Напоминание

"Методические рекомендации по организации проектной деятельности в средней школе"


Автор: Скоренко Анна Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 65
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методические рекомендации по организации проектной деятельности в средней школе"
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Проектная деятельность в современной общеобразовательной школе

применяется для формирования актуальных ключевых компетенций:

общенаучной,

информационной,

познавательной,

коммуникативной,

ценностно-смысловой, социальной, а так же компетенции личностного

самосовершенствования

[1,

с.

135].

Метод

проектов

имеет

ряд

неоспоримых преимуществ в сравнении с другими инновационными

методиками организации урочной и внеурочной деятельности. Во-первых,

эта технология позволяет достигать поставленных любой программой,

стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя

при этом достижения современной дидактики, педагогической психологии,

частных методик. Во-вторых, этот метод гуманистический, обеспечивает

не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное

и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность

к учителю и друг другу. В-третьих, совместные проекты сплачивают детей,

развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать

в команде и ответственность за совместную работу [2, с. 11].

Разработанная нами технология проектной деятельности является

вариативной

и

интегрирует

учебную,

внеурочную

и

внешкольную

деятельность

учащихся.

Инициатива

проекта

исходит

от

учителя-

предметника, а идея, направление проектной деятельности и социальная

проблема определяются и формулируются на уроке вместе с учащимися.

Данная технология включает в себя восемь основных этапов:

Первый этап – этап целеполагания. Главным субъектом на этом

этапе

выступает

педагог-предметник.

Целью

этого

этапа

является

определение педагогических целей и задач проектной деятельности.

Педагогу-предметнику предстоит ответить на вопрос: «Для чего я

собираюсь организовать данный проект?». Результатом первого этапа

проектной деятельности станут сформулированные образовательные,

воспитательные, развивающие цели и задачи проекта, соответствующие

опыту, уровню развития, интересам, способностям конкретной группы

учащихся.

Второй этап – этап организационно-мотивационный. Субъектами

здесь выступают педагог-предметник, учащиеся и классный руководитель.

Цель этапа – смотивировать учащихся на проектную деятельность. Задачи

школьников – это определение личностно значимых для себя социальных

целей и формирование рабочих групп для разработки плана проекта.

Первичный сбор информации поможет учащимся определить, являются ли

актуальными те проблемы, которые были сформулированы ранее. После

обработки и анализа собранных материалов педагогу следует организовать

детальное обсуждение результатов сбора информации с целью отбора 1-2

наиболее актуальных проблем, в решение которых учащиеся могут внести

весомый вклад. Определив, на решение какой проблемы будет направлена

проектная деятельность, мы можем сформулировать цель и задачи проекта.

Третий этап – этап коллективного планирования. Субъектами здесь

выступают

классный

руководитель

и

учащиеся.

Задачи

учащихся

заключаются в распределении обязанностей внутри групп, изучении

собственных

возможностей,

определении

необходимых

ресурсов,

составлении плана работы. Учитель же на данном этапе определяет

критерии, по которым можно будет оценить деятельность учащихся на

всех этапах работы над проектом, а также совместно с учащимися создает

систему

оценки

проекта.

При

реализации

проектной

деятельности

существуют два результата: воспитательный результат и результат

практической деятельности учащихся. Первый - это педагогический

эффект от включения школьников в данную деятельность и как следствие,

формирование

личностных

качеств,

способности

к

рефлексии

и

самооценке, умения делать выбор и нести за него ответственность,

анализировать собственную деятельность. Вторая составляющая – это

выполненный проект. На данном этапе учитель передает управление над

реализацией проекта учащимся и становится независимым консультантом.

Далее учащиеся составляют план работы коллективной реализации

проекта, с целью установления порядка мероприятий по реализации

проекта. Затем следует распределить обязанности и описать содержание

каждой обязанности, чтобы человек, берущий на себя ту или иную

функцию, хорошо представлял, что от него потребуется.

Четвёртый этап – подготовительный. Субъекты данного этапа –

классный

руководитель

и

учащиеся.

