Автор: Епихина Ольга Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ТОГАДОУ Центр развития ребенка - детский сад
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: " Развитие речевых способностей и графомоторных функций у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Автор: Епихина Ольга Евгеньевна, воспитатель ТОГАДОУ Центр развития
ребенка – детский сад « Возрождение»
«Источники способностей и дарований
детей на кончиках их пальцев.От пальцев,
образно говоря , идут тончайшие ручейки,
которые питают источники творческой
мысли»
В.А. Сухомлинский.
Тема: « Развитие речевых способностей и графомоторных функций у детей
старшего дошкольного возраста».
Цель: Повышение уровня развития речи и формирование графомоторных
навыков с использованием пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
1.Совершенствование внимания и памяти - психических процессов, тесно
связанных с речью;
2 .Повышение речевой активности детей;
3. Развитие мелкой моторики рук и закрепление графических навыков у
детей;
4. Развитие творческого воображения.
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский,
творческий.
По содержанию: художественно –эстетический , психолого-
педагогический.
По числу участников проекта: групповой ( 23 ребёнка 5-7 лет).
По времени проведения: продолжительный, рассчитан на 2 года.
По характеру контактов: открытый, в рамках ДОУ.
Актуальность проблемы:
Необходимым условием повышения уровня речевого развития и подго-
товки руки ребёнка к письму является система работы по развитию мелкой
моторики .Уровень развития речи находится в прямой зависимости от
степени сформированности тонких движений пальцев рук .Если развитие
движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находиться
в пределах нормы ,Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и
речевое развитие .Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей
путём тренировки движений пальцев рук, выполняя пальчиками различные
упражнения, ребёнок достигает хорошего развития моторики рук , которая не
только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и
подготавливает ребёнка к рисованию и письму .Кисти рук приобретают
хорошую подвижность , гибкость, исчезает скованность движений, это в
дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Гипотеза проекта: если реализовать многогранные возможности технологий
и средств по развитию мелкой моторики руки, то возможно повышение
уровня речевого и интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Предполагаемые результаты:
Повышение уровня речевого развития ;
Развитость моторных умений и навыков;
Повышение уровня творческого воображения;
Подготовленность руки ребёнка к овладению письмом.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы Центра
« Возрождение»:
С детьми:
- в специально организованной деятельности на занятиях по развитию речи;
- по ручному труду;
- в организации кружка «Волшебная бумага»;
- совместной деятельности педагога и ребёнка ( подгруппы детей);
- самостоятельной детской деятельности;
- организации досуговой деятельности.
С родителями:
- в условиях проведения активной просветительской работы( тематические
беседы и консультации, семинары- практикумы);
- совместного детско- родительского творчества « Мама ,папа ,я – творческая
семья» ( изготовление поделок из природного, бросового материала,
способом « Оригами» и т.д.).
Содержание проектной деятельности представлено:
- планом- программой по теме проекта,
- тематическим планированием кружка « Волшебная бумага»
- конспектами занятий по ручному труду,
- конспектами занятий по развитию речи,
- пальчиковая гимнастика,
- инсценировка стихов при помощи рук,
- штриховка, безотрывное условное рисование,
- рекомендации и консультации для родителей,
- сценариями развлечений.
Этапы реализации проекта
1.
Аналитико - прогностический этап
- Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
- Формулирование цели и задач проекта,
- Выбор и разработка диагностического инструментария ( критериев,
показателей, дидактических материалов для отслеживания речевого
развития детей, развития моторных умений и навыков,
сформированности технических навыков.)
- Организация и проведение диагностического исследования
(констатирующий этап).
- Привлечение специалистов Центра к работе над проектом.
К работе над проектом были привлечены педагог- логопед Е. А. Маркова,
педагог- психолог Г. В. Поленкова, педагог по изодеятельности
А.А.Максименко.
От педагога- логопеда были получены рекомендации по работе с детьми,
имеющими нарушение речи.
