Напоминание

"МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"


Автор: Аркатова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Раздел: начальное образование





Назад




МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аркатова Е.В., МБОУ «СОШ №21», г.

Старый Оскол, Белгородская область

На современном этапе развития школьного математического образования основной

идеей становится идея гуманизации, которая подразумевает новые отношения между

учащимся и предметом. В центре гуманитарного подхода находится школьник с его личным

опытом, с его психологическими особенностями. В контексте задач гуманизации

образования особое внимание уделяется начальному образованию, поскольку оно является

фундаментом, от которого зависит, какое здание образования в целом может быть на этом

основании создано. В связи с этим на первый план выдвигается разностороннее развитие

личности ребенка, в том числе и его интеллекта, способностей самостоятельно мыслить,

проявлять

элементы

творчества,

умения

и

навыки

мышления.

Психологические

исследования показали, что возрастной период 6-10 лет - наиболее важный в формировании

структур мышления детей. Как справедливо отмечает А.А. Столяр, школа призвана

готовить не носителей знаний, а активных членов общества с развитым творческим и

логическим мышлением, и математике принадлежит особая роль в развитии логики

мышления изучающих ее.

Ребёнок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. С начала и до конца

обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику выработать

правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в

окружающей его жизни, даёт возможность применять изучаемые теоретические положения.

В то же время решение задач способствует развитию младших школьников.

При решении задач у учащихся могут возникать различные трудности. Они связаны

с тем, что чаще всего дети встречаются с задачами, которые сформулированы стандартным

образом. Ученики привыкают ориентироваться на внешние признаки условия и требования.

При таком подходе у ребенка формируется негибкий (конвергентный) стереотип

восприятия признаков задачи, и любое незначительное видоизменение структуры текста

может представлять для ребенка значительные трудности. Методические подходы П.М.

Эрдниева, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой, а также использование метода

моделирования в определенной степени способствуют предотвращению этих трудностей.

Составление математической модели задачи взаимосвязи между данными и искомым с

использованием разного вида вспомогательных схематических и условных изображений,

краткой записи задачи дает возможность учащимся свободно ориентироваться в условии

задачи, выводит на правильный выбор решения, на обобщение и систематизацию

изучаемого материала.

В процессе решения задачи чётко выделяются три этапа математического

моделирования:

1

этап - это перевод условий задачи на математический язык; при этом выделяются

необходимые для решения данные и искомые и математическими способами описываются

связи между ними;

2

этап - внутримодельное решение (то есть нахождение значения выражения,

выполнение действий, решение уравнения);

3

этап - интерпретация, то есть перевод полученного решения на тот язык, на

котором была сформулирована исходная задача.

Наибольшую сложность в процессе решения текстовой задачи представляет перевод

текста с естественного языка на математический, то есть первый этап математического

моделирования. Чтобы облегчить эту процедуру, строят вспомогательные модели - схемы,

таблицы и т.д. Тогда процесс решения задачи можно рассматривать как переход от одной

модели к другой: от словесной модели реальной ситуации, представленной в задаче, к

вспомогательной (схемы, таблицы, рисунки и так далее); от неё - к математической, на

которой и происходит решение задачи.

Такое переключение сводит к минимуму отвлечения умственных усилий учащихся

от предмета их деятельности. Использование предметного и графического моделирования

обеспечивает более качественный анализ задачи, осознанный и обоснованный выбор

необходимого арифметического действия и предупреждает многие ошибки в решении задач

учащимися.

Таким образом, решение задач - это сложная интеллектуальная деятельность. Навыки

выполнения краткой записи, построение вспомогательных моделей по условию задач

способствует

развитию

логического

мышления

младших

школьников,

формирует

практические навыки, служит средством наглядной интерпретации изучаемых фактов.



В раздел образования




Яндекс.Метрика