Авторы: Дудин Сергей Аркадьевич, Марина Николаевна Дядюк
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ГТМАУ
Населённый пункт: Георгиевск
Наименование материала: статья
Тема: Методическая разработка открытого урока по МДК.01.01. Устройство автомобилей профессионального модуля ПМ. 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления»
(ГБПОУ ГТМАУ)
Рассмотрено на заседании ЦК
технических дисциплин
протокол № 1 от 30 августа 2019 г.
ПЦК: _________ Н.В. Ведерникова
«ОДОБРЕНО»
Заместитель директора по
УМР
________________ М.Н. Дядюк
01 сентября 2019 г.
Разработка
проведения открытого урока
по междисциплинарному курсу
МДК.01.01. Устройство автомобилей
профессионального модуля
ПМ. 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
Специальность
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Гр. 522
Выполнила:
Дудин С.А..
преподаватель
спец. дисциплин
2018 г.
Введение
Задача любого педагога – помочь еще не взрослому человеку сформировать
систему ценностей, выпустить здорового человека, уверенного в себе, не боящегося
жизни, научить использовать накопившиеся знания и применять их на практике.
Перед техником, слесарем или водителем стоит задача в постоянном
поддержании высокой технической готовности подвижного состава, обеспечении его
работоспособности в течение установленных сроков выработки. Простои автомобильного
подвижного состава из-за технической неисправности вызывают большие потери в
хозяйстве. Некачественное обслуживание автомобиля влияет на безопасность дорожного
движения,
повышает
уровень
загрязненности
воздуха
отработавшими
газами
автомобилей.
Содержание подвижного состава в исправном состоянии зависит в значительной
степени от самих водителей и слесарей, их квалификации, знания ими материальной
части автомобиля и правил технической эксплуатации, от бережного отношения к
доверенной им техники.
На преподавателя ложится задача не только развивать память, внимание
учащихся, но и творческое мышление, необходимое для решения нестандартных задач,
сложных профессиональных проблем.
Если учесть, что у значительной части учащихся нет мотивации к учению, и
умственные способности разного уровня, то дидактические принципы наглядности и
доступности, систематичности и последовательности,
связи
теории с практикой
проявляет интерес к учебе, развивают наблюдательность, внимание, мышление. То, что
дети видят, будит мысль и лучше запоминается.
Сократом был разработан и широко внедрен в практику один из первых
методических приемов обучения и воспитания – метод вопросно-ответного обучения
(«сократический метод»). Суть» сократического метода» состоит в последовательности
постановке вопросов таким образом, чтобы, давая ответы на них, обучаемый сам
приходил к определенным истинным суждениям.
Вопросно-ответный метод обучения направлен на первичное овладение
знаниями, при постановке даже простых вопросов вызывает интерес и обеспечивает
активность учащихся. Применение вопросно-ответного метода совместно с методом
проблемного обучения расширяет диапазон возможностей учащихся, побуждает учащихся
к самостоятельной мыслительной деятельности, обеспечивает глубину знаний в овладение
учебным материалом, способствует применению теоретических знаний на практике.
Такое сочетание способствует закреплению и совершенствованию знаний и овладению
умениями и навыками.
Цель данной работы: показать активизацию познавательной деятельности
учащихся с применением вопросно-ответного метода.
План урока
Предмет: МДК.01.01. Устройство автомобилей
Специальность:
23.02.03
Техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобильного
транспорта
Курс: 2
Тема:
Пятиступенчатая коробка переменных передач переднеприводного автомобиля
ВАЗ-21126
Цели урока:
Развивающая цель: Развить у обучающихся познавательной деятельности; привить им
умения самостоятельно мыслить.
Образовательная цель: Научить читать кинематические схемы агрегатов трансмиссии.
Научить применять теоретические знания на практике.
Повторить и закрепить изученный материал по теме «Устройство и работа 5-ти
ступенчатой коробки передач заднеприводного автомобиля».
