Автор: Елена Владимировна Димитрова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ"СОШ города Билибино ЧАО"
Населённый пункт: город Билибино ЧАО
Наименование материала: статья
Тема: «Взаимодействие семьи и школы в формировании нравственных ценностей подрастающего поколения»
Раздел: начальное образование
Выступление на педагогической конференции
Тема: Взаимодействие семьи и школы как необходимое условие формирование личности
младшего школьника в условиях ФГОС.
Подготовила: Димитрова Е.В., учитель начальных классов СОШ г.Билибино
Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их
совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно,
взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются
изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей
наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из
важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и
школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе
стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие
интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие
моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными
нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их
родителями».
Отношения «Учитель – родители» могут существовать и формироваться определенным образом и
без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.
Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия
школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют
достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной
деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных
требований.
Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к
человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям, научить наблюдать за его развитием,
понимать
закономерности
происходящих
изменений.
Только
на
этой
основе
возможно
эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.
Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:
Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;
Систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);
Умение конструктивно подходить к разрешению конфликтов;
Цель работы нашей школы:
Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и
стремлений
работать в одном направлении школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения,
ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с
детьми.
2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного
воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом
культуры взаимодействия ребенка и родителей.
(ТАБЛИЦА)
Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на
содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной
деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках.
Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители
учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.
Эффективность
взаимодействия
определяется
взаимными
установками
семьи
и
учреждения образования. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают
необходимость
целенаправленного
воздействия
на
ребёнка
и
доверяют
друг
другу.
Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психолого-педагогические
принципы. Мы руководствуемся следующими принципами: научность, единство действий,
связь с жизнью, диагностика, использование идей и средств народной педагогики как основы
домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и методов взаимодействия и др.
Организация сотрудничества родителей и нашей школы в деле воспитания на основе
единой педагогической позиции происходит через:
включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;
правовое просвещение родителей;
оказание помощи родителям в семейном воспитании;
оказание родителями материально- финансовой помощи школе;
совместная со школой организация социальной защиты детей;
организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.
Активные формы взаимодействия учителя с родителями – важное условие раскрытия творческого
потенциала семьи. Действия, которые дарят ощущение праздника, радости, веселья, совместного
общения долго согревают и детские, и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны
всем. Кроме того, происходит косвенное руководство по организации досуга семей учащихся.
Огромное значение имеет положительное общение для детей из неполных и проблемных семей.
Встреча с авторитетными родителями своих одноклассников делает для ребенка гораздо больше,
чем беседы и нравоучения, то есть происходит также и косвенное влияние на будущие поступки
ребенка, формирование его характера через стремление к подражанию, в том числе и формируется
значимое отношение к понятию «семья».
Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями в классе позволяет детям и
родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких. Тщательно
подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее
дело совершает настоящий переворот в сознании мам и пап, раскрывает в них огромный
воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает
авторитет школы, позволяет объединить усилия родителей. Непринужденная праздничная
атмосфера, доброжелательность, теплота, душевность, юмор, желание поделиться эмоциями
приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем,
чаще предлагают свою помощь. Учитель приобретает не только единомышленников, но и
помощников.
Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе, равноправие способствует
развитию и становлению личности ребенка, а общение ДЕТИ - РОДИТЕЛИ - УЧИТЕЛЬ приносит
ребенку радость. Творческое сотрудничество школы с семьей дает положительный результат
семейного общения, привлекает семью к осознанному и активному участию в образовании
ребенка, создает оптимальные условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии
и саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучении и самообучении личности.
В работе использую следующие принципы взаимной деятельности:
обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
доброжелательность и дипломатичность в общении;
позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности
как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Сотрудничество с родителями осуществляю по следующим направлениям:
1. Изучение условий семейного воспитания.
Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности
семейного воспитания, систематический мониторинг уровня взаимоотношений семьи и школы,
организация родительского всеобуча, индивидуальные консультации, организация встреч с
врачами, психологами, работниками библиотеки.
Формы работы: беседы, анкетирование, сочинения детей о семье, конкурс творческих работ
учащихся «Моя семья», формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
В классе обеспечен свободный доступ родителей на уроки в любое удобное для них время, а не
только в Дни открытых дверей. Это позволяет родителям сохранить интерес к школьной жизни
ребенка буквально с первых дней обучения, быстрее познакомиться с индивидуальными
особенностями ребенка и типом семейного воспитания.
Формы учебного взаимодействия с семьей.
Урок-наблюдение, урок-практическое участие родителей, урок-соревнование
детей и
родителей, уроки - совместное изучение информационных технологий,
театрализованные
представления
и
драматизации,
родительские
тренинги,
дискуссии
психологические разминки, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские
вечера, родительские чтения, родительские ринги. Родительские собрания, общеклассные и
общешкольные конференции, индивидуальные консультации, посещение на дому.
