Автор: Смолина Лариса Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 235
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Годовой план"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на Дону
«детский сад №235»
«Согласовано» ________________
Руководитель МО педагогов-психологов МБДОУ
Кировского района
Дубовик С.Б.«___» ________ 2017г.
«Утверждаю»
________________
Заведующая МБДОУ №235 Язвинская З.М.
«___» ________ 2017г.
ПЛАН РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МБДОУ№235
СМОЛИНОЙ Л.А.
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
МБДОУ №235 реализует примерную образовательную программу дошкольного образования: «От рождения до школы».
Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Основные направления деятельности учреждения в 2017-2018 году.
Руководствуясь Уставом, программой развития ДОУ и годовыми задачами, определены следующие приоритетные
направления деятельности МБДОУ № 235:
1.
Совершенствование
оздоровительной
работы
с
детьми
на
основе
индивидуального
подхода
к
профилактической
деятельности и преемственности между специалистами.
2. Совершенствование педагогического проектирования образовательного процесса, содействующего целостному развитию
ребенка дошкольника.
3.Обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышение
компетентности
родителей
(законных
представителей).
4. Продуктивное сотрудничество МБДОУ с семьёй.
Цель:
Обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического
развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Содействие участникам педагогического процесса в решении
актуальных задач развития, обучения, социализации ребенка, предупреждение возникновения проблем развития ребенка
Задачи:
1.
Содействовать созданию социально психологических условий для успешного развития детей, опираясь на
индивидуальные особенности, реальные личностные достижения ребенка и зону его ближайшего развития.
2.
Обеспечивать психологическое сопровождение педагогического процесса работы ДОУ по сохранению и укреплению
здоровья детей, в условиях реализации ФГОС ДО.
3.
Создание благоприятно-комфортных условий пребывания воспитанников в дошкольном учреждении, развитие их
эмоциональной сферы, формирование навыков социальной жизни. Вести работу по приоритетному направлению через
различные формы коммуникативного сотрудничества(эмоциональные круги, минутки тишины, занятия социальной
жизни).А также направит работу педагогического коллектива на выработку мер по предупреждению негативного
эмоционального состояния ребенка в детском саду и семье.
ПЛАН РАБОТЫ
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МБДОУ№235 СМОЛИНОЙ Л.А.
Базовый блок
Содержание/
мероприятие
/ проект/
программа
Категория
Диагностика
Д
Коррекция и
развитие
КР
Консультиро-
вание
К
Просвещение
П
Профилактика
ПФ
Экспертиза
Э
Организац-
методическая
работа
ОМ
Сопровожде-
ние
адаптации
Срок – август,
сентябрь
Поступившие в
ДОУ дети
Наблюдение и
изучение степени
адаптации детей в
ДОУ
Индивидуальна
я работа с
ребенком по
стабилизации
эмоционального
состояния.
Профилактика
дезодаптации в
группе.
Прогноз
процесса
адаптации,
Анализ
результатов
наблюдения
Родители
Привлечь
родителей вновь
прибывших детей
к сотрудничеству
(заполнение анкет,
по сбору
информации о
ребенке.
Определение
уровня готовности
к детскому саду и
наиболее
актуальных
вопросов для
консультирования.
Направление на
мед.
консультации
(при прогнозе о
тяжелей
степени
адаптации)
Предоставление
информации о
подготовке
ребенка к
условиям
детского сада.
Выступление на
родительском
собрании:
Итоги
адаптационного
периода.Пути
дальнейшего
взаимодействия
Индивидуальные,
групповые,
стендовые:
взаимодействие
ребенка в период
адаптации.
Процесс прощания
,встречи и бесед с
ребенком о
детском саде.
Разработка
памяток для
родителей
«Адаптация к
садику-на
отлично».
Прогноз
процесса
адаптации,
Составление
рекомендаций
для
индивидуальны
х групповых,
стендовых
консультаций.
Сбор
информации об
опыте ребенка
вхождения в
иные
коллективы.
Педагоги
Организация наб
людения педагого
гом за процессом
адаптации по
Эмоциональное
состояние
педагога в
адаптационный
Сем-р «Этапы
процесса
адаптации»,
«Взаимодейст-
Консультация по
профилактике
регресса навыков
самообслуживания
Составление
программы игр
по
профилактике
критериям анкеты
«Адаптационный
лист»
период (чувство
такта,
сотрудничество
с вновь
прибывшими
родителями и
их детьми).
