Напоминание

Урок литературного чтения по ФГОС


Автор: Светлана Владимировна Куклина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Грановская НОШ"
Населённый пункт: д.Грановщина
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок литературного чтения по ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




МОУ ИРМО ГРАНОВСКАЯ НОШ

Конспект урока по литературному чтению

во 2 классе

«Сказка о животных. Д.Н. Мамин-Сибиряк

«Сказка про храброго зайца - длинные уши,

косые глаза, короткий хвост»»

подготовила

учитель начальных классов

Куклина с.В

Тема. Сказка о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные

уши, косые глаза, короткий хвост».

Цель: сравнение литературной (авторской) сказки с народной;

осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.

Задачи:

развивать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения с

интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз;

учить анализировать текст (сюжет, внешность, «речь», и поступки героев,

языковые средства, используемые в произведении);

учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части

прочитанного, доказывающие высказанное суждение;

развивать умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки

героев с нравственными нормами;

учить участвовать в обсуждении прочитанного произведения

(предметная)

;

учить умению выражать своё эмоциональное отношение к содержанию

прочитанного;

создавать условия для проявления обучающимися интереса к учебному

материалу и учебной деятельности

(личностная)

;

учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и

обсуждения

(познавательная);

формировать умение принимать и сохранять учебную задачу

(регулятивная)

;

формировать умение проявлять интерес к общению и групповой работе,

использовать в общении правила вежливости (

коммуникативная

).

Ход урока.

I.

Орг. момент

- Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

–Я вижу, что сегодня вы готовы работать в полную силу.

II.

Речевая разминка

1)

Игра «Инопланетяне».

Для произнесения предлагается ряд гласных в следующем порядке: [а], [о], [и], [ы],

[у], [э]. Попеременное перенесение ударения с одного гласного на другой обеспечит

прочтение необычных слов, которые сначала произносятся медленно, затем темп

увеличивается.

- А сейчас давайте этот звуковой ряд прочтём, как повествовательное предложение;

вопросительное предложение; с восклицательной интонацией.

2)

Жужжащее чтение (1 мин)

Замер скорости чтения

(дополнительные книги для чтения)

- В читательских дневниках запишите скорость чтения.

III.

Проверка домашнего задания

1)

Чтение по ролям сказки Л.Муур «Крошка Енот»

- Назовите действующих лиц сказки Л. Муур «Крошка Енот».

- Прочтите её по ролям.

- Какой урок вы извлекли из этого произведения?

IV.

Формулирование темы, задач урока

1)

Коллективная работа

- К какому жанру литературы относится это произведение?

- Что такое сказка?

(1 уч-ся ищет определение в толковом словаре)

- Какие бывают сказки?

(народные и авторские)

- Исходя из темы прошлого урока и ответа на вопрос, сформулируйте тему урока.

(авторская сказка)

- Давайте уточним вид авторской сказки, для этого хором прочитаем потешку,

которую вы выучили.

(с показом действий - физкультминутка)

Тень-тень, потетень,

Похвалялся зайка:

Выше города плетень,

- Поди догоняй-ка!

Сели звери под плетень,

Похвалялися ежи:

Похвалялися весь день.

- У нас шубки хороши!

Похвалялася лиса:

Похвалялся медведь:

- Всему свету я краса!

- Могу песни я петь!

- Что подсказала вам потешка?

(сказка о животных)

- Какие задачи вы поставите перед собой?

(познакомиться с новым автором, со сказкой;

учиться выразительно читать, анализировать текст, понимать поступки и характер

героев;

воспитывать любовь к животным)

- Эти задачи подчинены цели: сравнение литературной (авторской) сказки с народной.

Работа над произведением рассчитана на 2 урока.

V.

Новая тема

1)

Работа в парах

- На партах у вас есть слова. Соберите из них название произведения, с которым мы

сегодня познакомимся.

