Напоминание

Методическая разработка открытого урока по МДК.01.01. Устройство автомобилей профессионального модуля ПМ. 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта


Авторы: Дудин Сергей Аркадьевич, Марина Николаевна Дядюк
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ГТМАУ
Населённый пункт: Георгиевск
Наименование материала: статья
Тема: Методическая разработка открытого урока по МДК.01.01. Устройство автомобилей профессионального модуля ПМ. 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления»

(ГБПОУ ГТМАУ)

Рассмотрено на заседании ЦК

технических дисциплин

протокол № 1 от 30 августа 2019 г.

ПЦК: _________ Н.В. Ведерникова

«ОДОБРЕНО»

Заместитель директора по

УМР

________________ М.Н. Дядюк

01 сентября 2019 г.

Разработка

проведения открытого урока

по междисциплинарному курсу

МДК.01.01. Устройство автомобилей

профессионального модуля

ПМ. 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

Специальность

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Гр. 522

Выполнила:

Дудин С.А..

преподаватель

спец. дисциплин

2018 г.

Введение

Задача любого педагога – помочь еще не взрослому человеку сформировать

систему ценностей, выпустить здорового человека, уверенного в себе, не боящегося

жизни, научить использовать накопившиеся знания и применять их на практике.

Перед техником, слесарем или водителем стоит задача в постоянном

поддержании высокой технической готовности подвижного состава, обеспечении его

работоспособности в течение установленных сроков выработки. Простои автомобильного

подвижного состава из-за технической неисправности вызывают большие потери в

хозяйстве. Некачественное обслуживание автомобиля влияет на безопасность дорожного

движения,

повышает

уровень

загрязненности

воздуха

отработавшими

газами

автомобилей.

Содержание подвижного состава в исправном состоянии зависит в значительной

степени от самих водителей и слесарей, их квалификации, знания ими материальной

части автомобиля и правил технической эксплуатации, от бережного отношения к

доверенной им техники.

На преподавателя ложится задача не только развивать память, внимание

учащихся, но и творческое мышление, необходимое для решения нестандартных задач,

сложных профессиональных проблем.

Если учесть, что у значительной части учащихся нет мотивации к учению, и

умственные способности разного уровня, то дидактические принципы наглядности и

доступности, систематичности и последовательности,

связи

теории с практикой

проявляет интерес к учебе, развивают наблюдательность, внимание, мышление. То, что

дети видят, будит мысль и лучше запоминается.

Сократом был разработан и широко внедрен в практику один из первых

методических приемов обучения и воспитания – метод вопросно-ответного обучения

(«сократический метод»). Суть» сократического метода» состоит в последовательности

постановке вопросов таким образом, чтобы, давая ответы на них, обучаемый сам

приходил к определенным истинным суждениям.

Вопросно-ответный метод обучения направлен на первичное овладение

знаниями, при постановке даже простых вопросов вызывает интерес и обеспечивает

активность учащихся. Применение вопросно-ответного метода совместно с методом

проблемного обучения расширяет диапазон возможностей учащихся, побуждает учащихся

к самостоятельной мыслительной деятельности, обеспечивает глубину знаний в овладение

учебным материалом, способствует применению теоретических знаний на практике.

Такое сочетание способствует закреплению и совершенствованию знаний и овладению

умениями и навыками.

Цель данной работы: показать активизацию познавательной деятельности

учащихся с применением вопросно-ответного метода.

План урока

Предмет: МДК.01.01. Устройство автомобилей

Специальность:

23.02.03

Техническое

обслуживание

и

ремонт

автомобильного

транспорта

Курс: 2

Тема:

Пятиступенчатая коробка переменных передач переднеприводного автомобиля

ВАЗ-21126

Цели урока:

Развивающая цель: Развить у обучающихся познавательной деятельности; привить им

умения самостоятельно мыслить.

Образовательная цель: Научить читать кинематические схемы агрегатов трансмиссии.

Научить применять теоретические знания на практике.

