Напоминание

физическая культура


Автор: Башкирова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Тверь
Наименование материала: «Оценка уровня физической подготовленности учащихся младших классов по программе « Президентских состязаний »
Тема: физическая культура
Раздел: среднее образование





Назад




Директор МОУ СОШ № 1

_____________С. С. Никитина

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

«Оценка уровня физической подготовленности учащихся младших

классов по программе « Президентских состязаний »

Башкирова Татьяна Анатольевна

учитель физической культуры

МОУ СОШ № 1 г. Тверь

2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. Обзор литературы по теме исследования………………....5

1.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей 7-10 лет.....5

1.2. Характеристика двигательной активности учащихся начальной

школы в режиме дня ……………………………………………………11

1.3. Краткая характеристика физических качеств и особенности их

развития…………………………………………………………………....12

1.4. Характеристика системы физических упражнений для учащихся

начальной школы……………………………………………………..…..16

1.5. Характеристика программы "Президентские состязания"………..18

ГЛАВА II. Организация и методы исследования………………..….20

2.1. Организация исследования……………………………………...…...20

2.2. Методы исследования…………………………………………...…...20

2.2.1. Анализ литературных источников……………………………..….19

2.2.2. Тестирование………………………………………………………..21

ГЛАВА III. Результаты исследования и их анализ………………….21

3.1. Методика организации занятий……………………………………...22

3.2. Характеристика результатов тестирования…………………………23

Заключение……………………………………………………………….28

Список литературы……………………………………………..……….29

2

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы вопросы физического воспитания все больше и больше

привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской

общественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет

хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья

детей, гармоничного физического развития, повышения работоспособности

их организма и расширения функциональных возможностей.

В современных условиях остро встают проблемы здоровья всех групп

детского населения, так как его ухудшение в последние годы приобрело

стойкую тенденцию, о чем свидетельствуют высокая распространенность

морфофункциональных расстройств, омоложение хронических заболеваний.

При этом в особую группу риска нарушений физического здоровья входят

дети препубертатного периода развития в связи с бурными

психофизическими перестройками.

Сложившиеся в последние годы устойчивые негативные тенденции,

связанные с усложнением образовательных программ, дефицитом

свободного времени, предпочтением пассивного отдыха, являются

причинами значительного дефицита двигательной активности учащихся.

Снижение уровня физической активности, особенно в школьном возрасте,

приводит к ухудшению показателей физического развития и физической

подготовленности и росту числа заболеваний, обусловленных гипокинезией,

среди детей и подростков

В настоящее время достаточно четко определены основные формы

организации физического воспитания школьников (урок физической

культуры; физкультурно-оздоровительные формы занятий физическими

упражнениями в режиме дня школьника; внеклассные и внешкольные формы

занятий), установлены общие требования к содержанию и методике занятий

физическими упражнениями с детьми разного школьного возраста.

3

Дальнейшие научные исследования и поиски учителей должны быть

направлены на разработку дифференцированного физического

воспитания .Разработка дифференцированного физического воспитания

находится в начальной стадии. Это сложный и трудоемкий процесс,

требующий в первую очередь накопления большого фактического материала

и значительного обогащения наших знаний об особенностях роста и развития

организма детей, подростков и юношей.

Продолжаются исследования по выявлению возрастных особенностей

формирования двигательных умений и навыков в процессе физического

воспитания. Ведутся поиски оптимального объема двигательной

деятельности в условиях школы и семьи для детей низкого физического

развития, для детей, имеющих незначительные отклонения в костно-

мышечной системе и недостаточное развитие основных двигательных

качеств. Среди актуальных проблем школьников физического воспитания

значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у

детей основных двигательных качеств (быстроты движений, силы мышц,

выносливости к мышечным усилиям разной интенсивности и других

качеств).

Хорошее физическое воспитание, полученное в период естественного роста и

развития, имеет большое значение для деятельности человека в зрелые годы,

обеспечивает высокую работоспособность на протяжении многих лет жизни.

Задачи исследования:

1.

Изучить состояние уровня физической подготовленности учащихся

младших классов .

2.

Оценить уровень физической подготовленности учащихся 4-го класса.

4

Методы исследования:

1.Ретроспективный анализ литературных источников.

2.Тестирование.

ГЛАВА I . ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей младшего

школьного возраста

В детском возрасте должен быть особо выделен период прихода

ребенка в школу. В этот период происходит адаптация к новым условиям

существования, неодинаково переносимым детьми.

К детям младшего школьного возраста относятся школьники от 7 до 10 лет.

В этот период улучшаются память ребенка, координация движений. К

показателям, на основании которых можно судить о степени

функциональной готовности детей к обучению, относятся уровни развития

психики, здоровья и моторики. Развитие моторики определяет соматическую

зрелость, адаптацию к школьным нагрузкам.

С началом учебы возникают и некоторые проблемы: ребенок меньше

времени проводит на воздухе, изменяется и нарушается режим дня ребенка, в

том числе и режим питания. Вследствие этого повышается вероятность таких

заболеваний, как инфекционные, аллергические, сердечно-сосудистые,

желудочно-кишечные. Также в данном возрасте велики вероятность и

опасность детского травматизма.

