Напоминание

"Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении духовно - нравственного здоровья детей".


Автор: Матвеева Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №2 СП Детский сад
Населённый пункт: г.о. Октябрьск Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении духовно - нравственного здоровья детей".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Взаимодействие

педагогов

и

родителей

в

сохранении

духовно

-

нравственного

здоровья

детей

».

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем

поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе

данная проблема приобретает особую актуальность. Социально -

экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой

изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в

обществе. В нравственном воспитании современных детей появились

негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран

телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые

смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной

чистотой высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях

возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о

гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и

великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают

из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребенка, над

развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда

родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут

оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и

духовная незрелость взрослой личности.

В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться

недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и

правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного

социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и

будущее нашего общества и государства определяются духовно-

нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его

культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм

общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов

России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-

нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании

подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России

отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте

дошкольного образования. В методологическую основу разработки

реализации Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот

период ребенок приобщается к миру общественных ценностей, именно в

этом возрасте ребенок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный

мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-

нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого

человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У

дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому

окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного

воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье,

прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются

представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком

окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это

целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с

нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Особенное место в духовно- нравственном развитии является воспитание

чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему

содержанию. Это любовь к родным местам и ощущение своей

неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание

приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство

патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с

любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма

духовно- нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в

семье.

Важную роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные

праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный

характер, и самобытность времени, являются яркой формой отдыха

педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными

действиями, общим переживанием.

В духовно- нравственном воспитании большая роль принадлежит не только

дошкольному учреждению, которое посещает ребенок, но и семье. Вся

воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний,

убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет

пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из

окружения ребенка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших

членов семьи у дошкольников формируется понятие « что такое хорошо, а

что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что

именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и

духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что

в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих

детей.

Задача, стоящая перед педагогом – из огромного количества впечатлений,

которые получает ребенок, отобрать наиболее доступные ему: о природе, о

мире животных, о труде людей, традициях, общественных событиях и т. д.

Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть

яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому,

начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам

его хорошо знать и любить. Воспитатель должен продумать, что и как

целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо

выделить, что является наиболее характерным для данной местности или

родного края.

Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми

особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения

эффективных результатов в работе по духовно- нравственному воспитанию

дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного

формирования духовно- нравственных ценностей является индивидуальный

подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребенка нужно

учитывать и развивать в данном контексте.



В раздел образования




Яндекс.Метрика