Автор: Балахнина Светлана Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Бийск
Наименование материала: Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе
Тема: "Сороки. День весеннего равноденствия"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий
весеннего развлечения в
подготовительной к школе группе
Тема: «Сороки. День весеннего равноденствия»
Автор: Балахнина Светлана Васильевна,
музыкальный руководитель
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 8» (корпус 3)
Бийск, 2020 г.
1
Развлечение в подготовительной к школе группе
Тема: «Сороки. День весеннего равноденствия»
Цель: создание условий для приобщения детей к истокам русской
народной культуры.
Оборудование:
музыкальный
центр,
фонограмма,
декорации
русской народной улицы, русские народные костюмы.
Ход развлечения:
Звучит русская народная музыка «Коробейники». Выходят 2
мальчика-коробейника с коробами, продают «жаворонков».
1 коробейник: Подходите, налетайте,
Золотые колбаны разбирайте!
Колбаны золотые, сороки святые!
2 коробейник: А вот жаворонки, подходи, девчонки!
Берите, не стесняйтесь, в хоровод собирайтесь!
1 коробейник: Веселитеся, подружки!
К нам весна скоро придет!
Весна придет, солнце взойдет!
(подходят дети в русских народных костюмах, берут «жаворонков»
в руки и расходятся по сторонам зала)
Выходит из первого дома Алена (взрослый). Выносит на
рушнике колбаны.
(колбаны и жаворонки – это печеные изделия)
Алена: Ай да жаворонки нынче угодились! Пышные да румяные!
Мороз, мороз! Вот тебе хлеб и овес!
А теперь убирайся подобру-поздорову!
(Ставит колбаны возле дома под окно, берет коромысло, идет
по воду с песней «Ой, вставала я ранешенько»)
(Подходит к колодцу, ставит ведра, набирает воды)
(Выходит из другого дома Настасья)
2
Настасья: Доброго тебе здоровьица, кума.
Алена: И тебе того же! Далеко ль собралась, нарядилась?
Настасья: Да как же не нарядиться.
Ведь сегодня праздник великий – Сороки!
День с ночью меряются, зима кончается,
весна начинается!
Алена: И то, правда! Начнутся теперь утренние заморозки, сорок
деньков продолжаться будут до «Зосимы-пчельника». Да если
утренники будут постоянно – то лето будет теплым.
Настасья: А ты, Алена, никак про пташек малых забыла? Ведь
сорок сороков птиц на «Сороки» прилетает.
Алена. Да что ты, кума, как же я могла забыть.
Увидел скворца – весна у крыльца!
Настасья. На «Сороки» сорока кладет на гнездо сорок палочек.
Алена. Бывает, что прилетают жаворонки и раньше, да только те
непутящие. Прилетит и смерзнуть может.
Настасья. Да, а уж тот жаворонок, который на Сороки прилетит,
тот настоящий, он не замерзнет.
Алена. Как говорится «кто рано встает, тому бог подает». Так и я.
Встала раненько, да напекла жаворонков, да колбанов золотых.
А ребятишки мои уже убежали к церкви продавать их.
Настасья. Да мои-то ребятишки тоже убежали. Там и встретятся.
Алена. Смотри, кума, да вот же они идут.
(Дети идут гурьбой за Дарьей, с пением и шумовыми
инструментами)
Р.н. песня «Уж ты коваль, ковалечек»
Реб. Благослови, мати, весну закликати. (кланяется)
Алена. Мы поедем под Ростов весне поклониться,
Из родничка напиться!
(поют заклички, поднимая и опуская жаворонков)
Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте к нам у водонушки.
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
Кулик, кулик, отпирай весну, тепло летечко!
3
Дарья. Весна-красна, на чем пришла?
На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочке, на ржаном колосочке.
Реб. Жаворонок – дуда, прилети к нам сюда.
Нам зима-то надоела, всю соломушку поела.
Реб. Прилетите к нам, принесите нам
Лето теплое, весну красную.
Песня «Весна – красна» (поют взрослые, дети ведут хоровод)
(Дети рассаживают жаворонков на кормушки, выполняют
перестроения. Алена дарит гостям колбаны)
Реб. Весна, весна красная!
Приди, весна, ясная!
Птицы звонко поют, долго спать не дают!
Реб. Весеннее солнце глянуло в оконце,
Избу осветило, всех развеселило!
Р.н. игра «Воробушек»
Дарья. Птица у наших предков была символом небесного,
божественного мира, его вестником.
Настасья. В народе было замечено, если журавли рано прилетят –
быть весне ранней!
Алена. А если птички будут вить гнезда с южной сторонушки –
холодному летечку быть.
Дарья. А уж если соловьи всю ночь поют – быть сухой погоде.
Настасья. Слетелися птицы с моря,
Садилися они на угоре,
Пели они небылицы про всякие птицы.
Алена. На море орлица – царица,
Красная девица – тетерка,
Серая утица – попадьица,
Зуек – дьячок,
Дикие гуси – дворяна,
Лебеди – крестьяна,
Журавли – рыбаки.
Игра «Перепелка»
(Вдруг налетел коршун, пытается украсть перепелку)
4
Дарья. Коршун, коршун! Не отдадим перепелку!
Настасья. Коршун, коршун колесом,
Твои дети за селом.
Пить, есть просят, работать не могут.
Алена. Перепелку ты не тронь, лучше отведай наших жаворонков!
(подает испечённого жаворонка Коршуну, тот съедает его, а
головку от жаворонка отдает Алене со словами…)
Коршун. Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой
высоким был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен
твой головастым был!
Дарья. Лето, лето, вылазь из подклета!
А ты, зима, иди туда –
С сугробами высокими, с сосульками с морозными.
Настасья. С санями, с подсанками!
А ты, лето, иди сюда, -
С сохой, с бороной, с кобылой вороной!
Лето теплое, хлебородное!
Русская пляска.
(С пляской дети уходят из зала, с ними и Коршун. Ведущие
остаются)
Вед. По русскому обычаю, испеченных в этот день жаворонков,
нужно разламывать и съедать. А еще в жаворонков исстари
запекали монеты. И тот человек, кому достанется жаворонок с
монетой, считался на весь год счастливейшим. Найденную монету
хранят на божнице или носят с собой для счастья. Поэтому, гости
дорогие, приглашаем вас отведать наших жаворонков!
(Угощение)
5