Напоминание

Воспитательный процесс и роль воспитателя в его организации


Автор: Лапина Татьяна Валентиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №546 Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитательный процесс и роль воспитателя в его организации
Раздел: начальное образование





Назад




Воспитательный процесс и роль воспитателя в его организации.

Выбор профессии воспитателя – это очень ответственное решение. Это не

просто работа с детьми, но серьезный и объемный постоянный труд, в

первую очередь, для пополнения и расширения собственных знаний. Все

педагогические работы воспитателей направлены на то, чтобы создать

воспитанникам детского сада максимально комфортные условия, при

которых дети будут успешно развиваться как творческие свободные

личности.

Сейчас очень много внимания уделяется образованию и воспитанию детей,

а детские дошкольные учреждения – это первая ступень в системе обучения.

Очень важно, чтобы малыши легко прошли процесс адаптации после

комфортных домашних условий, социализировались и органично влились в

детский

коллектив,

научились

продуктивно

взаимодействовать

со

взрослыми. Именно поэтому столь велика роль психолого-педагогической

работы воспитателя. Ему предстоит выбирать такие способы, методы и

системы

воспитания

и

обучения,

которые

будут

соответствовать

психофизическому развитию ребенка, характерному для его возраста. Это

очень важный момент, потому что любые попытки обучить малыша

действиям и понятиям, недоступным для его понимания в силу возраста,

обречены на провал. Так что кроме значительных знаний и умений,

применения их на практике, огромной любви к детям, тактичности и эмпатии

воспитателю необходимо иметь и определенные познания в психологии

дошкольника.

Воспитатель – это специалист по воспитанию и обучения детей

дошкольного возраста. Фактически этот период охватывает от полугода до 6

лет, то есть самые важные годы в жизни ребенка. В это время он

формируется как личность, вылепливается и укрепляется его характер,

раскрываются возможности. Кроме того, в этот период закладываются

основные знания, которые затем будут использоваться человеком в течение

всей его жизни.

Это означает, что работа воспитателя с детьми этого возраста является

исключительно важной и ответственной. От того, насколько успешен будет

педагог как профессионал, от уровня и качества педагогического опыта

работы воспитателя ДОУ зависит будущность каждого его воспитанника.

Воспитатели работают в разных типах дошкольных учреждений: в детских

садах,

детских

домах,

интернатах,

специализированных

детских

образовательных учреждениях. Фактически они заменяют воспитанникам

родителей, занимаясь их воспитанием, обучением, повседневным уходом,

заботой о здоровье и привитием правильных привычек и манер поведения.

Обязанности воспитателя на рабочем месте:

Уход и присмотр за детьми вверенной ему группы.

Обучение навыкам самообслуживания, гигиены, поведения за столом,

бытовых действий, личной безопасности и так далее.

Обучение различным действиям и операциям, включая художественные

элементы, танцы, музыку, спорт и так далее.

Соблюдение режима дня.

Взаимодействие с родителями воспитанников, педагогическим составом и

руководством ДОУ.

Соответствие своим должностным обязанностям.

Постоянное самосовершенствование и саморазвитие.

Ведение многочисленной документации.

Особое место занимают педагогические методы в работе воспитателя. Он

не просто ведет себя как «заменитель папы с мамой» в то время, когда они

находятся на работе. У воспитателя дошкольного учреждения намного более

широкая и ответственная роль. Он занят воспитанием ребенка как личности,

а это значит, что ему необходимы обширные знания во множестве различных

дисциплин – в психологии дошкольного возраста, методике преподавания,

умении привлечь внимание и удержать его, а также огромное количество

иных умений. В частности, у него должны быть способность рисовать,

лепить, выполнять поделки из различных материалов, танцевать, петь,

декламировать стихи, проектировать и организовывать праздники, утренники

и торжественные мероприятия, работать с родителями и многое другое. Все

это говорит о том, что сам педагог должен не только всем сердцем любить

детей, но и быть всесторонне развитой, гармоничной личностью.

Цель педагогической работы воспитателя состоит в воспитании свободной,

всесторонне развитой, психически и физически здоровой, творческой

личности. Ребенок после завершения пребывания в детском образовательном

учреждении должен быть полностью подготовленным к учебе в школе, то

есть иметь необходимый набор знаний и умений, способность к свободной

коммуникации, умение на должном уровне обслуживать себя, крепкое

здоровье и развитую, устойчивую психику. Для осуществления такой

ответственной работы воспитателю детского сада необходимые следующие

компетенции:

Коммуникабельность. Воспитателю придется постоянно общаться, причем не

только с детьми, но и с их родителями, другими взрослыми, коллегами и

руководством.

Грамотная устная и письменная речь. Дети впитывают информацию как

губка, поэтому столь важно, чтобы они слышали грамотную речь, на

основании которой будут формироваться их собственные навыки говорения

и формирования предложений.

Умение интересно рассказывать, подавать информацию в легкой и

привлекательной форме. Дети, особенно из младших групп, неспособны

воспринимать сложные словесные конструкции и фиксировать внимание на

одном объекте и моменте. От воспитателя требуется умение грамотно и

дозировано подавать информацию для ее полноценного усвоения без

перегрузки ребенка.

Эмоциональный интеллект. От воспитателя потребуется умение щедро

делиться с детьми своими эмоциями.

Уверенность в себе. Дети – ловкие манипуляторы. Слабость характера они не

простят, авторитета такой человек в группе иметь не будет.

Дружелюбие.

Позитивный настрой.

Способность сопереживать, эмпатия. Это одно из важнейших человеческих

качеств воспитателя.

Привлекательный и ухоженный внешний вид. Это требование касается и

здоровья, и внешности педагога, так как малыши копируют все, а

эстетическое воспитание включает и внешний вид.

Терпеливость. Работа с одним ребенком сложна, а со множеством разных

характеров – очень трудна. Потребуется огромная любовь и невероятное

терпение.

Устойчивость к стрессам. Это очень важное качество, так как работа

воспитателя полна стрессов.

Организованность – важное условие работы воспитателя в группе, когда

нужно обеспечить обучение, воспитание и гарантировать здоровье десятку –

другому воспитанников.

Умение мотивировать. Без этого не удастся увлечь детей никакими

занятиями.

Креативность. Современные требования вынуждают воспитателей

отказываться от авторитарного метода преподавания, все больше внимания

уделяя прогрессивным новаторским методикам. А они требуют от педагога

не только обширных знаний и практических навыков, но и умения творчески,

изобретательно подходить к своей работе.

Любознательность. В профессии воспитателя нельзя остановиться на каком-

то одном методе или технологии, необходимо постоянно узнавать новое и

внедрять его в свою профессиональную деятельность.

Для определения качества и успешности, а также выявления возможных

ошибок

и

недочетов

используется

анализ

педагогической

работы

воспитателя.

По

его

результатам

можно

судить,

насколько

хорошо

воспитатель справляется со своими профессиональными обязанностями.

Также такой анализ служит основанием для присуждения той или иной

квалификации по результатам прохождения аттестации.

Огромное значение имеет и участие воспитателя в работе педагогических

советов. На них проводятся творческие отчеты, обмен опытом, обсуждение

проведенных проверок и так далее. Все это положительно сказывается на

дальнейшей деятельности воспитателя в ДОУ.

Также успешно разобраться в сложностях работы, особенно молодым

специалистам, помогают различные публикации, печатные и электронные

издания, профильные сайты и форумы. В качестве опорного материала

можно использовать и готовые курсовые работы по педагогической

деятельности воспитателя. Это не образцы для копирования, а способ

систематизировать

и

усвоить

важную

для

собственной

дальнейшей

деятельности информацию

Начинающие воспитатели часто задают вопрос, входит ли работа

воспитателем в педагогический стаж. Это зависит от того, какую именно

должность занимает воспитатель. Воспитатели и старшие воспитатели могут

претендовать на получение досрочной педагогической пенсии, так как их

работа входит в педагогический стаж. Но это положение не касается

помощников воспитателя и младших воспитателей, так как по номенклатуре

их должность не относится к педагогической.

Также многих интересует работа воспитателем без педагогического

образования. На данный момент воспитателем может стать только человек,

имеющий высшее или среднее педагогическое образование по специальности

«Обучение и педагогика», а также тот, кто имеет высшее или среднее

профессиональное

образование

и

дополнительное

образование

по

направлению «Образование и педагогика».



В раздел образования




Яндекс.Метрика