Напоминание

Система работы с дошкольниками по развитию речи в театральной деятельности


Автор: Екимова Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 5
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Система работы с дошкольниками по развитию речи в театральной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система работы с дошкольниками по развитию речи в театральной

деятельности

.

Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!

С. И.Мерзлякова

Театр в ДОУ – источник особой радости. Дети открывают через театральную

деятельность красоту сказок, их волшебную силу. Раскрывают себя, свои способности,

свою речь.

Театр – это целый мир новых слов, понятий… Слов, которых в обыденной жизни

мы не употребляем. О красоте русского языка много сказано нашими великими

писателями и поэтами. Это то, чем гордится нация, давшая миру Толстого, Достоевского,

Пушкина. Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с этим богатством.

Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия –

культура речи.

Свободное владение словом – задача сложная, но выполнимая. Когда я задаю детям

вопрос: «Какое у вас настроение?» Практически все отвечают: «Нормальное». Начинаем

выяснять, а какое настроение бывает. И тогда появляются самые удивительные

определения: хорошее, плохое, нежное, кусачее, ласковое, злое, влюбленное, задумчивое.

Если мы, взрослые, говорим односложно, так же говорят и наши дети. И как

выделяется тот ребенок, с которым дома говорят хорошим, образным языком!

Введение малыша в мир родного слова, в мир грамотной речи – вот одна из

основных моих задач в занятиях театральной деятельностью.

В детской речи не только дефекты произношения звуков, страдают и другие качества

речи: темп и сила голоса, речевое общение, слабо развита связная речь. Далеко не каждый

ребенок сможет построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не

каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопрос о содержании прочитанного

а, тем более, задать вопрос.

Так как речь ребенка возникает и развивается в процессе общения, то проблема

развития диалогической речи остается одной из самых актуальных тем. Общение является

необходимым условием формирования личности, самосознания. Общение – главнейший

фактор психологического и речевого развития ребенка. Диалогическая речь – наиболее

простая и естественная форма общения, которая к 7 годам должна быть практически

сформирована. Именно через диалоговое общение на своих занятиях я стараюсь учить

детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю, так как в общении ребенку

приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности.

Ребенку во время диалога приходится произвольно строить свое высказывание, использую

контекстовую речь. Диалог со сверстниками – увлекательная область сотрудничества,

саморазвития. Дети учатся внимательно слушать своего партнера, не перебивать,

говорить, обращаясь к нему.

Наши занятия помогают постигнуть и азы художественного слова, выразительного

чтения.

Чтобы четко говорить,

Чтоб красиво говорить,

Надо гласные все звуки

Широко произносить.

И согласных ты не бойся.

Ты о них не беспокойся.

Это одно из правил, которое мы с детьми учимся соблюдать на сцене. Занятия по технике

речи дают возможность разработать речевой аппарат, приобрести навыки речевого

словообразования. Позволяют услышать и полюбить красоту звучащего слова.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создать такие условия, при

которых ребенок мог публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей,

проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды. К этому важно приучать еще в раннем

детстве, поскольку нередко бывает, что люди, с богатым духовным содержанием, с

выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными. Они избегают

публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. В воспитании

привычки выразительной публичной речи перед незнакомой аудиторией огромную

помощь оказывает театральная деятельность.

Сочетание техники развития речи и творческой фантазии – важнейший фактор в

обучении детей театральному искусству.

Театральная деятельность является результативной формой развития детей. Через

образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии.

От фольклора к спектаклю – это путь, который мы с детьми проходим в нашем

детском саду от младшей группы до выпуска в школу.

Истоки русского театра следует искать в народном творчестве. Площадной театр,

скоморохи, петрушки, куклы – все это основы театра. С этого начинаем и мы с детьми. Из

фольклора – потешек, считалок, закличек, сказок создаем представления, приближая их к

народному театру.

В начале пути, лет 9 тому назад, после окончания курсов по театральной деятельности с

детьми, передо мной встал вопрос: «С чего начать?» Прежде всего, предстояло решить,

как я буду заниматься с детьми, какие методы и приемы буду использовать в своей работе.

Нужно было придумать свою систему, потому что для детей талантливая импровизация

педагога при отсутствии системы – только куча положительных эмоций, но никакого

движения вперед, и каждый раз – с нуля.

Мне хотелось познакомить детей с миром театра, чтобы они полюбили его, чтобы

театр стал для них частью их культурной жизни.

Игра «в театр» – вот основной, наиболее доступный и интересный для ребенка

способ переработки и умения представлять героя произведения.

Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то,

что надо.

«Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать –

вот, что необходимо ребенку» (Д. Родари)

Для того, чтобы игра «в театр» была успешной, у детей необходимо развивать

специальные игровые умения:

o

Освоение позиции «зритель». Умение быть доброжелательным зрителем.

Досмотреть и дослушать до конца. Похлопать в ладоши. Сказать «спасибо»

артистам.

o

Первичное становление позиции «артист», включающий умение использовать

некоторые средства выразительности для передачи образа героя (мимика, жесты,

движения, сила и тембр голоса, темп речи)

o

Умение взаимодействовать с другими участниками игры. Играть дружно, не

ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди.