Научить обучающихся
устройству и работе
5-ти ступенчатой коробки передач,
объединенной с дифференциалом и главной передачей (переднеприводного автомобиля).
Воспитательная цель: Сформировать у обучающихся трудовую дисциплину, чувство
ответственности; развить интерес к будущей профессии.
Тип урока:
Изучение новых знаний.
Метод проведения:
Беседа с обратной связью.
Оснащение урока:
Конспект; видеопроектор; кинематическая схема 5-тиступенчатой коробки передач
заднеприводного и переднеприводного автомобилей; редуктор 5-тиступенчатой коробки
передач; набор ключей; Задания на тему «Работа 5-тиступенчатой КПП автомобиля ВАЗ-
21126».
Межпредметные связи:
Техническая механика (раздел Детали машин).
Формирование общих компетенций:
ОК1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
Формирование профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Организовывать и производить работы по техническому обслуживанию и ремонту
автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом
обслуживании и ремонте автотранспорта.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
знать:
З1 - устройство и основы теории подвижного состава автомобильного транспорта;
З5 - классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного
транспорта.
Ход урока
1. Организационный момент
1.2. Проверка готовности к уроку
1.3. Изложение цели урока
1.4. Изложение хода урока
Здравствуйте
Мы продолжаем рассматривать
очень большой раздел МДК - «Трансмиссия
автомобилей». Из агрегатов трансмиссии на прошлых занятиях мы изучили сцепление и 5-
тиступенчатую коробку передач заднеприводного автомобиля.
При рассмотрении этих тем мы ставили перед собой единственную цель:
- научиться читать кинематические схемы агрегатов трансмиссии и применять
теоретические знания на практике.
На этом уроке мы должны добиться этой же цели.
Поэтому задачами сегодняшнего урока станут:
1. Повторить 5-тиступенчатую коробку передач заднеприводного автомобиля.
2. Изучить 5-тиступенчатую коробку передач переднеприводного автомобиля.
3. Сравнить две коробки.
4. Связать полученные теоретические знания с практикой-на следующем уроке.
2. Повторение изученного материала
К сегодняшнему уроку Вы должны были выполнить самостоятельную работу:
повторить 5-тиступенчатую коробку передач заднеприводного автомобиля. Итак, перед нами
ее кинематическая схема.
Вопросы:
Вопрос 1. Сколько валом имеет коробка? Назовите их.
О: Первичный, вторичный, промежуточный.
Вопрос 2. Укажите опоры первичного вала? Какая шестерня коробки всегда будет
«ведущей»? Почему?
О: Первичный вал опирается на подшипниках качения внутри маховика и в картере
коробки передач. Заодно с первичным валом выполнена шестерня пятой передачи. Она будет
всегда ведущей.
Вопрос 3. Шестерни каких передач установлены на промежуточном валу? Как они
связаны с валом?
О: Шестерни пятой, четвертой, третьей, второй первой и заднего хода, все
жестко соединены с валом через шпонку или шлицевое соединение.
Вопрос 4. Назовите детали вторичного вала. Как они установлены на валу?
О: Шестерни четвертой, третьей и второй передач - свободно установлены
относительно вала; шестерня включения первой передачи и заднего хода - находится на
шлицевом соединении.
На вторичном валу, на шлицевом соединении, установлены два синхронизатор:
включения 2-ой и 3-ей передач, 4-ой и 5-ой передач.
Рисунок 1. - Кинематическая схема пятиступенчатой коробки передач
заднеприводного автомобиля
Вопрос
5.
Для того чтобы включить 1-ую передачу, водитель рычагом вводит
шестерню 1-ой передачи в зацепление с шестерней 1-ой передачи промежуточного вала. Как
передается крутящий момент от первичного вала на вторичный вал?
О:
Первичный
вал
-
шестерня
5-ой
передачи
-
шестерня
5-ой
передачи
промежуточного вала - промежуточный вал-шестерня 1-ой передачи промежуточного вала
– шестерня 1-ой передачи вторичного вала и через шлицевое соединение ступицы шестерни–
вторичный вал. (2-22-20-15-10-12)
Вопрос
6.
