Напоминание

"Старик и море"


Автор: Мусаева Эльвира Рамазановна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Технологическая карта урока литературы
Тема: "Старик и море"
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТЫ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Технологическая карта урока литературы

Составила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №21 г. Ставрополь

Мусаева Эльвира Рамазановна

Класс: 10

Тема урока: Особенности развития литературы 1950-1980-х годов. Э. Хемингуэй «Старик и море».

УМК: Литература. 10 класс. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Часть 2. 2015 год

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-беседа

Место урока в системе уроков: 1

Цели урока:

Воспитывающие:

- воспитывать у учащихся чувство сопричастности к происходящему в произведении, позитивные морально-психологические качества;

- прививать любовь к классической литературе;

- обобщать и конкретизировать знания учеников о развитии страны.

- формирование любви, и уважения к литературе и нравственным ценностям.

Развивающие:

- развивать способность к анализу, обобщению, систематизации полученных знаний;

- формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям повести, способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную

точку зрения;

- развивать умение обобщать изученное.

Обучающие:

- обзорно познакомить учащихся с биографией Э. Хемингуэя, особенностями его творчества, историей создания повести «Старик и море».

- вырабатывать у учащихся аналитическое мышление, умение обобщать, высказывать свою точку зрения, делать выводы, т. е. обучение интерпретации текста.

- обогащать словарный запас: осмыслить литературное понятие «метод айсберга».

Планируемые результаты:

Личностные:

- формируются духовно-нравственные качества;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к ним.

Предметные:

- знать содержание прочитанного произведения;

- умение анализировать художественный текст.

Метапредметные:

- умение поддерживать диалог;

- демонстрирование готовности слушать собеседника и вести диалог;

- освоение начально й формы познавательной и личностной рефлексии

Формы работы: фронтально-коллективная

Оборудование: презентационный материал, пособие по литературе.

Основные понятия: развитие литературы 1950-1980-х годов.

Методы: ИКТ, аналитическая беседа, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Организационный

Цель: подготовить

обучающихся к работе на

уроке

Приветствие. Проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к

уроку

Регулятивные:

самоконтроль.

Коммуникативные:

взаимодействие с учителем

и сверстниками.

II. Мотивация учебной

деятельности

Цель этапа: создание

условий,

способствующих

ознакомлению

обучающихся с

материалом

1. Слово учителя

2. Определение темы и

цели урока.

-Каждый раз подходя к очередному этапу изучения

художественных произведений, мы начинаем с

обзора культурно-исторических событий того

времени.

-Зачем нужно знать историю, если мы изучаем

литературу?

- Что вы можете сказать о времени 50-80-х годов 20

века?

Молодцы!

Исходя из этого давайте сформулируем тему нашего

урока: «Особенности развития литературы в 1950-

1980-х годов Слайд 1

Запишите тему урока в своих тетрадях.

Каковы же цели нашего урока? Попробуйте

сформулировать сами.

Давайте познакомимся или вспомним то, что

происходило в стране СССР в начале 50-80-х годов?

Слайд 2

1953 год – важная веха в истории советской

литературы (смена политического направления в

стране после смерти Сталина). «Бронзовый век»

русской литературы

Слайд 3

Слайд 4 Направления в литературе 1950-1980-х

годов

Ответы учеников:

50—80-е годы — многогранный и достаточно

сложный период развития отечественной

словесности, которую принято было называть

советской литературой. Литература этих лет в

большинстве своем была жестко

унифицированной, подцензурной. Творчество

художников слова направлялось по единому руслу

— методу социалистического реализма и

определялось решениями коммунистической

партии и требованиями партийных документов.

Узко регламентированный подход к воссозданию

действительности средствами художественного

слова резко ограничивал творческие возможности

писателей, которые зачастую не могли преодолеть

цензурные запреты, долго ожидали публикации

своих произведений, а порой пополняли ряды

писателей-диссидентов.

- Записывают.

Понять какой посыл в себе заключают

произведения 50-80 гг. 20 столетия.

Ознакомиться с произведениями.

Записывают:

«эстрадная» поэзия (выход поэзии к зрителям,

Личностные: умение

делать нравственный

выбор: способность к

волевому усилию.

Регулятивные: составлять

план; осознание того, что

уже усвоено и что ещё

подлежит усвоению.

Познавательные:

выражать свои мысли,

строить высказывание в

соответствии с задачами

коммуникации;

структурировать

найденную информацию в

нужной форме;

устанавливать причинно-

следственные связи.

