Автор: Екимова Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 5
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Система работы с дошкольниками по развитию речи в театральной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Система работы с дошкольниками по развитию речи в театральной
деятельности
.
Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!
С. И.Мерзлякова
Театр в ДОУ – источник особой радости. Дети открывают через театральную
деятельность красоту сказок, их волшебную силу. Раскрывают себя, свои способности,
свою речь.
Театр – это целый мир новых слов, понятий… Слов, которых в обыденной жизни
мы не употребляем. О красоте русского языка много сказано нашими великими
писателями и поэтами. Это то, чем гордится нация, давшая миру Толстого, Достоевского,
Пушкина. Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с этим богатством.
Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия –
культура речи.
Свободное владение словом – задача сложная, но выполнимая. Когда я задаю детям
вопрос: «Какое у вас настроение?» Практически все отвечают: «Нормальное». Начинаем
выяснять, а какое настроение бывает. И тогда появляются самые удивительные
определения: хорошее, плохое, нежное, кусачее, ласковое, злое, влюбленное, задумчивое.
Если мы, взрослые, говорим односложно, так же говорят и наши дети. И как
выделяется тот ребенок, с которым дома говорят хорошим, образным языком!
Введение малыша в мир родного слова, в мир грамотной речи – вот одна из
основных моих задач в занятиях театральной деятельностью.
В детской речи не только дефекты произношения звуков, страдают и другие качества
речи: темп и сила голоса, речевое общение, слабо развита связная речь. Далеко не каждый
ребенок сможет построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не
каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопрос о содержании прочитанного
а, тем более, задать вопрос.
Так как речь ребенка возникает и развивается в процессе общения, то проблема
развития диалогической речи остается одной из самых актуальных тем. Общение является
необходимым условием формирования личности, самосознания. Общение – главнейший
фактор психологического и речевого развития ребенка. Диалогическая речь – наиболее
простая и естественная форма общения, которая к 7 годам должна быть практически
сформирована. Именно через диалоговое общение на своих занятиях я стараюсь учить
детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю, так как в общении ребенку
приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности.
Ребенку во время диалога приходится произвольно строить свое высказывание, использую
контекстовую речь. Диалог со сверстниками – увлекательная область сотрудничества,
саморазвития. Дети учатся внимательно слушать своего партнера, не перебивать,
говорить, обращаясь к нему.
Наши занятия помогают постигнуть и азы художественного слова, выразительного
чтения.
Чтобы четко говорить,
Чтоб красиво говорить,
Надо гласные все звуки
Широко произносить.
И согласных ты не бойся.
Ты о них не беспокойся.
Это одно из правил, которое мы с детьми учимся соблюдать на сцене. Занятия по технике
речи дают возможность разработать речевой аппарат, приобрести навыки речевого
словообразования. Позволяют услышать и полюбить красоту звучащего слова.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создать такие условия, при
которых ребенок мог публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей,
проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды. К этому важно приучать еще в раннем
детстве, поскольку нередко бывает, что люди, с богатым духовным содержанием, с
выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными. Они избегают
публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. В воспитании
привычки выразительной публичной речи перед незнакомой аудиторией огромную
помощь оказывает театральная деятельность.
Сочетание техники развития речи и творческой фантазии – важнейший фактор в
обучении детей театральному искусству.
Театральная деятельность является результативной формой развития детей. Через
образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии.
От фольклора к спектаклю – это путь, который мы с детьми проходим в нашем
детском саду от младшей группы до выпуска в школу.
Истоки русского театра следует искать в народном творчестве. Площадной театр,
скоморохи, петрушки, куклы – все это основы театра. С этого начинаем и мы с детьми. Из
фольклора – потешек, считалок, закличек, сказок создаем представления, приближая их к
народному театру.
В начале пути, лет 9 тому назад, после окончания курсов по театральной деятельности с
детьми, передо мной встал вопрос: «С чего начать?» Прежде всего, предстояло решить,
как я буду заниматься с детьми, какие методы и приемы буду использовать в своей работе.
Нужно было придумать свою систему, потому что для детей талантливая импровизация
педагога при отсутствии системы – только куча положительных эмоций, но никакого
движения вперед, и каждый раз – с нуля.
Мне хотелось познакомить детей с миром театра, чтобы они полюбили его, чтобы
театр стал для них частью их культурной жизни.
Игра «в театр» – вот основной, наиболее доступный и интересный для ребенка
способ переработки и умения представлять героя произведения.
Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то,
что надо.
«Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать –
вот, что необходимо ребенку» (Д. Родари)
Для того, чтобы игра «в театр» была успешной, у детей необходимо развивать
специальные игровые умения:
o
Освоение позиции «зритель». Умение быть доброжелательным зрителем.
Досмотреть и дослушать до конца. Похлопать в ладоши. Сказать «спасибо»
артистам.
o
Первичное становление позиции «артист», включающий умение использовать
некоторые средства выразительности для передачи образа героя (мимика, жесты,
движения, сила и тембр голоса, темп речи)
o
Умение взаимодействовать с другими участниками игры. Играть дружно, не
ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди.