Перед

учителем

стоит

цель

промежуточной оценки результатов и разработки заданий для поисковой

деятельности.

Задача

учащихся

сбор,

систематизация

и

анализ

информации.

Педагог

анализирует,

насколько

успешно

прошла

самостоятельная работа учащихся на этапе коллективного планирования:

правильно ли составлен план и график работ, действительно ли актуальны

и реальны для реализации данной группой учащихся запланированные

мероприятия. После анализа необходимой информации, учащимся нужно

обсудить результаты в микрогруппах.

Пятый этап – этап активной социальной работы. Субъектами

выступают классный руководитель и учащиеся. Цель учителя – помощь в

проведении

плановых

мероприятий

по

реализации

проекта,

промежуточная оценка результатов проектной деятельности. Задачи

учащихся – выполнение заданий в соответствии с планом реализации

проекта, коллективный анализ выполнения плана. Суть данного этапа

заключается в непосредственной реализации проектной деятельности. Для

проведения запланированных мероприятий требуются ресурсы. Если

мероприятие не требует больших затрат, то источником получения

ресурсов могут стать родители или школа, но если проект серьезный и

долгосрочный, то потребуются более серьезные партнеры. В процессе

работы учащимся нужно периодически собираться всей командой и

анализировать процесс выполнения проекта. Это позволит соотнести

промежуточные итоги деятельности с теми показателями, которые были

взяты за основу оценки работы, и, в зависимости от сложившейся

ситуации, внести определенные коррективы в план реализации проекта.

Роль учителя на данном этапе остается консультационной.

Шестой этап – этап промежуточной рефлексии. Субъектами на

данном этапе выступают классный руководитель, учащиеся и учитель.

Цель

педагога

организовать

индивидуальную

и

совместную

рефлексивную деятельность. Задачи

учащихся – это презентация

собранного материала и индивидуальная и совместная рефлексивная

деятельность.

Индивидуальная

рефлексивная

деятельность

поможет

учащимся оценить тот вклад, который был внесен в реализацию проекта

именно ими. В ходе совместной рефлексивной деятельности учащимся и

преподавателям следует обсудить результат завершенной работы, сравнив

его с теми критериями и показателями, которые были взяты за эталон.

Кроме того, отдельно следует обсудить степень реализации отдельных

мероприятий, те обстоятельства, которые негативно повлияли на ход

реализации проекта, что способствовало его реализации.

Седьмой

этап

этап

расширения

содержания

проектной

деятельности.

Субъекты

данного

этапа

классный

руководитель,

учащиеся, учителя, родители. Целью педагога выступает мотивация

учащихся на возобновление проектной деятельности с учетом новых

вариантов решения ранее сформулированной проблемы; наблюдение,

консультирование, педагогическая помощь в решении организационных

вопросов. Задачами учащихся становятся нахождение новых вариантов

решения

ранее

выявленной

проблемы;

решение

организационно-

подготовительных вопросов по возобновлению проектной деятельности;

обсуждение и анализ новой проблемы, определение целей, задач новой

проектной деятельности, составление плана работы. На данном этапе

следует возобновить работу над ранее начатым проектом, при этом

учащиеся

самостоятельно

осуществляют

шаги

этапа

коллективного

планирования.

Восьмой

этап

итоговый.

Субъектами

выступают

классный

руководитель, учащиеся и учителя. Цель данного этапа – это анализ

процесса и результатов реализованного проекта. На данном этапе

необходимо проинформировать о результатах работы. После подробного

анализа результатов проекта каждой мини группе учащихся следует

написать отчет о работе над проблемой, который впоследствии может

стать основой стенда, плаката, статьи в газете.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность в

школе положительно оценивается как педагогами, так и учениками. Она

позволяет

применять

творческие

и

неординарные

способности,

содействует формированию всесторонне развитой личности, увеличивает

интерес к получению новых знаний и умений.

Список литературы

1. Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11

классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2007. 204

с.

2. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября,

2010. 44 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика