Автор: Джабраилова Алевтина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ Талаканский д/с №3 Радуга
Населённый пункт: п.Талакан Бурейский район Амурская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Маленький коллекционер или чем важно коллекционирование".
Раздел: дошкольное образование
Маленький коллекционер или чем важно коллекционирование.
Самой природой заложено в человеке чувство ожидания чего-то необыкновенного и
приятного в жизни - ожидание чудес. Детям особенно это свойственно, так как каждый
день их жизни приносит им что-то новое и интересное в познании мира, а любящие
родители, бабушки и дедушки стараются поддерживать в них эту веру в чудесное и
прекрасное, преподнося им разные приятные сюрпризы, подарки, игрушки и сладости.
Однако стоит ребёнку увлечься сбором камней, стёклышек, фантиков как взрослые
тут же стараются отвлечь их от этой идеи: «Брось этот камень, он грязный», «Зачем тебе
эта бесполезная бумажка? Выбрось немедленно», примерно такие слова говорят родители
своему чаду.
Но, может, стоит вспомнить своё детство, С самого детства, сколько я себя помню, я
любила коллекционировать, конечно, это слово - обозначение я узнала позже, когда стала
много читать. С подружками мы собирали красивые осколки от посуды глиняной и
стеклянной, меняли, выставляли, сравнивали. Хранили их в тайниках, что бы никто не мог
взять. Через стекло смотрели на окружающий мир, который окрашивался в разные цвета.
Мои родители считали это, детским увлечением, несерьезным делом.
Мне стало интересно, как сейчас, к коллекционированию относятся родители. Проведя
беседы, я пришла к следующему выводу, родители по-разному относятся к
коллекционированию детей: 1)одни проявляют интерес к увлечениям ребенка, поощряют
их, помогают в выборе коллекции; 2)другие частично интересуются увлечением ребенка,
иногда помогают ему. Их позиция "не мешать" или "чем бы дитя ни тешилось, лишь
бы…"; 3) третьи - не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не вмешиваются в этот
процесс, не поощряют, не помогают, и даже высмеивают интересы ребенка, считая
коллекционирование пустым времяпровождением.
Именно поэтому я и решила написать данную статью, так как считаю
коллекционирование неотъемлемой частью проживания детства и воспитания всесторонне
развитой личности.
Коллекционирование
расширяет
кругозор
детей,
развивает
их
познавательную
активность. Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями
детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому и художественному
творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизируют имеющиеся знания,
опыт, придает направленность творческим интересам).
В процессе коллекционирования, развиваются способности ребенка, являющиеся
ступеньками
к
творчеству.
Развиваются
познавательные,
психические
процессы
(внимание,
память,
гибкость
и
нестандартность
мышления);
умение
–
наблюдать,
сравнивать,
анализировать,
обобщать,
выделять
главное,
владение
умением
поиска
аналогов, комбинирования, реконструирования, ассимилирования (уподобление, слияние);
развитие сенсорного восприятия. Мой ребёнок увлёкся сбором камней, он находит камни
разного размера и цвета, похожие на животных, а сколько радости было, когда он нашёл
два совершенно одинаковых камня, похожих по форме на яйцо. Ну и конечно, о каждой
своей находке он рассказывает мне, таким образом, происходит активное развитие речи
ребёнка.
Истинное
и
полезное
коллекционирование
начинается
со
систематизации
и
изучения
собираемого,
оно
расширяет
кругозор,
углубляет
знания,
приучает
к
исследовательской деятельности. С коллекционирования начинается приобщение ребенка
к миру маленьких тайн, их открытий.
Собирая коллекцию, дети станут внимательнее к
мелочам и узнают о простых вещах гораздо больше, чем другие люди.
Однако, не стоит забывать, что отношение ребенка к коллекционированию зависит
от
того
как
взрослые
к
этому
относятся:
уважительно
или
гасят
его
своим
пренебрежительным отношением. Но если взрослые поддерживают интересы ребенка,
если направляют его познавательную деятельность, то формируется ценнейшие черты
личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности
придают
активности
ребенка
четкую
познавательную
направленность.
Чем
больше
ребенок
познает
объект,
тем
больше
и
сильнее
растет
его
интерес.
Рост
интереса
беспределен, возникает желание узнавать все больше и больше, ребенок становиться
активнее. Младшие дети любят собирать фигурки животных, более старшие – фигурки
динозавров, значки, марки, модели автомобилей. Собирать интересно, также ракушки,
птичьи перья, камушки (соблюдая правила гигиены – мыть руки теплой водой с мылом),
фантики от шоколада и конфет, наклейки, открытки, и многое другое. Открытки и фантики
можно хранить в альбомах, мелкие предметы в коробках из-под конфет, игрушки – на
полочках или в шкафу. Не менее важной ролью считается, сформировать у детей бережное
отношение к коллекции. Вместе обсудить правила обращения с предметами в коллекции.
Дети должны понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты коллекции, которые
надо рассматривать, любоваться ими, и в то же время нельзя делать их неприкасаемыми,
тогда дети потеряют к ним интерес.
Уважаемые родители, бабушки, дедушки постарайтесь поддерживать ребёнка в его
начинаниях, пусть, даже если это, на ваш взгляд, пустое увлечение.
Алевтина ДЖАБРАИЛОВА,
воспитатель Талаканского д/с№3 «Радуга»