Повторить и закрепить изученный материал по теме «Устройство и работа 5-ти

ступенчатой коробки передач заднеприводного автомобиля».

Научить обучающихся

устройству и работе

5-ти ступенчатой коробки передач,

объединенной с дифференциалом и главной передачей (переднеприводного автомобиля).

Воспитательная цель: Сформировать у обучающихся трудовую дисциплину, чувство

ответственности; развить интерес к будущей профессии.

Тип урока:

Изучение новых знаний.

Метод проведения:

Беседа с обратной связью.

Оснащение урока:

Конспект; видеопроектор; кинематическая схема 5-тиступенчатой коробки передач

заднеприводного и переднеприводного автомобилей; редуктор 5-тиступенчатой коробки

передач; набор ключей; Задания на тему «Работа 5-тиступенчатой КПП автомобиля ВАЗ-

21126».

Межпредметные связи:

Техническая механика (раздел Детали машин).

Формирование общих компетенций:

ОК1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы

выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них

ответственность.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат

выполнения заданий.

Формирование профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Организовывать и производить работы по техническому обслуживанию и ремонту

автотранспорта.

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом

обслуживании и ремонте автотранспорта.

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

знать:

З1 - устройство и основы теории подвижного состава автомобильного транспорта;

З5 - классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного

транспорта.

Ход урока

1. Организационный момент

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Изложение цели урока

1.4. Изложение хода урока

Здравствуйте

Мы продолжаем рассматривать

очень большой раздел МДК - «Трансмиссия

автомобилей». Из агрегатов трансмиссии на прошлых занятиях мы изучили сцепление и 5-

тиступенчатую коробку передач заднеприводного автомобиля.

При рассмотрении этих тем мы ставили перед собой единственную цель:

- научиться читать кинематические схемы агрегатов трансмиссии и применять

теоретические знания на практике.

На этом уроке мы должны добиться этой же цели.

Поэтому задачами сегодняшнего урока станут:

1. Повторить 5-тиступенчатую коробку передач заднеприводного автомобиля.

2. Изучить 5-тиступенчатую коробку передач переднеприводного автомобиля.

3. Сравнить две коробки.

4. Связать полученные теоретические знания с практикой-на следующем уроке.

2. Повторение изученного материала

К сегодняшнему уроку Вы должны были выполнить самостоятельную работу:

повторить 5-тиступенчатую коробку передач заднеприводного автомобиля. Итак, перед нами

ее кинематическая схема.

Вопросы:

Вопрос 1. Сколько валом имеет коробка? Назовите их.

О: Первичный, вторичный, промежуточный.

Вопрос 2. Укажите опоры первичного вала? Какая шестерня коробки всегда будет

«ведущей»? Почему?

О: Первичный вал опирается на подшипниках качения внутри маховика и в картере

коробки передач. Заодно с первичным валом выполнена шестерня пятой передачи. Она будет

всегда ведущей.

Вопрос 3. Шестерни каких передач установлены на промежуточном валу? Как они

связаны с валом?

О: Шестерни пятой, четвертой, третьей, второй первой и заднего хода, все

жестко соединены с валом через шпонку или шлицевое соединение.

Вопрос 4. Назовите детали вторичного вала. Как они установлены на валу?

О: Шестерни четвертой, третьей и второй передач - свободно установлены

относительно вала; шестерня включения первой передачи и заднего хода - находится на

шлицевом соединении.

На вторичном валу, на шлицевом соединении, установлены два синхронизатор:

включения 2-ой и 3-ей передач, 4-ой и 5-ой передач.

Рисунок 1. - Кинематическая схема пятиступенчатой коробки передач

заднеприводного автомобиля

Вопрос

5.

Для того чтобы включить 1-ую передачу, водитель рычагом вводит

шестерню 1-ой передачи в зацепление с шестерней 1-ой передачи промежуточного вала. Как

передается крутящий момент от первичного вала на вторичный вал?

