату, в которой за прялкой сидит пожилая

казачка.

Воспитатель: Смотрите дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату. О, да тут и

хозяйка есть! Здравствуйте!

Казачка: (встает) – Здравствуйте, хлопчики и девчата!( низко кланяется). Зовут меня

Александровна. Проходите в нашу хату, я гостям рада.

Воспитатель: Александровна! Мы с ребятами хотели бы побывать в настоящей

кубанской хате, рассмотреть ее убранство, узнать как вы живете, чем занимаетесь.

Казачка: С удовольствием расскажу. В казачьих семьях глава семьи казак. Он работает

в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.

Посмотрите, какой он носит костюм (показывает костюм казака). На голове папаха из

каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами

газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает бурку. Кинжал и сабля

подвешивается к поясу казака.

Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу

принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду

(предлагает детям подержать коромысло на плечах).

А белье гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он

ребристый. На каталку наматывается мятое полотенце, с силой провожу, по нему

рубелем

несколько

раз

(показывает).

Белье

получается

гладким

и

пахучим.

(Предоставляет возможность детям погладить, просит повторить название «утюга» -

рубель).

Казачка: Очень любим мы казачки украшать свою одежду вышивкой и кружевом.

Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы украшены в моем доме вышивкой.

Дети: Полотенца, занавески на окне, простынка, наволочка на подушечке.

Казачка: Молодцы и умницы! (Подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня

есть вот такой чугун. Он тяжелый чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики

оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глечик. Молоко в

нем долго не прокисает. Тесто замешиваю в макитре – большом глиняном горшке. Но, а

чаем

угощаю,

конечно же,

из самовара.

Запомнили

название

моей посуды?

(Воспитатель проводит словарную работу с незнакомыми словами).

Воспитатель: Александровна, наши дети знают о казаках поговорки.

Казачка: Какие же расскажите.

Дети: Конь казака – лучший друг.

Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садится.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.

Сам погибай, а коня выручай.

Казаку конь отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель: А еще, мы знаем много кубанских традиций

Казачка: Правда? А какие же?

Дети: Казаки гостей встречают хлебом – солью

На службу молодого казака провожают в добротной одежде, на коне и с хорошим

оружием.

Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».

На казачьих праздниках всегда проходят скачки.

Казачка: Ну и молодцы! Просто здорово. Все о чем вы говорили, можно увидеть на

моих фотографиях. (Подводит детей к стене и показывает старинные фотографии). Дети

рассматривают фотографии.

Казачка: А вот об одной казачьей традиции вы забыли. Из покон веков на Кубани

любили петь. И не только на свадьбе, или на проводах в армию, а и в поле, и за прялкой

и у люльки малыша. Сейчас как раз пора моей малышке и поспать и я спою ей

колыбельную песенку. А вы возьмите этих кукол и покачайте их, (дети берут в руки

тряпичных кукол). Казачка качает в люльке малышку и поет песню:

Ничь сизокрылая за викном

Спы, мое сэрдэнько, мырным сном!

Мглою покрывся наш дивный сад,

Травы, квитки и дэрэвья сплят.

Ничь сызокрылая над сэлом,

Спы, мое сэрдэнко, добрым сном.

По окончанию песни укладывает свою малышку в люльку и предлагает детям сделать

тоже самое.

Казачка: А теперь, хлопчики и девчата подходите к моей скрыне, так на Кубани

называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нем? (Чуть – чуть приоткрывает

крышку).

Дети: Наверное, одежду.

Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартучки, веночки, бусы,

вышитые рубахи, пояса. Примерьте-ка, может вам понравиться.

(Дети наряжаются, кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку).

Теперь вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду и приглашаю послушать сказку

о таком же маленьком мальчике, как и вы. Звали его Ивасик.

Дети садятся на лавку и слушают.

Казачка: жили – были муж и жена. И было у них много детей. Семья было

трудолюбивая, каждый знал свое дело. Старшие дети вместе с отцом в поле, ухаживали

за скотом, младший сын Ивасик помогал матери по дому. И вот однажды решил Ивасик

пойти на рыбалку, поймать для семьи рыбы, заплыл он на лодке так далеко, что за

камышом его и не было видно. Целый день он ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке

его мама и стала его звать.

Ивасику приплынь до бэрэжку.

Ивасик приплыл на берег, а Баба – яга его цап - царап и унесла в свою избушку. Там

приказала испечь его в печи к обеду. Вот служанка посадила Ивасика на лопату, а он

ножками уперся и кричит: « Ой, не можу, не знаю як у пичку засадыть!» Служанка

рассердилась, сама села на лопату, тут – то Ивасик сунул ее в печь. А сам выскочил из

избушки, залез на самое высокое дерево и сидит. Тут Баба – яга кинулась искать его.

Вышла в лес и увидела Ивасика на дереве. Стала она это дерево грызть. Мимо

пролетали гуси – лебеди, Ивасик просит их: «Гусяточки, гусяточки, возьмить мэнэ на

крыляточки. Понэсить меня до батяночки, там йисты и пыть есть шо».

А гуси ему в ответ: « Хай тэбэ задни визьмуть!»

Тем временем Баба – Яга уже совсем изгрызла ствол дерева. Пролетают мимо дерева

последние гуси. Ивасик стал их просить: «Гусяточки, гусяточки, возьмить мэнэ на

крыляточки. Понэсить меня до батяночки, там йисты и пыть есть шо». Гуси взяли, и

отвезли его в родное село, посадили на крышу хаты. А в доме в то время мама

раздавала еду. Всем досталось по кусочку вкусного пирога. А Ивасик с крыши: «А

мэни краюху?»

Вся семья вышла на улицу, увидели Ивасика, ну и целовать, ну и обнимать, пирогом

угощать. Гусей – лебедей накормили , напоили, и в дорогу прводили. А Ивасика с тех

пор одного никуда не отпускали.

Понравилась вам сказка? Все было понятно?

Бьют часы с кукушкой.

Воспитатель: Дети! Часы не зря бьют. Мы с вамизасиделись у гостеприимной хозяйки,

пора и честь знать.

Казачка: А запомнили ли хлопчики и девчата то, о чем я им рассказывала. Как

называется глиняный горшок для молока?

Дети: Глэчик.

Казачка: А для теста?

Дети: Макитра.

Казачка: А чем гладят казачки белье, как называется этот « утюг».

Дети: Рубель.

Казачка: Ну, молодцы, настоящие казачата. На прощанье я хочу дать вам с собою в

дорогу топинамбур – это так называется овощ – земляная груша, любимое весеннее

лакомство кубанских казачат. В добрый путь! И никогда не забывайте о своих предках,

помните о них.



В раздел образования




Яндекс.Метрика