Напоминание

«Камерная инструментальная музыка. Этюд»


Автор: Визе Вероника Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ Джогинская СОШ
Населённый пункт: с. Джогино, Тайшетский район, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Камерная инструментальная музыка. Этюд»
Раздел: среднее образование





Назад




КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Камерная инструментальная музыка. Этюд»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: дать учащимся представление об особенностях развития музыки в камерных жанрах на примере

этюдов эпохи романтизма.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей и условием ее реализации, продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками.

Предметные: учить определять тему урока, ставить перед собой задачи; исполнять песню А. Варламов

«Мой добрый учитель»с настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при

прослушивании музыки, познакомить детей с произведениемФ.Шуберт «Революционный этюд»; Ф. Лист «Метель». Сделать

анализ прослушанных произведений.

Личностные: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство,

формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр, доска,видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный

материал.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность

обучающихся

Музыкальны

й материал

УУД

1. Организационн

ый момент

-Здравствуйте, ребята!

Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся.

«Здравствуйте, ребята. Здравствуйте».

Дети заходят в класс и

садятся на места,

приветствуют,

отвечают на вопросы

Проявление

эмоциональной

отзывчивости

2. Актуализация

знаний.

Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир

музыкальных образов камерной инструментальной музыки. Но

для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная

музыка?

Назовите жанры, которые относятся к камерной музыке?

Сейчас я предлагаю Вам сделать небольшую творческую работу.

На слайде выписаны жанры камерной музыки, среди которых

представлены как вокальные жанры, так и инструментальные:

серенада; каприс; ноктюрн; фуга; баллада; прелюдия; этюд;

баркарола; романс; соната.

Вокальные жанры

Инструментальный жанр

Серенада

Фуга

Баллада

Соната

Романс

Этюд

Проверим ваши ответы. Назовите мне, пожалуйста, те жанры

камерной музыки, которые Вы выписали в первый столбик.

Итак, мы продолжим разговор о вокальных и инструментальных

Ответы детей:

Камерная музыка – это

музыка, которая звучит

в небольшом

помещении. Камерная

музыка сочиняется для

солирующего

инструмента или

небольшого коллектива

исполнителей. К

камерной музыке

относятся небольшие

произведения.

Ответы детей:

Баркарола, серенада,

пьеса, романс, песня,

Проявление

эмоциональной

отзывчивости,

способность

детей к

рассуждению,

принятию

решений,

наблюдение за

музыкой в жизни

человека

жанрах, которые получили своё второе рождение, благодаря

творческой фантазии и композиторскому вдохновению, как

русских, так и зарубежных композиторов. Такая обработка

музыкального произведения с целью внесения новых

выразительных элементов, иногда для исполнения на другом

инструменте, называется – транскрипция.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Камерная

инструментальная музыка. Этюд».

прелюдия, вальс.

Ответы детей:

Серенада, баллада,

баркарола, романс.

3. Изучение

нового материала.

А. Швейцер писал: «Иной думает, что видит картину, тогда как в

действительности он слышит, ибо его художественное волнение

проистекает от музыкального звучания или молчания, которое он

ощущает в изображенном». Давайте рассмотрим репродукции

картин в учебнике на страницах 92-93.

-Какой музыкальный образ у вас возникает при просмотре этих

картин?

-Какую музыку исполняют композиторы, изображенные на

гравюрах?

Этюд — инструментальная пьеса, как правило, небольшого

объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного

приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования

техники исполнителя.

Нет скрипача, пианиста, флейтиста, музыканта любой

специальности, которому в музыкальной школе, училище,

консерватории не пришлось бы сыграть ни одного этюда —

завершенной по форме пьесы, предназначенной для развития

технических навыков и мастерства музыканта. На эту задачу

указывает и значение самого слова: в переводе с французского

«этюд» означает «учение», «изучение».

Научатся

выбирать

действия в

соответствии с

поставленными

задачами,

проявление

эмоциональной

отзывчивости.

4.Организация

Сегодня мы с вами познакомимся с двумя этюдами двух самых

знаменитых композиторах

Ответы детей:

Научатся

слушательской

деятельности

Под впечатлением трагических событий польского восстания 1830

—1831 гг. Ф.Шопен создает свой самый известный этюд – «Этюд

№12» («Революционный этюд»).

Ф.Шопен писал настолько яркие произведения, что некоторым из

них были даны названия.

Послушайте и определите основную мысль этого произведения.

-Почему его назвали революционным?

-Какие качества характера человека предполагает революционное

выступление?

-Как это показал в музыке композитор?

Еще один яркий представитель романтизма, повлиявший на

развитие жанра «этюд» - был венгерский композитор Ференц

Лист. Мысль о преобразовании жанра этюда в произведение

высокого художественного смысла зародилась у Листа еще в

первые, едва ли не детские годы его концертной деятельности.

«Когда играет Лист, не думаешь больше о преодолеваемых

трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка». Так

сказал об исполнительском мастерстве Ференца Листа Г. Гейне.

Слушаем внимательно произведение

-Как вы думаете, почему композитор назвал своё произведение

«Метель»?

-В какой форме написано это сочинение?

-Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение?

В отличие от классиков романтики не столько утверждали

конечную цель человеческих стремлений, обретаемую в упорной

борьбе, сколько развертывали бесконечное движение к цели,

которая постоянно отодвигалась, ускользала. Поэтому так велика в

произведениях романтиков роль переходов, плавных смен

настроений.

Ответы детей:

В форме вариаций

«Этюд №12»

(«Революцион

ный этюд»).

выбирать

действия в

соответствии с

поставленными

задачами,

проявление

эмоциональной

отзывчивости,

импровизировать

в характере

жанра.

6.Организация

слушательской

На экране стихотворение. Прочитайте его и подумайте о ком оно.

Вы повели нас по дороге знаний.

Отдав нам много силы и ума.

Ответы детей:

«Мой добрый

учитель» А.

Научатся

выбирать

деятельности

А сколько приложили вы стараний,

Чтоб мы учились хорошо всегда!

Вы научили нас писать красиво,

Решать задачи и себя вести,

Всегда спокойно, чутко, терпеливо

И к каждому подход сумели вы найти.

Верно. Сегодня мы с вами познакомимся с песней «Мой добрый

учитель»

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных «К»,

«Т», «Х», «Й»

Проговаривание текста.

Ритм мелодии

Прохлопывание ритма

Скачок на октаву

Графический показ,

Собственный показ

О учителе

Варламов

действия в

соответствии с

поставленными

задачами,

личностное

отношение при

восприятии

музыки.

7. Рефлексия

деятельности.

В заключении урока вспомним определение «этюд»?

Чем же отличается этюд от концертного этюда?

Как назывались произведения с которыми мы с вами сегодня

познакомились?

Фредерик Шопен и Ференц Лист – композиторы романтики.

Новаторство композиторов проявилось в расширении

выразительных возможностей жанра этюда. Способствовали

возникновению нового жанра – концертный этюд. Оба были

прекрасными пианистами. Шопен завоевал признание слушателей

в светских салонах, а Лист – в больших концертных залах.

Дети подводят итоги,

отвечают на вопросы.

Личностное

отношение при

восприятии

музыки.



В раздел образования




Яндекс.Метрика