Напоминание

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста"


Автор: Черкасова Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 42 "Солнышко"
Населённый пункт: МО, Щелковский р-н, пос. Свердловский, ул. Строителей стр. 4
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению

самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя

разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать,

самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился

выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не

утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на

протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Творчество (изобразительная деятельность) – это особая среда, способствующая развитию

ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Здесь могут

взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного

социального положения, то есть одаренные и с ограниченной патологией, с отставанием в

психическом развитии, левши и правши, дети из обеспеченных и малоимущих семей.

Главная задача педагога – развивать интерес к изобразительному искусству и потребность

в нем.

Таким образом, становится понятно, что занятия с использование нетрадиционного

рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут

воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах

деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.

^ С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

тычок жесткой полусухой кистью;

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

волшебные веревочки.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и

техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

Описание некоторых техник нетрадиционного рисования.

Рисование пальчиками.

Этот способ рисования можно применять с детьми, начиная с двухлетнего возраста. Для

проведения занятия понадобятся пальчиковые краски или гуашь, салфетки и плотная

бумага небольшого размера с нанесённым на неё рисунком или аппликацией, т. к. дети

младшего возраста могут лишь дополнить работу недостающими деталями. Это может

быть мухомор без пятнышек на шляпке, ветка рябины без ягод или Новогодняя ёлка без

праздничных шаров и т. д. Ребёнку предлагается опустить пальчик в краску и нанести

точки, пятнышки на бумагу для завершения рисунка. Рисовать можно как одним цветом,

так и несколькими, причём краски разного цвета можно набирать на разные пальчики.

После работы пальчики вытирают салфеткой, а затем легко смывают краску.

Рисование пальчиками доставляет большую радость детям,

раскрепощает и повышает их самооценку.

^ Тычок жёсткой полусухой кистью.

Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования

используется для получения необходимой фактуры рисунка:

пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая

большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь

кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду

не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.

Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную

выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей

работы.

^ Восковые мелки и акварель.

С четырёхлетнего возраста можно начать освоение приёмом рисования

восковыми мелками. Ребёнок рисует ими на белой бумаге, а затем

закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками

остаётся не закрашенным. Эту технику рисования используют для создания

нужного общего тона или заднего плана рисунка, например: небо, песок, вода

и др.

Монотипия.

Предметную монотипию используют для рисования симметричных

предметов с детьми старше пяти лет. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое

и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После

рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова

складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно

украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Также этот способ используют для рисования пейзажа – пейзажная

монотипия. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается

его отражение в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не

успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка,

протирается влажной губкой. Исходный рисунок после отпечатка оживляется

красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Кляксография.

Начиная с пятилетнего возраста с детьми можно пробовать способ

рисования пятнами, кляксами, которые ребёнок получает, выливая жидкую гуашь

пластиковой ложкой на лист бумаги. Затем лист накрывают другим листом, прижимают и

снимают. Полученное изображение рассматривают,

определяют, на что оно похоже и дорисовывают недостающие детали.

Также используют кляксографию с трубочкой, когда на небольшое

пятно, капельку краски, вылитую на лист бумаги дуют из трубочки так,

чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При этом лист бумаги можно

поворачивать в разные стороны или дуть в трубочку с разных сторон. При

необходимости процедура повторяется. Недостающие детали

дорисовываются. Таким образом, можно рисовать деревья, водоросли, салют

и др.

Набрызг.

Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега,

Звездного неба, для тонирования листа и др. с детьми старше пяти лет.

Краски нужного цвета разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску

зубную щетку или жёсткую кисть. Направляют щётку на лист бумаги, резко

проводят по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом

случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

Граттаж.

Граттаж – способ выполнения рисунка путем процарапывания острым

предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою

наносится тушь или гуашь, в которую добавлено несколько капель

жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью

одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда

изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заострённой палочкой

рисунок процарапывается до слоя краски. Основу под граттаж выполняет

взрослый, так как процесс трудоёмкий, требует терпения и затраты

времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к

такому нетрадиционному способу изображения.

^ Скатывание бумаги.

Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо

цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная

бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения:

ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из

нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до

большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек

опускается в клей и приклеивается на основу.

^ Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце

либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из

тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и

размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок

прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит

оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и

смятая бумага.

^ Метод ниткографии.

Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что

он непригоден для детей противоположного пола. Заключается он в

следующем: вначале делается из картона экран размером 25×25см. На

картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К

экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочки с набором

шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов.

В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или

бархатной бумаге притягиваются ниточки, имеющие определенный

процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями

указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты,

при этом развивается воображение, чувство вкуса, особенно девочки учатся

умело подбирать цвета; к светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к

темной – совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому

ремеслу, очень нужному для них - рукоделию.

^ Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных

материалов и техник способствует развитию у ребенка:

мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного

восприятия;

внимания и усидчивости;

изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия,

эмоциональной отзывчивости;

кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки

контроля и самоконтроля.



В раздел образования




Яндекс.Метрика