О:

Первичный

вал

-

шестерня

5-ой

передачи

-

шестерня

5-ой

передачи

промежуточного вала - промежуточный вал-шестерня 1-ой передачи промежуточного вала

– шестерня 1-ой передачи вторичного вала и через шлицевое соединение ступицы шестерни–

вторичный вал. (2-22-20-15-10-12)

Вопрос

6.

Для включения 2-ой передачи, водитель вводит синхронизатор

в

зацепление с шестерней 2-ой передачи вторичного вала. Как передается крутящий момент от

первичного вала на вторичный вал?

О:

Первичный

вал

-

шестерня

5-ой

передачи

-

шестерня

5-ой

передачи

промежуточного вала - промежуточный вал - шестерня 2-ой передачи промежуточного вала

– шестерня 2-ой передачи вторичного вала – синхронизатор и через шлицевое соединение

ступицы синхронизатора – вторичный вал.

(2-22-20-16-9-8-12)

Вопрос

7.

Для включения 5-ой передачи, водитель

вводит синхронизатор

в

зацепление с шестерней 5-ой передачи. Как передается крутящий момент от первичного вала

на вторичный вал?

О: Первичный вал - шестерня 5-ой передачи – синхронизатор – вторичный вал.

Первичный и вторичный валы блокируются. (2-22-5-12)

Итак, мы повторили 5-тиступенчатую коробку передач. Но прежде, чем перейти

рассматривать 5-тиступенчатую коробку переднеприводного автомобиля ВАЗ-21126, еще раз

обратим внимание на размеры шестерен вторичного вала.

И запомним:

Самая большая шестерня - это шестерня 1-ой передачи, а самая маленькая – это

шестерня 5-ой передачи, но уже первичного вала.

3. Изучение нового материала.

При изучении нового материала мы будем опираться на полученные знания

предыдущих тем.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, сравним компоновку

трансмиссий заднеприводного

и переднеприводного автомобилей с целью поиска

отличительных признаков.

Характеристика компоновки трансмиссии заднеприводного автомобиля: Изучив

двигатель, сцепление и коробку, - мы видим, что коленчатый вал - первичный вал и

вторичный вал коробки передач - соосны. Соосные валы через карданную передачу

соединены с главной передачей и дифференциалом, которые отдельно находятся от

коробки.

Вопрос:

В каком порядке расположены сборочные единицы трансмиссии

переднеприводного автомобиля?

Характеристика компоновки трансмиссии переднеприводного автомобиля:

мы

видим, что порядок расположения не нарушен! НО коробка передач объединена с

дифференциалом и главной передачей, - вот в чем разница.

Заглянем в коробку передач переднеприводного автомобиля ВАЗ-21126.

Рисунок. 2 - Кинематическая схема 5-тиступенчатой коробки передач с главной

передачей и дифференциалом

Вопросы:

- Коробка передач объединена с дифференциалом и главной передачей (показать). Мои

вопросы будут относиться только к коробке передач, главную передачу и дифференциал –

откинем!

- Где установлено сцепление? Значит, с какой стороны находится двигатель?

- Найдите полуоси передних ведущих колес?

- Сколько валов имеет коробка? (поз.2-это первичный вал, поз.3-вторичный вал).

- Рассмотрим первичный вал. Назовите опоры первичного вала?

Верно: первичный вал опирается на трех опорах, - на подшипниках качения,

установленных в маховике и корпусе коробки передач.

- Сколько шестерен установлено на первичном валу и как они связаны с валом?

- Почему все шестерни первичного вала (а их шесть) будут называться

ВЕДУЩИМИ? А на вторичном валу ВЕДОМЫМИ?

Обратите внимание, что пять шестерен первичного вала находятся в

постоянном зацеплении с шестернями вторичного вала. Как Вы считаете, это шестерни

каких передач? Верно: это шестерни прямых передач.

- Рассмотрим вторичный вал. Он опирается на подшипниках качения в корпусе

коробки передач.

- Рассмотрим шестерни постоянного зацепления прямых передач. Ваша задача найти

шестерни 1-ой, 2-ой, 3-ей, 4-ой и 5-ой передач?

