Напоминание

Подготовка к ОГЭ по литературе. Задания 1.1. и 1.2.


Авторы: Хохлова Наталья Владимировна, Синякова Ирина Олеговна
Должность: учителя литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ №129 И №8
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подготовка к ОГЭ по литературе. Задания 1.1. и 1.2.
Раздел: среднее образование





Назад




АВТОРЫ

Синякова Ирина Олеговна, МБОУ СШ №8;

Хохлова Наталья Владимировна, МБОУ СШ №129;

Березовская Татьяна Николаевна, МБОУ СШ №135

Подготовка к ОГЭ по литературе. Задания 1.1. и 1.2.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент и выполните задания

И сказал ему Кирибеевич:

«А поведай мне, добрый молодец,

Ты какого роду, племени,

Каким именем прозываешься?

Чтобы знать, по ком панихиду служить,

Чтобы было чем и похвастаться».

Отвечает Степан Парамонович:

«А зовут меня Степаном Калашниковым,

А родился я от честнова отца,

И жил я по закону господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного…

И промолвил ты правду истинную:

По одном из нас будут панихиду петь,

И не позже, как завтра в час полуденный;

И один из нас будет хвастаться,

С удалыми друзьями пируючи…

Не шутку шутить, не людей смешить

К тебе вышел я теперь, бусурманский сын,

Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

И услышав то, Кирибеевич

Побледнел в лице, как осенний снег:

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло…

Вот молча оба расходятся,

Богатырский бой начинается.

Размахнулся тогда Кирибеевич

И ударил вперво

́

й купца Калашникова,

И ударил его посередь груди –

Затрещала грудь молодецкая,

Пошатнулся Степан Парамонович;

На груди его широкой висел медный крест

Со святыми мощами из Киева,

И погнулся крест и вдавился в грудь;

Как роса из-под него кровь закапала;

И подумал Степан Парамонович:

«Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!»

Изловчился он, приготовился,

Собрался со всею силою

И ударил своего ненавистника

Прямо в левый висок со всего плеча.

И опричник молодой застонал слегка,

Закачался, упал за

́

мертво;

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка, во сыром бору

Под смолистый под корень подрубленная.

И, увидев то, царь Иван Васильевич

Прогневался гневом, топнул о землю

И нахмурил брови черные;

Повелел он схватить удалова купца

И привесть его пред лицо свое.

1.1.

Как автор относится к Кирибеевичу? Свой ответ обоснуйте.

Вопросы и задания

1. Прочитайте вопрос Кирибеевича? С каким настроением задает Кирибеевич свой

вопрос? Как вы определили это настроение? (дети называют ключевые слова: Чтобы

было чем и похвастаться)

2. Как бы вы ответили на вопрос Кирибеевича? (Дети: Я купец Степан Калашников).

Прочитайте ответ Калашникова, в чем вы видите его необычность? (слишком

пространный ответ)

3.Докажите, что в своем ответе Калашников противопоставляет себя Кирибеевичу (работа

со средствами выразительности. Запись в тетрадях). Как Калашников относится к

Кирибеевичу? В процессе работы учащиеся начинают заполнять первую колонку таблицы

«Отношение к Кирибеевичу».

). Вывод прописываем в тетрадях

КАЛАШНИКОВ

АВТОР

Средства выразительности:…

Вывод:…

Средства выразительности:…

4.

Найдите предложения, характеризующие эмоциональное состояние Кирибеевича после

монолога Калашникова. Зачем автору нужны именно эти строки? (Вывод: автор хотел показать,

что Кирибеевич может испытывать муки совести

5.Совпадает ли авторское отношение к Кирибеевичу с отношением к нему Калашникова? В чем

вы видите различие? (отношение автора неоднозначно). Начинаем заполнять вторую колонку

таблицы.

6.Найдите, в какой сцене мы можем еще увидеть авторское отношение к герою? (средства

выразительности)

7. Напишите сочинение-миниатюру «

Как автор относится к Кирибеевичу?», опираясь на

материал второй колонки таблицы.

Образец ответа (3-5 предложений)

Отношение М.Ю.Лермонтова к Кирибеевичу, герою поэмы «Песня про царя Ивана

Васильевича,

молодого

опричника

и

удалого

купца

Калашникова»

сложное,

неоднозначное и противоречивое.

