Автор: Калинина Елена Алексеевна
Должность: социальный работник
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей №1» города Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Современные образовательные технологии в учебно — воспитательном процессе (пространстве)
Раздел: полное образование
«Социальное, эстетическое и патриотическое воспитание школьников в условиях
реализации ФГОС»
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено,
что «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения...», а
«воспитание –деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-
нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и
государства». В этом же Законе определены основные принципы государственной
политики в сфере воспитательной работы: «...воспитание взаимоуважения, трудолюбия,
гражданственности,
патриотизма,
ответственности,
правовой
культуры,
бережного
отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».
Статья 26 Конституции Российской Федерации гласит, что «каждый имеет
право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения,
воспитания, обучения и творчества». Основным законом Российской Федерации также
определено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся
общие вопросы воспитания, однако, непосредственное право воспитывать детей, согласно
статье 38 имеют только родители.
Воспитание
–
это
процесс
целенаправленного
формирования
личности,
специально организованное,
управляемое
и
контролируемое
взаимодействие
воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания.
Цель воспитания –определяющая характеристика воспитательного процесса, она
выражает общую устремленность воспитания, это будущее, на достижение которого
направлены главные усилия.
Опубликованная в 2009 году Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности
гражданина
России
(далее
–
Концепция)
не
является
официальным нормативно-правовым актом, однако большинство образовательных
учреждений при планировании воспитательной работы ориентируются на нее. Смысл
разработки Концепции заключается в том, что в ней сделана попытка сформулировать
систему базовых национальных ценностей, призванных служить основой консолидации
российской гражданской нации. Это становится особенно актуально сегодня, когда
необходимо интегрировать воспитательный процесс в образовательную среду с учетом
требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС).
Воспитательный
компонент
включен
в
федеральные
государственные
образовательные стандарты, что осуществлено впервые в истории отечественной
системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса
воспитания
в
демократическом обществе,
приоритетностью
задач
духовно-
нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего
среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному
самоопределению, их социальную адаптацию. Включение воспитательного компонента в
ФГОС позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования
у детей и молодежи гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти
полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о
содержании,
организации
и
результативности
воспитательного
процесса
в
образовательном учреждении.
Для
организации
воспитательной
работы
в
условиях
внедрения
ФГОС
рекомендуется использовать «Примерную программу воспитания и социализации
обучающихся. Начальное общее образование» и «Требования к содержанию и
условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях,
реализующих
основные общеобразовательные программы начального и основного
общего образования».
Примерная
программа
воспитания
и
социализации
учащихся
(далее
–
Программа) представляет собой документ, определяющий цели, задачи, содержание и
методы воспитания обучающихся,
управления
и
контроля
результативности
воспитательной
деятельности
в
контексте
федерального
государственного
образовательного
стандарта.
Основная
цель Программы
–
последовательное
содействие формированию системы духовно-нравственных ценностей обучающихся
посредством создания для них условий позитивной социализации, культурной
идентификации и самореализации.
При этом Программа рассматривается как базовый компонент для развития
инновационной воспитательной деятельности образовательных учреждений, создания
педагогическими коллективами вариативных программ и моделей воспитательного
процесса
с
учетом
реальных
характеристик
контингента
воспитанников,
экономических, социальных, культурных особенностей региона и местной специфики
развития образовательного и окружающего социокультурного пространства.
В соответствии с требованиями к структуре основной образовательной
программы
ФГОС,
организация
целостного
пространства
духовно-нравственного
развития обучающихся обеспечивается разработкой программы духовно-нравственного
развития, воспитания обучающихся. При этом образовательная организация должна
обеспечить условия для реализации разработанной собственной программы, для
духовно-нравственного
развития обучающихся
на
основе
их
приобщения
к
национальным
российским
ценностям,
семейным ценностям,
общечеловеческим
ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина Российской
Федерации и ориентировать образовательный процесс в образовательной организации
на воспитание обучающихся в духе любви к Родине и уважения к
культурно-
историческому наследию России, развитие творческих способностей и формирование
основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.