- Верно. Самая маленькая шестерня поз. 31 – это шестерня 5-ой передачи. А самая

большая шестерня поз. 22 – это шестерня 1- ой передачи. Обратите внимание, что все ведомые

шестерни прямых передач установлены на вторичном валу свободно, т.е. на подшипниках.

- Как называют в коробке передач Поз.4, поз.6, и поз.8? Верно: синхронизаторы.

- Как синхронизаторы установлены на вторичном валу? Верно: через шлицевое

соединение.

Дайте правильное название поз.8, поз.6, поз.4?

Верно: это синхронизатор включения 1-ой и 2-ой передач.

Верно: Поз.6 - это синхронизатор включения 3-ей и 4-ой передач.

Верно: Поз.4 - это синхронизатор включения 5-ой передачи.

- Рассмотрим оставшиеся шестерни с позициями 9, 20 и 21. К какой передаче они

относятся? Верно: к передаче заднего хода.

Дайте правильное название шестерен передач заднего хода поз.21, поз.20, поз.9?

Верно: поз.21 - это ведущая шестерня заднего хода.

Верно: Поз.20 - это промежуточная шестерня заднего хода.

Верно: Поз.9 - это ведомая шестерня заднего хода.

- Кратко скажу о главной передаче и дифференциале. Нам еще предстоит эти темы

изучить. Их назначение: Главная передача передает крутящий момент под прямым углом, а

дифференциал распределяет крутящий момент на полуоси.

4. Закрепление материала

Итак, закрепим изученный материал. Еще раз повторим детали коробки передач.

Необходимо дать правильное наименование позиций.

- 18 - ведомый диск сцепления;

- 21, 20, 9 – ведущая, промежуточная и ведомая шестерни заднего хода;

- 23, 22 – ведущая, ведомая шестерни 1-ой передачи;

- 25, 24 – ведущая, ведомая шестерни 2-ой передачи;

- 8 – синхронизатор включения 1-ой и 2-ой передач;

- 6 – синхронизатор включения 3-ей и 4-ой передач;

- 4 – синхронизатор включения 5-ой передач;

- 5 – вилки включения прямых передач;

- 10 – вилка включения заднего хода;

- 17, 13 – ведущая, ведомая шестерни главной передачи;

- 14 – дифференциал;

- 11, 16 – полуоси передних колес.

Следующее задание. Я раздам карточки с заданиями на тему «Работа 5-тиступенчатой

КПП переднеприводного автомобиля ВАЗ-2126». Выполняют задание два человека, можно

друг с другом советоваться. Время на решение задания выделяется 1-2 минуты. На карточках

напишите свою фамилию и напротив фамилии ваш вариант ответа. Карточки вернуть

преподавателю.

Итак, прошло 2 минуты.

Вопрос-1. Включена 1 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от

коленчатого вала на полуоси передних колес передается. Указать через позиции на рисунке.

Вопрос-2. Включена 2 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от

коленчатого вала на полуоси передних колес передается. Указать через позиции на рисунке.

Вопрос-3. Включена 3 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от

коленчатого вала на полуоси передних колес передается. Указать через позиции на рисунке.

Вопрос-4.Включена 4 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от

коленчатого вала на полуоси передних колес передается. Указать через позиции на рисунке.

Вопрос-5. Включена 5 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от

коленчатого вала на полуоси передних колес передается. Указать через позиции на рисунке.

Вопрос-6.

Сцепление включено. Включена нейтральная передача в КПП. При

работающем двигателе, какие детали не вращаются? Указать через позиции на рисунке.

Вопрос-7.

Включена

передача в КПП. Сцепление выключено. При работающем

двигателе, какие детали вращаются?

Итак,

последний

вопрос.

Сделаем

вывод.

Чем

отличаются

коробки

передач

заднеприводного и переднеприводного автомобиля?

5. Подведение итогов

Спасибо всем за труд! Мы очень хорошо поработали. Назвать фамилии - Выставить

оценки.