вие с
родителями
нового ребенка»
(по запросу).
Памятка по
адаптационному
процессу.
Соблюдение
эмоционально-
комфортного
режима в период
адаптации.
дезадаптации
детей.
Администра-
ция
Сопровождение
приема новых
детей и
информировани
е родителей о
условиях
детского сада
Составление
графика
постепенного
поступления
новых детей в
группу
Оценка
предметно-
развив.
среды групп,
принимающ
их новых
детей
Аналитическая
справка по
результатам
периода
адаптации
Оптимизация
педагогическо
го общения
Сроки – весь
год
Воспитанники
Исследование
взаимодействия
педагогов с
детьми
(наблюдение по
критериям)
Коммуникативные
профилактические
, пальчиковые,
подвижные-
групповые игры,
психо гимнастика.
Анализ данных
карт
наблюдений за
общением
педагогов с
детьми.
Педагоги
Исследование
педагогического
общения (Анкета
А.С.Шеина)
Сроки: март - май
Практикум:
«Развитие
профессиональ
но-значимых
коммуникативн
ых умений
педагогов»
Срок: апрель
Индивидуаль
ные консульта
ции психологи
ческой помощи
Срок: весь год
«Познакомить
педагогов с
понятиями «об
разовательная
среда», «психол
огическая безоп
асность». «псих
оологическое
здоровье».
Срок: ноябрь
Семинар
«Рассмотреть
признаки
психологическо
го здоровья
педагогов»
Срок: ноябрь
Семинар
«Возрастная аде
кватность
дошкольного об
разования(соот
ветствие услов
ий,требований,
методов,возраст
у и особенност
Индивидуальные
консультации по
профилактике
профессиональног
о выгорания,
помощь в
построении
программы
профессиональног
о роста
Срок: весь год
Экспертиза
открытых
занятий,
участие в
профессиона
льных
конкурсах
По запросу.
Составление
рекомендаций
по оптимизации
педагогического
общения, стиля
взаимодействия
и профилактике
профессиональн
ого выгорания
ям развития»
Срок: февраль
Администра-
ция
Рекомендации
по оптимизации
пед. общения
Срок: апрель
Организация
работы
семинаров по
обучению
педагогов
Срок: август,
учет в годовом
плане ДОУ
Выступление на
педсовете
«Психологическ
ая безопаснос
ность образова
тельной среды»
Срок:октябрь
Направление
отдельных
педагогов на
обучение
В течении года
Участие в
составлении
годового
плана
работы ДОУ.
Срок: август
Аналитическая
справка по
результатам
обследования
педагогического
общения
Срок: май
Скрининговая
диагностика
(в
соответствии
с программой
ДОУ)
Сентябрь-май
Воспитанники
младший
дошкольный
возраст
Цель –
Психодиагностиче
ское скрининговое
обследование
– сенсорное
развитие, речь и
мышление,
навыки
самообслужива-
ния
Сроки – октябрь
Ответственный -
воспитатель,
специалисты
Коммуникативные
,профилактичес-
кие, пальчиковые,
подвижные-
групповые игры,
психо гимнастика
Оценка
уровня
развития в
соответстви
и с
возрастной
нормой.
Заполнение
скрининга в
медицинских
картах,
индив.карты
ППМС.
Подготовка к
психодиагности
ке,обработка
результатов.
Родители
Цель – сбор
информации по
анамнезу
Сроки – сентябрь
Индивидуально
: о результатах
скринингового
обследования
Родительское
собрание
«Кризис трех
лет»
«Формирование
навыков
Стендовая
информация о
критериях
психодианостики.
Анализ
запросов
родителей на
психологически
е услуги.
Составление
самобслуживан
ия»,
«Развитие речи
и мышления в
раннем
возрасте»
консультаций по
возрастным
нормам.
Подготовка к
индивидуальны
м
консультациям.
Педагоги
Сбор информации
анкета «Портрет
группы»
Сроки – октябрь
Ответственный -
воспитатель
Помощь в
анализе
скрининговых
данных.
Лекция «По
ФГОС о
содержании
образовательны
х областей»
Рекомендации
педагогам по
оптимизации
игровой
деятельности
детей и развитию
детского
коллектива
Запрос на
формирован
ие
коррекционн
о-
развивающи
х групп.
Анализ
скрининговых
данных.