С одной стороны, он показан дерзким и беспринципным человеком. Калашников,

сравнивая себя с Кирибеевичем, говорит: «Не позорил я чужой жены, Не разбойничал

ночью темною, Не таился от свету небесного», подразумевая подлость и цинизм

опричника. С другой стороны, Кирибеевич – молодой, красивый, сильный человек.

Поэтому неслучайно Лермонтов при описании гибели опричника использует такие

выразительные средства, как сравнение «повалился он на холодный снег… будто сосенка

во сыром бору под смолистый под корень подрубленная», повторы «на холодный снег, на

холодный

снег»,

«будто

сосенка,

будто

сосенка».

Чувство

жалости

усиливает

уменьшительно-ласкательный суффикс –к-, подчёркивающий молодость Кирибеевича.

Автор скорбит о смерти неординарного, смелого человека, способного испытывать

сильные чувства.

1.2.

В чем Вы видите причину царского гнева?

Вопросы и задания

1. Какое событие свело всех трех героев вместе? (кулачный бой).

2. Как к кулачному бою относятся герои?

А) Грозный – в тексте напрямую не указано его отношение к кулачному бою, но мы знаем

из текста поэмы в целом и из истории, что кулачный бой – это царская потеха,

развлечение.

Б) Кирибеевич – развлекается и самоутверждается (находим в тексте ключевые слова), так

как он верный слуга хочет угодить царю

В) Калашников пришел мстить, бой – расправа над обидчиком. Защита чести (находим в

тексте ключевые слова).

Сделайте вывод: в чем заключается причина гнева царя? (Калашников «испортил»

развлечение, праздник; правила боя были нарушены, нанесен запрещенный удар)

3.Можно ли сказать, что это единственная причина? Для ответа обратитесь ко времени

правления Ивана Грозного, к тексту произведения в целом ( Нет, ведь Кирибеевич –

любимый опричник царя, к тому же опричники – это защитники государя

Образец ответа (3-5 предложений)

В приведенном фрагменте поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана

Васильевича…» Грозный испытывает гнев, потому что Калашников посмел убить

человека, нарушив правила потешного кулачного боя. Но причиной царского гнева стало

не просто убийство. Из поэмы мы знаем, как Иван Васильевич был расположен к

Кирибеевичу: беспокоился, что тот невесел на пиру, расспрашивал его о причинах тоски.

Он считал Кирибеевича преданным лично ему человеком. Мне кажется, что главной

причиной гнева Ивана Васильевича является то, что Калашников, убив верного

опричника, стал противником царской власти.

Сопоставьте рассматриваемый фрагмент поэмы М.Ю. Лермонтова с приведенным

ниже фрагментом поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Чем различаются

две сцены боя?

Бьется насмерть парень бравый,

Так что дым стоит сырой,

Словно вся страна-держава

Видит Теркина:

— Герой!

Что страна! Хотя бы рота

Видеть издали могла,

Какова его работа

И какие тут дела.

Только Теркин не в обиде.

Не затем на смерть идешь,

Чтобы кто-нибудь увидел.

Хорошо б. А нет — ну что ж...

Бьется насмерть парень бравый —

Так, как бьются на войне.

И уже рукою правой

Он владеет не вполне.

Кость гудит от раны старой,

И ему, чтоб крепче бить,

Чтобы слева класть удары,

Хорошо б левшою быть.

Бьется Теркин,

В драке зоркий,

Утирает кровь и пот.

Изнемог, убился Теркин,

Но и враг уже не тот.

Далеко не та заправка,

И побита морда вся,

Словно яблоко-полявка,

Что иначе есть нельзя.

Кровь — сосульками. Однако

В самый жар вступает драка.

Немец горд.

И Теркин горд.

— Раз ты пес, так я — собака,

Раз ты черт,

Так сам я — черт!

Ты не знал мою натуру,

А натура — первый сорт.

В клочья шкуру —

Теркин чуру

Не попросит. Вот где черт!

Кто одной боится смерти —

Кто плевал на сто смертей.

Пусть ты черт. Да наши черти

Всех чертей

В сто раз чертей.

Бей, не милуй. Зубы стисну.

А убьешь, так и потом

На тебе, как клещ, повисну,

Мертвый буду на живом.

Отоспись на мне, будь ласков,

Да свали меня вперед.

Ах, ты вон как! Драться каской?

Ну не подлый ли народ!

Хорошо же!—

И тогда-то,

Злость и боль забрав в кулак,

Незаряженной гранатой

Теркин немца — с левой — шмяк!

