Напоминание

Хлеб всему голова


Автор: Елена Владимировна Димитрова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ"СОШ города Билибино ЧАО"
Населённый пункт: город Билибино ЧАО
Наименование материала: Классный час
Тема: Хлеб всему голова
Раздел: начальное образование





Назад




Ход занятия

Ведущий: Вот какой был случай… Мать утром спросила сына: “Что бы ты хотел съесть к

завтраку?” Мальчик сказал, не задумываясь:

- Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с маслом… да ещё чаю с

молоком.

- Ты подумай хорошенько: кроме того, что спросишь, ничего на столе не будет.

- А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к чаю.

Поставила мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он завтракать. Попробовал он пюре со

сметаной и ложку отложил:

- Невкусно!

- Что так?

- Понял, не посолено!

Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул руку за хлебом, а хлеба – то на столе

нет. Мать смеётся:

- Вот и вышло, что самое простое и нужное- хлеб да соль – ты позабыл.

Это неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была, без хлеба да соли за стол не садимся.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Слайд №2.

Ведущий: Так о чём же мы сегодня будем говорить? (о хлебе) Мы встречаемся с ним каждый

день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он

сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с

любовью и теплотой люди на всех языках.

Хлеб всегда считается символом благополучия и достатка. Этот продукт питания - самое надежное

средство защиты людей от голода.

Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс. лет. Давным-давно люди ели просто

зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой.

Слайд №3.

У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени... (Мука)

Самый первый хлеб был в виде жидкой каши.

Ведущий:

Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.

В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом.

В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены

королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества),

хлебные изделия, выпеченные два дня назад, ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности

служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились

крестьяне и мелкие ремесленники.

На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, маком,

творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников,

пирожников, пряничников, блинников.

О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же как и к

хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались

особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно,

полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят

и убирают хлеб.

Конкурс: «Как вы думаете?» (За правильный ответ-колосок.)

-Для приготовления одного хлеба надо смолоть приблизительно…

-100зёрен

-1000 зёрен

-10000 зёрен

-В старину хлеб называли ситным ,потому что….

-он даёт сытость

-муку просеивали через сито

-такое название имел сорт пшеницы

Глиняную печь для выпечки хлеба –ТАНДЫР -первыми придумали жители…

-Средней Азии

-Китая

-Франции

Ведущий:

Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить.

С незапамятных времён хлеб стал главной едой людей: сытно, полезно и вкусно.

Откуда же хлеб берётся?

Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь.

Слайд №4.

Посмотрите на слайды – вот так выглядит поле весной ,когда оно только засеяно, а так –

когда приходит время сбора урожая.

Ведущий:

Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка.

Слайд №5.

Слесарь проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны. Агроном выбирает лучшие, сильные зёрна и

принимает решение – когда и где их посадить. Тракторист пашет землю, сеет зёрна. Через некоторое

время появляются всходы. Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и

грызунами, их обрабатывают специалисты.

Слайд №6.

Затем выходят на уборку комбайны. Убрали, надо отвезти в хранилище. Сушить, да проветривать,

чтобы сохранить урожай.

Слайд №7.

А потом – на мельницу.

Слайд №8.

Оттуда – на хлебозавод. И только там рождается хлеб.

Слайд №9.

Ученик:

Вот он – хлебушко душистый.

С хрусткой корочкой витой!

Вот он – тёплый – золотистый,

Словно солнцем налитой!

1

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл!

В нём здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе, -

Люди долго и упорно потрудились на земле.

Ведущий?

Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много)

Загадки о профессиях .(за правильный ответ-колосок)

Ученик:

Держит он в руках баранку,

Да только не из теста,

Он ведёт автомобиль

В заданное место.

В кузове прочном

Зерно везёт.

То, что хлебу жизнь даёт. (водитель

)

Кто на мельницу пришёл

И зерно в муку смолол? (мельник

)

Скажите, кто так вкусно,

Печёт пирог с капустой?

Батоны и калачики?

Скажите, девочки,

Скажите, мальчики? (пекарь)

Конкурс « Ярмарка».

Ведущий выбирает конкурсантов, вручает конверты с заданием.(За правильный ответ-колосок)

Соотнесите инструмент и профессию.

Тракторист – прицеп

Продавец – калач

Учитель – тетрадь

Хлебороб – комбайн

Слесарь – ключ

Метеоролог – погода

Врач – лекарство

Пекарь – тесто

Мельник – мука

(объяснить значение лишних пар)

Ведущий: А действительно ли эти пары лишние? Почему?

Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб. А чтобы испечь

одну булку нужно…

- А сколько нужно зёрен? (10.000 зёрен)

- Это много или мало? (очень много).

А ещё без чего хлеба не испечёшь? Угадайте ! (за правильный ответ-колосок)

Ученик:

В воде родится,

А воды боится. (соль)

2

Я и туча, и туман.

И ручей, и океан,

И летаю,и бегу.

И стеклянной стать могу. (вода)

Я бел, как снег.

Я в чести у всех.

И нравлюсь вам

Во вред зубам. (сахар)

Новая посуда,

А вся в дырках. (сито)

Жидкое , а не вода.

Сладкое , а не мёд.

От Бурёнушки берут,

Деточкам дают. (молоко)

Ведущий: Старинная народная пословица гласит: “Если хлеб на столе, то и стол – престол!

А когда хлеба ни куска – то и стол – доска!”

Не случайно слово хлеб входит во многие пословицы и поговорки. Послушайте некоторые из них:

Слайд № 10.

Хлеб-батюшка, вода-матушка.

Хлебушко - калачу дедушка.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеба - ни куска ,так и в горнице тоска.

Хлеб да вода - мужицкая еда.

Хлебом солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб –

соль дорогому человеку в знак особого уважения.

Для следующего конкурса выберем двух участников.

Отборочные вопросы:

Как называется русская народная сказка, главный герой которой хлебобулочное изделие?

( «Колобок»)

В чём сказочный медведь нёс Машу с пирожками к бабушке и дедушке? (В коробе.)

(Дополнительный.) какую зерновую культуру сеял хитрый мужик вместе с медведем в русской

народной сказке «Мужик и медведь .»

Задание конкурса: На тарелочке перед игроками – румяная булочка. Кто скажет ей больше

хвалебных слов, тот и станет победителем. Победитель получает булочку и колосок, проигравший-

колосок.

Ведущий:

Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. Что может быть

важнее хлеба?! В одном из рассказов, посвящённых селу, я прочитала: “Велик сеятель. Никогда не

забывал о нём мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не

перевесит крошку хлеба!”

В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков

был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям

нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и

обстрелу. Живой – значит победа!

Слайд № 11.

Ученик:

3

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба,

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм!

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шёл народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Хлеб – всей жизни голова!

Ведущий:

Я хочу сказать о цене хлеба. Он – всему голова.

Это самый дорогой плод нашей матери – земли и рук человеческих. Хлеб – это державное наше

богатство.

Ученик:

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Берегите каждый колос

Наших радостных полей,

Словно песен тихий голос

Громкой родины своей!

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

“Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!”

Ведущий (итог):

Поднимите свои колоски. Посмотрите, что у нас получилось .

Это результат вашего труда!!!

Слайд № 12.

- О чём мы сегодня говорили?

- Что запомнили? Так почему говорят, что хлеб – всему голова? Вы с этим согласны?

4



В раздел образования




Яндекс.Метрика