Автор: Елена Владимировна Димитрова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ"СОШ города Билибино ЧАО"
Населённый пункт: город Билибино ЧАО
Наименование материала: статья
Тема: Технология сотрудничества: парная работа на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
Технология сотрудничества: парная работа на уроках в начальной школе
То, что ребёнок сегодня умеет
делать в сотрудничестве, завтра он
сумеет сделать самостоятельно.
Л. В. Занков
Технология сотрудничества представляет собой современную образовательную технологию
личностно-ориентированного типа и позволяет реализовать требования ФГОС второго поколения.
Поскольку технология сотрудничества носит общепедагогический характер, она может
применяться очень широко:
– во-первых, на всех образовательных ступенях – от дошкольного образования до повышения
квалификации учителей;
– во-вторых, на уроках по самым разным предметам, начиная с русского языка и математики и
заканчивая такими практико-ориентированными предметами, как физкультура, информатика,
технология, изобразительное искусство;
– в-третьих, на школьных мероприятиях, где изучается какой-либо новый материал – на
уроках, классных часах, педагогических советах и даже родительских собраниях.
Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще
организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Ценность технологии в том,
что она помогает решать очень важные задачи на современном уроке:
– заставляет учащегося ставить цели и находить способы её достижения;
– намного прочнее удерживает внимание ученика и его включенность в работу;
– приучает детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать
усвоение знаний и качество работы товарища;
– помогает каждому ребенку высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы
других. То есть у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что
позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;
– реализует воспитательные задачи: воспитание дружбы, ответственности, инициативности,
толерантности к другим.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно
эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов
учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые
проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь,
радоваться жизни.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять
вместе!
Приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества:
1. Этика вербального обращения к обучающемуся.
Этим приемом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия.
«Давай подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» – в этих словах заложено участие
педагога, а в словах «Мне интересно…», «Я хочу знать…» проявляется авторитарный стиль
общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.
2. Стимулирующее общение, вызывающее радость обучающегося.
Данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения
фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.
3. Дорисовывание. Независимо от того как обучающийся ведет себя на конкретном уроке,
учитель «накладывает» на него «краски», веря в то, что ученик настроен на совершенствование.
«Ребята, сегодня у нас радостное событие! Алена, за которую все переживали, выполнила все
задания без ошибок. Давайте поздравим ее с успехом и будем ждать большего!» – взгляд ребенка в
этот момент выражает просьбу: «Накладывай на меня “краски”, и я стану таким».
4. Приобщение детей к плану урока. Обучающиеся сами должны задать тон уроку, стать
единомышленниками учителя, чувствовать себя хозяевами урока и осознавать исключительную роль
в его творении.
5. Доверие ученику. Обращаясь к ученику со словами: «Только ты это сможешь сделать», «Это
очень трудное дело, поэтому, добровольцы, вперед!», – учитель показывает, что он доверяет
ученику.
Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики
могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить.
Работа в парах на уроках привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика,
первый опыт ее организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы
учащимися, их неумение действовать совместно), что отталкивает от дальнейшего использования
этой формы.
Так, когда же лучше начинать обучение в парах?
Чем привлекательна эта работа?
И что дает она каждому ребенку?
Организация парной работы, конечно же, имеет свои особенности. С первых дней организации такой
работы необходимо вводить правила совместной работы
Работать дружно
Быть внимательными друг к другу, вежливыми
Вовремя оказывать помощь
Вводить правило этики совместной работы
(как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори, называй товарища
по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно
слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять.)
Вводить особенный знак, который показывает, что пара с заданием справилась, называется «
домик»
. Дети учатся внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно
готовятся к ответу (для ребенка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать,
доказывать.
Ребенок чувствует себя комфортно, он может делать в этот момент то, что в другое время не
разрешается – свободно общаться, свободно сидеть.
Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от
других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются
высказываться при всем классе. А в более узком кругу сверстников - стеснительные дети начинают
говорить. При такой работе зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в
собственных силах.
Работа в парах вводится в 1 классе с первых дней обучения. Все знают, как нелегко бывает
современным первоклассникам адаптироваться к школе.
Большое значение в этот период имеют формы организации взаимодействия первоклассников друг с
другом. В частности, работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного
процесса, целью которой является формирование межличностных отношений.
Парную
работу
можно
рассматривать
как
начальную
стадию
формирования
деловых
межличностных отношений.
Работа в парах
• Работа в парах является основой для организации устно-самостоятельной работы. В 1-2 классе
работа в паре не превышает 10 мин, в 3-4 классе – более половины урока.
