Напоминание

"Если ты добрый"


Автор: Трофимова Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: Конспект беседы с элементами игры старшего дошкольного возраста
Тема: "Если ты добрый"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»

ВОСПИТАТЕЛЬ ТРОФИМОВА Е.А

Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе, обсуждение проблемных ситуаций,

разногласий, возникающих между детьми в группе, оформление воспитателем дерева с

листьями, без акцента о его назначении, чтение сказок о дружбе.

Примерный ход занятия.

Организационный момент.

Давайте мы с вами встанем в круг и поздороваемся, передавая друг другу ласковое сердце

и называя друг друга ласково по имени.

Молодцы. Ребята, вспомните сказку про маленький росточек и старое дерево. Что было

особенным в этом дереве? (оно никогда не цвело). Правильно, каждую весну у него

появлялись по закону природы листочки, но оно никогда не цвело. А что случилось с

деревом в конце сказки? А почему дерево зацвело? (у него появился друг) Как вы думаете,

хорошо или плохо жить без друзей? Почему?

Посмотрите, у нас в группе тоже появилось дерево с листочками и оно тоже, как и дерево

из сказки не цветет. Уверена, на сегодняшний день у него совсем нет друзей.

Ребята, а вы хотите, чтобы дерево расцвело? Тогда сегодня вы станете друзьями для этого

дерева, но для этого вам предстоит разгадать секреты дружбы и каждый разгаданный

секрет подарит дереву красивый цветок.

Готовы? Тогда давайте для начала мы с вами поучимся действовать вместе, сообща,

потому что если мы вместе, нам под силу преодолеть любые препятствия.

Что за чудо-чудеса,

Раз рука и два рука.

Вот ладошка правая, вот ладошка левая.

И скажу вам не тая,

Руки всем нужны друзья!

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лепить,

Чуткие руки умеют дружить!

Посмотрите, ребята, сейчас вы держите за руку своего друга. Именно руки ваших друзей

будут сегодня вашими помощниками и опорой на занятии.

Первый секрет дружбы.

Молодцы!

Хотите узнать первый дружбы секрет?

Тогда слушайте песенки детской куплет.

Звучит песня «От улыбки». Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба?

Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет.

Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем,

который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу и улыбнемся

нашему дереву. Ведь мы хотим быть друзьями!

Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет? Правильно.

А вот и первый цветок, посмотрите, какой он красивый. Давайте подарим его нашему

дереву (вешаем цветок на дерево).

Второй секрет дружбы.

Ребята, какие пословицы о дружбе вы знаете?

-Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

-Друзья познаются в беде.

-Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Хорошо.

Чтобы следующий секрет узнать

Предлагаю рассуждать.

На экран вы посмотрите,

Что увидите, скажите.

Посмотрите, объясните что видите.

Смотрим. Обсуждаем. (слайды из презентации)

Как вы думаете, те кто изображен на этих картинках являются друзьями? А почему вы так

решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. А как вы помогаете друг другу?

(ответы детей)

Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь. Давайте

повесим этот цветок на дерево.

Третий секрет дружбы.

А теперь хочу узнать,

Как вы можете трудиться.

На команды вас я разделю,

И пазлы вам я предложу!

Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на команды и

посмотрим, как дружно вы сможете собрать каждая команда свою картинку.

Картинки «Кошка» и «Собака».

Молодцы. Вы дружно потрудились. Кто изображен на ваших картинках?

Ребята, а вы слышали выражение: «Живут как кошка с собакой»?

Как вы понимаете эти слова? Значит постоянно ссорятся, ругаются. Скажите, а ссоры,

постоянные оскорбления, ругань – эти слова, эти действия подходят к слову – дружба? А

как по-вашему должны жить друзья? Действительно, друзья должны жить дружно, а по-

другому можно сказать мирно!

Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовем этот секрет? Мир. И еще один

цветок появляется у нашего дерева. Подарим цветок нашему дереву.

Четвертый секрет дружбы.

Теперь присаживайтесь на стульчики. Ротик на замок и молчок. Для вас ребята

разыграют небольшую сценку.

«Буратино и Пьеро»

На стульчике сидит Пьеро. Грустит, подперев голову руками. Появляется Буратино.

Шел по дорожке Буратино,

И вдруг увидел он Пьеро:

-Привет! Как у тебя дела?

-Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой!

Хотел Буратино уйти,

Обидеться и отойти,

Но посмотрел на Пьеро,

Подумал и снова вернулся.

И вдруг пожалел его

И молча ему улыбнулся.