В качестве основы для разработки программы духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательной
организации может быть использована «Примерная программа воспитания и
социализации обучающихся. Начальное общее образование», которая содержит шесть
разделов:
первый - «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной
школы»
второй -
«Ценностные установки воспитания и социализации российских
школьников»
третий - «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации
учащихся начальной школы»:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здорового образа жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному.
четвертый - «Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы»
включает характеристику современных особенностей воспитания и социализации
обучающихся, раскрывает основные подходы к организации воспитания и социализации
обучающихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий).
пятый - «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию
и социализации учащихся начальной школы» формулирует и раскрывает основные
условия, задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей,
взаимодействия
образовательной
организации
с
общественными
и
религиозными
организациями.
шестой
-
«Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся
начальной школы» определяют ценностные отношения, представления, знания, опыт,
которые должны быть сформированы у обучающихся по каждому из направлений
воспитания и социализации.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на
ступени основного общего образования преемственна по отношению к начальному
общему образованию и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития
обучающихся в единстве урочной, внеурочной и общественно-значимой деятельности,
в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других
институтов общества.
Программа
разрабатывается
педагогическим
коллективом
образовательной
организации
при
активном
участии
обучающихся
и
их
родителей
(законных
представителей)
как единый документ организации воспитательной
деятельности
учащихся 1-11 классов.
В данной статье из всего многообразия воспитания рассмотрим три вида:
социальное, эстетическое и патриотическое.
Социальное воспитание – это планомерное создание условий для относительно
целенаправленного
личностного,
индивидуального
и
субъектного
становления
и
формирования
ценностных
ориентаций
человека
в
процессе
его
социализации.
Интегрированным результатом социального воспитания является социальность как
способность человека взаимодействовать с социальным миром.
К целям социального воспитания относят:
формирование гуманитарного отношения к детям, переживающим трудности в
процессе социализации, и воспитание гуманитарной позиции у самих воспитанников;
формирование ценностного отношения к человеку, обществу, труду;
воспитание человека носителем и выразителем социокультурных норм и
социально ценных форм поведения во всех сферах общественной жизни;
восстановление традиционных социальных связей человека (семейных,
соседских, между сверстниками и представителями разных поколений);
воспитание гражданского долга и социальной ответственности;
формирование опыта гуманитарного характера отношений в различных
сферах социальной жизни.
Средствами социального воспитания могут выступать освоение школьниками
социокультурного
опыта:
организация
социально
ценных
форм
взаимодействия
школьников в сфере образования, труда и досуга; участие воспитанников в
различных
видах
социальной практики (социально-гуманитарные акции, дела
милосердия).
Процесс
социального
воспитания
регулируется
посредством
подготовки
социальных педагогов и социальных работников, а также через нормативно-правовые
документы и воспитание в государственных образовательных учреждениях.
Эффективность социального воспитания зависит от сочетания следующих
характеристик:
способность к социальной адаптированности – приспособление человека к
жизни,
обретение
социального
статуса
и
удовлетворенности
собой,
социальная
ответственность;
стремление к социальной автономности – совокупностьустановок на себя,
устойчивость самооценки, поведения и отношений;
социальная активность – реализация социально полезных действий под
влиянием
мотивов,
стимулов,
в
основе
которых
лежат
общественно
значимые
потребности.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное
формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это
специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом
(общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид,
личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы
ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со
сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и
назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям,
перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и
развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его
эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту
формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, развивает способность к
творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в
поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой
культуры и искусства – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели
эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой
индивидуальности, действующей по законам красоты.
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют
следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные
основы эстетической культуры личности;
художественное
воспитание
в
его
образовательно-теоретическом
и
художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру
личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на
самосовершенствование личности;
воспитание творческих потребностей и способностей.
Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку
как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость
всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной
отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное
его богатство – человек, а еще точнее – творческая личность. Воспитать творческую
личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной
стороны, и потребность, и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных
усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную
цель. Чрезвычайно важная роль здесь принадлежит программе эстетического воспитания
и
развития,
которые
являются
одним
из
важнейших средств качественного
совершенствования человеческой природы.
Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал.
«Эстетический идеал – представление человека о совершенной красоте явлений
материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира».
То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде
и искусстве. Для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об
эстетическом идеале. Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того
или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины,
музыкальные
произведения.
