Напоминание

" Развитие речевых способностей и графомоторных функций у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Епихина Ольга Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ТОГАДОУ Центр развития ребенка - детский сад
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: " Развитие речевых способностей и графомоторных функций у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Автор: Епихина Ольга Евгеньевна, воспитатель ТОГАДОУ Центр развития

ребенка – детский сад « Возрождение»

«Источники способностей и дарований

детей на кончиках их пальцев.От пальцев,

образно говоря , идут тончайшие ручейки,

которые питают источники творческой

мысли»

В.А. Сухомлинский.

Тема: « Развитие речевых способностей и графомоторных функций у детей

старшего дошкольного возраста».

Цель: Повышение уровня развития речи и формирование графомоторных

навыков с использованием пальчиковых игр и упражнений.

Задачи:

1.Совершенствование внимания и памяти - психических процессов, тесно

связанных с речью;

2 .Повышение речевой активности детей;

3. Развитие мелкой моторики рук и закрепление графических навыков у

детей;

4. Развитие творческого воображения.

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский,

творческий.

По содержанию: художественно –эстетический , психолого-

педагогический.

По числу участников проекта: групповой ( 23 ребёнка 5-7 лет).

По времени проведения: продолжительный, рассчитан на 2 года.

По характеру контактов: открытый, в рамках ДОУ.

Актуальность проблемы:

Необходимым условием повышения уровня речевого развития и подго-

товки руки ребёнка к письму является система работы по развитию мелкой

моторики .Уровень развития речи находится в прямой зависимости от

степени сформированности тонких движений пальцев рук .Если развитие

движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находиться

в пределах нормы ,Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и

речевое развитие .Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей

путём тренировки движений пальцев рук, выполняя пальчиками различные

упражнения, ребёнок достигает хорошего развития моторики рук , которая не

только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и

подготавливает ребёнка к рисованию и письму .Кисти рук приобретают

хорошую подвижность , гибкость, исчезает скованность движений, это в

дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Гипотеза проекта: если реализовать многогранные возможности технологий

и средств по развитию мелкой моторики руки, то возможно повышение

уровня речевого и интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Предполагаемые результаты:

Повышение уровня речевого развития ;

Развитость моторных умений и навыков;

Повышение уровня творческого воображения;

Подготовленность руки ребёнка к овладению письмом.

Стратегия осуществления проектной деятельности:

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы Центра

« Возрождение»:

С детьми:

- в специально организованной деятельности на занятиях по развитию речи;

- по ручному труду;

- в организации кружка «Волшебная бумага»;

- совместной деятельности педагога и ребёнка ( подгруппы детей);

- самостоятельной детской деятельности;

- организации досуговой деятельности.

С родителями:

- в условиях проведения активной просветительской работы( тематические

беседы и консультации, семинары- практикумы);

- совместного детско- родительского творчества « Мама ,папа ,я – творческая

семья» ( изготовление поделок из природного, бросового материала,

способом « Оригами» и т.д.).

Содержание проектной деятельности представлено:

- планом- программой по теме проекта,

- тематическим планированием кружка « Волшебная бумага»

- конспектами занятий по ручному труду,

- конспектами занятий по развитию речи,

- пальчиковая гимнастика,

- инсценировка стихов при помощи рук,

- штриховка, безотрывное условное рисование,

- рекомендации и консультации для родителей,

- сценариями развлечений.

Этапы реализации проекта

1.

Аналитико - прогностический этап

- Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;

- Формулирование цели и задач проекта,

- Выбор и разработка диагностического инструментария ( критериев,

показателей, дидактических материалов для отслеживания речевого

развития детей, развития моторных умений и навыков,

сформированности технических навыков.)

- Организация и проведение диагностического исследования

(констатирующий этап).

- Привлечение специалистов Центра к работе над проектом.

К работе над проектом были привлечены педагог- логопед Е. А. Маркова,

педагог- психолог Г. В. Поленкова, педагог по изодеятельности

А.А.Максименко.

