Автор: Рожина Мария Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Намы
Наименование материала: статья
Тема: Топонимы в преподавании русского языка, литературы и во внеклассной работе
Раздел: полное образование
МБОУ «БОРОГОНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» БУЛУНСКОГО УЛУСА
Тема: Топонимы в преподавании русского языка, литературы и во внеклассной
работе
Выполнила: Рожина Мария Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
Невозможно изучение русской литературы без знания своей Родины малой и
большой. Не зная о том, кто ты есть, откуда родом, кто твои предки нельзя идти вперед,
задумываться о будущем. Не зря наши предки при знакомстве с новым человеком,
обязательно интересовались «Хантан хааннааххын, хантан торуттээххин?..». Человеку
необходимо знать историю родного края, гордиться им, любить.
Привлечь учащихся к изучению своей малой родины можно с помощью
исследовательской работы. Предметом предлагаемого исследования являются топонимы
села Намы Булунского улуса Республики Саха (Якутия).
Географические названия – это история. В названиях сохранилась информация давно
ушедших времен и память о событиях недавнего прошлого. Название села, района - это
часть истории населенного пункта; памятник языка, свидетель минувших столетий.
Поэтому учитель-словесник должен способствовать формированию у школьников
национального самосознания, приобщению их к родной культуре. Изучение литературы, в
первую очередь, нацелено на воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества. Одним из путей решения названной задачи является регулярно
проводимая на уроках русского языка и литературы лексическая работа, в том числе
работа с топонимами своей местности.
Изучение топонимии родного наслега помогает нам сохранить связь родного села с
великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать
причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным
наследником лучших традиций родного края. В основе краеведческой работы лежат
поиск, глубокий интерес к прошлому.
Культура России начинается с понимания культуры малой родины – своего села.
Целью исследования является методическая адаптация топонимов села Намы для
изучения на уроках русского языка и литературы.
Данная цель определяет следующие задачи:
собрать топонимы села Намы из различных источников для исследования;
провести их лексический анализ;
на основе полученных результатов предложить топонимы для изучения на
уроках в школах;
экспериментально
проверить
доступность
использования
на
уроках
предлагаемых топонимов при изучении различных тем.
Исследовательская работа началась с 2014 по нынешний год. В работе представлены
описание методики сбора материала, а также результаты исследования.
Начало поиска
Начали мы изучение топонимов со знакомства с наукой, которая их изучает,
сведения о которой мы находили в различных источниках.
Географические названия накапливаются в нашей памяти с каждым днем: имена
ближних деревень и сел, имена соседних районов и областей, имена озер, рек, болот,
островов, морей, стран встречаются в разговорах близких людей, в учебниках, книгах для
чтения, в журналах и газетах.
Значение,
происхождение,
изменение
географических
названий
изучает
наука топонимика. Название науки образовано от греческих корней topos – место
и onuma – имя, т.е. говорит о том, что предмет науки – имена мест. Должно быть, не без
основания говорят, что культурный уровень в известной мере определяется и объемом
знания географических имен, если, конечно, за каждым таким именем в воображении
человека встает определенная картина какой-то страны или моря, озера или реки, города
или горного хребта. А первой ступенью культуры, конечно, следует считать знание своей
малой родины. Топонимика может пролить свет на отдельные события из истории
родного края.
Сама же топонимика – это отрасль более широкой науки – ономастики, входящую в
число наук о языке и изучающей имена собственные.
В соответствии с названием науки, изучаемые ею слова называются топонимами;
топоним – синоним словосочетания “географическое название”.
Методика сбора материала
Для начала мы решили собрать все известные ученикам топонимы села Намы – их
оказалось 49. Затем, на основе этих топонимов разработали следующую схему анализа
исследования топонимов:
Анализ исследования:
топоним;
вид топонима;
местонахождение;
объяснение (на основе опроса своих близких, знакомых, старожилов сведения
о топонимах своего наслега);
фотография (по возможности).
Вся сложность нашей работы состояла в том, что специально изученных и
документально фиксированных топонимов почти нет. Единственно возможное изучение
топонимов может быть только на основе рассказов информантов – старожилов.