На следующем уроке мы разберем и рассмотрим устройство коробки передач

автомобиля ВАЗ-21126.

Задание-1

Включена 1 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от коленчатого

вала на полуоси передних колес передается: (указать через позиции на рисунке)

Фамилия студента:

Вариант ответа:

Задание-2

Включена 2 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от коленчатого

вала на полуоси передних колес передается: (указать через позиции на рисунке)

Фамилия студента:

Вариант ответа:

Задание-3

Включена 3передача. При включенном сцеплении крутящий момент от коленчатого

вала на полуоси передних колес передается: (указать через позиции на рисунке)

Фамилия студента:

Вариант ответа:

Задание-4

Включена 4 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от коленчатого

вала на полуоси передних колес передается: (указать через позиции на рисунке)

Фамилия студента:

Вариант ответа:

Задание-5

Включена 5 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от коленчатого

вала на полуоси передних колес передается: (указать через позиции на рисунке)

Фамилия студента:

Вариант ответа:

Задание-6

Сцепление включено. Включена нейтральная передача в КПП. При работающем

двигателе не вращаются: (указать через позиции на рисунке)

Фамилия студента:

Вариант ответа:

Задание-7

Включена

передача в КПП. Сцепление выключено. При работающем двигателе

вращаются: (указать через позиции на рисунке)

Фамилия студента:

Вариант ответа:

Список использованных источников

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике [Текст] : Учебное пособие. –

СПб.: Питер, 2003. – 416 с.: ил.- (Серия «Учебное пособие»).

2. Батышев,С.Я. Энциклопедия профессионального образования. В трех томах.

[Текст] – М.: Профессиональное образование,1999. – 487с

3. Пузанков, А. Г. Автомобили: Устройство автотранспортных средств [Текст] :

учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Пузанков. - М.: Академия,

2009. - 560 с.

4. Крившенко Л.П. (и др.); под ред. Л.П.Крившенко. Педагогика [Текст] : учеб. –

М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432с.

5. Ковалева, Т.В. Основы конструкции автомобиля [Электронное учебное издание]:

электронное учебное пособие / авт.-сост.: Л.Н. Вавилова, М.А. Гуляева. – ГБУ ДПО

«КРИРПО», 2016.

6. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов пед. Учебных

заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. -464с.

7. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст]

– М.: Мастерство, 2002. -288с.

8. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]:

учебное пособие для студентов

педагогических учебных заведений. – М.: Школа – Пресс,1998. -512с.

9.Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних

специальных учебных заведениях [Текст] - М.: Мастерство, 2001. – 272с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Принципиальная схема двухвальной пятиступенчатой коробки передач с

главной передачей и дифференциалом переднеприводных автомобилей: 1-картер; 2-

первичный вал; 3-вторичный вал; 4-синхронизатор включения 5-ой передача; 5-вилки

включения передач переднего хода; 6-синхронизатор включения 3-ей и 4-ой передач; 7-

рычаг переключения передач; 8-синхронизатор включения 2-ой и 1-ой передач; 9-ведомая

шестерня заднего хода; 10-вилка включения передачи заднего хода; 11,16-полуоси

(приводные валы); 12-сателлиты; 13-ведомая шестерня главной передачи с коробкой

дифференциала; 14-ось сателлитов; 15-полуосевые шестерни; 17-ведущая шестерня

главной передачи; 18-ведомый диск сцепления; 19-ось шестерни заднего хода; 20-

промежуточная шестерня заднего хода; 21-ведущая шестерня заднего хода; 22-ведомая

шестерня 1 передачи; 23-ведущая шестерня 1 передачи; 24-ведомая шестерня 2 передачи;

25- ведущая шестерни 2 передачи; 26- ведущая шестерня 3 передачи; 27-ведомая

шестерня 3 передачи; 28-ведомая шестерня 4 передачи; 29- ведущая шестерня 4 передачи;

30- ведущая шестерня 5 передачи; 31-ведомая шестерня 5 передачи



В раздел образования




Яндекс.Метрика