От педагога- логопеда были получены рекомендации по работе с детьми,

имеющими нарушение речи.

От педагога- психолога были получены рекомендации по развитию

сенсомоторной сферы ( комплексы пальчиковых гимнастик, игр по

развитию мелкой моторики руки, развитию творческого воображения).

Педагогом по изодеятельности даны рекомендации по изготовлению

поделок способом « Оригами», из природного и бросового материалов,

оформлению выставок.

2.

Основной ( формирующий этап)

- Осуществление деятельности в соответствии с тематическим

планированием занятий.

- Организация дифференцированной работы с детьми в соответствии с их

потенциальными возможностями;

В ходе работы над проектом использовались такие средства , техники:

- пальчиковая гимнастика;

- ручная терапия;

- логоритмика;

- инсценировка стихов при помощи рук;

- пальчиковый театр;

- различные виды театра;

- конструирование способом «Оригами»;

- изготовлены индивидуальные и коллективные работы;

- Осуществление взаимосвязи с родителями по речевому и

графомоторному развитию детей.

3.Заключительный этап

- Заключительная оценка уровня речевого развития и графомоторных

функций.

- Подведение итогов педагогического проекта.

Результативность педагогического проекта

В ходе реализации проекта получены следующие результаты:

В группе создана предметно – развивающая среда, способствующая

развитию мелкой моторики руки и речи у детей.

Накоплен определённый запас знаний и практических умений.

- У детей повысился уровень речевого развития;

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Старшая группа

2 %

58%

40%

Подготовительная

группа

0%

42%

58%

- Овладели техническими навыками различного вида ручного труда.

Диагностика ручных умений и навыков

( результативность работы кружка « Волшебная бумага».)

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Старшая группа

20 %

35%

45%

Подготовительная

группа

5%

40%

55%

- Занятия ручным трудом способствовали творческому развитию детей:

Повысился интерес к различным видам ручного труда;

Определилась самостоятельность в выборе сюжета и

художественных средств;

Повысилась художественная выразительность образов;

Диагностика развития творческого воображения.

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Старшая группа

35%- 10%

65% - 50%

0% - 40%

Подготовительная

группа

15%- 0%

55% -40 %

30% - 60%

- Пальчиковые игры, театры, упражнения способствовали развитию

моторных умений и навыков;

Диагностика моторных умений и навыков

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Старшая группа

25% - 5%

70% - 60%

5% -35%

Подготовительная

группа

5% - 0 %

65%- 15%

30% -85%

- Повысилась активность родителей, направленная на повышение уровня

развития речи и подготовки руки детей к письму. Расширились знания

родителей об использовании пальчиковых игр и упражнений в домашних

условиях; повысился интерес к виду искусства « Оригами».

Подтверждение гипотезы

Наша гипотеза подтвердилась: реализация в практике работы с детьми по

развитию мелкой моторики руки способствует повышению уровня речевого

и интеллектуального развития детей.

Используемая литература:

1.

Е.С.Анищенкова « Пальчиковая гимнастика для развития речи

дошкольников»

2.

З. Богатеева « Подготовка руки ребёнка к письму на занятиях по

рисованию».

3.

С. Е. Гаврина « Развиваем руки- чтоб учиться и писать и красиво

рисовать»

4.

Г.И.Долженко «100 Оригами».

5.

Е.Ю.Дорогова « Секреты оригами для дошкольников».

6.

С.С. Мельникова « Развитие мелких мышц пальцев и кисти рук».

7.

Р. М. Миронова « Игра в развитии активности детей».

8.

Г. Мастрюк « Детская рука».

9.

Н.В. Новотворцева « Учимся писать .Обучение грамоте в детском саду».

10.С.В. Соколова « Оригами для дошкольников».

11.А. Толбанова « Пальцы помогают говорить».

12.Н.А. Федосова « Готовим ребёнка к письму».

13.В.В. Цвынтарский « Играем пальчиками и развиваем речь»

.



В раздел образования




Яндекс.Метрика