• При освоении работы в парах выделяют три этапа:
1-й – организация специальной деятельности учителя и ребенка, где педагог передает навыки
социального общения;
2-й
–
демонстрация
учителем
способов
организации
деятельности;
взаимодействие
обучающихся при руководящей роли педагога;
3-й – самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного материала.
Результат работы в паре
• Повышает речевую и мыслительную активность каждого обучающегося.
• Способствует воспитанию нравственных качеств личности.
• Формирует школьную мотивацию, повышает интерес к учебе.
Выделяют три вида пар (по системе А.С.Границкой): статистическая (пара постоянного состава),
динамическая (пара сменного состава), вариационная.
В статистической паре работа ведётся в режиме "взаимообучение"; "взаимоконтроль".
В динамической паре работа ведётся в режиме "коллективного взаимодействия".
В вариационной паре ведётся в режиме "обработки разнообразных материалов".
Я распределяю работу следующим образом:
На 1 этапе объясняю правила работы в паре ( повернуться друг к другу, говорить шепотом, слушать
и проверять партнера быть доброжелательными, можно поприветствовать рукопожатием) ,
приглашаю поработать в паре с учителем ученика (демонстрация).
Статистическая пара: в этой паре сидящие за одной партой ученики постоянно меняются ролями
учителя и ученика.
Они могут обучать друг друга, контролировать, работая в режиме
«взаимоконтроль». Статистическая пара является эффективным механизмом, обеспечивающим
регулярное общение учащихся друг с другом на уроке, повышающим речевую и мыслительную
активность каждого обучающегося.
Каждый ученик получает возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать,
подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки, воспринимать, содержание речи
партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль способствует воспитанию
нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в
паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров.
В первом классе могут быть предложены следующие задания:
Раскрасить предметы так, чтобы они были одинаковые
(мяч, варежки, сюжетные картинки)
1.Заштриховать предметы одинаково (тут должен совпадать, и цвет , и направление штриховки)
2.Устный счет в парах (тут возможно два варианта работы: либо учитель сам заранее готовит
карточки и карточки с ответами, по которым дети будут проверять друг друга;
либо детям заранее предлагается дома самим подготовить эти карточки для следующего урока),
4.Также детям можно предложить раскрасить картинку при этом выполнять устные вычисления.
Какая пара быстрее?
Постепенно переходим к обсуждению в парах.
Что значит обсуждать в парах? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их.
Задайте друг другу по два вопроса по прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них,
используя слова, записанные на доске- ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО? ЧТО? Те вопросы на которые дети
не могут ответить в парах, разбираются фронтально.
Например: отработка навыков чтения: учитель читает текст вслух – дети следят. Затем все
одновременно читают вслух вместе с учителем. После этого начинается работа в парах. Каждый
ученик читает вслух товарищу, а затем выслушивает его чтение. В результате интенсивность
тренировки в чтении вслух возрастает в несколько раз. Чтение в парах даёт возможность каждому
ученику прочитать самостоятельно весь текст, а не отдельные предложения; один раз каждый
слушал, как читает учитель, затем читал вместе с учителем, один раз слушал своего товарища и
один раз читал весь текст вслух товарищу.
При знакомстве с новым текстом, если он довольно объёмный, учащимся предлагается читать его
друг другу по абзацам. Более усложнённым вариантом такой работы является озаглавливание
частей текста, когда дети не только попеременно читают текст, а совместно обдумывают заголовок
каждой части.
Пересказ прочитанного ведётся тоже в паре.
Так постепенно у детей появляется умение работать в парах. Работа ведется систематически и
целенаправленно в течение четырех лет обучения.
Какие еще могут предлагаться задания?
1. Взаимопроверка правила (устный опрос).
Ученик рассказывает соседу по парте правило,
приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель
может спросить любую пару.
2. Можно это же задание несколько изменить:
один ученик задает вопрос по изученному
материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и
однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в
работу).
3. С домашним заданием тоже можно поработать. Форма работы та же: один спрашивает, другой
отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на
безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу
предложения. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.
4. Работа с карточками. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые
орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило,
приводит свои примеры.
5.В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как «словарный диктант
для соседа». Заранее говорю, сколько должно быть слов или словосочетаний. Дома ребята
составляют
на
изученное орфографическое правило словарный диктант
с пропущенными
орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена
карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…».
6. По аналогии составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из
художественного текста, учебников или справочника 4-5 предложений на изученные пунктограммы,
а сосед по парте расставляет знаки препинания, разбирает предложение по членам, чертит схемы
предложений.
Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность,
способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой,
справочной литературой.
7. После изучения какой-либо большой темы или раздела, каждый ученик составляет «карточку –
зачет для соседа»; обычно в нее включается один теоретический вопрос (устно) и два практических
(письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку на карточке,
остальные выполняются письменно.
8.Часто на дом даю задания творческого характера: написать сочинение, сочинение – миниатюру,
лингвистическую сказку. Чтобы с творческой работой познакомились и другие учащиеся, практикую
«грамматическое задание для соседа». Например, дома ребята составляют рассказ с использованием
существительных общего рода, а в классе, обменявшись тетрадями, читают рассказ своего соседа по
парте и находят эти существительные.
Работа в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические
взаимодиктанты, карточки – зачет.
После совместной работы в течение некоторого времени, по желанию учащихся может происходить
смена партнеров, что создаёт предпосылки для перехода к работе в динамической и вариационных
парах.
В динамической паре
общее задание делится между членами микрогруппы. В микрогруппу
объединяются учащиеся двух соседних парт. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров,
каждый получает отдельный вопрос и опрашивает каждого. Работа ведется
в строгой
последовательности при смене партнёров: вначале опрашивают друг друга те, кто сидит за одной
партой, затем учащиеся в четвёрке поворачиваются и опрашивают друг друга, а в конце опрашивают
друг друга по диагонали. Такой порядок позволяет каждому опросить каждого и каждому ответить
каждому, что и является основным механизмом работы в динамической паре.
Работу в динамической паре использую на уроках русского языка, математики, чтения.
Высокая активность и эффективность работы при переходе от статистической пары к динамической
сохраняются.
Вариационная пара является одним из видов коллективного обучения. В отличии от динамической
пары, где распределяется по частям целое для всех общее задание, в вариационной паре
отрабатываются разнообразные материалы. Работа ведётся в три этапа. 1 этап – работа с рядом
сидящим. Каждый спрашивает соседа устно по всей карточке. Партнеры задают вопросы друг другу,
сравнивают ответы с записью на обороте. Проверяющий следит за ходом решения по записи на
обороте карточки. После взаимопроверки и взаимообучения партнеры меняются карточками.
Поворот к новому партнеру. 2 этап – работа с учеником, сидящим за соседней партой. Проверяющий
работает по карточке, по которой только что был проверен сам. На обороте имеется запись ответов
на вопросы или ход решения задач или примеров. После завершения работы происходит смена
карточек. Поворот к прежнему партнеру. 3 этап – работа с прежним партнером, но по новой
карточке. Работа завершена, как только вернулась своя карточка.
На уроке математики раздаются карточки с текстом задач на одной стороне и с краткой записью и
решением на другой стороне. Режим 1-й – ознакомление с задачей и её решение, подготовка к
объяснению решения. Режим 2-й – совместное чтение задачи с товарищем и объяснение её решения.
Затем совместная работа над задачей товарища, смена партнёров после обмена карточками. У
каждого в руках та карточка, которую он только что проработал с товарищем. Каждый ещё раз
прочитывает задачу, просматривает её решение и готовится объяснять её новому партнеру. Снова
обмен карточками и снова поворот к прежнему партнеру, но уже с новой карточкой. Каждый ученик
проработает все 4 карточки и научится объяснять решение задачи.
Парную работу учителя начальных классов используют на уроках всех дисциплин при проверке
домашних заданий, взаимопроверке классных самостоятельных работ. Такая работа очень полезна:
она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его
самостоятельно и проверяя работу товарища. А это способствует прочному усвоения знаний,
развитию
навыков
самоконтроля,
самооценки.
Важнейшие особенности этой формы : каждый момент работы половина учащихся говорит,
половина слушает; каждый участник является попеременно то учеником, то учителем; ближайшая
цель каждого ученика — учить других всему, что знаешь сам; каждый отвечает не только за свои
знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей.
Таким образом, усвоение учебного материала происходит в непосредственном учебном диалоге.
Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.
Обучение в сотрудничестве на основе работы в парах дает каждому ученику возможность
систематически проговаривать учебный материал, выражать свои мысли вслух, что способствует
осознанному обобщению знаний.
Работа
в
паре
способствует
возникновению
интереса
к
процессу
учения
и
чувства
удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения, особенно если учитель
создает, подмечает и поддерживает ситуацию успеха каждого ученика.
При работе в парах все ученики класса работают на уроке. Сама организация урока настолько
захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться не общим, а посторонним делом.
Детей отличает доброжелательность, активность, жизнелюбие, что говорит о сформированном
отношении
к
себе
как
к
личности.