Напоминание

"Работа над различными видами техники"


Автор: Ламзина Ирина Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАОУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: город Заречный Пензенской области
Наименование материала: План-конспект урока
Тема: "Работа над различными видами техники"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока с учащейся 4-го класса

по теме:

«Работа над различными видами техники с учащимися средних классов

на примере этюдов К.Черни»

Преподаватель по классу фортепиано

МАОУ ДО «ДШИ» г. Заречного

Ламзина Ирина Николаевна

Тема урока: «Работа над различными видами техники с учащимися средних классов на

примере этюдов К.Черни»

Цель

урока:

установить

прочную

взаимосвязь

между

слуховыми

и

двигательными

ощущениями в техническом развитии ученика-пианиста

Задачи урока:

Обучающие: обучение различным видам техники пианиста в работе над этюдами.

Развивающие:

развитие

самостоятельного

музыкального

мышления

в

работе

над

техникой.

Воспитательные: воспитание дисциплины, воли, внимания, трудолюбия.

Структура урока:

1.

Организационный момент.

2.

Гимнастика рук и ее задачи.

3.

Работа над этюдами.

4.

Итог урока.

5.

Домашнее задание.

Ход урока:

I.

Организационный момент.

Приветствие, посадка за инструментом, объявление темы урока

II.

Гимнастика рук и ее задачи.

Первая

задача

сформировать

и

развить

способность

к

расчлененному

осознанию

мышечно-суставных ощущений.

Вторая задача – освоить имитацию основных пианистических приемов.

Примерный комплекс упражнений:

1. Упражнения, развивающие ощущения цельности руки.

Упражнение №1.

Исходное положение: рука вытянута вперед чуть выше пояса ладонью вниз. Кончики

пальцев ведут за собой всю руку, рисуя полукруги сначала несколько раз вверх, потом – вниз.

Упражнение №2.

Исходное положение: руки подняты в стороны на уровне плеч ладонями вниз. Кончики

пальцев ведут за собой всю руку, рисуя небольшие круги, в одну сторону и в другую сторону.

Упражнение №3.

Исходное положение: рука вытянута перед собой на уровне плеч. Кончики пальцев ведут

за собой всю руку, рисуя волнистую линию.

2. Упражнения, развивающие мышцы ладони.

Упражнение №1.

На счет «раз» ладонь натягивается, как бы «раскрывается» с запястья до кончиков

пальцев. Пальцы при этом поднимаются вверх. На счет «два» мышцы ладони расслабляются,

пальцы опускаются, ладонь «закрывается». Кисть не должна опускаться ниже запястья, иначе

теряется связь мышц ладони и руки.

Упражнение №2.

На счет «раз» быстро раскрыть ладонь и тут же прекратить натяжение мышц. Пальцы при

этом как бы сами упадут, ладонь закроется. На счет «два» проконтролировать освобождение.

3. Упражнения, развивающие активность пальцев.

Упражнение №1.

При натянутой ладони рисовать кончиком каждого пальца по очереди круги в одну

сторону и в другую сторону. Палец не должен сгибаться.

Упражнение №2.

Натянуть ладонь, пальцы вверх. Соединить 2-й и 3-й пальцы. Разводя их в стороны,

нарисовать кончиком каждого пальца по полукругу и соединить их внизу. Проделать упражнение

каждой парой пальцев.

4. Упражнения, развивающие гибкость кисти

Упражнение №1.

Круговые движения кистью в разные стороны.

Упражнение №2.

На счет «раз» ударять кончиками пальцев по ладони, как можно ближе к запястью. На

счет «два» ударить по середине ладони, на счет «три» - у основания пальцев.

5. Упражнения, развивающие подвижность локтевого сустава.

Упражнение №1.

Сохраняя исходное положение кисти и пальцев, чертить круги в воздухе, вращая руку в

локтевом суставе, внимание направить на кончики 2-го и 5-го пальцев.

Упражнение №2.

Выполняются

маховые

движения

вниз,

рука

сгибается

и

выпрямляется

в

локтевом

суставе. Это движение применяется при исполнении октав и аккордов.

III.

Работа над этюдами.

Главная цель в овладении техникой игры на фортепиано – создать гармонию между

слуховыми и двигательными представлениями исполнителя. Представление звучания всегда

должно

включать

и

представление

движения.

Соответственно,

в

работе

над

этюдом

определенным звуковым задачам должны соответствовать и определенные двигательные задачи.

Исходя из этих посылок работаем по следующей схеме – модели поэтапной работы над этюдом.

Подготовительный этап.