Немец охнул и обмяк...

Теркин ворот нараспашку,

Теркин сел, глотает снег,

Смотрит грустно, дышит тяжко,—

Поработал человек.

Вопросы и задания

1. Внимательно прочитайте текст, выделите ключевые слова.

2. Заполняем таблицу

Линии сравнения

М.Лермонтов

А.Твардовский

Историческое время

Эпоха Ивана Грозного

ВОВ

Описываемое

событие

Кулачный бой

Вот молча оба расходятся,

Бой во время войны

Богатырский бой начинается.

Микровывод: бой один на один

Бьется

насмерть

парень

бравый —

Так, как бьются на войне

Микровывод:

масштабное

сражение

Главный герой

Купец Калашников

А родился я от честнова отца,

И жил я по закону господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного…

Солдат Василий Теркин

парень бравый

Микровывод: оба героя – достойные, мужественные люди

Образ врага

Отношение героя к

врагу

И промолвил ты правду истинную:

По одном из нас будут панихиду

петь,

И

не

позже,

как

завтра

в

час

полуденный;

И один из нас будет хвастаться,

С удалыми друзьями пируючи…

Не шутку шутить, не людей смешить

К тебе вышел я теперь, бусурманский

сын,

Пусть ты черт. Да наши

черти

Всех чертей

В сто раз чертей.

Ах, ты вон как! Драться

каской?

Ну не подлый ли народ!

Микровывод: враг силён, герой испытывает ненависть

Отношение героя к

бою

«Вышел я на страшный бой, на

последний бой!»

Бей,

не

милуй.

Зубы

стисну.

А убьешь, так и потом

На тебе, как клещ, повисну,

Мертвый буду на живом.

Микровывод: герой готов пожертвовать жизнью

Как проходил бой?

Размахнулся тогда Кирибеевич

И

ударил

вперво

́

й

купца

Калашникова,

И ударил его посередь груди –

Затрещала грудь молодецкая,

Пошатнулся Степан Парамонович;

На груди его широкой висел медный

крест

Со святыми мощами из Киева,

И погнулся крест и вдавился в грудь;

Как роса из-под него кровь закапала;

Бьется Теркин,

В драке зоркий,

Утирает кровь и пот.

Изнемог, убился Теркин,

Но и враг уже не тот.

Далеко не та заправка,

И побита морда вся,

Словно яблоко-полявка,

Что иначе есть нельзя.

Кровь — сосульками.

Микровывод: бой был тяжелый

Причины боя

И

не

позже,

как

завтра

в

час

полуденный;

И один из нас будет хвастаться,

С удалыми друзьями пируючи…

Не шутку шутить, не людей смешить

К тебе вышел я теперь, бусурманский

Словно вся страна-держава

Видит Теркина:

— Герой!

Не затем на смерть идешь,

Чтобы кто-нибудь увидел.

сын

Микровывод: личная месть, защита

чести своей семьи

Хорошо б. А нет — ну что

ж...

Микровывод:

защита

Родины

Предполагаемый ответ:

В предложенных фрагментах из поэм М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана

Васильевича…» и А.Т.Твардовского «Василий Теркин» представлены поединки главных

героев с врагом. Эти схватки вызваны необходимостью отстоять честь, достоинство и

справедливость. Оба героя вышли в поединках победителями через преодоление боли и

упадка сил, потому что их дело правое. И тот, и другой ставят честь и справедливость

выше собственной жизни.

Различие заключается в том, что бой Калашникова проходит на глазах у «честного

народа», поэтому на миру и смерть красна, а схватка Тёркина с фашистом произошла

один на один: « Не затем на смерть идешь, Чтобы кто-нибудь увидел. Хорошо б. А нет –

ну что ж…» Различие также и в том, что единоборство героев поэмы Лермонтова – это

частный случай, противоборство беззакония и вседозволенности одного с честью и

достоинством другого, а схватка Тёркина с немецким солдатом повторяет истории тысяч

солдат, вершащих общее великое дело – уничтожение захватчиков и фашизма в целом как

бесчеловечного явления, ведущего к катастрофическим для человечества последствиям.

Калашников боролся за честь оскорблённой Кирибеевичем жены и собственную

честь, а Тёркин – за свободу и честь страны, борющейся с фашистским нашествием.



В раздел образования




Яндекс.Метрика