В своей работе все театрализованные игры я разделяю на две основные группы:

1.

Режиссерские игры.

2.

Игры-драматизации.

К режиссерским играм относятся: настольный театр, теневой, фланелеграф и др., т. е.

те игры, где ребенок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают

сцену, ведут роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Ребенок

действует за него.

Драматизация – основана на собственных действиях исполнителя роли, который при

этом может использовать куклы.

Театрализованные игры, как разновидность сюжетно-ролевых игр, сохраняют их

типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и

организационные действия и отношения. Но, в отличие от сюжетно-ролевых игр,

театрализованные развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого

– содержание сказки, стихотворения, рассказа.

Мои занятия основаны на следующих педагогических принципах:

1.

Принцип развивающего обучения: означает, что обучение должно вести за собой

развитие ребенка.

2.

Принцип систематичности: планомерность, непрерывность и регулярность

процесса.

3.

Постепенное усложнение материала. Постепенный переход от более простых

заданий к более сложным.

4.

Этнопатогенестический: каждому ребенку давать роль доступную его развитию.

5.

Принцип наглядности: тесная взаимосвязь всех анализаторных систем организма с

целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

6.

Доступности: использование приемов активизации познавательных способностей

детей.

7.

Успешности: подразумевающий, что ребенок получает знания, которые он

способен успешно выполнить. Ситуация успеха стимулирует развитие каждого

ребенка.

Участвуя в театральных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их

просьбы, дают советы. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют

литературные произведения. Это словесное творчество детей нужное и понятное самим

детям. Умело поставленные вопросы педагога при подготовке к игре «в театр» побуждает

детей думать, анализировать довольно сложные проблемные ситуации, делать выводы и

обобщения.

Все это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному

с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных

высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, ЗКР. Новая роль, особенно

диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У

него улучшается диалогическая речь и грамматический строй, он начинает активно

пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет

кругозор детей, вызывает потребность рассказать о спектакле своим друзьям и родителям.

Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать

свои впечатления в монологической речи.

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения.

Постепенно складывается умение составлять простейшие, но интересные по смысловой

нагрузке и содержанию рассказы. Грамматически и фонетически правильно строить

фразы, овладевать монологической речью.

В свои занятия я обязательно включаю следующие виды речевой деятельности

1.

Упражнения для тренировки голоса и речи:

o

Упражнения для пальцев рук (развитие мелкой моторики)

o

Упражнения для губ (артикуляционная гимнастика)

o

Упражнения для языка

2.

Динамические дыхательные упражнения с использованием музыки

3.

Упражнения для снятия усталости головного мозга и снятия мышечного

напряжения

4.

Двигательные ритмические упражнения со словесным сопровождением

5.

Хороводные игры

6.

Подвижные игры с произношением текста

7.

Словесные игры и упражнения

8.

Заучивание песенок-потешек, считалок, стихов

9.

Инсценирование диалоговых стихов

10.Дидактические игры

11.Загадки-складки

12.Прослушивание сказок в грамзаписях

13.Драматизацию сказок

14.Игровые зарядки (со словами)

15.Знакомство детей с разнообразными литературными жанрами (докучные сказки,

небылицы в лицах, дразнилки и т. д.)

16.Знакомство детей с авторскими произведениями

17.Викторины, конкурсы по художественным призведениям

Для того, чтобы спектакль получился успешным, необходимо соблюдать

определенные требования к сценарию:

1.

Хорошо знать литературное произведение

2.

Художественное произведение должно быть не очень большим по объему

3.

Должны быть действия

4.

Должен быть диалог и монолог

5.

Произведение должно быть доступным пониманию детей

6.

Должно быть ценным в воспитательном отношении

7.

Наличие костюмов, атрибутов, декораций

Подготовка к спектаклям проходит поэтапно, в определенной

последовательности:

I.

1.Чтение сказки

2.Беседа по содержанию

II.

1.Рассказывание сказки по ролям

2.Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки

III.

1.Работа с артистами

А) Выразительное чтение

Б) Игровые движения

В) Мимика

2. Индивидуальная работа по ролям

3.Закрепление

IV.

1.Объединенная репетиция для всех участников спектакля

2.Закрепление

V.

Генеральная репетиция

VI.

Премьера

Взаимодействуя с родителями, предлагаю им:

1.

ЧХЛ детям с последующей беседой

2.

Проводить анализ характеров персонажей: давать оценку их поступкам

3.

Задания для развития речи

4.

Постановку драматизаций, спектаклей в семейном кругу

5.

Посещение театров с детьми

6.

Принимать участие в подготовке к спектаклю: изготовление атрибутов, афиш,

билетов, декораций

7.

Принимать участие в самих спектаклях

Занимаясь с детьми на протяжении многих лет, мне стало понятно, что все дети

хотят, даже если этого и не осознают, выступать на сцене. Такова природа человека.

Недаром же сказано, что весь мир – Театр, а люди в нем – актеры.

Литература:

Л. Царенко «От потешек к Пушкинскому балу»

Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду»

Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с

детьми.» Справочник старшего воспитателя - 2008г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика