Автор: Едыкина Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23
Населённый пункт: Владимирская область, Ковров
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности дистанционного обучения у первоклассников
Раздел: начальное образование
Сложившаяся в 2020 году ситуация с распространением новой
коронавирусной
инфекцией
вызвала
необходимость
перехода
к
дистанционному обучению. Для многих педагогов, учеников и их родителей
такая форма обучения вызвала ряд трудностей, которые отразились на
качестве обучения. Вместе с тем, наличие современных информационных
технологий, их правильное использование, правильная организация работы
учащихся и вовлечение в процесс обучения родителей позволяет провести
урок нисколько не хуже чем «вживую». Так для проведения уроков
использовалась программа видеоконференцсвязи «ZOOM», электронная
платформа дистанционного обучения «СЭДО». В ходе проведения занятий
в режиме дистанционного обучения был выявлен ряд проблемных вопросов
таких как:
1.
Дети самостоятельно не могут зайти на дистанционную платформу
обучения СЭДО или выйти в «ZOOM».
2.
Дети не владеют рядом умений, необходимых при самостоятельной
работе.
3.
Нет «живого» контакта учителя с учеником.
4.
Большая зависимость качества обучения от степени участия
родителей в обучении.
Кажется,
что на поверхности лежит вывод, что дистанционное
обучение не работает для младших школьников. Разумеется, это чувство
резонирует с впечатлениями родителей и собственно самих учеников.
Дистанционное обучение, действительно, намного проще организовать со
старшеклассниками, которые могут проявить бóльшую независимость и
самостоятельность в обучении.
Но это не означает, что дистанционное обучение невозможно для
учащихся начальных классов.
Оно должно быть структурировано по-другому. И должно начинаться с
предпосылки, что родители являются нашими партнёрами в процессе
удалённого обучения.
Прежде
всего,
учитель
начальных
классов
должен
отказаться
от менторского отношения в отношении родителей и добиться понимания
ими своих задач:
учесть условия каждой семьи, их возможности, особенно там,
где на один компьютер 2-3 и более детей
объяснить,
что
необходимо
для
создания
комфортных
условий дистанционного обучения
помочь родителям вникнуть в азы педагогики
убедить: не подменять детей в решении учебных задач,
поставленных учителем
Ни в коем случае не перегружать родителей своими задачами. Главное,
чтобы всё, что вы скажете или напишете им, было максимально доступно.
Составьте
для
родителей
подробную
технологическую
карту. Пропишите в ней алгоритм их действий по каждой из учебных
задач, которые вы ставите перед своими учениками. Что должны
сделать родители, а что ученики.
Вот примерная технологическая карта.
Обязательно пропишите все тонкости. Не надейтесь, что родители
помнят школьную программу.
НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:
Во-первых, основной аудиторией такой технологической карты
являются родители.
Если мы хотим, чтобы учащиеся начальных классов по-настоящему
участвовали в дистанционном обучении, нам нужно будет полагаться на
родителей, чтобы с их помощью обеспечить качественное обучение. Думайте
о них как о помощниках учителя. Вы должны дать им достаточно
информации, чтобы родители могли использовать полученный детьми в
школе опыт обучения для работы дома, не подавляя и не подменяя их.
Вот почему в этой карте указаны, какие действия должны выполнять
ученики (их дети), следует включить также упоминания о распространённых
ошибках, которые учащиеся, вероятно, будут делать при работе с теми или
иными понятиями. Очень важно настроить родителей на понимание, что
именно их дети должны знать и уметь делать.
Во-вторых, обратите внимание, чтобы учебные задачи были
разнообразными.
Необходимо
обеспечить
дифференцированное
удалённое обучение.
Главное здесь - убедиться, что вы предоставляете примерные задачи
для учащихся, но обязательно включите элементы дифференциации. К
примеру, если ребёнок легко справился с заданием, попросите родителей
дать дополнительное задание. Дайте примерный перечень таких заданий.
Очень
важно,
чтобы
каждый
ребёнок
двигался
вперед
во
время
дистанционного обучения, но, учитывая, что все они находятся на разных
уровнях понимания учебного материала, поставленные учебные задачи, не
могут быть едиными.
И, конечно, обеспечьте хорошую обратную связь с родителями.
Пусть делятся впечатлениями, присылают сканированные задания,
задают вам вопросы.
Вы можете использовать, обычные мессенджеры вайбер или вотсап,
электронную почту. Это позволит родителям загружать текст, видео и
фотографии
непосредственно
на
онлайн
доску,
пусть
родители
записывают короткие видеоклипы учащихся, выполняющих задачи, которые
вы им поставили.
Это даст вам возможность увидеть, насколько ожидаемо ученики
демонстрируют свои умения и навыки, которые вы от них ожидаете. В то же
время вы можете указать родителям или ученикам на допущенные ошибки,
которые увидели, предложить следующие шаги, которые необходимо
предпринять.
Эта обратная связь даст вам очень многое. Вы можете обнаружить свои
ошибки
в
организации
удалённого
урока, если
неправильные
действия совершают несколько учеников. Значит надо что-то менять. Не
стесняйтесь признавать своих ошибок и советуйтесь с родителями.
Организованная
вами
работа
на
основе технологической
карты, конечно, может быть бесценным опытом для родителей, которые
раньше не видели ошибок в работе своих детей и часто грешили на учителей.
Конечно, не заваливайте родителей терминами, которых в педагогике
слишком много. Создавайте для них посильные задачи. Возможно стоит
отправить родителям одну или две технологические карты в месяц. Не более.
В конце концов, если родители собираются быть нашими партнёрами в
этом процессе дистанционного обучения, наши учебные программы должны
быть разработаны с учётом родителей. Если то, что мы предлагаем, является
подавляющим инициативу родителей, запутанным или невыполнимым, то
стоит ли удивляться, когда родители в конечном итоге отказываются от
дистанционного обучения для своих младших детей.
Конечно, дистанционная форма обучения гораздо сложнее очной. И
требует от педагога несколько иного построения работы, в первую очередь с
родителями учеников. Однако она работоспособна. На данный момент
озвучиваются
разные
прогнозы
по
санитарно-эпидемиологическому
состоянию в стране, и, возможно, нам снова придется перейти на
дистанционную форму обучения. С учетом полученного опыта и работы над
ошибками, мы можем добиться высокого качества знаний у наших учеников.