Урок-наблюдение
за деятельностью учителя и детей позволяет родителям проследить за тем, как
строится система обучения на современном этапе, какие методы и приемы используются, каким
образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, со сверстниками; увидеть характер
затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к
учителю.
Предоставляя право прийти в школу на урок в любое время, а не по приглашению, вызывает у
родителей чувство доверия, взаимопонимания. Многим родителям приходится пересмотреть свое
отношение к ребенку.
Информированность о школьной жизни ребенка, образовательном процессе и его возможностях
влияния на развитие личности ребенка вызывает интерес к учебной работе, мамы и папы
отмечают, как изменилась программа по сравнению со временем, когда учились они сами, как
изменилась технология урока, как самостоятельно учатся добывать знания их дети.
Урок-практическое участие родителей
знакомит родителей с уровнем развития современного
образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности.
Родителям предлагается роль активных участников урока. Изучая тему вместе с детьми, родители
чувствуют себя внутри образовательного процесса, ненадолго возвращаясь в детство, часто заново
отмечая, каким нелегким может быть процесс обучения.
Дети, видя своих родителей и родителей товарищей в классе, чувствуют искреннюю
заинтересованность в своих успехах, знакомятся с коллективом родителей, постепенно
запоминают их, расширяя круг общения; а родители?- Они видят, лучше узнают класс, а не только
своего ребенка, видят часто те проблемы, которые, может быть, не заметил учитель, а затем
предлагают свои предложения улучшения организации учебно-воспитательного процесса,
сознательно участвуют в оказании практической помощи ребенку, классу, школе.
Урок-соревнование детей и родителей:
Эту форму работы очень любят дети, так как она создает ситуацию успеха в учебной
деятельности детей, стимулирует их познавательные интересы, стремление к самостоятельному
углублению имеющихся знаний.
Открытый урок- эта форма совместной деятельности, которая формирует общественную
активность детей и родителей в рамках школы, города, района.
День открытых дверей – это праздник класса, на котором демонстрируются только
положительные достижения каждого ребенка, это своеобразный итог новой ступеньки
достижений детей, родителей и учителя. Эта форма позволяет родителям увидеть, как строится
процесс обучения, как ребенок адаптируется к новым обязанностям, какие успехи им достигнуты.
Родители отмечают для себя, на что следует обратить внимание, чтобы помочь ребенку не отстать
от сверстников.
Родители – мои помощники и союзники и во внеклассной деятельности.
Важнейшим направлением во внеурочной деятельности является сохранение и укрепление
здоровья детей, формирование установок на здоровый образ жизни, родители показывают пример
своим воспитанникам, принимая участие семьями в школьных и городских соревнованиях.
Совместно с родителями в классе проходят праздники, новогодние театрализованные
представления, когда в роли артистов выступают и родители, и дети. Это помогает ребятам
перебороть чувство неуверенности в своих силах, которое мешает успешному обучению;
заставляет мобилизовать многие внутренние резервы. А когда рядом родители и друзья, самое
главное – какая ты личность.
В нашей школе ежегодно проводятся выставки из природного материала: «Природа и фантазия»,
где ребята представляют не только индивидуальные работы, а коллективные; традиционными
стали семейные творческие проекты.
В классе проходит конкурс «Моя семья – мое богатство».
Номинации:
Семейная фотография.
Семейная традиция.
Наши увлечения.
Моя родословная.
В рамках конкурса в детской библиотеке прошел праздник, посвященный Дню Защитника
Отечества, «Связь трех поколений», где выступали дедушки, папы и сыновья.
В результате совместной деятельности родителей детей и учителя в классе создан хороший
дружный коллектив, ребята в классе активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной.
Им хочется много знать, им все интересно, они желают участвовать во всех делах, желают
проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания. Поэтому дети с огромным
желанием принимают участие в олимпиадах школьного уровня, в различных городских и
районных конкурсах. Интерес к предметам из года в год повышается.
Изменяется и позиция родителей: если вначале они слушатели, потом союзники, затем участники
творческих дел.
В заключении хочется сказать:
Демокрит утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от
природы». Таким упражнением, способствующим развитию и становлению личности ребёнка,
становится использование активных форм взаимодействия семьи и школы.
Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Не отталкивайте от себя пришедших в
школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное
положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым
шагом навстречу сотрудничеству.
Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и
равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в
этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его
компетенции, показывает его профессионализм.
Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены - так это дети. Остальное частности.
Будем жить ради них и любить их и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей -
благородный и отзывчивый – к нему идём всю жизнь.
Школа обладает многогранными возможностями влияния на семью через образовательную и
воспитательную деятельность. Активное сотрудничество школы с семьей является не просто
желаемой
деятельностью
педагога,
а
требованием
времени.
Тем
самым,
происходит
объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных
результатов, что делает школу привлекательной для родителей и детей, стимулирует
творческую деятельность педагога.