Коммуникативные:

решать учебные проблемы;

слушать и слышать;

выражать свои мысли;

строить монолог, вступать

в диалог.

Слайд 5Перепишите в тетради:

Приложение 1

публичные чтения на эстраде, лирика становится

голосом своей эпохи –

- «тихая» лирика начала 60-х гг. (нравственно-

философская поэзия, тема судьбы России,

есенинские мотивы, тема деревни)

-«деревенская проза»

- «городская проза»

III Аналитический этап

Цель: научиться

правильно

формулировать свои

мысли, выстраивать

диалог с учителем

Теперь перейдем к повести Э. Хемингуэя «Старик и

море». Дома вы должны были самостоятельно

прочитать повесть и найти интересные факты из

жизни автора

Сообщение ученика «Жизнь и творчество Э.

Хемингуэя».

-Что поражает в личности Хемингуэя?

-Таким ли вы представляли себе автора повести,

когда читали «Старик и море»?

-Можно ли назвать самого писателя «человеком

борющимся»?

-Еще раз вернемся к понятию «метод айсберга»? Как

вы поняли, что это за метод?

Слайд 6

Этот характерный стиль Х. наиболее отчетливо и

последовательно воплощен в повести «Старик и

море». Действие этой повести ограничено

несколькими днями и одним частным случаем:

старому рыбаку удается изловить в море огромную

рыбу, но по пути к берегу его добычу пожирают

акулы, и он остается ни с чем. Сюжет прост и строг.

Однако в узкие рамки сюжета «втиснута»

богатейшая философская проблематика, и перед

читателем не только открывается история долгой и

нелегкой человеческой жизни, но и ставятся вопросы

космического порядка: о смысле и ценности жизни, о

преемственности поколений, о единстве человека и

природы, и многие другие. Итак, познакомимся

вкратце с историей создания повести.

Сообщение ученика об истории создания повести

Э. Хемингуэя «Старик и море».

Личностные: умение

делать нравственный

выбор: способность к

волевому усилию; развитие

рефлексии

Регулятивные: владение

навыками самоконтроля,

взаимоконтроля.

Познавательные:

выражать свои мысли,

строить высказывание в

соответствии с задачами

коммуникации; вести

поиск и выделять

необходимую

информацию; уметь

анализировать лирическое

произведение.

Коммуникативные:

решать учебные проблемы;

слушать и слышать;

выражать свои мысли;

строить монолог, вступать

в диалог; работать в

коллективе;

взаимодействовать с

учителем

IV. Работа над

прозаическим текстом

Э. Хемингуэя «Старик и

море»

Цель этапа:

научиться правильно

-Начнем работу над анализом повести «Старик и

море», которая в полной мере отражает специфику

творчества ее автора.

- Кратко передайте содержание произведения

Пересказ:

дин старик по имени Сантьяго жил в небольшом

рыбачьем поселке. Старик за последние

Личностные: умение

делать нравственный

выбор: способность к

волевому усилию; развитие

рефлексии

Регулятивные: владение

анализировать

прозаическое

произведение.

1. Слово учителя

2. Взаимодействие с

классом

Итак, повесть построена так, что за ее абсолютной

внешней

Реалистичностью точно описан быт старика Какой?

Все время чувствуется подводная часть «айсберга»-

глубина проблематики. Вот, к примеру, мы знаем,

что старика зовут Сантьяго, а мальчика Манолин, но

их имена очень редко звучат в повести, Хемингуэй

просто пишет «старик и мальчик» Почему?

-Почему в конце повести старик не умирает? Зачем

он должен поправиться?

восемьдесят четыре дня ничего не поймал. У него

был маленький помощник, мальчик по имени

Манолин. Но его родители не захотели, чтобы тот

имел дела со стариком.

Старик жил бедно и тот мальчик, несмотря ни на

что, помогал ему с едой. Он смирился с таким свои

состоянием бедности. Однако, он не потерял

человеческого облика и собственного достоинства.

Старику часто снилась Африка, во время его

юности и львы, которые выходили на берег

Старик несколько дней выходил в море, надеясь

поймать крупную рыбу. Он подцепил на крючок

такую, но ему не хватило сил ее удержать. Но на

следующий день он собрался с силами, и ему все-

таки удалось поймать крупную рыбку.

Но учуяв кровь, акулы подплыли к его лодке и он

всю ночь от них отбивался. Истощенный он

вернулся домой, но от рыбы остался только один

скелет. Акулы ничего не оставили. На все это

сбегаются богатые туристы. Им пытаются

объяснить, что произошло, но понять им было это

невдомек. Ибо они совсем ничего не знали о такой

жизни. Сам же старик в это время спал и ему

снились львы.

Да,

-постель из газет, лодка, рыболовецкие снасти,

кофе в банке

-символы двух поколений, старого и юного,

уходящего и приходящего, символы передачи

мудрого опыта детям.

- Старик не умрет, пока мальчик не научится

всему, что тот знает

навыками самоконтроля,

взаимоконтроля.

Познавательные:

выражать свои мысли,

строить высказывание в

соответствии с задачами

коммуникации; вести

поиск и выделять

необходимую

информацию; уметь

анализировать лирическое

произведение.

Коммуникативные:

решать учебные проблемы;

слушать и слышать;

выражать свои мысли;

строить монолог, вступать

в диалог; работать в

коллективе;

взаимодействовать с

учителем

В начале повести сказано, что родители

мальчика считают старика «самым что

ни на есть невезучим», мальчику жалко старика, а

его парус напоминает «знамя наголову разбитого

полка. (зачитываем фрагмент текста.)

-Согласны ли вы с тем, что старик сломлен ударами

судьбы и теперь может вызвать только жалость?

Какая деталь в портрете старика говорит о его

истинной сущности?

-Можно ли сказать, что мальчик только жалеет

старика?

Когда старик выходит в море, он думает о своем

одиночестве, разговаривает сам с

собой и жалеет, что нет рядом с ним мальчика.

-Действительно ли старик одинок? Как Х.

показывает связь старика с окружающим миром?

Найдите в тексте фрагменты, говорящие о единстве

человека и природы

Вывод : В чувствах и рассуждениях старика

совершенно отсутствует высокомерие человека по

отношению к миру природы. Птицы, рыбы,

животные – его родня, между ними и стариком нет

грани: они также борются за жизнь, также страдают,

также любят друг друга.

Центр повести – старик и пойманная им рыба.

Зачитаем эпизоды, связанные с ними ( описание

рыбы, мысли старика, его слова, обращенные к ней )

-Можно ли сказать, что старик восхищается рыбой?

А жалеет он ее?

Как же эти чувства сочетаются с желанием старика

убить рыбу? Объяснимо и понятно ли это желание?

А что в рыбе восхищает старика? Почему он так

уверен, что рыба – самец? Какой смысл вкладывает в

этот факт сам Х.?

Итак, наступает последний акт их поединка.

-Какой вопрос задает старик рыбе? Зачитаем этот

эпизод. Видим ли мы радость старика? Почему?

Опишите его состояние? О чем он думает? Как

меняется его состояние, когда нападает первая

акула?

В ярости и злобе, собрав все силы, старик борется с

акулами, раздирающими рыбу.

-«Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были

цветом похожи на море, веселые глаза человека,

который не сдается»

-Море, звезды, птицы, рыбы

-Для старика этот поединок с рыбой уже

превращается в возможность утвердить себя в

честном поединке с достойным противником.

Трагическое противоречие: чтобы

самоутвердиться, ему приходится убить того, кем

он восхищается.)

- Рыба огромна, прекрасна, она, как и старик,

отчаянно борется с судьбой и не сдается. Мужчина

против мужчины, один на один, - такова мысль

писателя

- Почему, когда акулы терзают рыбу, ему кажется,

что они терзают его самого? Только ли свой улов

защищает старик?

Воля к жизни, к победе – вот что объединяло

старика и рыбу. Ощущение единства и приводит к

терзаниям старика, когда акулы рвут рыбу на части.

Он чувствует себя в ответе за своего прекрасного

противника. И защищает он не только, и не столько

свой улов рыбака (это было бы слишком просто и

слишком поверхностно) – он защищает

поверженную им во имя самоутверждения красоту

от тех, кому не хватает смелости биться честно и кто

способен рвать на части уже мертвого. Старик

чувствует свою вину перед рыбой: он загубил ее

напрасно. Подтвердите это цитатой из текста.

-Предлагаю вам посмотреть отрывок анимационного

фильма А. Петрова «Старик и море».

-Трагический исход отчаянной борьбы с акулами

приводит старика к мучительной мысли. Какой?

Как старик пытается сопротивляться мыслям о

собственном поражении? (зачитать)

-Кто победил старика?

- что он побежден, хотя свою жизнь он сумел

отстоять

- Никто: ни рыба, ни акулы. Он просто слишком

далеко зашел в море, то есть затеял непосильную

игру с судьбой – и вернулся ни с чем.

