Автор: Примак Ольга Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №53 "Топтыжка"
Населённый пункт: город Рубцовск, Алтайский край
Наименование материала: Картотека игр
Тема: "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»
города Рубцовска Алтайского края
658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:
detsad
-53-2011@
.
ru
Картотека игр
по технологии ТРИЗ
для детей дошкольного
возраста
Составитель:
Примак Ольга Павловна
воспитатель первой
квалификационной категории
город Рубцовск, 2020
"ТРИЗ" – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в
себе точный расчет, логику, интуицию, так считал основатель теории
Г.С.Альтшуллер и его последователи.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить
системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям
инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств
творческой личности, способной понимать единство и противоречие
окружающего мира, решать свои маленькие проблем.
Игры по ТРИЗ
«Что умеет делать»
(проводится с середины 2 младшей группы)
Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.
Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его
помощью.
Ход игры:
Воспитатель: Что может слон?
Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу,
перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве:
бревна даже таскает
Игры на формирование умения выделять функции объекта
«Мои друзья»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры:
Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или
кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального
мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.
Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.
Ведущий ребенок.
Ход игры:
Дети выбирают объекты природного мира.
Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет
быстро бегать (животные: лиса, волк).
Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы,
животные и др.).
Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки
(животные, птицы, ветер и т.д.).
Игры на определение линии развития объекта
«Чем был – тем стал»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты
материального мира, в которых эти материалы присутствуют …
Ход игры: При уточнении понятия относительности размера
Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.
Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.
Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?
Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.
Игры на определение линии развития объекта
«Раньше – позже»
(проводится со 2 младшей группы)
Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что
было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.
Ход игры:
Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога?
Дети: Большая, крепкая, добротная.
Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Дети: Ее не было, росли деревья.
Воспитатель: Правильно, а еще раньше?
Дети: Росли маленькие ростки.
Воспитатель: А еще раньше?
Дети: Семечки в земле.
Воспитатель: А что будет с берлогой потом?
Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.
Игры на выявление подсистемных связей
«Где живет?»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней
группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой
природы. дети называют среду обитания живых объектов.
Ход игры:
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!
Воспитатель: Где живет медведь?
Дети: В лесу, зоопарке.
Воспитатель: А еще?
Дети: В мультиках, в книжках.
Воспитатель: Где живет собака?
Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть
собаки, живущие на улице – бродячие.
«Хорошо – плохо»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого
определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо –
почему?» - идут по цепочке.
Ход игры:
Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?
Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
«Волшебный светофор»
(проводится с начала средней группы)
Правила
игры:
У
«Волшебного
светофора»
красный
цвет
означает
подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким
образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может
висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.
Ход игры:
Воспитатель показывает картинку с изображением животного.
Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете
части животного.
Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является
животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего
оно или какую пользу приносит.
Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой
теме, в том числе и по теме «Животные».
Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те
объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого
цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый
круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир.
домашние, дикие животные).
Воспитатель: Заяц ( поднимает зеленый кружок).
Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким
животным. Он живет в лесу.
Воспитатель: Поднимает красный кружок.
Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.
Воспитатель: Почему заяц меняет шубку зимой?
Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.
Воспитатель: поднимает желтый кружок.
Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он
нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.
«На что похоже»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие
на него.
Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по
назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и
будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по
материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно
использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.
Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные
объекты похожи.
Воспитатель: На что похожа колючка ежика?
Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.
«Теремок»
(проводится со средней группы)
Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один
ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в
«Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его
предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми
словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»
Примечание:
В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в
теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок,
если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут
быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по
местонахождению или видовой принадлежности.
Ход игры: Похожести у объектов живого мира.
Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?
Дети: А я волк, пусти меня к себе!
Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня,
волка.
Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы.
Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой
природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.
Различия у объектов живого мира
Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой
отличаемся.
Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а
заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается
орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой);
белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.
«Найди друзей»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры:
Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети
говорят, кто или что выполняет эту же функцию.
Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при
фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать
после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».
Ход игры:
Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту
функцию?
Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.
Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?
Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.
Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на
другие предметы.
Ход:
Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы.
Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- ластики.
«Все в мире перепуталось»
(проводится со 2 младшей группы).
Примечание:
Для игры используется «модель мира», которая на первом
этапа ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного
мира. С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. В
старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. В игру можно
играть как подгруппой, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему
предмет определили именно в эту часть мира, а затем воспитатель обобщает.
Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает
детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют
местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект
относится к природному или рукотворному миру.
Правила игры со средней группой:
Ведущий игры – воспитатель (в конце года – ребенок) показывает картинку с
объектом. Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект
относится
к
рукотворному
миру,
то
требуется
определить
к
какой
функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь,
транспорт, игрушки и т.д.)
Примечание: Расширение этой части модели мира происходит постепенно с
расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте
появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе
природного мира (воздух, вода, земля).
Ход игры:
Воспитатель: На картинке – собака. К какому миру принадлежит7
Дети: К природному.
Воспитатель: Где живет собака? Где обитает?