Для включения 2-ой передачи, водитель вводит синхронизатор
в
зацепление с шестерней 2-ой передачи вторичного вала. Как передается крутящий момент от
первичного вала на вторичный вал?
О:
Первичный
вал
-
шестерня
5-ой
передачи
-
шестерня
5-ой
передачи
промежуточного вала - промежуточный вал - шестерня 2-ой передачи промежуточного вала
– шестерня 2-ой передачи вторичного вала – синхронизатор и через шлицевое соединение
ступицы синхронизатора – вторичный вал.
(2-22-20-16-9-8-12)
Вопрос
7.
Для включения 5-ой передачи, водитель
вводит синхронизатор
в
зацепление с шестерней 5-ой передачи. Как передается крутящий момент от первичного вала
на вторичный вал?
О: Первичный вал - шестерня 5-ой передачи – синхронизатор – вторичный вал.
Первичный и вторичный валы блокируются. (2-22-5-12)
Итак, мы повторили 5-тиступенчатую коробку передач. Но прежде, чем перейти
рассматривать 5-тиступенчатую коробку переднеприводного автомобиля ВАЗ-21126, еще раз
обратим внимание на размеры шестерен вторичного вала.
И запомним:
Самая большая шестерня - это шестерня 1-ой передачи, а самая маленькая – это
шестерня 5-ой передачи, но уже первичного вала.
3. Изучение нового материала.
При изучении нового материала мы будем опираться на полученные знания
предыдущих тем.
Прежде чем приступить к изучению нового материала, сравним компоновку
трансмиссий заднеприводного
и переднеприводного автомобилей с целью поиска
отличительных признаков.
Характеристика компоновки трансмиссии заднеприводного автомобиля: Изучив
двигатель, сцепление и коробку, - мы видим, что коленчатый вал - первичный вал и
вторичный вал коробки передач - соосны. Соосные валы через карданную передачу
соединены с главной передачей и дифференциалом, которые отдельно находятся от
коробки.
Вопрос:
В каком порядке расположены сборочные единицы трансмиссии
переднеприводного автомобиля?
Характеристика компоновки трансмиссии переднеприводного автомобиля:
мы
видим, что порядок расположения не нарушен! НО коробка передач объединена с
дифференциалом и главной передачей, - вот в чем разница.
Заглянем в коробку передач переднеприводного автомобиля ВАЗ-21126.
Рисунок. 2 - Кинематическая схема 5-тиступенчатой коробки передач с главной
передачей и дифференциалом
Вопросы:
- Коробка передач объединена с дифференциалом и главной передачей (показать). Мои
вопросы будут относиться только к коробке передач, главную передачу и дифференциал –
откинем!
- Где установлено сцепление? Значит, с какой стороны находится двигатель?
- Найдите полуоси передних ведущих колес?
- Сколько валов имеет коробка? (поз.2-это первичный вал, поз.3-вторичный вал).
- Рассмотрим первичный вал. Назовите опоры первичного вала?
Верно: первичный вал опирается на трех опорах, - на подшипниках качения,
установленных в маховике и корпусе коробки передач.
- Сколько шестерен установлено на первичном валу и как они связаны с валом?
- Почему все шестерни первичного вала (а их шесть) будут называться
ВЕДУЩИМИ? А на вторичном валу ВЕДОМЫМИ?
Обратите внимание, что пять шестерен первичного вала находятся в
постоянном зацеплении с шестернями вторичного вала. Как Вы считаете, это шестерни
каких передач? Верно: это шестерни прямых передач.
- Рассмотрим вторичный вал. Он опирается на подшипниках качения в корпусе
коробки передач.
- Рассмотрим шестерни постоянного зацепления прямых передач. Ваша задача найти
шестерни 1-ой, 2-ой, 3-ей, 4-ой и 5-ой передач?