(УУД познавательные (Синтез – составление целого из частей))

Слова:

про, сказка, зайца, храброго, Уши, глаза, хвост, длинные, короткий, косые

- Какую информацию можно почерпнуть из названия?

(сказка – жанр; заяц – герой;

длинные уши, короткий хвост, косые глаза – описание)

- Только непонятно, почему он храбрый, если зайцы обычно трусливые

.

Может быть,

вы что-либо предложите?

2)

Краткое знакомство с автором

- Прочтите имя, отчество, фамилию автора.

- Д.Н. Мамин-Сибиряк – русский писатель. Его главное произведение для детей –

“Алёнушкины сказки” - было написано для его дочери Елены. Мать девочки умерла,

даже не увидев дочь; ребёнок рос слабеньким и болезненным. Огромную любовь,

нежность и заботу, желание поддержать дочь и вдохнуть в неё жизненные силы,

вложил писатель в свои сказочные истории, вроде бы незатейливые, но мудрые и

поэтичные. Сам писатель отзывается о сборнике сказок так: “Это моя любимая книжка

– её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”.

3)

Знакомство со сказкой

(учитель + ученик)

- Усаживайтесь поудобнее и слушайте сказку.

(Чтение учителем + аудиозапись до

слов: «Кричат зайцы про волка, а волк - тут как тут»)

- Как вы думаете, что же будет дальше?

- Слушайте дальше.

(чтение учащимися до слов «… а он видел и не смел дохнуть

)

- «Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.»

Как вы думаете, что же

случилось?

- Давайте дочитаем до конца и узнаем, оправдались ли наши предположения.

(чтение

учителем до конца)

- Оправдались ли наши предположения?

4)

Анализ произведения

- Понравилась ли вам сказка? Чем?

(Сказка понравилась. Она весёлая, интересная. В

ней много смешных моментов.)

- Каким изображён заяц в начале сказки?

(Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет

где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега - у зайчика душа в

пятки.)

-

Как понимаете выражение «душа в пятки»? Когда так говорят?

(Это значит, он очень

сильно испугался. Когда сильно пугаешься, бывает такое состояние, как будто сердце

куда-то

в ноги «уходит».)

-

Обратите внимание, как автор называет героя в первом абзаце и в третьем.

- Почему по-разному?

- Когда же впервые зайчик был назван так длинно и торжественно?

(после того, как он

вырос, стал большой и во всеуслышание заявил, что он никого не боится.)

- Что вы ещё заметили в этих двух абзацах?

(слово «зайчик» пишется с маленькой

буквы, а «Заяц» - превращается уже в имя собственное.)

- Самостоятельное чтение – спринт. Давайте проследим, когда Заяц снова

превращается в зайчика, а потом опять в Зайца. Отметьте нужные отрывки

карандашом.

(Первое превращение зайчика в Зайца связано с его взрослением и вспышкой

храбрости. Обратное превращение Зайца в зайчика произошло, когда он неожиданно

столкнулся с Волком, то есть с реальной опасностью. Автор снова называет его

зайчиком: «Долго бежал несчастный зайчик». Вторичное превращение зайчика в Зайца

связано с тем, что все зайцы - свидетели случившегося - неправильно истолковали то,

что видели: падение Зайца на Волка показалось им подвигом Храброго Зайца.)

-

Прочитайте выразительно, как хвастался заяц.

(Дети читают отрывки.)

- Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы?

(Все над ним смеялись,

потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается.)

- Прочитайте отрывок, в котором автор говорит, что «язык у хвастуна точно примёрз».

- Как вы понимаете это выражение?

(Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от

страха, ведь он увидел волка.)

-

Да, он увидел волка, а другие-то зайцы его не видели. Что же они могли подумать?

(Они думали, что он сочиняет дальше, поэтому и говорит: «Я... я... я...».)

- Расскажите, что же произошло дальше.

- Как вы понимаете выражения «задать стрекача», «выскочить из собственной шкуру»?

- Когда заяц впервые был назван «храбрым»?

