Автор: Матвеева Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №2 СП Детский сад
Населённый пункт: г.о. Октябрьск Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении духовно - нравственного здоровья детей".
Раздел: дошкольное образование
«
Взаимодействие
педагогов
и
родителей
в
сохранении
духовно
-
нравственного
здоровья
детей
».
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем
поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе
данная проблема приобретает особую актуальность. Социально -
экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой
изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в
обществе. В нравственном воспитании современных детей появились
негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран
телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые
смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной
чистотой высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях
возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о
гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и
великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают
из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребенка, над
развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда
родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут
оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и
духовная незрелость взрослой личности.
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться
недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и
правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного
социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и
будущее нашего общества и государства определяются духовно-
нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его
культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм
общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов
России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-
нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании
подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России
отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования. В методологическую основу разработки
реализации Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот
период ребенок приобщается к миру общественных ценностей, именно в
этом возрасте ребенок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный
мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-
нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого
человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У
дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому
окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного
воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье,
прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются
представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком
окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это
целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с
нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Особенное место в духовно- нравственном развитии является воспитание
чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему
содержанию. Это любовь к родным местам и ощущение своей
неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание
приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство
патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с
любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма
духовно- нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в
семье.
Важную роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные
праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный
характер, и самобытность времени, являются яркой формой отдыха
педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными
действиями, общим переживанием.
В духовно- нравственном воспитании большая роль принадлежит не только
дошкольному учреждению, которое посещает ребенок, но и семье. Вся
воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний,
убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет
пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из
окружения ребенка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших
членов семьи у дошкольников формируется понятие « что такое хорошо, а
что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что
именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и
духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что
в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих
детей.
Задача, стоящая перед педагогом – из огромного количества впечатлений,
которые получает ребенок, отобрать наиболее доступные ему: о природе, о
мире животных, о труде людей, традициях, общественных событиях и т. д.
Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть
яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому,
начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам
его хорошо знать и любить. Воспитатель должен продумать, что и как
целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо
выделить, что является наиболее характерным для данной местности или
родного края.
Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми
особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения
эффективных результатов в работе по духовно- нравственному воспитанию
дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного
формирования духовно- нравственных ценностей является индивидуальный
подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребенка нужно
учитывать и развивать в данном контексте.