К числу анатомо-физиологических особенностей детей младшего

школьного возраста относятся следующие :

1. У детей наблюдается бурный рост тела в длину. Ребенок теряет

избыточную округлость, у него интенсивно растут скелет и мускулатура,

усиливается процесс окостенения, начинается формирование и окостенение

грудной клетки и позвоночника. Быстрый скачкообразный рост приводит к

5

несоответствию структуры и функции органов и систем, что делает организм

ребенка чрезвычайно податливым к воздействию неблагоприятных факторов

внешней среды, в том числе к ограничению двигательной активности,

статическим нагрузкам, психическому напряжению. Поэтому школьный

режим должен включать разнообразные формы и средства физического

воспитания, обеспечивающие высокий уровень двигательной

активности .Стабилизируется скорость роста: рост ребенка в 8 лет составляет

130 см, в 11 лет – около 145 см. 2.

Появляются некоторые скопления жировых клеток под кожей в области

груди и живота, которые при отсутствии должного контроля могут привести

к ожирению. Менее опасными становятся переохлаждения и перегрев, так

как заканчивается формирование потовых желез. 3.

Увеличивается в размерах и укрепляется мышечная система ребенка. Теперь

школьник становится физически более сильным и работоспособным. Его

пальцам подвластна более тонкая работа: письмо, лепка, но развитие

крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем дети лучше

выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие

точности (например, при письме). 4.

Продолжаются рост и укрепление костей, однако окончательное окостенение

еще не произошло, в связи с чем остается опасность искривления

позвоночника вследствие неправильной осанки при чтении и письме.

Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее

объем. К 11 годам начинают проявляться отличия в строении скелета

мальчиков и девочек: таз у девочек более широкий, имеется тенденция к

расширению бедер. 5. Завершается

формирование структуры легочной ткани, увеличивается диаметр

воздухоносных путей (трахеи, бронхов). Увеличение слизистой оболочки

перестает создавать серьезную опасность при заболеваниях дыхательной

системы. Частота дыхания уменьшается в 10 лет до 20 раз в минуту.

6

6. В сердечно-сосудистой системе продолжается тенденция к уменьшению

частоты пульса (с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту) и

увеличению артериального давления (110/70 мм рт. ст.).

7. Органы пищеварения и пищеварительные железы хорошо развиты,

активно функционируют, процесс пищеварения практически не отличается

от пищеварения взрослых. Частота опорожнения кишечника – 1–2 раза в

день.

8. Строение почек и других органов мочевыделения почти как у взрослых.

Постепенно нарастает суточное количество мочи.

9. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели

иммунной системы практически соответствуют аналогичным показателям

взрослых.

10. В возрасте 7 лет прекращается активная деятельность вилочковой

железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда

других желез внутренней секреции. В этот период возрастает подвижность

нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет

такие характерные особенности младших школьников, как повышенную

эмоциональную возбудимость и непоседливость. Заканчивается развитие

эндокринной системы. Появляются признаки полового созревания.

11. Совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции

полушарий головного мозга, усиливаются функции коры головного мозга.

Вес мозга достигает мозга взрослого человека, увеличивается до 1400г. К 7

годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий

головного мозга, что создает основу для большей, чем у дошкольников,

гармонии процессов возбуждения и торможения, необходимой для развития

целенаправленного произвольного поведения. Развитие нервной системы

характеризуется расширением аналитических возможностей, ребенок

размышляет над своими поступками и поступками окружающих. Однако в

поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых

элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности.

7

Некоторые дети, особенно те из них, которые воспитывались без

сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что

впоследствии может сказаться на их психическом типе характера.

12. Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение

работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей

остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая

ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко

падает через 25- 30 минут после начала урока и после второго урока. Дети

утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при

повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.

Для облегчения и сокращения сроков адаптации младших школьников к

режиму дня в школе большое значение имеет ступенеобразный

(тренирующий) режим учебной работы и двигательный режим,

обеспечивающий организм биологической потребностью в движениях. При

таком режиме относительно устойчивое приспособление по показателям

работоспособности, вегетативным сдвигам наступает через неделю после

начала учебного года.

Обеспечение высокой двигательной активности – одна из главных проблем

успешного обучения младших школьников, которая решается путем

разумного сочетания учебной деятельности детей с повышенной

двигательной активностью в течение всего времени пребывания в школе.

Ежедневные занятия физическими упражнениями в середине учебного дня

(после 2-3 уроков), кроме этого, проведение гимнастики до уроков, 1-3

физкультминутки во время каждого урока, уроков физической культуры,

гигиенической гимнастики после дневного сна, подвижных игр и спортивных

развлечений в конце продленного дня удовлетворяют потребность младших

детей в движении, укрепляют их здоровье и положительно сказываются на

умственной работоспособности.

8

Известно, что для детей младшего школьного возраста, наиболее

обременительным элементом школьного режима является длительное

сидение за партой, что способствует хронической перегрузке позвоночника.

Поэтому позвоночник должен быть предметом особых забот при подборе

упражнений во время физкультминуток. Это наклоны, прогибания,

вращения. Следует использовать и упражнения в положении сидя за партой –

так называемые позотонические упражнения. Это энергичные сокращения и

напряжения попеременно мышц разгибателей и сгибателей конечностей и

туловища с одновременным сильным растягиванием мышц-антагонистов.

Начинать и заканчивать цикл этих упражнений целесообразно потягиванием

мышц, так как сидение за партой связано с наклоном туловища вперед. В

конце занятия выполняются упражнения на внимание.

Многими авторами показана возможность развития выносливости у 7-

летних детей с помощью широкого включения в уроки физической культуры

и физкультурно-оздоровительные занятия циклически повторяющихся

комплексов физических упражнений, равномерного бега, ходьбы на лыжах,

езды на велосипеде и других упражнений циклического характера. Высокая

эффективность педагогического воздействия объясняется тем, что в 7 лет

наблюдается естественный бурный прирост выносливости и как следствие –

повышенной чувствительности к воздействию физических нагрузок,

направленных на ее развитие. Стимулировать развитие выносливости

необходимо, так как она тесно связана с работоспособностью ребенка и

определяет его готовность к обучению в школе, способствует успешному

преодолению учебных нагрузок, лучшему усвоению знаний по

общеобразовательным предметам, значительно повышает его физическую

работоспособность и положительно сказывается на развитии скоростно-

силовых качеств.

Такие нагрузки, как, например, бег умеренной интенсивности (40-60% от

максимальной скорости), способствует повышению функциональных

9

возможностей организма, снижению заболеваемости. Объем равномерного

бега для детей 7 лет должен составлять 1000-1500 м, которые они успешно

преодолевают за 8,5–9 мин без особого напряжения.

В этом возрасте можно развивать практически все качества и обучать всем

движениям, чему способствует интенсивное развитие двигательной функции.

Отставание прироста физических качеств от прироста антропометрических

показателей свидетельствует о неправильной методике физического

воспитания и отрицательно сказывается как на физическом развитии, так и на

умственной работоспособности.

Комплексное развитие физических качеств с направленным развитием

выносливости создает базу для освоения более сложных по координации

двигательных действий.

Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные

скоростно-силовые упражнения (прыжки, акробатические упражнения,

упражнения на снарядах).

Статические усилия у младших школьников сопровождаются быстрым

утомлением. Однако для поддержания правильной осанки во время сидения

за партой, правильной позы во время выполнения физических упражнений

необходимо применять статические усилия при обязательном контроле за

дыханием. Для профилактики дефектов осанки больше внимания

необходимо также уделять развитию мышц туловища. В связи с тем, что

относительные величины силы мышц (на 1 кг массы тела) близки к

показателям взрослых людей, в этом возрасте широко используются

упражнения для воспитания силы, связанные с преодолением массы тела

(типа лазанья в наклонном и вертикальном положениях).

Кроме формирования жизненно необходимых навыков ходьбы, бега,

прыжков, метаний, на уроках физической культуры необходимо научить

детей сохранять правильную осанку, анализировать мышечные ощущения,

контролировать свои действия, решать тактические задачи.

10

В этом возрасте у детей еще слабо развита устойчивость внимания. Им

свойственна высокая эмоциональность, сильно развита потребность в

движениях. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка

нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает

утомление. Сопротивление утомлению осуществляется у младших

школьников за счет движений, которые являются защитной физиологической

реакцией на перенапряжение. В этом случае никакие запреты и замечания

учителя не помогут. Помогут только упражнения.

1.2. Характеристика двигательной активности учащихся

начальной школы в режиме дня.

Условия и режим работы школы позволяют более эффективно

реализовать возможности всех форм физического воспитания на основе

преемственности содержания классноурочных занятий со всеми

внеучебными формами, взаимных связей содержания и методики проведения

разнообразных форм внеклассной работы, определенных элементов

обязательности для всех учеников участия во внеклассных мероприятиях.

Основной формой организации учебной работы является урок.

Уроки физической культуры проводятся в соответствии с государственными

программами, едиными для всех школ страны. Однако специфические

условия школы (единый для всех двигательный режим при широком

диапазоне внеклассных занятий) позволяют внести некоторые коррективы в

содержание и методику уроков. В результате появляется возможность

введения дополнительного учебного материала.

Ежедневная гимнастика до занятий продолжительностью 8-10 мин

позволяет увеличить недельную двигательную активность примерно на час, а

также совершенствовать выполнение некоторых упражнений, выученных на

уроках.

11

Физкультминуты на всех общеобразовательных уроках дают

прибавку в недельной двигательной активности примерно еще на час. В

зависимости от возраста учащихся они организуются на 20-25 мин в

начальных классах, на 25-30 мин – в средних, а в старших классах

проводятся в случае необходимости по усмотрению учителя. В начальных

классах физкультминута проводится учителем, в средних и старших –

физоргом класса.

1.3. Краткая характеристика физических качеств и особенности их

развития.

Под физическим качеством силы понимается взаимодействие

психофизиологических процессов организма человека, позволяющих активно

преодолевать внешние сопротивления и противодействовать внешним силам.

Качество силы характеризуется силой действия, которую развивает человек

посредством мышечных напряжений. Сила действия человека измеряется в

килограммах. Величина проявления силы действия зависит от внешних

факторов (величины отягощений, внешних условий, расположения тела и его

звеньев в пространстве) и от внутренних (функционального состояния мышц

и психического состояния человека).

Воспитание физического качества силы осуществляется через решение

двигательных задач, в содержание которых входят двигательные действия,

требующие акцентированных мышечных напряжений. Условия задач

подбираются таким образом, чтобы они могли обеспечить постепенное

вовлечение в работу крупных мышечных групп (например, мышцы спины и

живота, верхних и нижних конечностей), а также мышечных групп, которые

в обычной жизни развиваются слабо (косые мышцы туловища, отводящие

мышцы конечностей, мышцы задней поверхности бедра и др.).

Воспитание качества силы осуществляется преимущественно в игровой

деятельности, где различные игровые ситуации вынуждают школьников

12

менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с

наступающим утомлением организма. К таким играм относятся игры,

требующие удержания внешних объектов (например, удержание партнера в

игре «Всадники»), игры с преодолением внешнего сопротивления (например,

игра «Перетягивание каната»), игры с чередованием режимов напряжения

разных мышечных групп (например, различные эстафеты с переноской

грузов различного веса).

Воспитание качества силы требует строго дифференцированного подхода с

учетом уровня развития ведущих силовых способностей.

Биологическое созревание организма школьников обусловливает

интенсивное развитие скоростно-силовых способностей у мальчиков в

периоды от 10 до 11 лет и с 14 до 16 лет, а у девочек – с 9 до 10 лет и с 13 до

14 лет. Вместе с тем темпы развития отдельных крупных мышечных групп

неравномерны и не всегда совпадают.

Собственно силовые способности проявляются преимущественно в

условиях изометрического напряжения мышц, обеспечивая удержание тела и

его звеньев в пространстве, сохранение заданных поз при воздействии на

человека внешних сил.

Под выносливостью понимается единство проявления

психофизиологических и биоэнергетических функций организма человека,

позволяющих длительно противостоять утомлению при механической

работе. Выносливость характеризуется совокупностью физических

способностей, обеспечивающих поддержание работы в зонах максимальной,

субмаксимальной, большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок

присущ свой энергетический профиль, а вместе с ним и своеобразный

комплекс реакций органов и структур организма.

Развитие выносливости осуществляется методами строго

регламентированного упражнения и игрового. Последний позволяет за счет

повышенной эмоциональности достигать большего объема работы.

13

Под физическим качеством ловкости понимается единство

взаимодействия функций центрального и периферического управления

двигательной системой человека, позволяющих перестраивать

биомеханическую структуру действий в соответствии с меняющимися

условиями решения двигательной задачи. Ловкость выражается через

совокупность координационных способностей, проявляющихся при условии

сохранения устойчивости тела и необходимой амплитуды движений.

Ловкость воспитывается посредством обучения новым для ученика

физическим упражнениям и решения двигательных задач, требующих

постоянного изменения структуры двигательных действий. Новизна

разучиваемого упражнения поддерживается повышением координационной

трудности и созданием затрудняющих внешних условий. Решение

двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных

действий в незнакомых ситуациях. Наиболее эффективным методом

воспитания ловкости является игровой метод с дополнительными заданиями

и без них.

Гибкость определяется как физическая способность человека выполнять

движения с необходимой амплитудой. Она обусловлена строением сустава и

взаимодействием мышц, обеспечивающих в нем движение. Последнее

связано как с механическими свойствами мышечных волокон

(сопротивляемостью их к растяжению), так и с регуляцией тонуса мышц.

Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений

человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев

тела.Различают пассивную и активную гибкость. Пассивная гибкость

определяется по амплитуде движений, совершаемых под воздействием

внешних сил, например веса партнера или его мышечных усилий. Активная

гибкость выражается амплитудой движений, совершаемых за счет

собственных напряжений мышц. Величина пассивной гибкости всегда

больше активной. Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается

(за сет снижения способности мышц к полному расслаблению после

14

предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет

меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15-17 лет. при этом для

развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст

9-10 лет, а для активной – 10-14 лет. У девочек и девушек показатели

гибкости на 20-30% выше, чем у мальчиков и юношей.

Основными средствами развития гибкости являются упражнения на

растягивание, которые могут быть динамического (пружинистые, маховые и

т.п.) и статического (сохранение максимальной амплитуды при различных

позах) характера.

Под быстротой понимается единство проявления центральных и

периферических нервных структур двигательного аппарата человека,

позволяющих перемещать тело и отдельные его звенья за минимально

короткое время. Быстрота проявляется через совокупность скоростных

способностей: быстроты в простых и сложных двигательных реакциях,

скорости одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением,

частоты движений (темп движений). Многие способности, характеризующие

быстроту, входят составными элементами в другие физические качества,

особенно качество ловкости.

Быстрота воспитывается с помощью многообразных двигательных задач,

успешность решения которых определяется минимальным временем

выполнения двигательного действия. Выбор двигательных задач диктует

соблюдение двух методических положений, требующих, с одной стороны,

высокого владения техникой двигательного действия, а с другой – наличия

оптимального функционального состояния организма. Первое положение

предполагает повышение трудностей задач за счет уменьшения времени

выполнения двигательного действия, когда техника владения движением не

лимитирует его скоростные параметры. Второе положение предполагает

решение двигательных задач до фазы компенсированного утомления,

15

сопряженной с замедлением движений, а следовательно, закреплением иных

временных параметров его выполнения.

1.4. Характеристика системы физических упражнений для

учащихся начальной школы.

Гимнастические упражнения

Гимнастические упражнения являются одной из основных частей

содержания уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных

мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и

самостоятельных занятий. В программный материал I-IV классов входят

простейшие виды построений и перестроений, большой круг

общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными

предметами, упражнения в лазании и перелезании, в равновесии, несложные

акробатические и танцевальные упражнения и упражнения на

гимнастических снарядах.

Большое значение принадлежит общеразвивающим упражнениям без

предметов. С их помощью можно успешно решать самые разнообразные

задачи и прежде всего образовательные. Выполняя эти упражнения по

заданию учителя, а затем самостоятельно, учащиеся получают представление

о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах,

является для них новым или необычным. Именно новизна и необычность

являются несомненными признаками, по которым их можно отнести к

упражнениям, содействующим развитию разнообразных координационных

способностей. Количество общеразвивающих упражнений фактически

безгранично. При их выборе для каждого урока следует идти от более

простых, освоенных, к более сложным. В урок следует включать от 3-4 до 7-8

таких упражнений. Затрачивая на каждом занятии примерно 3-6 минут на

общеразвивающие упражнения без предметов, уже через несколько месяцев

регулярных занятий можно значительно улучшить у учащихся начальной

16

школы реальные кинестезические восприятия и представления о скорости,

ритме, темпе, амплитуде и степени мышечных усилий. Учитель должен

постоянно уделять внимание правильному (т.е. адекватному и точному), а

также своевременному (например, под счет или музыку) выполнению

общеразвивающих упражнений.

Одним из важнейших средств всестороннего развития координационных

способностей, усвоения разнообразных навыков (письмо, рисование, резьба,

лепка, конструирование) и стимулирования умственной активности младших

школьников являются общеразвивающие упражнения с предметами: малыми

и большими мячами, палками, флажками, лентой, обручем.

Большое значение в физическом воспитании младших школьников

принадлежит также акробатическим и танцевальным упражнениям .

Подвижные игры

Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством

решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего

школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и

совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие

творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности,

самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила

общественного порядка .

Легкоатлетические упражнения

Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений,

занимают одно из главных мест в физическом воспитании младших

школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-

первых, он содействует освоению основ рациональной техники движений,

необходимой в средних и старших классах. Во-вторых, обогащает

двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты

17

упражнений и условия их проведения. В результате освоения данного

раздела программы ученики приобретают основы умений бега на короткие и

на длинные дистанции, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега,

метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большой

вариативностью выполнения и применения в различных условиях. Поэтому

они оказывают существенное воздействие на развитие прежде всего

координационных способностей. Одновременно велико их значение в

развитии кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых и

выносливости).

Плавание

Овладение навыком плавания – жизненно необходимо для каждого

учащегося. К сожалению не каждая школа располагает возможностью

проводить уроки плавания.

1.5. Характеристика программы "Президентские состязания".

Программа "Президентские состязания" рассчитана на всех ребят,

обучающихся в школе, независимо от их двигательной одаренности. В этом

просматривается принципиально новый подход к организации соревнований,

в основе которого максимальное, ничем не ограниченное вовлечение детей в

спортивно-оздоровительное движение. Впервые после Всесоюзного

комплекса ГТО появляется реальная программа, с выраженной

оздоровительной направленностью, с высоким уровнем мотивации у детей,

способная охватить широкие массы детей и взрослых;

1.

новый подход к физическому воспитанию детей и молодежи

базируется на расширении прежде всего спортивных занятий

развивающей направленности, проводимых, как правило, за пределами

школьного расписания;

18

2.

программа построена с ориентацией на создание широкого спектра

мотивации к занятиям физической культурой и спортом у людей

различного возраста;

3.

программа способна объединить детей различных стран мира через

совместное подписание президентами этих стран Диплома для

награждения детей;

4.

программа основывается на такой системе физического воспитания,

которая базируется прежде всего на самосовершенствовании,

стимулирует самого человека к занятиям физическими упражнениями

и самоконтролю своего состояния, она позволяет каждому человеку

следить за собственным уровнем физической кондиции на протяжении

практически всей жизни.

Наиболее узким звеном Положения о спортивно-оздоровительных

играх является ее мотивационно-ценностная ориентация.

В школьном возрасте на первый план выходят мотивация и интерес к

занятиям физической культурой и спортом. При этом игровая и

соревновательная деятельность является наиболее эффективным средством в

привлечении учащейся молодежи к регулярным занятиям физической

культурой и спортом . Центр соревновательной деятельности учащихся, по

моему мнению, следует перенести непосредственно в школу. Надо

организовать систему очных состязаний внутри класса, школы, между

соседними школами и систему заочных состязаний на любом уровне, вплоть

до международных.

Надо активно вести поиск наиболее ценных для молодежи

мотивационных ориентиров в Президентской программе, которые

стимулировали бы самого человека к занятиям физическими упражнениями и

самоконтролю своего состояния, при которой базовой основой Программы

становится система самосовершенствования.

19

Реализация Президентской программы начинается с регионов России.