Характер звучания

Прием звукоизвлечения

1 этап

Интонационная структрура

Структура движения

2 этап

Соотношение голосов

Распределение веса

3 этап

Объединение звучания

Объединение движений

Вся работа над этюдом делится на три этапа плюс подготовительный:

Подготовительный этап – ознакомление с текстом;

I этап – работа каждой рукой отдельно;

II этап – координация движения рук;

III этап – работа над художественной формой этюда.

К.Черни (ред. Г.Гример). Избранные фортепианные этюды.

1. Этюд № 11, ч. 1. Вид техники – трель.

Этот этюд должен звучать мягко и плавно, пульсация по половинным нотам. Играть

следует прямыми пальцами, как бы гладя клавиши подушечками. Особенностью исполнения

партии правой руки будет максимальное слияние пальцев с клавиатурой. Следует обратить

внимание на то, чтобы все пальцы заранее лежали на клавишах, особенно при переходе на

новую позицию, когда играет первый палец, все остальные уже находятся на своих клавишах.

В

партии

левой

руки

изложение

двух-

и

трехголосное,

штрих legato.

Следует

основательно поработать над достижением тембрального различия голосов. Нижний голос надо

играть более глубоко и не переносить опору на верхний звук при счете «два» и «четыре», что

сразу прервет линию басового голоса.

2. Этюд № 31, ч.1. Вид техники – короткое арпеджио.

Звучание звонкое и легкое. Кончики пальцев – предельно острые, весом руки необходимо

пользоваться

лишь

частично. Legato должно быть очень четким, приближающимся к legato-

staccato. Пальцы молниеносно «схватывают» клавишу, атака звука быстрая. При игре коротких

арпеджио используется также и прием ротации.

Строение этюда простое – два предложения по две фразы в каждом, после каждой фразы

– пауза.

В

левой

руке

штрих straccato. Рука при выполнении этого штриха должна активно

работать, как бы отталкиваясь от клавиши, пальцы при этом «схватывают» клавиши. Сочетание

этих двух движений можно тренировать предварительно на крышки инструмента.

При объединении движений рук опорной будет правая. Следует контролировать точное

выполнение пауз в партии левой руки, в это время рука должна спокойно находиться на

следующей позиции.

3. Этюд № 51, ч.II. Вид техники – двойные ноты.

Первостепенная задача при исполнении двойных нот в партии одной руки – добиться

хорошего звучания двухголосия.

Для этого необходимо:

1)

Обязательно

работать

над

каждым

голосом

отдельно

и

научиться

играть

каждый в темпе нужной аппликатурой.

2)

Соединяя

два

голоса,

помнить,

что

хорошее legato

во

многом

зависит

от

слышания и правильного понимания интонационной структуры.

3)

Упражнения для лучшего «разделения» голосов в партиях может служить

исполнение их разными штрихами, например, верхний голос исполняется legato, а нижний – non

legato и наоборот.

Методы и формы работы с учащимися над этюдами:

Объяснительно-иллюстративный,

исполнительного

показа,

активизации

музыкального

мышления, практического освоения музыкальной информации.

IV Итог урока.

Основу

творческого

мышления

исполнителя

составляет

умение

соединить

слуховые

представления

с

представлениями

двигательными.

Чем

четче,

яснее,

детализированнее

представление,

тем

более

осмысленным,

самостоятельным

будет

представление.

Главенствующая роль в этом процессе безусловно принадлежит слуховым ощущениям, но и

двигательные ощущения оказывают влияние на формирование музыкально-исполнительского

представления.

V Домашнее задание.

Работать над этюдами, учитывая практические рекомендации:

1.

Всегда работать над небольшим отрывком этюда – так легче сосредоточиться и

поставить конкретные задачи.

2.

Начинать и заканчивать работу над этюдом в медленном темпе.

3.

Никогда не играть подряд несколько раз в быстром темпе, даже какой-либо отрывок,

т.к.это ослабляет внимание и приводит к механическому зазубриванию или к «забалтыванию».

4.

Обязательно ежедневно тренировать свои представления, работая без инструмента как

по нотам, так и без нот.

5.

Не позволять себе играть с перенапряжением – так никогда не добиться технического

прогресса. Надо остановиться, проанализировать свои ощущения и постараться определить

причину зажатости.

6.

Ежедневно заниматься гимнастикой рук 5-10 минут – это поможет всегда быть в

«форме».

7.

Необходимо

помнить,

что

исполнение

на

инструменте

должно

всегда

вызывать

чувство радости, и стремиться к этому.



В раздел образования




Яндекс.Метрика