Напоминание

«Взаимодействие семьи и школы в формировании нравственных ценностей подрастающего поколения»


Автор: Елена Владимировна Димитрова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ"СОШ города Билибино ЧАО"
Населённый пункт: город Билибино ЧАО
Наименование материала: статья
Тема: «Взаимодействие семьи и школы в формировании нравственных ценностей подрастающего поколения»
Раздел: начальное образование





Назад




Выступление на педагогической конференции

Тема: Взаимодействие семьи и школы как необходимое условие формирование личности

младшего школьника в условиях ФГОС.

Подготовила: Димитрова Е.В., учитель начальных классов СОШ г.Билибино

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их

совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно,

взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются

изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей

наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из

важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и

школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе

стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие

интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие

моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными

нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их

родителями».

Отношения «Учитель – родители» могут существовать и формироваться определенным образом и

без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.

Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия

школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют

достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной

деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных

требований.

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к

человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям, научить наблюдать за его развитием,

понимать

закономерности

происходящих

изменений.

Только

на

этой

основе

возможно

эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.

Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:

Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;

Систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);

Умение конструктивно подходить к разрешению конфликтов;

Цель работы нашей школы:

Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и

стремлений

работать в одном направлении школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения,

ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с

детьми.

2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного

воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом

культуры взаимодействия ребенка и родителей.

(ТАБЛИЦА)

Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на

содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной

деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках.

Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители

учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.

Эффективность

взаимодействия

определяется

взаимными

установками

семьи

и

учреждения образования. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают

необходимость

целенаправленного

воздействия

на

ребёнка

и

доверяют

друг

другу.

Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психолого-педагогические

принципы. Мы руководствуемся следующими принципами: научность, единство действий,

связь с жизнью, диагностика, использование идей и средств народной педагогики как основы

домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и методов взаимодействия и др.

Организация сотрудничества родителей и нашей школы в деле воспитания на основе

единой педагогической позиции происходит через:

включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;

правовое просвещение родителей;

оказание помощи родителям в семейном воспитании;

оказание родителями материально- финансовой помощи школе;

совместная со школой организация социальной защиты детей;

организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

Активные формы взаимодействия учителя с родителями – важное условие раскрытия творческого

потенциала семьи. Действия, которые дарят ощущение праздника, радости, веселья, совместного

общения долго согревают и детские, и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны

всем. Кроме того, происходит косвенное руководство по организации досуга семей учащихся.

Огромное значение имеет положительное общение для детей из неполных и проблемных семей.

Встреча с авторитетными родителями своих одноклассников делает для ребенка гораздо больше,

чем беседы и нравоучения, то есть происходит также и косвенное влияние на будущие поступки

ребенка, формирование его характера через стремление к подражанию, в том числе и формируется

значимое отношение к понятию «семья».

Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями в классе позволяет детям и

родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких. Тщательно

подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее

дело совершает настоящий переворот в сознании мам и пап, раскрывает в них огромный

воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает

авторитет школы, позволяет объединить усилия родителей. Непринужденная праздничная

атмосфера, доброжелательность, теплота, душевность, юмор, желание поделиться эмоциями

приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем,

чаще предлагают свою помощь. Учитель приобретает не только единомышленников, но и

помощников.

Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе, равноправие способствует

развитию и становлению личности ребенка, а общение ДЕТИ - РОДИТЕЛИ - УЧИТЕЛЬ приносит

ребенку радость. Творческое сотрудничество школы с семьей дает положительный результат

семейного общения, привлекает семью к осознанному и активному участию в образовании

ребенка, создает оптимальные условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии

и саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучении и самообучении личности.

В работе использую следующие принципы взаимной деятельности:

обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

доброжелательность и дипломатичность в общении;

позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности

как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Сотрудничество с родителями осуществляю по следующим направлениям:

1. Изучение условий семейного воспитания.

Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности

семейного воспитания, систематический мониторинг уровня взаимоотношений семьи и школы,

организация родительского всеобуча, индивидуальные консультации, организация встреч с

врачами, психологами, работниками библиотеки.

Формы работы: беседы, анкетирование, сочинения детей о семье, конкурс творческих работ

учащихся «Моя семья», формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

В классе обеспечен свободный доступ родителей на уроки в любое удобное для них время, а не

только в Дни открытых дверей. Это позволяет родителям сохранить интерес к школьной жизни

ребенка буквально с первых дней обучения, быстрее познакомиться с индивидуальными

особенностями ребенка и типом семейного воспитания.

Формы учебного взаимодействия с семьей.

Урок-наблюдение, урок-практическое участие родителей, урок-соревнование

детей и

родителей, уроки - совместное изучение информационных технологий,

театрализованные

представления

и

драматизации,

родительские

тренинги,

дискуссии

психологические разминки, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские

вечера, родительские чтения, родительские ринги. Родительские собрания, общеклассные и

общешкольные конференции, индивидуальные консультации, посещение на дому.