Итоги реализации спортивно-оздоровительной программы в регионах страны

показывают следующее:

- Президентская спортивно-оздоровительная программа с интересом

принята педагогическими коллективами школ разных городов;

- программа вызывает интерес у детей и их родителей, семья

становится активным участником этой программ

- каждый учащийся при выпуске из школы будет иметь на руках

персональную карту "Проверь себя", которой он научился пользоваться в

школьные годы и готов применять в более зрелые годы.

ГЛАВА II. Организация и методы исследования.

2.1. Организация исследования.

Исследование проводилось в МОУ СОШ № 1 г.Твери. К эксперименту

были привлечены учащиеся 4 -3 класса в количестве 30 человек, из них: 12

девочек и 18 мальчиков. Программа физического воспитания в начальных

классах предполагала 3 урока физкультуры в неделю. Программа обучения

включала несколько комплексов физических упражнений, направленных на

развитие различных физических качеств, формирование двигательных

умений и навыков, а так же подвижные игры. Оценка уровня физической

подготовленности проводилась в сентябре – октябре 2019года.

2.2. Методы исследования

2.2.1. Анализ литературных источников.

По изучаемой нами проблеме был проведен анализ литературных

источников. Прежде всего это обзор теоретико-методических подходов к

физическому воспитанию школьников (анатомо-физиологические

20

особенности физического развития детей младшего школьного

возраста; характеристика двигательной активности детей; теоретико-

методические особенности развития физических качеств; методические

подходы к планированию учебного материала по физической культуре в

условиях 3-х уроков в неделю).

2.2.2. Тестирование.

Оценка уровня физической подготовленности проводилась сентябре –

октябре 2019года по программе «Президентских состязаний». Учащиеся

были ознакомлены с программой состязаний. На одном из уроков была

проведена апробация программы состязаний, а затем и проведено

тестирование. По таблицам был рассчитан индивидуальный показатель

каждого физического качества, а затем составлен профиль общего уровня

физической кондиции каждого ученика и всего класса в целом.

Для расчета уровня физической кондиции школьников начальных классов

были использованы специальные таблицы, в которых за каждый вид

испытаний дается определенное количество баллов от 1 до 30. В связи с тем,

что в период контрольных испытаний не были определены критерии оценки,

мы на основании среднестатистических расчетов определили уровни

физической подготовленности:

неудовлетворительный - 1-30 баллов

удовлетворительный – 31 -60 баллов

хороший – 61 - 90 баллов

высокий – 91 - 120 баллов

сверхвысокий - 121 – 150 баллов

21

ГЛАВА III. Результаты исследования и их анализ.

3.1. Методика организации занятий.

В организации занятий необходима цикличность развития физических

качеств. На одном уроке развиваются выносливость и сила, на другом сила и

быстрота, на третьем уроке выносливость, сила, быстрота. Гибкость и

ловкость идут как «фоновые» физические качества, то есть они в различной

степени развиваются на каждом уроке, и преимущественно гибкость при

изучении разделов гимнастики и акробатики.

Организация и методика проведения урока в начальной школе во многом

зависят от возрастных особенностей учащихся. При обучении двигательным

действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя

основное внимание овладению школой движений. При проведении занятий с

учащимися начальной школы особенно важно правильно называть

упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.

Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей

младших школьников тесно связаны между собой. Одно и то же упражнение

можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для

развития координационных и кондиционных способностей. Их

преимущественное воздействие на формирование двигательного навыка или

на развитие двигательной способности определяется только методической

направленностью.

Говоря об особенностях обучения движениям, развития физических

способностей в младшем школьном возрасте, следует выделить проблему

оптимального соотношения метода стандартно-повторного и вариативного

(переменного) упражнения. По мере того, как ученики начнут уверенно

выполнять осваиваемые двигательные действия, метод стандартно-

повторного упражнения должен уступить место методу вариативного

упражнения, который в младшем школьном возрасте должен сочетаться с

22

широким применением игрового и доступного соревновательного

метода.Младший школьный возраст – благоприятный период для развития

всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое

внимание в этом возрасте следует уделять всестороннему развитию

координационных, скоростных (быстроте реакции и частоты движений),

выносливости к умеренным нагрузкам, скоростно-силовых способностей.

3.2. Характеристика результатов тестирования.

Оценка уровня физической подготовленности учащихся младших

классов проводилась в сентябре-октябре 2019 года по программе

«Президентских состязаний». Батарея тестов включала 5 нормативов:

подтягивание – мальчики, отжимание – девочки; прыжок в длину с места;

поднимание туловища из положения лежа за 30 секунд; бег 30 метров;

наклоны туловища вперед.

За каждый вид тестирования дается определенное количество очков от 1 до

30, по сумме баллов которых определялся индивидуальный уровень

физической подготовленности. Уровень физической подготовленности

учеников представлен в таблице №1. В таблице №2 и № 3 показаны

лучшие результаты мальчиков и девочек.

23

Таблица №1

Класс 4-3 (2019 – 2020 учебный год)

Ф И О

челн

бег

3*10

оч-

ки

бег

30

м

оч-

ки

подт.

оч-

ки

прыжк

и

в/д

оч-

ки

нак

лон

Оч

ки

Сум

ма

отж.