Срок: ноябрь
Воспитанники
старший
дошкольный
возраст
Психодиагностиче
ское скрининговое
обследование
- внимание,
память, мышлен
ие, речь
Анализ общего
уровня
психического
развития детей
Заполнение
индивид. карт
ППМС
Родители
Индивидуально
:о результатах
скринингового
обследования.
(по запросу).
Родительское
собрание
«Возрастные
особенности
детей в 5лет (в
6 лет)
Стендовая
информация о
критериях
самодиагностики.
Составление
индивидуальны
х заключений по
запросу.
Педагоги
Помощь в
анализе
скрининговых
данных.
Консультация
«ФГОС о
содержании
образовательны
х областей»
Составление
списка
детей, с
выявленным
и
психологиче
скими
трудностями
при
освоении
Формирование
коррекционно-
развивающих
групп и детей
направленных
на ПМПк
образователь
ной
программы
для
направления
на ПМПк
Срок: май.
Дети. Старший
дошкольный
возраст
(5,5-7 лет)
Цель – Изучение
готовности детей
к школе:
мотивационная
готовность,
интеллектуальная
готовность,
готовность к
обучению в
условиях школы
Коммуникативные
,
профилактические
, пальчиковые,
подвижные-
групповые игры,
психо гимнастика
Оценка
уровня
развития в
соответстви
и с
возрастной
нормой.
Прогноз
процесса
адаптации в
школе.
Заполнение
психологическог
о блока
медицинских
карт, индивид.
карт ППМС
Родители
Инд.: по
результатам
скрининга
(по запросу)
Род. Собрание
«Готовность к
обучению в
школе»
Определение
необходимости
ознакомить
ребенка с будущей
школой и
дополнительных
занятий по
подготовке к
школе
Составление
образователь
ного
маршрута,
определение
особенносте
й обучения и
подхода к
ребенку
Социально-
диспетчерская
деятельность,
сбор
информации об
образовательны
х услугах школ,
Рекомендации
для родителей
по выбору и
подготовке к
школе
Педагоги
Индивидуальны
е консультации
по
формированию
готовности к
школе
Педсовет:
«Уровень
готовности к
обучению в
школе»
Рекомендовать
использовать в
работе картотеку
игр по
произвольности
познавательной
деятельности
Организация
с-р игры «Школа»
Участие
специалисто
в в процессе
подготовки к
школе.
Рекомендации
по
формированию
готовности к
школе.Подготов
ка
аналитической
справки для
мониторинга.
Администраци
я
Справки по
результатам
диагностики.
Планирование
содержания
стендовой
информации
Согласование
условий
проведения
диагностики.
Участие в
работе
ПМПк.Рассп
ределение
функционала
.
Аналитическая
справка по
итогам
скринингового
обследования.
Углубленная
диагностика
(в течении
года по
запросу)
Воспитанники
Цель – Учет
особенностей
индивидуального
развития детей,
состояния их
здоровья
Дифференциальна
я по запросу.
Индивидуальна
я и групповая
коррекционно
развивающая
работа в
соответствии с
ИКРП
Использование
методов
релаксации,
телесноориентиро
ванных
упражнений для
формирования
саморегуляции
эмоционально-
волевой и
личностной сфер
при
составлении
программ
ИКР.
Экспертная
деятельность
по
определени
ю
образователь
ного
маршрута и
направлени
ю на
ГПМПК
Оформление
результатов
- первичного
заключения,
- программы
ИКР,
- динамическое
заключение,
- представления
для ГПМПК,
- итоговое
заключение
Родители
Цель – Сбор
информации
«Анамнез
развития»
Закрепление
полученных на
занятиях
навыков
ребенка в
домашних
условиях с
помощью
родителей
О ходе и
результатах
коррекционно
развивающей
работы . по
запросу.
Инд.: «О
способах
помощь
ребенку с
особыми
образовательны
ми
потребностями»
Составление
заключений для
родителей.
Работав рамках
ПМПК.
Педагоги
Цель –Выявить
уровень
психологического
выгорания
педагогов.
Диагностика
эмоционального
выгорания
О ходе и
результатах
корекционно-
развивающей
работы
О способах
психолого
педагогической
помощи детям,
с особенностя
ми в развитии
в1 зависимости
от причины
О способах
включения детей с
ОВЗ в группу
сверстников.
Взаимодействие
специолистов в
рамках ПМПк
Составление
направлений на
ПМПК.
Разработка
индивидуальног
о
образовательног
о маршрута
педагогов.Методи
ка
Н.Е.Водопьяновой
К.С.Старченковой
.
нарушений.
