Автор: Елена Владимировна Димитрова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ"СОШ города Билибино ЧАО"
Населённый пункт: город Билибино ЧАО
Наименование материала: Классный час
Тема: Хлеб всему голова
Раздел: начальное образование
Ход занятия
Ведущий: Вот какой был случай… Мать утром спросила сына: “Что бы ты хотел съесть к
завтраку?” Мальчик сказал, не задумываясь:
- Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с маслом… да ещё чаю с
молоком.
- Ты подумай хорошенько: кроме того, что спросишь, ничего на столе не будет.
- А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к чаю.
Поставила мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он завтракать. Попробовал он пюре со
сметаной и ложку отложил:
- Невкусно!
- Что так?
- Понял, не посолено!
Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул руку за хлебом, а хлеба – то на столе
нет. Мать смеётся:
- Вот и вышло, что самое простое и нужное- хлеб да соль – ты позабыл.
Это неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была, без хлеба да соли за стол не садимся.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Слайд №2.
Ведущий: Так о чём же мы сегодня будем говорить? (о хлебе) Мы встречаемся с ним каждый
день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он
сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с
любовью и теплотой люди на всех языках.
Хлеб всегда считается символом благополучия и достатка. Этот продукт питания - самое надежное
средство защиты людей от голода.
Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс. лет. Давным-давно люди ели просто
зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой.
Слайд №3.
У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени... (Мука)
Самый первый хлеб был в виде жидкой каши.
Ведущий:
Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.
В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом.
В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены
королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества),
хлебные изделия, выпеченные два дня назад, ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности
служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились
крестьяне и мелкие ремесленники.
На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, маком,
творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников,
пирожников, пряничников, блинников.
О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же как и к
хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались
особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно,
полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят
и убирают хлеб.
Конкурс: «Как вы думаете?» (За правильный ответ-колосок.)
-Для приготовления одного хлеба надо смолоть приблизительно…
-100зёрен
-1000 зёрен
-10000 зёрен
-В старину хлеб называли ситным ,потому что….
-он даёт сытость
-муку просеивали через сито
-такое название имел сорт пшеницы
Глиняную печь для выпечки хлеба –ТАНДЫР -первыми придумали жители…
-Средней Азии
-Китая
-Франции
Ведущий:
Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить.
С незапамятных времён хлеб стал главной едой людей: сытно, полезно и вкусно.
Откуда же хлеб берётся?
Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь.
Слайд №4.
Посмотрите на слайды – вот так выглядит поле весной ,когда оно только засеяно, а так –
когда приходит время сбора урожая.
Ведущий:
Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка.
Слайд №5.
Слесарь проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны. Агроном выбирает лучшие, сильные зёрна и
принимает решение – когда и где их посадить. Тракторист пашет землю, сеет зёрна. Через некоторое
время появляются всходы. Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и
грызунами, их обрабатывают специалисты.
Слайд №6.
Затем выходят на уборку комбайны. Убрали, надо отвезти в хранилище. Сушить, да проветривать,
чтобы сохранить урожай.
Слайд №7.
А потом – на мельницу.
Слайд №8.
Оттуда – на хлебозавод. И только там рождается хлеб.
Слайд №9.
Ученик:
Вот он – хлебушко душистый.
С хрусткой корочкой витой!
Вот он – тёплый – золотистый,
Словно солнцем налитой!
1
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл!
В нём здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе, -
Люди долго и упорно потрудились на земле.
Ведущий?
Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много)
Загадки о профессиях .(за правильный ответ-колосок)
Ученик:
Держит он в руках баранку,
Да только не из теста,
Он ведёт автомобиль
В заданное место.
В кузове прочном
Зерно везёт.
То, что хлебу жизнь даёт. (водитель
)
Кто на мельницу пришёл
И зерно в муку смолол? (мельник
)
Скажите, кто так вкусно,
Печёт пирог с капустой?
Батоны и калачики?
Скажите, девочки,
Скажите, мальчики? (пекарь)
Конкурс « Ярмарка».
Ведущий выбирает конкурсантов, вручает конверты с заданием.(За правильный ответ-колосок)
Соотнесите инструмент и профессию.
Тракторист – прицеп
Продавец – калач
Учитель – тетрадь
Хлебороб – комбайн
Слесарь – ключ
Метеоролог – погода
Врач – лекарство
Пекарь – тесто
Мельник – мука
(объяснить значение лишних пар)
Ведущий: А действительно ли эти пары лишние? Почему?
Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб. А чтобы испечь
одну булку нужно…
- А сколько нужно зёрен? (10.000 зёрен)
- Это много или мало? (очень много).
А ещё без чего хлеба не испечёшь? Угадайте ! (за правильный ответ-колосок)
Ученик:
В воде родится,
А воды боится. (соль)
2
Я и туча, и туман.
И ручей, и океан,
И летаю,и бегу.
И стеклянной стать могу. (вода)
Я бел, как снег.
Я в чести у всех.
И нравлюсь вам
Во вред зубам. (сахар)
Новая посуда,
А вся в дырках. (сито)
Жидкое , а не вода.
Сладкое , а не мёд.
От Бурёнушки берут,
Деточкам дают. (молоко)
Ведущий: Старинная народная пословица гласит: “Если хлеб на столе, то и стол – престол!
А когда хлеба ни куска – то и стол – доска!”
Не случайно слово хлеб входит во многие пословицы и поговорки. Послушайте некоторые из них:
Слайд № 10.
Хлеб-батюшка, вода-матушка.
Хлебушко - калачу дедушка.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеба - ни куска ,так и в горнице тоска.
Хлеб да вода - мужицкая еда.
Хлебом солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб –
соль дорогому человеку в знак особого уважения.
Для следующего конкурса выберем двух участников.
Отборочные вопросы:
Как называется русская народная сказка, главный герой которой хлебобулочное изделие?
( «Колобок»)
В чём сказочный медведь нёс Машу с пирожками к бабушке и дедушке? (В коробе.)
(Дополнительный.) какую зерновую культуру сеял хитрый мужик вместе с медведем в русской
народной сказке «Мужик и медведь .»
Задание конкурса: На тарелочке перед игроками – румяная булочка. Кто скажет ей больше
хвалебных слов, тот и станет победителем. Победитель получает булочку и колосок, проигравший-
колосок.
Ведущий:
Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. Что может быть
важнее хлеба?! В одном из рассказов, посвящённых селу, я прочитала: “Велик сеятель. Никогда не
забывал о нём мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не
перевесит крошку хлеба!”
В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков
был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям
нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и
обстрелу. Живой – значит победа!
Слайд № 11.
Ученик:
3
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм!
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шёл народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
Хлеб – всей жизни голова!
Ведущий:
Я хочу сказать о цене хлеба. Он – всему голова.
Это самый дорогой плод нашей матери – земли и рук человеческих. Хлеб – это державное наше
богатство.
Ученик:
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Берегите каждый колос
Наших радостных полей,
Словно песен тихий голос
Громкой родины своей!
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
“Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!”
Ведущий (итог):
Поднимите свои колоски. Посмотрите, что у нас получилось .
Это результат вашего труда!!!
Слайд № 12.
- О чём мы сегодня говорили?
- Что запомнили? Так почему говорят, что хлеб – всему голова? Вы с этим согласны?
4