Автор: Аркатова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Раздел: начальное образование
МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аркатова Е.В., МБОУ «СОШ №21», г.
Старый Оскол, Белгородская область
На современном этапе развития школьного математического образования основной
идеей становится идея гуманизации, которая подразумевает новые отношения между
учащимся и предметом. В центре гуманитарного подхода находится школьник с его личным
опытом, с его психологическими особенностями. В контексте задач гуманизации
образования особое внимание уделяется начальному образованию, поскольку оно является
фундаментом, от которого зависит, какое здание образования в целом может быть на этом
основании создано. В связи с этим на первый план выдвигается разностороннее развитие
личности ребенка, в том числе и его интеллекта, способностей самостоятельно мыслить,
проявлять
элементы
творчества,
умения
и
навыки
мышления.
Психологические
исследования показали, что возрастной период 6-10 лет - наиболее важный в формировании
структур мышления детей. Как справедливо отмечает А.А. Столяр, школа призвана
готовить не носителей знаний, а активных членов общества с развитым творческим и
логическим мышлением, и математике принадлежит особая роль в развитии логики
мышления изучающих ее.
Ребёнок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. С начала и до конца
обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику выработать
правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в
окружающей его жизни, даёт возможность применять изучаемые теоретические положения.
В то же время решение задач способствует развитию младших школьников.
При решении задач у учащихся могут возникать различные трудности. Они связаны
с тем, что чаще всего дети встречаются с задачами, которые сформулированы стандартным
образом. Ученики привыкают ориентироваться на внешние признаки условия и требования.
При таком подходе у ребенка формируется негибкий (конвергентный) стереотип
восприятия признаков задачи, и любое незначительное видоизменение структуры текста
может представлять для ребенка значительные трудности. Методические подходы П.М.
Эрдниева, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой, а также использование метода
моделирования в определенной степени способствуют предотвращению этих трудностей.
Составление математической модели задачи взаимосвязи между данными и искомым с
использованием разного вида вспомогательных схематических и условных изображений,
краткой записи задачи дает возможность учащимся свободно ориентироваться в условии
задачи, выводит на правильный выбор решения, на обобщение и систематизацию
изучаемого материала.
В процессе решения задачи чётко выделяются три этапа математического
моделирования:
1
этап - это перевод условий задачи на математический язык; при этом выделяются
необходимые для решения данные и искомые и математическими способами описываются
связи между ними;
2
этап - внутримодельное решение (то есть нахождение значения выражения,
выполнение действий, решение уравнения);
3
этап - интерпретация, то есть перевод полученного решения на тот язык, на
котором была сформулирована исходная задача.
Наибольшую сложность в процессе решения текстовой задачи представляет перевод
текста с естественного языка на математический, то есть первый этап математического
моделирования. Чтобы облегчить эту процедуру, строят вспомогательные модели - схемы,
таблицы и т.д. Тогда процесс решения задачи можно рассматривать как переход от одной
модели к другой: от словесной модели реальной ситуации, представленной в задаче, к
вспомогательной (схемы, таблицы, рисунки и так далее); от неё - к математической, на
которой и происходит решение задачи.
Такое переключение сводит к минимуму отвлечения умственных усилий учащихся
от предмета их деятельности. Использование предметного и графического моделирования
обеспечивает более качественный анализ задачи, осознанный и обоснованный выбор
необходимого арифметического действия и предупреждает многие ошибки в решении задач
учащимися.
Таким образом, решение задач - это сложная интеллектуальная деятельность. Навыки
выполнения краткой записи, построение вспомогательных моделей по условию задач
способствует
развитию
логического
мышления
младших
школьников,
формирует
практические навыки, служит средством наглядной интерпретации изучаемых фактов.