- Верно. Самая маленькая шестерня поз. 31 – это шестерня 5-ой передачи. А самая
большая шестерня поз. 22 – это шестерня 1- ой передачи. Обратите внимание, что все ведомые
шестерни прямых передач установлены на вторичном валу свободно, т.е. на подшипниках.
- Как называют в коробке передач Поз.4, поз.6, и поз.8? Верно: синхронизаторы.
- Как синхронизаторы установлены на вторичном валу? Верно: через шлицевое
соединение.
Дайте правильное название поз.8, поз.6, поз.4?
Верно: это синхронизатор включения 1-ой и 2-ой передач.
Верно: Поз.6 - это синхронизатор включения 3-ей и 4-ой передач.
Верно: Поз.4 - это синхронизатор включения 5-ой передачи.
- Рассмотрим оставшиеся шестерни с позициями 9, 20 и 21. К какой передаче они
относятся? Верно: к передаче заднего хода.
Дайте правильное название шестерен передач заднего хода поз.21, поз.20, поз.9?
Верно: поз.21 - это ведущая шестерня заднего хода.
Верно: Поз.20 - это промежуточная шестерня заднего хода.
Верно: Поз.9 - это ведомая шестерня заднего хода.
- Кратко скажу о главной передаче и дифференциале. Нам еще предстоит эти темы
изучить. Их назначение: Главная передача передает крутящий момент под прямым углом, а
дифференциал распределяет крутящий момент на полуоси.
4. Закрепление материала
Итак, закрепим изученный материал. Еще раз повторим детали коробки передач.
Необходимо дать правильное наименование позиций.
- 18 - ведомый диск сцепления;
- 21, 20, 9 – ведущая, промежуточная и ведомая шестерни заднего хода;
- 23, 22 – ведущая, ведомая шестерни 1-ой передачи;
- 25, 24 – ведущая, ведомая шестерни 2-ой передачи;
- 8 – синхронизатор включения 1-ой и 2-ой передач;
- 6 – синхронизатор включения 3-ей и 4-ой передач;
- 4 – синхронизатор включения 5-ой передач;
- 5 – вилки включения прямых передач;
- 10 – вилка включения заднего хода;
- 17, 13 – ведущая, ведомая шестерни главной передачи;
- 14 – дифференциал;
- 11, 16 – полуоси передних колес.
Следующее задание. Я раздам карточки с заданиями на тему «Работа 5-тиступенчатой
КПП переднеприводного автомобиля ВАЗ-2126». Выполняют задание два человека, можно
друг с другом советоваться. Время на решение задания выделяется 1-2 минуты. На карточках
напишите свою фамилию и напротив фамилии ваш вариант ответа. Карточки вернуть
преподавателю.
Итак, прошло 2 минуты.
Вопрос-1. Включена 1 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от
коленчатого вала на полуоси передних колес передается. Указать через позиции на рисунке.
Вопрос-2. Включена 2 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от
коленчатого вала на полуоси передних колес передается. Указать через позиции на рисунке.
Вопрос-3. Включена 3 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от
коленчатого вала на полуоси передних колес передается. Указать через позиции на рисунке.
Вопрос-4.Включена 4 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от
коленчатого вала на полуоси передних колес передается. Указать через позиции на рисунке.
Вопрос-5. Включена 5 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от
коленчатого вала на полуоси передних колес передается. Указать через позиции на рисунке.
Вопрос-6.
Сцепление включено. Включена нейтральная передача в КПП. При
работающем двигателе, какие детали не вращаются? Указать через позиции на рисунке.
Вопрос-7.
Включена
передача в КПП. Сцепление выключено. При работающем
двигателе, какие детали вращаются?
Итак,
последний
вопрос.
Сделаем
вывод.
Чем
отличаются
коробки
передач
заднеприводного и переднеприводного автомобиля?
5. Подведение итогов
Спасибо всем за труд! Мы очень хорошо поработали. Назвать фамилии - Выставить
оценки.