внутри или вне
ДОУ
Администра-
ция
Планирование
стендовой
информации
Участие в
работе
ПМПк.
Аналитичкская
справки по
результатам
углубленной
диагностики.
Коррекционн
о-
развивающая
работа по
рекомендации
ПМПк
Воспитанники
с ОВЗ.
Подгруппы:
-изучение
эмоционально-
волевой сферы,
познавательной
сферы,
подготовка к
школе
ИКП
программа.на
основе
«Цветик-
семицветик» и
др. программы.
Организация игр в
соответствии с
индивидуальными
возможностями.
По запросу.
Разработка
к-р.
программ с
учетом инд.
задач
-Программа
ИКП
-Динамическое
заключение.
Родители
Индивидуальна
я консультация
по ходу
коррекционно –
развивающей
работы (по
запросу)
Стендовая и
групповая
консультация по
работе с
гиперактивным
и тревожными
детьми.
Педагоги
Взаимная
консультация в
рамках ПМПк
Осознанное
восприятие
эмоций,произво
льная
регуляция.
Цикл игр
«Коррекция и
развитие
эмоционально-
волевой сферы
дошкольника»
Администраци
я
Согласование
пед. процесса в
соответствии с
рекомендациям
и ПМПк
Согласование
коррекционно-
развивающих
программ.
Вариативный блок
Содержание/
мероприятие
/ проект/
программа
Категория
Диагностика
Д
Коррекция и
развитие
КР
Консультиро-
вание
К
Просвещение
П
Профилактика
ПФ
Экспертиза
Э
Организац-
методическая
работа
ОМ
Проект
Воспитанники
Игры
адаптационного
типа.
Индивидуальна
я игровая
терапия по
запросам..
Кинезеологически
е,ритмические
игры.Релаксация,
психогимнастика.
Анализ
медицинских
карт. Подбор
упражнений в
соответствии с
индивидуальны
ми
особенностями.
Предметно-
развивающая
среда.
Оптимальная
организация
двигательного
режима
дошкольника.
Организованн
ая форма
обучения и
совместная
деятельность
взрослых и
детей.
Родители
О ходе и
результатах
работы (по
запросу)
«Особенные
дети». Как им
помочь.
Обучение приемам
психогимнастики
и релаксации.
Подготовка к
консультации.
Педагоги
О способах
помощи
каждому
ребенку
индивидуально
«Обучение на
основе движен
ия» - лучшие
практики в раб
Особенности
работы с
детьми с ОВЗ.
Подбор игр, в
соответствии с
индивидуальными
возможностями.
Соблюдение
индивидуального
режима дня.
Подготовка
информации для
консультации,
просвещения,
профилактики.
оте с дощкольн
иками.
Администраци
я
Результаты
проекта
Планирование и
согласование форм
обучения.Помощь
в организации
режима дня для
детей д.сада.
Оформление
проекта.
Проект
сотрудничест
во со школой.
Воспитанники
Совместная
работа с
психологом
школы по
проведению
диагностики
выпускников
дет.сада.
Родители
Результаты
диагностики по
запросу.
Подготовка к
школе в
условиях семьи.
Стендовые
материалы и
сайт.
Беседа: Как я
пошел в школу.
Подготовка инд.
и групповых
консультаций.
Педагоги
О способах
помощи
каждому
ребенку
индивидуально.
Обмен
информации по
анамнизу и
катамнезу.
Обучение
педагогов
ситуативно
личностному
общению.
Динамическ
ие
заключения
подготовки к
школе детей
по ПМПк
Оформление
заключений на
выпускников по
запросу школы.
Администраци
я
Результаты
реализации
проекта.
Оформление
результатов
реализации
проекта.
Программа
логопедическ
ая группа.
Воспитанники
фронтальные и
подгрупповые
занятия.
Коррекция и
развитие речи в
познавательной
деятельности
дошкольников
Цикл игр
«Коррекция и
развитие
сенсорного
восприятия»
Оценка
сформирова
нности
новообразов
аний
лог. группы.
возраста.
Родители
Новообразован
ие возраста.
Самоанализ: что я
знаю о своем
ребенке.
Педагоги
Условия для
развития
творческого
потенциала
ребенка в
самопознании
Обучение
педагогов
партнерскому
общению с детьми
логопатоми,
обучение
невербальным
средствам
общения.
Администраци
я
Организация
совместной
деятельности
педагогов и
специалистов.
Согласование
индивидуальной
прогаммы.