Эти
произведения
являются
показателем
его
художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но
не являются конкретными примерами, характеризующими идеал. Возможно, причина
этого в недостатке жизненного опыта ребенка, недостаточными знаниями в области
литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала. Вся
система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в
эстетическом
плане,
так
и
в
духовном,
культурном,
нравственном
и
интеллектуальном.
Это достигается путем решения следующих задач: овладения
ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к
художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических
качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой,
вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
Патриотическое
воспитание
школьников
–
это
систематическая
и
целенаправленная деятельность
по
формированию
у
учащихся
высокого
патриотического
сознания,
чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов
Родины.
Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной
активности,
гражданской
ответственности,
духовности,
становление
личности,
обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в
созидательном процессе в интересах Отечества.
Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся,
всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к
достойному служению Отечеству – одна из задач педагогического коллектива учебного
заведения, военно-патриотической работы в школе.
Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает
формирование и развитие социально значимых ценностей,
гражданственности и
патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и
развитие личности гражданина и защитника Отечества. Система военно-патриотической
работы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию
патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть
плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области
воспитательной деятельности.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое
воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом «О воинской
обязанности и военной службе». Оно направленно на формирование готовности к
военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое
воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием
каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной
ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в
необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения
воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов.
Педагогический мониторинг процесса воспитания обучающихся – это система
сбора, анализа, отслеживания и коррекции, сопоставления результатов наблюдения для
обоснования стратегии и прогноза развития воспитательной системы.
Цель
мониторинга
заключается
в
том,
чтобы оценить
состояние
и
результативность
функционирования
воспитательной
системы,
успешность
воспитательного процесса и уровень развития коллектива.
Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного
процесса, действие способов, приемов воспитательного воздействия. Он позволяет
адаптивно корректировать процесс становления личности, устранять негативные подходы,
обеспечивать
эффективность
воспитательного
процесса.
Стратегия
и
тактика
мониторинга процесса воспитания должна основываться на следующих принципах:
гуманистической направленности – уважение личности каждого участника,
соблюдение его достоинства, прав и свобод;
демократичности
–
отношение
педагога
к
воспитанникам
как
к
ответственным субъектам
собственного
развития,
поддерживающий
субъектно-
субъектный характер в отношении взаимодействия;
диалога – конструктивное взаимодействие участников даже при отсутствии
единых взглядов на те или иные вопросы воспитания;
конфиденциальности – неразглашение результатов исследований без согласия
участников;
научности – обоснованность используемых понятий, идей и способов действий;
целостности и системности – последовательна я разработка и реализация
мониторинга воспитания как системы, а не ряда случайных методик.
Для
исследования
эффективности
воспитательной
системы
целесообразно
использовать следующие критерии:
1. Уровень сформированности коллектива.
2. Уровень развития ученического самоуправления коллектива.
3. Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в
работу актива коллектива.
4. Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся, уровень
воспитания ответственного отношения к состоянию своего здоровья.
5.
Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной
моделью.
6. Уровень воспитанности учащихся.
7. Уровень социального развития ученика (готовность и умение взаимодействовать
друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность,
проявлятьинициативу, работать в группе).
8. Уровень готовности к осознанному выбору профессии.
Инструментарий мониторинга может включать следующие основные методы
педагогической диагностики:
информационно-констатирующие – беседа, анкета, тест, опрос;
оценочные
–
оценка,
самооценка,
экспертная
оценка,
независимые
характеристики;
продуктивные – изучение продуктов деятельности, творчества воспитанников;
поведенческие – наблюдение, дискуссия, социометрия, анализ взаимодействия;
игровые методы.
Отслеживание
уровня
развития
коллектива
происходит
по
следующим
признакам: движение к общезначимой цели, самоуправление в классе, дисциплина,
общественное мнение, согласованность
в
работе,
соотношение
руководства
и
подчинения, дружба в коллективе, общение в свободное время.
Таким образом, образовательное учреждение должно создавать условия для
реализации программы
развития
и
воспитания
обучающихся,
обеспечивая
их
приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной
группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности
гражданина РФ и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе
любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и
своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его
социально ответственного поведения в обществе и в семье.