От педагога- психолога были получены рекомендации по развитию
сенсомоторной сферы ( комплексы пальчиковых гимнастик, игр по
развитию мелкой моторики руки, развитию творческого воображения).
Педагогом по изодеятельности даны рекомендации по изготовлению
поделок способом « Оригами», из природного и бросового материалов,
оформлению выставок.
2.
Основной ( формирующий этап)
- Осуществление деятельности в соответствии с тематическим
планированием занятий.
- Организация дифференцированной работы с детьми в соответствии с их
потенциальными возможностями;
В ходе работы над проектом использовались такие средства , техники:
- пальчиковая гимнастика;
- ручная терапия;
- логоритмика;
- инсценировка стихов при помощи рук;
- пальчиковый театр;
- различные виды театра;
- конструирование способом «Оригами»;
- изготовлены индивидуальные и коллективные работы;
- Осуществление взаимосвязи с родителями по речевому и
графомоторному развитию детей.
3.Заключительный этап
- Заключительная оценка уровня речевого развития и графомоторных
функций.
- Подведение итогов педагогического проекта.
Результативность педагогического проекта
В ходе реализации проекта получены следующие результаты:
В группе создана предметно – развивающая среда, способствующая
развитию мелкой моторики руки и речи у детей.
Накоплен определённый запас знаний и практических умений.
- У детей повысился уровень речевого развития;
Низкий уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
Старшая группа
2 %
58%
40%
Подготовительная
группа
0%
42%
58%
- Овладели техническими навыками различного вида ручного труда.
Диагностика ручных умений и навыков
( результативность работы кружка « Волшебная бумага».)
Низкий уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
Старшая группа
20 %
35%
45%
Подготовительная
группа
5%
40%
55%
- Занятия ручным трудом способствовали творческому развитию детей:
Повысился интерес к различным видам ручного труда;
Определилась самостоятельность в выборе сюжета и
художественных средств;
Повысилась художественная выразительность образов;
Диагностика развития творческого воображения.
Низкий уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
Старшая группа
35%- 10%
65% - 50%
0% - 40%
Подготовительная
группа
15%- 0%
55% -40 %
30% - 60%
- Пальчиковые игры, театры, упражнения способствовали развитию
моторных умений и навыков;
Диагностика моторных умений и навыков
Низкий уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
Старшая группа
25% - 5%
70% - 60%
5% -35%
Подготовительная
группа
5% - 0 %
65%- 15%
30% -85%
- Повысилась активность родителей, направленная на повышение уровня
развития речи и подготовки руки детей к письму. Расширились знания
родителей об использовании пальчиковых игр и упражнений в домашних
условиях; повысился интерес к виду искусства « Оригами».
Подтверждение гипотезы
Наша гипотеза подтвердилась: реализация в практике работы с детьми по
развитию мелкой моторики руки способствует повышению уровня речевого
и интеллектуального развития детей.
Используемая литература:
1.
Е.С.Анищенкова « Пальчиковая гимнастика для развития речи
дошкольников»
2.
З. Богатеева « Подготовка руки ребёнка к письму на занятиях по
рисованию».
3.
С. Е. Гаврина « Развиваем руки- чтоб учиться и писать и красиво
рисовать»
4.
Г.И.Долженко «100 Оригами».
5.
Е.Ю.Дорогова « Секреты оригами для дошкольников».
6.
С.С. Мельникова « Развитие мелких мышц пальцев и кисти рук».
7.
Р. М. Миронова « Игра в развитии активности детей».
8.
Г. Мастрюк « Детская рука».
9.
Н.В. Новотворцева « Учимся писать .Обучение грамоте в детском саду».
10.С.В. Соколова « Оригами для дошкольников».
11.А. Толбанова « Пальцы помогают говорить».
12.Н.А. Федосова « Готовим ребёнка к письму».
13.В.В. Цвынтарский « Играем пальчиками и развиваем речь»
.