Автор: Борисова Александра Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГОБУ Спасская КШИ
Населённый пункт: г. Спасск-Дальний Приморского края
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Круги Леонарда Эйлера в коррекционном образовании"
Раздел: среднее образование
Круги Леонарда Эйлера в коррекционном образовании.
Ты человек, а значит, ты
Обязан рассуждать –
А без логичной простоты
Ты будешь пропадать. (С. Алдошин)
Коррекционное образование, как и другие направления педагогики, подчиняются тем
же законам. При этом многие мыслительные операции и стандартные логические
рассуждения упрощены. Это оправдано тем, что
для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с ментальными нарушениями с
особыми образовательными (интеллектуальными) потребностями необходимы особые
условия в учебно-воспитательном процессе. Круги Эйлера используются в моей практике
как дополнительный приём при формировании определённых умений и навыков.
Круги Эйлера — это геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить
отношения между понятиями, множествами объектов, предметами и явлениями. При
решении ряда задач Леонард Эйлер использовал идею изображения множеств с помощью
кругов
О
ни получили название «круги Эйлера».
Учитывая простоту и наглядность
модели кругов Эйлера, она может
ус
пе
шно
использова
ться
в коррекционном образовании.
Цель: активизация учебно-воспитательного процесса для формирования определённых
мыслительных операций и нестандартного мышления.
В соответствии с целью определяются задачи:
Образовательные
задачи:
формирование
навыков
работать
со
схемами
и
моделями (кругами Эйлера); формирование логических навыков и умений, операций анализа
и синтеза объектов; формирование универсальных учебных действий;
Воспитательные задачи: формирование знаний, умений, навыков, способствующих
адаптации в современном обществе, воспитание умения проявлять свои творческие
способности; привитие регулятивных навыков к своим рассуждениям и высказываниям;
Коррекционные задачи: развитие координации и моторных функций общей и мелкой
моторики; формирование и развитие мышления, внимания, памяти.
Существует множество приёмов, которые используются при решении текстовых
логических задач. Очень часто решение задачи помогает найти рисунок, картинка, схема.
Использование наглядности делает решение задачи простым и наглядным.
Признаки
предмета в кругах Эйлера обозначаются схематично, цифрами, с помощью пиктограмм.
Тем не менее, определённые
логические задачи составляют обширный класс
нестандартных задач в коррекционном образовании. Сюда относятся, прежде, всего,
текстовые задачи, в которых требуется распознать объекты или расположить их в
определенном порядке по имеющимся свойствам. При этом часть утверждений условия
задачи может выступать с различной оценкой.
Ценность задач, решаемых с помощью схем в виде кругов Эйлера, заключается в
упрощении написания краткой записи, решение задач происходит легче и не вызывает
особых сложностей. Такая (отчасти творческая) деятельность имеет практический характер и
позволяет разнообразить учебно-воспитательный процесс и вызывает неподдельный интерес
у ребят к обучению, что немаловажно в современной жизни.
Определённые задания заставляют задумываться, подходить к решению какой-либо
проблемы с другой стороны, уметь выбирать оптимальное решение или ответ.
Учащимся умение рассуждать помогает в процессе овладения ими многообразной
информацией, с которой они встречаются в окружающей среде, в деятельности.
Моя практика показывает, что задания состоят из множества данных. Выстроив данные
в единую цепочку, можно увидеть, что оптимальное решение подчиняется одному и тому же
посильному способу. Для выполнения определённого задания с помощью кругов Эйлера,
каждый раз составляю определённый алгоритм, способствующий лучшему пониманию
инструкции. Например, при решении задачи:
Читаем и разбираем задачу;
Выполняем рисунок-схему в виде кругов;
Записываем краткое условие задачи в круги (или в диаграмму Эйлера);
Выбираем условие (последовательность действий), которое соответствует логической
последовательности решения задачи;
Анализируем, рассуждаем, записываем результаты в решение задачи;
Записываем ответ.
Наглядно это выглядит так:
Задача. В классе 32 ученика. 20 школьников сходили на экскурсию в музей, а 17 ребят -
на завод. Сколько учащихся сходили на обе экскурсии: в музей и на завод?
Решение.
Надо
найти
количество
учащихся,
которые
сходили
на
обе
экскурсии: в музей и на завод (пересечение
множеств). Но сначала нужно найти сколько
всего учащихся сходило на экскурсии.
1) 20 уч. + 17 уч. = 37 (уч.) - всего
сходили на экскурсии.
В классе 32 ученика. Значит теперь мы
можем
найти
количество
учеников,
сходивших на две экскурсии.
2) 37 уч. - 32 уч. = 5 (уч.)
Ответ: 5 учащихся сходили на обе
экскурсии: в музей и на завод.
Логические задачи заставляют думать,
рассуждать, составлять цепочку действий,
последовательность,
что
способствует
лучшей социализации в современной жизни.
Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в
несколько этапов, с постепенным усложнением. По мере закрепления и усвоения материала
задания можно постепенно усложнять. При этом инструкция к заданиям должна быть чётко
сформулирована и понятна учащимся с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью с особыми образовательными (интеллектуальными) потребностями.
Круги
Эйлера
можно
использовать как
в
непосредственно
образовательной
деятельности с детьми, так и на занятиях,
в упражнениях по развитию речи, по
познавательному развитию, в самостоятельной деятельности учащихся.
Работа с кругами Эйлера активизирует коррекционно-развивающий образовательный
процесс. Использование данного приёма приводит к активизации логических процессов,
механизма саморазвития, в результате которой мышление ребят формируется на более
качественном уровне. Таким образом, у них развиваются умения анализировать объекты с
целью выделения признаков. Они учатся осуществлять анализ и синтез, составляя целое из
частей.
Приобретают
знания
и
навыки
самостоятельно
достраивать
множества
недостающими
компонентами.
У
ребят
формируются
умения
сравнивать
и
классифицировать, обобщать, рассуждать, делать посильные выводы и умозаключения,
строить логические цепочки, что необходимо каждому учащемуся, воспитаннику с особыми
образовательными (интеллектуальными) потребностями
для адаптации и интеграции в
современном обществе.