На следующем уроке мы разберем и рассмотрим устройство коробки передач
автомобиля ВАЗ-21126.
Задание-1
Включена 1 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от коленчатого
вала на полуоси передних колес передается: (указать через позиции на рисунке)
Фамилия студента:
Вариант ответа:
Задание-2
Включена 2 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от коленчатого
вала на полуоси передних колес передается: (указать через позиции на рисунке)
Фамилия студента:
Вариант ответа:
Задание-3
Включена 3передача. При включенном сцеплении крутящий момент от коленчатого
вала на полуоси передних колес передается: (указать через позиции на рисунке)
Фамилия студента:
Вариант ответа:
Задание-4
Включена 4 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от коленчатого
вала на полуоси передних колес передается: (указать через позиции на рисунке)
Фамилия студента:
Вариант ответа:
Задание-5
Включена 5 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от коленчатого
вала на полуоси передних колес передается: (указать через позиции на рисунке)
Фамилия студента:
Вариант ответа:
Задание-6
Сцепление включено. Включена нейтральная передача в КПП. При работающем
двигателе не вращаются: (указать через позиции на рисунке)
Фамилия студента:
Вариант ответа:
Задание-7
Включена
передача в КПП. Сцепление выключено. При работающем двигателе
вращаются: (указать через позиции на рисунке)
Фамилия студента:
Вариант ответа:
Список использованных источников
1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике [Текст] : Учебное пособие. –
СПб.: Питер, 2003. – 416 с.: ил.- (Серия «Учебное пособие»).
2. Батышев,С.Я. Энциклопедия профессионального образования. В трех томах.
[Текст] – М.: Профессиональное образование,1999. – 487с
3. Пузанков, А. Г. Автомобили: Устройство автотранспортных средств [Текст] :
учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Пузанков. - М.: Академия,
2009. - 560 с.
4. Крившенко Л.П. (и др.); под ред. Л.П.Крившенко. Педагогика [Текст] : учеб. –
М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432с.
5. Ковалева, Т.В. Основы конструкции автомобиля [Электронное учебное издание]:
электронное учебное пособие / авт.-сост.: Л.Н. Вавилова, М.А. Гуляева. – ГБУ ДПО
«КРИРПО», 2016.
6. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов пед. Учебных
заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. -464с.
7. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст]
– М.: Мастерство, 2002. -288с.
8. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]:
учебное пособие для студентов
педагогических учебных заведений. – М.: Школа – Пресс,1998. -512с.
9.Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних
специальных учебных заведениях [Текст] - М.: Мастерство, 2001. – 272с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Принципиальная схема двухвальной пятиступенчатой коробки передач с
главной передачей и дифференциалом переднеприводных автомобилей: 1-картер; 2-
первичный вал; 3-вторичный вал; 4-синхронизатор включения 5-ой передача; 5-вилки
включения передач переднего хода; 6-синхронизатор включения 3-ей и 4-ой передач; 7-
рычаг переключения передач; 8-синхронизатор включения 2-ой и 1-ой передач; 9-ведомая
шестерня заднего хода; 10-вилка включения передачи заднего хода; 11,16-полуоси
(приводные валы); 12-сателлиты; 13-ведомая шестерня главной передачи с коробкой
дифференциала; 14-ось сателлитов; 15-полуосевые шестерни; 17-ведущая шестерня
главной передачи; 18-ведомый диск сцепления; 19-ось шестерни заднего хода; 20-
промежуточная шестерня заднего хода; 21-ведущая шестерня заднего хода; 22-ведомая
шестерня 1 передачи; 23-ведущая шестерня 1 передачи; 24-ведомая шестерня 2 передачи;
25- ведущая шестерни 2 передачи; 26- ведущая шестерня 3 передачи; 27-ведомая
шестерня 3 передачи; 28-ведомая шестерня 4 передачи; 29- ведущая шестерня 4 передачи;
30- ведущая шестерня 5 передачи; 31-ведомая шестерня 5 передачи