Урок-наблюдение

за деятельностью учителя и детей позволяет родителям проследить за тем, как

строится система обучения на современном этапе, какие методы и приемы используются, каким

образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, со сверстниками; увидеть характер

затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к

учителю.

Предоставляя право прийти в школу на урок в любое время, а не по приглашению, вызывает у

родителей чувство доверия, взаимопонимания. Многим родителям приходится пересмотреть свое

отношение к ребенку.

Информированность о школьной жизни ребенка, образовательном процессе и его возможностях

влияния на развитие личности ребенка вызывает интерес к учебной работе, мамы и папы

отмечают, как изменилась программа по сравнению со временем, когда учились они сами, как

изменилась технология урока, как самостоятельно учатся добывать знания их дети.

Урок-практическое участие родителей

знакомит родителей с уровнем развития современного

образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности.

Родителям предлагается роль активных участников урока. Изучая тему вместе с детьми, родители

чувствуют себя внутри образовательного процесса, ненадолго возвращаясь в детство, часто заново

отмечая, каким нелегким может быть процесс обучения.

Дети, видя своих родителей и родителей товарищей в классе, чувствуют искреннюю

заинтересованность в своих успехах, знакомятся с коллективом родителей, постепенно

запоминают их, расширяя круг общения; а родители?- Они видят, лучше узнают класс, а не только

своего ребенка, видят часто те проблемы, которые, может быть, не заметил учитель, а затем

предлагают свои предложения улучшения организации учебно-воспитательного процесса,

сознательно участвуют в оказании практической помощи ребенку, классу, школе.

Урок-соревнование детей и родителей:

Эту форму работы очень любят дети, так как она создает ситуацию успеха в учебной

деятельности детей, стимулирует их познавательные интересы, стремление к самостоятельному

углублению имеющихся знаний.

Открытый урок- эта форма совместной деятельности, которая формирует общественную

активность детей и родителей в рамках школы, города, района.

День открытых дверей – это праздник класса, на котором демонстрируются только

положительные достижения каждого ребенка, это своеобразный итог новой ступеньки

достижений детей, родителей и учителя. Эта форма позволяет родителям увидеть, как строится

процесс обучения, как ребенок адаптируется к новым обязанностям, какие успехи им достигнуты.

Родители отмечают для себя, на что следует обратить внимание, чтобы помочь ребенку не отстать

от сверстников.

Родители – мои помощники и союзники и во внеклассной деятельности.

Важнейшим направлением во внеурочной деятельности является сохранение и укрепление

здоровья детей, формирование установок на здоровый образ жизни, родители показывают пример

своим воспитанникам, принимая участие семьями в школьных и городских соревнованиях.

Совместно с родителями в классе проходят праздники, новогодние театрализованные

представления, когда в роли артистов выступают и родители, и дети. Это помогает ребятам

перебороть чувство неуверенности в своих силах, которое мешает успешному обучению;

заставляет мобилизовать многие внутренние резервы. А когда рядом родители и друзья, самое

главное – какая ты личность.

В нашей школе ежегодно проводятся выставки из природного материала: «Природа и фантазия»,

где ребята представляют не только индивидуальные работы, а коллективные; традиционными

стали семейные творческие проекты.

В классе проходит конкурс «Моя семья – мое богатство».

Номинации:

Семейная фотография.

Семейная традиция.

Наши увлечения.

Моя родословная.

В рамках конкурса в детской библиотеке прошел праздник, посвященный Дню Защитника

Отечества, «Связь трех поколений», где выступали дедушки, папы и сыновья.

В результате совместной деятельности родителей детей и учителя в классе создан хороший

дружный коллектив, ребята в классе активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной.

Им хочется много знать, им все интересно, они желают участвовать во всех делах, желают

проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания. Поэтому дети с огромным

желанием принимают участие в олимпиадах школьного уровня, в различных городских и

районных конкурсах. Интерес к предметам из года в год повышается.

Изменяется и позиция родителей: если вначале они слушатели, потом союзники, затем участники

творческих дел.

В заключении хочется сказать:

Демокрит утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от

природы». Таким упражнением, способствующим развитию и становлению личности ребёнка,

становится использование активных форм взаимодействия семьи и школы.

Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Не отталкивайте от себя пришедших в

школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное

положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым

шагом навстречу сотрудничеству.

Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.

Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и

равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в

этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его

компетенции, показывает его профессионализм.

Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены - так это дети. Остальное частности.

Будем жить ради них и любить их и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей -

благородный и отзывчивый – к нему идём всю жизнь.

Школа обладает многогранными возможностями влияния на семью через образовательную и

воспитательную деятельность. Активное сотрудничество школы с семьей является не просто

желаемой

деятельностью

педагога,

а

требованием

времени.

Тем

самым,

происходит

объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных

результатов, что делает школу привлекательной для родителей и детей, стимулирует

творческую деятельность педагога.



В раздел образования




Яндекс.Метрика