1

Ажнов Даниил

8.7

20

5.2

26

0

0

130

4

0

8

58

2

Амбарцумян

Естер

9.1

26

5.4

21

13

17

140

12

7

19

95

3

Антипова

Анастасия

9.3

23

5.0

30

7

2

140

12

5

16

83

4

Байрамова

Мелекханым

10.8

5

5.5

18

12

14

110

1

-1

4

42

5

Баландин

Алексей

9.1

17

5.0

30

0

0

138

6

4

17

70

6

Бубнов

Владимир

8.5

22

4.9

30

8

24

165

22

5

19

117

7

Веселов Кирилл

8.9

19

5.0

30

0

0

140

8

2

13

70

8

Гладкова Влада

9.2

25

5.1

29

14

20

135

9

4

14

97

9

Дредилин Егор

9.3

15

5.0

30

1

1

140

8

0

8

62

10

Дрожжин

Алексей

9.7

11

5.3

23

2

4

136

6

-2

5

49

11

Залетова Дарья

9.2

25

5.2

27

13

17

110

1

4

14

84

12

Зуева Мария

9.1

26

5.0

30

13

17

138

12

5

16

101

13

Исаев Георгий

9.7

11

5.4

20

0

0

136

6

-2

5

42

14

Колесникова

Василиса

10.2

11

5.3

24

6

1

125

6

4

14

66

15

Кравец Павел

9.6

12

5.0

30

0

0

120

1

0

8

51

16

Крапивный

Владислав

о

с

в

о

б

о

ж

д

е

н

-

17

Кривобрюхов

Алексей

9.0

18

5.0

30

0

0

140

8

4

17

73

18

Лепешенков

Андрей

10.2

6

5.4

20

10

30

133

4

-3

4

64

19

Масри Михаил

9.6

12

5.0

30

0

0

100

0

4

17

59

20

Нугманов Далер

9.7

11

5.3

23

0

0

138

6

2

13

53

21

Пашаян Сабрина

9.9

15

5.6

15

8

4

135

9

5

16

59

22

Погосян Алекс

10.0

8

5.3

23

0

0

127

3

2

13

47

23

Слугина Алина

10.6

7

5.7

12

8

4

140

12

7

19

54

24

Собченко Анна

9.1

26

5.2

27

10

8

130

9

10

26

96

25

Соломатова

Софья

9.5

20

5.0

30

9

6

120

3

7

19

78

26

Степанов

Арсений

8.5

22

4.9

30

6

18

145

10

6

22

102

27

Тарасов Артём

8.2

25

4.8

30

10

30

160

18

6

22

125

28

Харланов Захар

8.7

20

5.1

29

0

0

135

4

-4

2

55

29

Шевченко Никита

8.8

19

5.2

26

0

0

128

3

3

15

63

30

Яковлева

Ангелина

10.4

9

5.5

18

8

4

110

1

2

9

41

24

Таблица №2

СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ ( мальчики)

спортивных соревнований школьников "Президентские состязания"

"Спортивное многоборье"

Фамилия . имя,

отчество

Бег 30 м

(сек.)

Челн. Бег

3*10 м

(сек.)

Прыжок в

длину с

места

(см)

Подтягивание

на

перекладине

(кол-во раз)

Наклон

вперед

(см)

Сумма

очков

Рез.

очки

Рез.

Рез.

очки

Рез.

очки

Рез.

очки

Рез.

очки

1

Тарасов

Артем

4.8

30

8.2

25

160

18

10

30

6

22

125

2

Бубнов

Владимир

4.9

30

8.5

22

165

22

8

24

5

19

117

3

Степанов

Арсений

4.9

30

8.5

22

145

10

6

18

6

22

102

4

Кривобрюхов

Алексей

5.0

30

9.0

18

140

8

0

0

4

17

73

5

Веселов

Кирилл

5.0

30

8.9

19

140

8

0

0

2

13

70

6

Баландин

Алексей

5.0

30

9.1

17

138

6

0

0

4

17

70

7

Лепешенков

Андрей

5.4

20

10.2

6

133

4

10

30

-3

4

64

8

Шевченко

Никита

5.2

26

8.8

19

128

3

0

0

3

15

63

25

Таблица №3

СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ (девочки)

спортивных соревнований школьников "Президентские состязания"

"Спортивное многоборье"

Фамилия . имя,

отчество

Бег 30 м

(сек.)

Челн. Бег

3*10 м

(сек.)

Прыжок в

длину с

места

(см)

Сгибание и

разгибание

рук в упоре

лежа

(кол-во раз)

Наклон

вперед

(см)

Сумма

очков

Рез.

очки

Рез.

очки

Рез.

очки

Рез.

очки

Рез.

очки

1

Зуева

Мария

5.0

30

9.1

26

138

12

13

17

5

16

101

2

Гладкова

Влада

5.1

29

9.2

25

135

9

14

20

4

14

97

3

Собченко

Анна

5.2

27

9.1

26

130

9

10

8

10

26

96

4

Амбарцумян

Естер

5.4

21

9.1

26

140

12

13

17

7

19

95

5

Залетова

Дарья

5.2

27

9.2

25

110

1

13

17

4

14

84

6

Антипова

Анастасия

5.0

30

9.3

23

140

12

7

2

5

16

83

7

Соломатова

Софья

5.0

30

9.5

20

120

39

9

6

7

19

78

8

Колесникова

Василиса

5.3

24

10.