(после того, как его нашли в ямке еле

живого от страха)

- Верно ли дано Зайцу такое определение? Как вы считаете?

(Оно дано ему ошибочно,

т.к. зайцы неправильно истолковали то, что видели.)

- Какое чудо произошло в этой сказке

? (Заяц поверил своим товарищам, что он

храбрый и действительно стал таким.)

- Что же произошло с зайцем?

(Данное ему имя повлияло на судьбу Зайца.)

5)

Сравнение авторской сказки с народной

Коллективная работа

- Цель нашего урока – сравнить сюжет и построение сказки Д. Мамина-Сибиряка с

народной сказкой. Что значит «сравнить»?

(найти общее и различное)

- Какой ещё герой появляется в сказке?

(Волк.)

- Волк и заяц – это типичные герои русских народных сказок, и этим наша авторская

сказка и народные сказки …

(похожи).

- Вспомните, в каких русских народных сказках эти герои встречаются.

- Каких различных зайцев автор упоминает в начале сказки?

(Собрались старые зайцы,

сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи…»)

- Посмотрите на доску. К данному отрывку можно построить такую «цепочку»:

- В данной сказке происходит накопление героев и это тоже общий признак авторской

и народной сказок. В каких народных сказках происходит накопление героев?

(Репка,

Теремок)

- Найдите ещё отрывок, к которому можно построить «цепочку». («Хихикнули

молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые

старушки-зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы…»)

- Попробуйте составить свою «цепочку».

- Мы увидели, что в построении авторской сказки встречаются элементы русской

народной сказки. А сюжетные линии могут быть похожи? Вспомните сказку «Кот и

Лиса».

- Что заметили?

(Есть сходная ситуация, когда кот случайно пугает волка и медведя, а

в нашей сказке заяц случайно пугает волка и утверждает своё положение.)

Работа в группах «Мозговой штурм»

- А сейчас давайте найдём различия народной и авторской сказок.

Наверное, я вас разочарую, сказав, что для серьёзных исследователей литературы

недоста-точно просто прочитать фамилию автора до или после текста. А если бы

фамилия была утрачена: мы бы смогли определить, авторская сказка или народная?

Выдвинете гипотезы-предположения, как можно догадаться, что эта сказка авторская,

а не народная?

(язык сказки: язык авторской сказки отличается более разнообразной

лексикой;

смена настроения от смеха над зайцем до чувства наслаждения жизнью - тоже,

конечно, несвойственен народной сказке)

- Давайте обобщим всё выше сказанное и составим сравнительную таблицу

(учащиеся

берут карточки с записями и прикрепляют их в соответствующий столбик):

Народные

Литературные

1. Автор – народ.

2. Существует в устной форме

3. Каждая сказка существует в нескольких

вариантах

(создатель

может

вносить

изменения).

4. Время создания определить невозможно.

5.

Народная

сказка

ограничивается

определённым жанром:

-

волшебная; бытовая; о животных.

1. Автор – конкретное лицо.

2. Создаётся в письменной форме.

3.Внесение изменений не допускается.

4. Время создания сказки известно.

5. Не ограничивается определённым жанром;

включает в себя черты и бытовой сказки, и

волшебной, и сказки о животных, и даже

фантастику.

VI.

Итог урока

- Помните ли вы полное имя Зайца?

- Это имя было дано Зайцу от рождения или присвоено?

- Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из

этой сказки?

(Будь храбрым, поверь в себя, и всё у тебя получится.)

VII.

Рефлексия

- Урок подходит к концу. Каждый из вас внёс в него свой вклад. Расскажите: Я

МЫ

ДЕЛО

VIII. Домашнее задание

(по выбору)

1 уровень: стр. 75-79, выр. чит.,

2 уровень: читать по ролям

3 уровень: пересказ

Список использованной литературы

1. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова/ Сост.

Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. –

224 с.

2. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 2 кл.: В 2 частях. –

Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,

2011г..

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.

Аудиозапись сказки



В раздел образования




Яндекс.Метрика