V Подведение итогов

Цель этапа:

Формирование умений

оценить свою работу на

уроке, осмысление

нравственных норм,

подведение итогов,

оценивание результатов

учебной деятельности

обучающихся на уроке.

-Итак, побежден ли старик?

-Какая фраза Хемингуэя выражает основную мысль

повести?

-Повесть была удостоена Нобелевской премии. Как

вы можете объяснить столь высокую оценку, данную

произведению?

-«Старик и море» - одна из вершин мировой

словесности. Эта книга

о месте человека в мироздании,

о вечном поединке человека с жизнью,

о силе человеческого духа,

о дружбе и сострадании,

о преемственности поколений,

об умении достойно идти по своему часто

тернистому пути,

о вечном стремлении к преодолению себя.

- Судьба наказала его, но не сломила.

-Хемингуэй поведал миру историю нелегкого

пути человека на земле, каждый день ведущего

борьбу за жизнь и вместе с тем стремящегося

сосуществовать в гармонии и согласии с миром,

осознающего себя частицей этого прекрасного

огромного мира.

Личностные: умение

делать нравственный

выбор: способность к

волевому усилию; развитие

рефлексии

Регулятивные: владение

навыками самоконтроля,

взаимоконтроля.

Познавательные:

выражать свои мысли,

строить высказывание в

соответствии с задачами

коммуникации; вести

поиск и выделять

необходимую

информацию; уметь

анализировать лирическое

произведение.

Коммуникативные:

Эта книга о человеке, которого нельзя победить. В

ней содержится назидание потомкам: пока

Человек руководствуется совестью и разумом в

отношениях с

природой, она терпит его существование и

делится своими богатствами.

В ней отражено разное отношение людей к жизни,

две жизненные позиции.

решать учебные проблемы;

слушать и слышать;

выражать свои мысли;

строить монолог, вступать

в диалог; работать в

коллективе;

взаимодействовать с

учителем

V Рефлексия

Цель: подведение итога,

оценивание своих знаний,

полученных во время

урока

Что мы отрабатывали на этом уроке?

Что понравилось и что не понравилось на уроке.

Почему? Что хотели бы изменить, сделать по –

другому?

Отвечают:

Регулятивные:

самоконтроль,

самооценивание.

Познавательные: поиск и

выделение необходимой

информации;

развитие умения извлечь

главное, подвести итог.

Коммуникативные:

взаимодействие с

учителем; взаимоконтроль

VI Задавание домашней

работы,

комментированное

выставление оценок.

Цель: формирование

самостоятельности в

учебно-познавательной

деятельности

Домашнее задание:

Написать сочинение-миниатюру на тему «Почему же

человека нельзя победить?»

Записывают.

Регулятивные:

самоконтроль.

Коммуникативные:

взаимодействие с

учителем.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Деревенская» проза 60 80-х годов

Понятие «деревенская» проза появилось в начале 60-х годов. Это одно из наиболее плодотворных направлений

в нашей отечественной литературе. Оно представлено многими самобытными произведениями: «Владимирские

проселки» и «Капля росы» Владимира Солоухина, «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы» Василия Белова,

«Матренин двор» Александра Солженицына, «Последний поклон» Виктора Астафьева, рассказы Василия Шукшина,

Евгения Носова, повести Валентина Распутина и Владимира Тендрякова, романы Федора Абрамова и Бориса Можаева.

Не только память сердца питала тему «малой родины», «милой родины», но и боль за ее настоящее, тревога за ее

будущее. Исследуя причины острого и проблемного разговора о деревне, который вела литература в 60 – 70-е годы,

Ф. Абрамов писал: «Деревня – это глубины России, почва, на которой выросла и расцвела наша культура. Вместе с тем

научно-техническая революция, в век которой мы живем, коснулась деревни очень основательно. Техника изменила не

только тип хозяйствования, но и самый тип крестьянина… Вместе со старинным укладом уходит в небытие

нравственный тип. Традиционная Россия переворачивает последние страницы своей тысячелетней истории. Интерес

ко всем этим явлениям в литературе закономерен… Сходят на нет традиционные ремесла, исчезают местные

особенности крестьянского жилища, которые складывались веками… Серьезные потери несет язык. Деревня всегда

говорила на более богатом языке, чем город, сейчас эта свежесть выщелачивается, размывается…»

Деревня представилась Шукшину, Распутину, Белову, Астафьеву, Абрамову воплощением традиций народной

жизни – нравственных, бытовых, эстетических. В их книгах заметна потребность окинуть взглядом все, что связано

с этими традициями, и то, что их ломало.