Начали мы свое исследование с изучения названия нашего села. Вместе с учениками
мы выяснили, что большинство географических названий нашего села тесно связаны с
первопоселенцами.
Название поселка Намы, по воспоминаниям старожилов, связано с именем девушки
Намыы. Рассказывают, будто бы на берегу большого озера (впоследствии озера Намы)
поселилась семья, в которой была девушка по имени Намыы. Будто бы она прожила всю
свою жизнь на берегу озера. У нее была семья, воспитала и вырастила детей. Сначала ее
именем назвали озеро, потом алаас, при становлении советской власти – поселок.
А появление второго названия - Борогон
связана с переселенцами из Усть –
Алданского улуса, возможно, жителей наслега Борогон. В книге «Булунский улус: О
развитии традиционных отраслей хозяйства народов Севера (1917-1990)» Стручкова А. И.
об этом сказано «… якуты, прибывшие в бассейн реки Омолой, привели собой крупный
рогатый скот, а позже обзавелись и лошадьми. По преданию первым привел с собой
корову с теленком и собаку предок местных Стручковых – Чокуйа, который бежал из
нижнего Алдана из-за нечаянного убийства жены своего брата». Таким образом, все
исследуемые топонимы мы разделили на группы:
1. Названия, связаные с первопоселенцами.
2. Названия водоемов.
3. Названия холмов, гор.
4. Названия алаасов.
Результаты исследования
В ходе проведённого исследования на территории Борогонского наслега было
выявлено более 49 топонимов. По своей структуре и происхождению они неоднородны.
Значительную группу составляют топонимы, получившие свои названия по именам
и фамилиям жителей местности: Кирилээмпий, Арьян ото5о, Оруоьун то5ойо и т. д.
Есть в названии местностей, связанных с растительностью: Иирэ, От урэх и т. д.
Ряд
местностей
получил
название
от
названий
животных:
Мохсо5оллоох,
Чорохойдоох, О5устаах. Кырсалаах, Уустээх, Суордаах и т. д.
Происхождение некоторых топонимов неизвестно. Далеко не всегда можно сразу
сказать: откуда взялось имя и почему его дали месту? История возникновения некоторых
топонимов хранит тайну.
Нельзя допустить, чтобы пропали эти названия. Поэтому надо сохранить топонимы,
так как они содержат в себе сведения о жизни наших предков.
Мы
с ребятами выявили основные способы появления топонимов в нашей
местности, а также выяснили, что распространенным способом их образования является
суффиксальный способ и способ опрощенья. Большинство топонимов на якутском языке
произошли
от
существительных (аат тыл),
числительных
(ахсаан
аат),
путем
присоединения суффикса –лаах-, который образует форму прилагательного (да5ааьын
аат). В данном случае, прилагательное в значении существительного. Например, Кумах
(туох? что?) + - таах- – Кумахтаах (хайдах? какой?), Тыьыынча (хас? сколько)+ -лаах- –
Тыьыынчалаах (хайдах? какой?).
Как результат нашего исследования топонимы рассматриваются на уроках русского
языка, литературы и во внеклассной работе. Актуализация топонимического материала
наиболее оптимальна при изучении раздела “Морфология” в теме “Собственные имена
существительные”, в разделе “Словообразование” при изучении способов образования
слов (например, для связи с родным языком )и др.
Топонимический материал на уроках русского языка может быть задействован в
виде словарных диктантов, как материал для индивидуальных и дифференцированных
карточек, сочинений-миниатюр по опорным словам, сочинений.
На уроках литературы в 7 классе после изучения рассказа М. М. Пришвина «Москва-
река» как урок внеклассного чтения по теме: «Край ты мой, родимый край». Или как урок
развития устной речи после изучения рассказов И.С.Тургенева из сборника “Записки
охотника” в 5-6 классах. Произведения Тургенева полны топонимов – географических
названий Орловской губернии. На уроке развития речи учащиеся могут выступить с
устными связными сообщениями о топонимах окрестностей села Намы.
Сейчас с учениками старших классов мы составляем свой словарь топонимов нашей
местности.