Тогда Пьеро улыбнулся в ответ:

-Прости Буратино меня за грубость!

-Я не сержусь на тебя!

Запомните, дети,

Если у друга беда

С печалью и злостью поможет вам справиться

Только одна …(доброта).

Ребята, а что делать если у друга плохое настроение? Посмотрите ребята, на доске есть

разные личики. Посмотрите внимательно. Уверена вы встречали разных людей. Одни из

них вам нравились, другие нет. Скажите пожалуйста, с человеком, у которого какое

выражение лица вы хотели бы дружить? Почему? Конечно, ребята, всегда хочется играть

и общаться с теми, кто радостный, веселый. Но ведь и у друга бывает плохое настроение.

Давайте вспомним нашу игру про настроение.

Физминутка «Настроение»

Настроение упало,

Дело валится из рук...

Но еще не все пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоем,

С облегчением вздохнем –

Настроение поднимем

И от пыли отряхнем!

Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу? Добрым. Вот и еще один секрет

дружбы вы разгадали. Как назовете этот секрет? (Доброта). И еще один цветок расцветет

на нашем дереве. Повесьте его.

Пятый секрет дружбы.

Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.

Коли сейчас говорим мы о дружбе,

Позвольте историю вам рассказать.

Присядьте тихонько на ваши стульчики,

И приготовьтесь вновь рассуждать!

В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда

говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину

куклу.

-Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.

-Не знаю, - сказала Маша. – Наверное это Максим.

А надо сказать, что мальчик по имени Максим часто ломал игрушки других детей.

-Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.

-Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

-Не может быть! – воскликнула Катя. –Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не

обманывают друг друга.

Подошла Катя к Маше и спросила…( как вы думаете, о чем спросит Катя свою подругу?).

-Зачем ты обманула меня Маша?

-Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала

твою куклу.

-Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с

другом!

Вот такая история. Скажите мне, пожалуйста, о каком важном секрете дружбы вы узнали

из этой истории? Как вы думаете, Катя и Маша останутся друзьями? Конечно, Катя

простит Машу. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий…

А вы захотели бы дружить с человеком, который постоянно вас обманывает? Конечно,

обман может разрушить дружбу. Поэтому какими должны быть друзья по отношению

друг к другу. Честными.

Молодцы! Вы разгадали еще один секрет дружбы. Как назовем этот секрет? Честность.

А вот и еще один цветок. Повесим его на дерево.

Подведение итогов занятия.

Посмотрите, дети, на наше дерево. Смотрите, как расцвело оно. Вы разгадали все секреты

и уверена, готовы дружить с деревом, на котором растут цветы вашей дружбы. Это дерево

теперь всегда будет расти в нашей группе. Я знаю, вы дружные ребята, но даже у друзей

бывают разногласия.

И если вдруг вы с другом поругались,

Присядьте здесь, под деревом в тени.

И вспомните секреты дружбы,

Их назовите по порядку вы:

Улыбка, помощь, доброта, мир, честность. (называют дети)

Сейчас вы другу руку протяните,

Танцуйте вместе и пляшите. (звучит музыка, дети танцуют).

Конспект беседы с элементами игры

с детьми старшего дошкольного возраста

по воспитанию толерантного отношения

к людям с ограниченными возможностями здоровья

Если добрый ты

Цель: воспитывать терпимое отношение к людям с ограниченными

возможностями здоровья, готовность им помогать.

Задачи:

образовательные:

1.

расширить

представление

детей о людях с

ограниченными

возможностями здоровья – слабовидящие, незрячие;

2.

познакомить детей с образом жизни данной категории людей с

ОВЗ посредством собственного чувственного опыта;

3.

подвести детей к осознанию необходимости помогать, быть

внимательными и терпимыми к слабовидящим, незрячим людям.

развивающие:

1.

развивать координацию движений и ориентировку в пространстве

через игровую ситуацию «Слепой и поводырь»;

2.

развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кисти

посредством игр «Узнай на ощупь», «Магазин» и ознакомление с

буквами из шрифта для незрячих людей.

3.

пополнять, уточнять и активизировать словарный запас.

воспитательные:

1.

формировать

доброжелательное

отношение

к

слабовидящим,

незрячим людям, стремление им помогать;

2.

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми старшего

дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Оборудование:

компьютер, мультимедийная презентация «», набор

муляжей «Овощи-фрукты», шарфы для

½

детей группы, 2 корзинки, 2-3

длинные веревки, буквы из пластилина – шрифт для незрячих людей.