Писатели тонко чувствуют глубинную культуру народа. Осмысляя его духовный опыт, В. Белов подчеркивает

в книге «Лад»: «Работать красиво не только легче, но и приятнее. Талант и труд неразрывны». И еще: «Для души,

для памяти нужно было построить дом с резьбою, либо храм на горе, либо сплести такое кружево, от которого дух

захватит и загорятся глаза у далекой праправнучки.

Потому что не хлебом единым жив человек».

Эту истину исповедуют лучшие герои Белова и Распутина, Шукшина и Астафьева, Можаева и Абрамова.

В их произведениях нужно отметить и картины жестокого разорения деревни, сначала во время коллективизации

(«Кануны» В. Белова, «Мужики и бабы» Б. Можаева), потом в годы войны («Братья и сестры» Ф. Абрамова), в годы

послевоенного лихолетья («Две зимы и три лета» Ф. Абрамова, «Матренин двор» А. Солженицына, «Привычное дело»

В. Белова).

Писатели показали несовершенство, неустроенность повседневной жизни героев, несправедливость, чинимую

над ними, их полную беззащитность, что не могло не привести к вымиранию русской деревни.

А чуть раньше «Новый мир» (1996, № 6) опубликовал горькое, тяжелое размышление Бориса Екимова «На распутье»

со страшными прогнозами: «Нищие колхозы проедают уже завтрашний и послезавтрашний день, обрекая на еще

большую нищету тех, кто будет жить на этой земле после них… Деградация крестьянина страшнее деградации почвы. А

она — налицо».

Подобные явления позволили говорить о «России, которую мы потеряли». Вот и «деревенская» проза, начавшаяся

с поэтизации детства и природы, кончилась сознанием великой утраты. Не случаен же мотив «прощания», «последнего

поклона», отраженный и в названиях произведений («Прощание с Матерой», «Последний срок» В. Распутина,

«Последний поклон» В. Астафьева, «Последняя страда», «Последний старик деревни» Ф. Абрамова), и в главных

сюжетных ситуациях произведений, и предчувствиях героев. Ф. Абрамов нередко говорил, что Россия прощается

с деревней как с матерью.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«Городская» проза

В разные годы эту весьма сложную иронически-философскую прозу называли то «городской», то «интеллектуальной»,

даже «философской», но суть ее, обращенной всецело к личности, к памяти, мукам повседневных нравственных

отношений в общественной среде, эти определения раскрывают слабо.

«Городская проза» – это не только тематическое единство группы произведений, не перенос действия из пейзажной

среды, из циклического природного времени. Все дело – в точке зрения, в особенностях конфликтов, сжатых,

сконцентрированных на тесном и преимущественно духовно-психологическом пространстве. Современный город –

сосредоточение глубоких драм, преступлений, обманов, бытовых историй, обостренных исканий, «трений» между

людьми, группами, часто не врачуемых природой, дорогой, одиночеством.

Городская проза – наиболее значительное белое пятно на карте истории литературы данного периода. Сердцевину этого

уникального художественного явления, обозначенного в диссертации как городская проза, составляет творчество

Ю.Трифонова, А.Битова, В.Маканина, Л.Петрушевской, В.Пьецуха.

С точки зрения развития и взаимодействия творческих индивидуальностей Ю.Трифонова, А.Битова, В.Маканина,

Л.Петрушевской, В.Пьецуха городская проза - эстетическая общность писателей. В контексте историко-литературного

процесса городская проза – одна из тенденций развития. В плане связей, сцеплений между текстами писателей городская

проза – художественно организованная система. Разумеется, речь идёт не об отдельных параметрах – характеристиках

описываемого явления, а взаимосвязанных и взаимодействующих компонентах единого целого.

Своеобразный контрапункт художественных миров, создаваемых писателями, - большой город и процессы, в нем

происходящие. В период «оттепели» отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало

способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине.

Вместе с тем именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились рецидивы сталинизма. В 1957–1962 гг.

проводились «встречи» руководителей партии с деятелями культуры и искусства, на которых звучали крайне резкие

оценки. Во многих городах резко возросло количество театральных студий. На экраны стали выходить новые фильмы.

Необходимо назвать фильмы Т. Абуладзе. Значительно возросло проникновение в страну продукции западной культуры,

особенно видеофильмов. Постоянно рос престиж журналов «Новый мир» (редактор А. Т. Твардовский), «Юность»

(редактор В. П. Катаев). Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход в свет небольшой по

объему повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».



В раздел образования




Яндекс.Метрика