В своей работе все театрализованные игры я разделяю на две основные группы:
1.
Режиссерские игры.
2.
Игры-драматизации.
К режиссерским играм относятся: настольный театр, теневой, фланелеграф и др., т. е.
те игры, где ребенок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают
сцену, ведут роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Ребенок
действует за него.
Драматизация – основана на собственных действиях исполнителя роли, который при
этом может использовать куклы.
Театрализованные игры, как разновидность сюжетно-ролевых игр, сохраняют их
типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и
организационные действия и отношения. Но, в отличие от сюжетно-ролевых игр,
театрализованные развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого
– содержание сказки, стихотворения, рассказа.
Мои занятия основаны на следующих педагогических принципах:
1.
Принцип развивающего обучения: означает, что обучение должно вести за собой
развитие ребенка.
2.
Принцип систематичности: планомерность, непрерывность и регулярность
процесса.
3.
Постепенное усложнение материала. Постепенный переход от более простых
заданий к более сложным.
4.
Этнопатогенестический: каждому ребенку давать роль доступную его развитию.
5.
Принцип наглядности: тесная взаимосвязь всех анализаторных систем организма с
целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
6.
Доступности: использование приемов активизации познавательных способностей
детей.
7.
Успешности: подразумевающий, что ребенок получает знания, которые он
способен успешно выполнить. Ситуация успеха стимулирует развитие каждого
ребенка.
Участвуя в театральных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их
просьбы, дают советы. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют
литературные произведения. Это словесное творчество детей нужное и понятное самим
детям. Умело поставленные вопросы педагога при подготовке к игре «в театр» побуждает
детей думать, анализировать довольно сложные проблемные ситуации, делать выводы и
обобщения.
Все это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному
с ним совершенствованию речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, ЗКР. Новая роль, особенно
диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У
него улучшается диалогическая речь и грамматический строй, он начинает активно
пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет
кругозор детей, вызывает потребность рассказать о спектакле своим друзьям и родителям.
Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать
свои впечатления в монологической речи.
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения.
Постепенно складывается умение составлять простейшие, но интересные по смысловой
нагрузке и содержанию рассказы. Грамматически и фонетически правильно строить
фразы, овладевать монологической речью.
В свои занятия я обязательно включаю следующие виды речевой деятельности
1.
Упражнения для тренировки голоса и речи:
o
Упражнения для пальцев рук (развитие мелкой моторики)
o
Упражнения для губ (артикуляционная гимнастика)
o
Упражнения для языка
2.
Динамические дыхательные упражнения с использованием музыки
3.
Упражнения для снятия усталости головного мозга и снятия мышечного
напряжения
4.
Двигательные ритмические упражнения со словесным сопровождением
5.
Хороводные игры
6.
Подвижные игры с произношением текста
7.
Словесные игры и упражнения
8.
Заучивание песенок-потешек, считалок, стихов
9.
Инсценирование диалоговых стихов
10.Дидактические игры
11.Загадки-складки
12.Прослушивание сказок в грамзаписях
13.Драматизацию сказок
14.Игровые зарядки (со словами)
15.Знакомство детей с разнообразными литературными жанрами (докучные сказки,
небылицы в лицах, дразнилки и т. д.)
16.Знакомство детей с авторскими произведениями
17.Викторины, конкурсы по художественным призведениям
Для того, чтобы спектакль получился успешным, необходимо соблюдать
определенные требования к сценарию:
1.
Хорошо знать литературное произведение
2.
Художественное произведение должно быть не очень большим по объему
3.
Должны быть действия
4.
Должен быть диалог и монолог
5.
Произведение должно быть доступным пониманию детей
6.
Должно быть ценным в воспитательном отношении
7.
Наличие костюмов, атрибутов, декораций
Подготовка к спектаклям проходит поэтапно, в определенной
последовательности:
I.
1.Чтение сказки
2.Беседа по содержанию
II.
1.Рассказывание сказки по ролям
2.Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки
III.
1.Работа с артистами
А) Выразительное чтение
Б) Игровые движения
В) Мимика
2. Индивидуальная работа по ролям
3.Закрепление
IV.
1.Объединенная репетиция для всех участников спектакля
2.Закрепление
V.
Генеральная репетиция
VI.
Премьера
Взаимодействуя с родителями, предлагаю им:
1.
ЧХЛ детям с последующей беседой
2.
Проводить анализ характеров персонажей: давать оценку их поступкам
3.
Задания для развития речи
4.
Постановку драматизаций, спектаклей в семейном кругу
5.
Посещение театров с детьми
6.
Принимать участие в подготовке к спектаклю: изготовление атрибутов, афиш,
билетов, декораций
7.
Принимать участие в самих спектаклях
Занимаясь с детьми на протяжении многих лет, мне стало понятно, что все дети
хотят, даже если этого и не осознают, выступать на сцене. Такова природа человека.
Недаром же сказано, что весь мир – Театр, а люди в нем – актеры.
Литература:
Л. Царенко «От потешек к Пушкинскому балу»
Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду»
Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с
детьми.» Справочник старшего воспитателя - 2008г.