Ход беседы:

На экране компьютера высвечивается слайд «Больница». Воспитатель

подзывает к себе детей. Ребята, посмотрите, куда нас сегодня приглашает

компьютер? В

больницу.

На

приеме

у

какого

врача

мы

уже

были? Отоларинголога. Что

мы

узнали

в

кабинете

врача-

отоларинголога? Мы узнали о людях, которые страдают тугоухостью или

глухотой и как им нужно помогать. Высвечивается второй слайд «Дверь с

нарисованными очками».

Посмотрите, к какому врачу на прием мы

отправимся сегодня? (Если дети не могут ответить, то воспитатель сам

сообщает детям). Мы сегодня идем на прием к врачу-офтальмологу. Кто

знает, лечением какого органа занимается офтальмолог? Глаз, зрения.Почему

люди

обращаются

к

врачу

офтальмологу? Они

плохо

видят.

Им

прописывают очки, лекарства для лечения зрения. Среди окружающих нас

людей тоже есть люди с плохим зрением. Они носят очки. Как называют

людей, которые плохо видят? Очкарики. Плоховидящие. Очкарики – это

обидное прозвище, не стоит так называть людей с плохим зрением.

Правильнее их назвать слабовидящие. Среди окружающих нас людей

встречаются и люди совсем ничего не видящие или незрячие. Закройте глаза.

Что вы видите? Какие чувства испытываете?Ничего. Темно. Страшно. Да,

ребята, вы не видите своих товарищей, игрушек, книжек. Вокруг вас только

темнота. И даже страшно стало. Откройте глаза.

Тяжело жить слепым людям. С какими трудностями они сталкиваются

ежедневно, мы постараемся сейчас узнать. Для этого нам необходимо

разбиться на две группы. Одной группе детей, мы завяжем глаза. Они будут

узнавать на ощупь, кто стоит перед ними. (Дети помогают воспитателю

завязывать глаза и перемешиваются. Игровая ситуация «Узнай на ощупь»

проводится в парах.

После того, как дети узнали на ощупь своих

сверстников,

они

меняются

местами).

Трудно

было

угадывать? Да,

нет. Почему тебе было трудно угадать? Ничего не было видно, Я не знал(а)

кто стоит передо мной. А тебе легко? Я узнал ее по бантикам, прическе,

… Да, я согласна с теми ребятами, которым было легко узнать товарищей,

потому что вы хорошо знаете друг друга, и с теми, которым было трудно,

они ответственно подошли к заданию и очень боялись ошибиться. Итак,

подумайте и скажите, с какой трудностью сталкиваются незрячие люди? Они

не видят того, кто стоит перед ним, и не знают что делать. Им трудно

узнать этого человека, мальчик это или девочка, а может быть взрослый. А

как вы думаете, как ему помочь? Назвать свое имя. Сказать мальчик я или

девочка. Правильно, незрячий человек не видит своего собеседника и ему

нужно помочь, назвать себя. А еще взять его за руку, так он будет

чувствовать себя спокойнее увереннее. Возьмитесь за руки, почувствуйте

друг друга. Так гораздо легче общаться. (Дети берутся за руки. Затем

воспитатель предлагает детям сесть на стульчики).

А теперь мне нужны два добровольца, с которыми мы поиграем в игру

«Магазин». (На отдельном столе разложены муляжи фруктов и овощей,

желательно с мягкой шероховатой текстурой. Корзинки.). Вы сейчас

отправитесь в магазин «Фрукты-овощи». Тебе (имя ребенка) мама поручила

купить фрукты, а тебе (имя ребенка) – овощи. Но покупать вы их будете с

завязанными глазами. Основное правило игры – детям, сидящим на стульях

не подсказывать. (Воспитатель завязывает глаза детям и по одному отводит

их за руку к столу. Игра начинается по команде). Молодцы, выполнили

поручение мамы, давайте проверим содержимое ваших корзинок. Сначала

провериму тебя (имя ребенка). Ребенок поочередно достает из корзины

муляжи проговаривает, что он не правильно купил. (Аналогично проверяют

вторую корзину). Ребята, почему же ошиблись (имена детей)? Им ничего не

было видно, и никто им не подсказал. Правильно ребята ответили?

Расскажите, что вы чувствовали, когда выбирали фрукты, овощи. (После

ответов детей приободрить их, сказать, что и другие дети, да и сам

воспитатель ошибся бы, похвалить за смелость. Отметить, что с остальные

дети поиграют позже.) Так с какими еще трудностями сталкиваются незрячие

люди? Умение выбирать продукты. Им ничего не видно, они могут

перепутать все и купить не то, что нужно. А еще их нужно в магазин

отвести, потому что им не видно дороги.

Если дети не скажут о необходимости сопровождения незрячих людей,

то воспитатель проговаривает сам. Высвечивается слайд показывающий

переход дороги незрячим человеком. Для слабовидящих и незрячих людей

на улицах устанавливают «говорящие» светофоры

и светофоры-звонки.

Когда звучит сигнал такого светофора – можно переходить улицу. Около

него обычно висит знак, предупреждающий водителей о том, что дорогу

может перейти слабовидящий или незрячий пешеход. Скажите, а вам не

встречались такие пешеходные переходы? (Ответы детей).

Если

вы

окажитесь вместе с родителями около такого пешеходного перехода,

посмотрите, не нужна ли кому-нибудь ваша помощь, возможно, необходимо

кому-то помочь перейти дорогу.

А еще специально для слабовидящих и слепых людей дрессируют

собак-поводырей, которые везде их сопровождают и служат для них

глазами. (Показывается слайд «Собака-поводырь»).

Ребята, давайте вспомним, как мы разбивались на две группы и

поиграем в игру «Слепой и поводырь». (На свободном пространстве группы

раскладываются 2-3 длинные веревки). Помогите друзьям завязать глаза –

они будут незрячие люди, а вы – поводыри. Вы должны провести своих

товарищей по веревке так, чтобы они не оступились и вовремя поворачивали

на поворотах. Аккуратно проведите своих товарищей к веревкам и начинайте

движение. (Воспитатель следит за ходом игры, помогает и регулирует

движение детей. За тем дети меняются местами). Что вы испытывали, когда

были поводырями? Боялись, что дети оступятся, упадут. А когда были

незрячими людьми? Было страшно, не знал(а) куда идти. Вот поэтому так

важно быть внимательными и понимать трудности, с которыми сталкиваются

слабовидящие или незрячие люди.(Дети садятся на стульчики).

Показывается

следующий

слайд

«Девочка

читает

книжку».

Посмотрите, что делает девочка?Читает, думает, смотрит на кого-то,

… На самом деле девочка читает, только для незрячих людей печатаются

специальные книги. Вместо букв в таких книгах – выпуклые точечки,

которые

можно

почувствовать

пальцами.

Посмотрите,

каждой

букве

соответствует определенное количество точек и расположены они по-

разному. (Показывается слайд «Шрифт для книг незрячих людей). Дети

рассматривают его. А теперь я хочу вам показать несколько таких букв.

(Подходят к столу, где находятся буквы). Потрогайте их, какие они

выпуклые, незрячему человеку удобно их различать и читать.

А

еще

незрячие

люди

пользуются

компьютерами,

для

этого

существуют определенные голосовые программы, рассказывающие обо всем,

что

появляется

на

экране.

Можно

слушать,

учиться

и

работать.

(Показывается слайд «Ребенок сидит за компьютером»).

Слушать книжки можно и на дисках (Слайд «Ребенок в наушниках»).

Скажите,

а

вы

можете

слушать

книжки

на

дисках? Да.

У

меня

есть… Замечательно, наверное, такие же сказки слушают и незрячие дети.

Высвечивается слайд «Закрытая дверь». Вот и закончилось наше

приглашение компьютера в больницу. Вспомните, у какого врача мы сегодня

были на приеме? О каких людях, живущих рядом с нами, беседовали. Что вы

можете

рассказать

о

них.

(Воспитатель,

выслушивая

ответы

детей,

наводящими

вопросами,

наталкивает

их

на

более

полные

ответы,

отражающие и трудности с которыми встречаются незрячие люди, и то, как

им можно помочь). Вот как много вы узнали о слабовидящих или незрячих

людях, которые живут рядом с нами, ходят по улицам, читают книги, учатся,

ходят по магазинам. Я надеюсь, что вы не забудете при встрече с ними о том,

что им нужна наша помощь. Мне очень понравилось……, особенно…

(Воспитатель дает оценку деятельности детей). Молодцы, спасибо.

Использованная литература:

1.

Кравцова А.М. Познакомься – другом стань / А. М. Кравцова, А. В.

Кукуруза // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. –

2010. - № 1. – вкладыш «Мы вместе».

2.

Никифорова Л. А. Хотим быть добрыми / Л. А. Никифорова, В. В.

Трихункова // Ребенок в детском саду. – 2008. - № 3. – С. 50-56



В раздел образования




Яндекс.Метрика