Напоминание

"Круги Леонарда Эйлера в коррекционном образовании"


Автор: Борисова Александра Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГОБУ Спасская КШИ
Населённый пункт: г. Спасск-Дальний Приморского края
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Круги Леонарда Эйлера в коррекционном образовании"
Раздел: среднее образование





Назад




Круги Леонарда Эйлера в коррекционном образовании.

Ты человек, а значит, ты

Обязан рассуждать –

А без логичной простоты

Ты будешь пропадать. (С. Алдошин)

Коррекционное образование, как и другие направления педагогики, подчиняются тем

же законам. При этом многие мыслительные операции и стандартные логические

рассуждения упрощены. Это оправдано тем, что

для обучающихся, воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с ментальными нарушениями с

особыми образовательными (интеллектуальными) потребностями необходимы особые

условия в учебно-воспитательном процессе. Круги Эйлера используются в моей практике

как дополнительный приём при формировании определённых умений и навыков.

Круги Эйлера — это геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить

отношения между понятиями, множествами объектов, предметами и явлениями. При

решении ряда задач Леонард Эйлер использовал идею изображения множеств с помощью

кругов

О

ни получили название «круги Эйлера».

Учитывая простоту и наглядность

модели кругов Эйлера, она может

ус

пе

шно

использова

ться

в коррекционном образовании.

Цель: активизация учебно-воспитательного процесса для формирования определённых

мыслительных операций и нестандартного мышления.

В соответствии с целью определяются задачи:

Образовательные

задачи:

формирование

навыков

работать

со

схемами

и

моделями (кругами Эйлера); формирование логических навыков и умений, операций анализа

и синтеза объектов; формирование универсальных учебных действий;

Воспитательные задачи: формирование знаний, умений, навыков, способствующих

адаптации в современном обществе, воспитание умения проявлять свои творческие

способности; привитие регулятивных навыков к своим рассуждениям и высказываниям;

Коррекционные задачи: развитие координации и моторных функций общей и мелкой

моторики; формирование и развитие мышления, внимания, памяти.

Существует множество приёмов, которые используются при решении текстовых

логических задач. Очень часто решение задачи помогает найти рисунок, картинка, схема.

Использование наглядности делает решение задачи простым и наглядным.

Признаки

предмета в кругах Эйлера обозначаются схематично, цифрами, с помощью пиктограмм.

Тем не менее, определённые

логические задачи составляют обширный класс

нестандартных задач в коррекционном образовании. Сюда относятся, прежде, всего,

текстовые задачи, в которых требуется распознать объекты или расположить их в

определенном порядке по имеющимся свойствам. При этом часть утверждений условия

задачи может выступать с различной оценкой.

Ценность задач, решаемых с помощью схем в виде кругов Эйлера, заключается в

упрощении написания краткой записи, решение задач происходит легче и не вызывает

особых сложностей. Такая (отчасти творческая) деятельность имеет практический характер и

позволяет разнообразить учебно-воспитательный процесс и вызывает неподдельный интерес

у ребят к обучению, что немаловажно в современной жизни.

Определённые задания заставляют задумываться, подходить к решению какой-либо

проблемы с другой стороны, уметь выбирать оптимальное решение или ответ.

Учащимся умение рассуждать помогает в процессе овладения ими многообразной

информацией, с которой они встречаются в окружающей среде, в деятельности.

Моя практика показывает, что задания состоят из множества данных. Выстроив данные

в единую цепочку, можно увидеть, что оптимальное решение подчиняется одному и тому же

посильному способу. Для выполнения определённого задания с помощью кругов Эйлера,

каждый раз составляю определённый алгоритм, способствующий лучшему пониманию

инструкции. Например, при решении задачи:

Читаем и разбираем задачу;

Выполняем рисунок-схему в виде кругов;

Записываем краткое условие задачи в круги (или в диаграмму Эйлера);

Выбираем условие (последовательность действий), которое соответствует логической

последовательности решения задачи;

Анализируем, рассуждаем, записываем результаты в решение задачи;

Записываем ответ.

Наглядно это выглядит так:

Задача. В классе 32 ученика. 20 школьников сходили на экскурсию в музей, а 17 ребят -

на завод. Сколько учащихся сходили на обе экскурсии: в музей и на завод?

Решение.

Надо

найти

количество

учащихся,

которые

сходили

на

обе

экскурсии: в музей и на завод (пересечение

множеств). Но сначала нужно найти сколько

всего учащихся сходило на экскурсии.

1) 20 уч. + 17 уч. = 37 (уч.) - всего

сходили на экскурсии.

В классе 32 ученика. Значит теперь мы

можем

найти

количество

учеников,

сходивших на две экскурсии.

2) 37 уч. - 32 уч. = 5 (уч.)

Ответ: 5 учащихся сходили на обе

экскурсии: в музей и на завод.

Логические задачи заставляют думать,

рассуждать, составлять цепочку действий,

последовательность,

что

способствует

лучшей социализации в современной жизни.

Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в

несколько этапов, с постепенным усложнением. По мере закрепления и усвоения материала

задания можно постепенно усложнять. При этом инструкция к заданиям должна быть чётко

сформулирована и понятна учащимся с ограниченными возможностями здоровья и

инвалидностью с особыми образовательными (интеллектуальными) потребностями.

Круги

Эйлера

можно

использовать как

в

непосредственно

образовательной

деятельности с детьми, так и на занятиях,

в упражнениях по развитию речи, по

познавательному развитию, в самостоятельной деятельности учащихся.

Работа с кругами Эйлера активизирует коррекционно-развивающий образовательный

процесс. Использование данного приёма приводит к активизации логических процессов,

механизма саморазвития, в результате которой мышление ребят формируется на более

качественном уровне. Таким образом, у них развиваются умения анализировать объекты с

целью выделения признаков. Они учатся осуществлять анализ и синтез, составляя целое из

частей.

Приобретают

знания

и

навыки

самостоятельно

достраивать

множества

недостающими

компонентами.

У

ребят

формируются

умения

сравнивать

и

классифицировать, обобщать, рассуждать, делать посильные выводы и умозаключения,

строить логические цепочки, что необходимо каждому учащемуся, воспитаннику с особыми

образовательными (интеллектуальными) потребностями

для адаптации и интеграции в

современном обществе.



В раздел образования




Яндекс.Метрика