2

11

125

6

6

1

4

14

66

26

Таблица №4

Результаты тестирования

Пол

возраст

Кол-во человек

Min

сумма

баллов

Max

сумма

баллов

Сумма

баллов

девочки

10 лет

12

41

101

142

мальчики

10 лет

17 ( 1 освобожден)

42

125

167

Результаты тестирования позволили определить наименьшую сумму баллов,

которая составила 41 у девочек и 42 у мальчиков, и наибольшую у девочек

101 и у мальчиков 125 (таблица 4). Таким образом, уровень физической

подготовленности у мальчиков выше, чем у девочек.

На основании индивидуальных величин мы попытались распределить

учащихся по уровню их физической подготовленности в соответствии с

нашими критериями (таблица 5). Удовлетворительный уровень показали 4

девочки и 8 мальчиков. Хороший уровень показали 4 девочки и 6 мальчиков.

Высокий уровень показали 4 девочки и 2 мальчика, и сверхвысокий уровень

показал 1 мальчик.

Таблица №5

Уровень физической подготовленности учащихся 4 -3 класса

Уровень физической

подготовленности

Баллы

Девочки

количество

человек

Мальчики

количество

человек

Неудовлетворительный

1-30

0

0

удовлетворительный

31 – 60

4

8

Хороший

61 – 90

4

6

Высокий

91 – 120

4

2

Сверхвысокий

121 - 150

0

1

27

Результаты исследования показывают, что учащиеся

общеобразовательных школ имеют в основном удовлетворительный и

хороший уровень физической подготовленности. Это очевидный факт,

т.к. статистические данные оценки уровня здоровья детей говорят о том,

что 15% детей можно отнести к здоровым, 80% детей имеют отклонения

в состоянии здоровья, 5% составляют больные дети. На состояние

здоровья детей оказывают влияния различные факторы наследственные,

экологические, социальные, в том числе и низкая двигательная

активность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение специальной литературы и результаты наших исследований

подтверждают мнение ученых о том, что на начальных этапах обучения в

школе необходимо заложить фундамент физического совершенствования

человека, который будет служить залогом его дальнейших успехов в

умственной, трудовой и спортивной деятельности.

Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные

скоростно-силовые упражнения, с 9 до 11 лет прослеживается высокая

чувствительность к динамическим силовым упражнениям. Младший

школьный возраст благоприятен так же для развития гибкости.

Координационные способности развиты недостаточно, но в играх им

необходимо уделять достаточно времени. Статические усилия у младших

школьников сопровождаются быстрым утомлением. Для поддержания

правильной осанки во время сидения за партой, правильной позы во время

выполнения физических упражнений необходимо применять статические

усилия при обязательном контроле за дыханием.

Развитие физических качеств на уроках физической культуры должны носить

циклический комплексный характер, который обеспечит кумулятивный

эффект и позволит повысить уровень физической подготовленности.

Обязательным дополнением к физическому совершенствованию младших

школьников является организация физкультурных мероприятий в режиме

дня. Они в себе несут не только развивающий, но и оздоровительный эффект.

Снижение уровня утомления позволит более продуктивно управлять

учебным процессом, повышая качество обучения детей.

28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Губа В.Г. - Зависимость спортивного движения от особенности физического

развития детей 6-8 лет //Физическая культура в школе.- 1982.- № 7.-С.12-17

2.

Гужаловский А.А.- Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн:

Нар. Асвета, 1978.- 257с.

3.

Дешле С.А. – Развитие ловкости у младших школьников //Физическая

культура в школе.- 1982г.- № 8.-С.19-21.

4.

Дешле С.А. – Развитие быстроты у младших школьников //Физическая

культура в школе.- 1982г.- № 11.-С.19-23.

5.

Курпан Ю.И. – Физическое воспитание учащихся I – XI классов с

направленным развитием двигательных способностей //Физическая

культура в школе.-М.- 1994г.-№ 6.-С.22-27.

6.

Лебедев В.М., Жук Э.И. – влияние различных форм физических

упражнений на моторную зрелость детей 7-10 лет. //Теория и практика

физической культуры.-М.- 1982.- № 4.

7.

Минаев Б.Н., Шиян Б.М. – Основы методики физического воспитания

школьников – М.: Просвещение, 1990.

8.

Ребенок и физические нагрузки. – Кожанов В.В., М.: 1990.

9.

Развитие скоростных качеств у младших школьников – Ляпидовский А. –

1990.

10. Усов А.В. Совершенствование процесса обучения и развития двигательных

качеств у учащихся I-IV классов на уроках физической культуры: Автореф.

дисс. канд. пед. наук.- М. – 1989.

11.

Шлемин А.М., Любомирский Л.Е. Формирование двигательной функции и

развитие движений у детей младшего возраста// Физическое воспитание

учащихся младшего школьного возраста. – М., 1986.

12. Шлемин А.М. – Формирование у детей двигательной функции //

Физическая культура в школе.- 1983.- № 1.

13. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. – Теория и методика физического воспитания

и спорта. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:

«Академия»,2000.

29



В раздел образования




Яндекс.Метрика