Дети: Собака живет у человека в доме, может у дома, в будке; на земле.
Воспитатель: Значит, картинку можно поместить в сектор «земля».
Воспитатель: На картинке – бобер. К какому миру он относится?
Дети: К природному.
Воспитатель: Где живет бобер? Где обитает?
Дети: Бобер живет и на земле и в воде.
Воспитатель: Значит, картинку можно поместить и в сектор «вода», и
сектор «земля». Но где больше всего обитает бобер? Вспомните сказки о
бобре.
Дети: Больше всего в воде. Туда поместим картинку.
Игра «Числовая да-нет ка»
(со 2 младшей группы)
Цель: обучать
мыслительному
действию,
работать
с
недостатком
данных.
Ход:
1.
На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.
2.
Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его.
3.
Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».
Но детей сначала надо научить задавать вопросы.
Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и
спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?
Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:
- Это больше 3? Меньше3?
Снова делят часть:
- Это крайняя цифра? Первая? В середине?
Игра Пространственная «да – нет ка»
(с игрушками, геометрическими формами)
Цель: обучение мыслительному действию.
Ход:
1.
Линейная:
с игрушками, геометрическими формами.
На стол выставляется 5(10,20) игрушек.
Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от
машины (машинка стоит посередине).
2.
Плоскостная:
на листе (столе, доске) располагаются предметные
картинки.
Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.
Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.
Дети: Это справа (слева) от середины?
Затем дети делят лист по горизонтали:
- Это ближе 9дальше) от меня?
Это слева (справа) от телевизора?
Это в верхней половине? (нижней половине?)
В средней группе используется большое количество картинок, игрушек,
цифры, буквы.
Игра «Один – много»
Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей.
Закреплять понятие «один – много»
Ход: - Ребята, сколько у меня расчесок? (одна).
-Чего в расческе много? (зубчиков)
Аналогично: -коробка стол
-книга дерево
-ковер дом
-клубок цветок
-морковь дом
Игра «Где живет (работает)?»
(со 2 младшей группы)
Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты,
выполнять те же самые функции.
Ход: Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его
можно встретить и что он там делает.
Ведущий: Тигр.
Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в
мультфильме для радости.
- Болтик. (В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.)
Игра «Назови часть предмета»
(со 2 младшей группы)
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.
Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):
-ДОМ.
Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:
- КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…)
Игра «Гирлянда»
(со 2 младшей группы)
Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью
вопросов.
Ход: Ведущий предлагает стартовое слово.
Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах , действиях этого
предмета.
- Лягушка какая?
Ребенок отвечает: - Зеленая.
От этого слова вновь ставится вопрос. Например:
- Зеленая кто (что)?
Ребенок отвечает: - Трава.
- Трава что делает? (растет)
- Растет что (кто)? (ребенок)
- Ребенок какой? (веселый)
- Веселый кто бывает? (клоун)
- Клоун что делает? (смеется)
Игра «Кто кем будет?»
(со средней группы)
Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.
Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого:
- кем (чем ) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко,
икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и
т.д.»
При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких
вариантов. Например:
- Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.
За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
Игра «Кем был раньше?»
(со средней группы)
Цель: учить называть прошлое предмета.
Ход
:
Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб
(желудем), рыба (Икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком),
бабочка (гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом),
рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком) сильный (слабым).
Игра «Найди друзей»
(со средней группы)
Цель: учить определять разные места обитания объекта и искать объекты,
выполняющие те же самые функции.
Ход
:
Воспитатель называет объект, выделяя функцию, а дети говорят, кто
(что) выполняет эту же функцию
Например: Ведущий: Машинка перевозит груз.
Дети: Перевозит груз пароход, слон …
Игра «Раньше – позже»
(со средней группы)
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.
Ход: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до
этого или, что будет после.
Например: Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет
позже?
Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ
ребенка ( мама кормила свою дочку).
И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из
детей попросить рассказать последовательность событий.
Игра «маятник» (Хорошо-плохо)
(со средней группы)
Цель: учить детей выделять противоречия в предметах.
Ход: Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в
локте вертикально.
Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют
положительные
свойства
объекта
или
явления.
Если
влево
–
то
отрицательные свойства.
Например:
Укол
(+)
(-)
Лечит
Быстро выздоравливаешь
Больно
Лекарство дорогое
страшно
Дождь
Растут растения
Пьют воду
Моются водой
Пыль сбрызгивает
Красиво
холодит
Промокнешь
Лужи появляются
Гулять нельзя
Белье намокло
Игра «Как много всего сделал человек»
(со средней группы)
Цель: учить классифицировать предметы рукотворные по функции.
Ход: Предложить детям объекты рукотворные.
Например: стол, торт, кукла, самолет, тарелка, полка, чашка, мост,
пирамидка, пылесос, радио, шарф, носки, ложка, театр.
Спросить детей, для чего сделан каждый предмет.
Дети называют сектора:
игрушки
одежда
посуда
здания (сооружения)
транспорт
мебель
Игра «Узнай меня»
Цель: учить описывать предмет, не называя его.
Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети
отгадывают.
Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети
отгадывают.
Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю
сладким и сочным. (Арбуз)
- Я холодная голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные
живут. Меня люди любят. (Речка).
Игра « Как это раньше делалось?»
(с подготовительной группы)
Цель: Учить определять временную зависимость объекта и его функции.
Ход: Ведущий называет современный объект, изготовленный человеком.
Спрашивает детей, зачем это придумано и как раньше данная функция
выполнялась.
Например: - Настольная лампа. Для чего она придумана?
( чтобы человеку было светло, когда он пишет)
- Как освещался стол тогда, когда человек еще не изобрел лампу? (свечей,
лучинкой)
- Зачем человек придумал грузовую машину? (перевозить грузы).
- как это раньше делалось? ( на телеге, верблюде)
Игра «Почему так произошло?»
1 вариант (со старшей группы)
Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.
Ход: Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между
собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?»
Например: 1.Белка сидела на дереве и упустила шишку.
2.Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула
зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил
машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не
пришел по назначению вовремя.
Варианты:
1.Собака погналась за курицей.
2.Школьники не смогли поехать на экскурсию.
1.Молоко выкипело.
2.Самолет совершил вынужденную посадку.
1.Папа раскрыл книгу.
2. Комната наполнилась дымом.
1.Котенок подошел к блюдечку.
2.Мальчик не выучил урок.
1.Дворник взял метлу.
2.Мама вдела нитку в иголку.
Игра «Путаница»
Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать
лишнее слово и подбирать на его место другое.
Ход:
- Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала
он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из
слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово
в предложении, убрать его, а на его место поставить другое.
Например:
Летит колючий крокодил. (снег)
Висит зеленая
собака.
(слива)
Самолет ползет по рельсам. (поезд)
Мальчик ест скакалку. (конфету)
Летит воздушный диван. (шар)
Рычит лохматый слон. (пес)
Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)
Дверь открывают вилкой. (ключом)
Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)
Мама сварила вкусный стол. (суп)
Игра «Цепочки ассоциации»
Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.
Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети
придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.
Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);
Длинное, серое, тягучее (жвачка…);
Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд,
земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);
Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);
Зеленое и прыгучее…
Холодное, белое …
Игра « Что в чем?»
(со 2 младшей группы)
Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.
Ход: - Ребята, кнопка часть чего? (звонка, куртки, листочка, баяна).
- листочек (дерева, тетради, книги, календаря, папки).
- Лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы).
- экран (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата,
окна, зеркала, диафильма).
Дети должны назвать не менее 5 систем.
Игра «Что умеет делать?»
(со 2 младшей группы)
Цель: учить выделять функцию объекта.
Ход: Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или
что делают с помощью него.
Например:
Ведущий : - Ромашка.
Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить.
Ведущий: - Занавеска.
Дети: - затемняет, пачкается, может стираться.
Игра «Вопрос – ответ»
(со средней группы)
Цель: развитие смекалки, фантазии, умения рассуждать, доказывать.
Ход: дети становятся в шеренгу у края ковра. Взрослый поочередно бросает
каждому ребенку мяч и задает вопрос, ребенок возвращает мяч, дает ответ и
делает шаг вперед. Если нет ответа, ребенок остается на месте. Выигрывает
тот, кто первым дойдет до противоположного края ковра.
Например:
- Почему снег белый?
- Почему лягушки квакают?
- Сколько голов у Змея-Горыныча?
- Чей сын цыпленок?
- Сколько хвостов у двух ослов?
Ответы могут быть точными или творческими с фантазией.
Игра «Мир вокруг нас»
(со средней группой)
Цель: учить
классифицировать
все
объекты
материального
мира
на
природные и рукотворные.
Ход: Ведущий предлагает определить мир, в котором мы живем по цвету
(многоцветный), размеру (огромный), по составляющим (много всего), по
форме (круглый). Педагог на доске рисует круг «модель мира», делит его на
две части: природная и рукотворная. Ведущий показывает картинки
объектов, а дети определяют, в какую часть круга их надо сложить.
Например:
Ромашка – в природную часть, т.к. цветок сам растет, пьет воду, дышит.
Утюг – в рукотворную часть, т.к. его делает человек.
Камень
– в природную часть. Т.к. и земля и воздух, и вода – часть
природной системы.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по
какому признаку проводится сравнение.
Ход: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что
«лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.
Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока,
апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты).
А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ? ( банан – продолговатый, а остальные
круглые). Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ? (его можно разделить на дольки
без ножа).
Лишнее – яблоко.
ПОЧЕМУ? (яблоко хрустит, когда его
откусывают).
Примечание:
сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет,
количеству букв и т.д.
Игра «Пинг-понг» (наоборот)
Цель: учить подбирать слова-антонимы.
Ход: Воспитатель
называет
слово
–
дети
называют
слово
противоположное по значению.
Например: Словарик для детей 4-5 лет:
Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д.
Словарик для детей 5-6 лет:
Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый;
сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой –
прямой.
Словарик для детей 6-7 лет:
Щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий
– густой; талантливый – бездарный; лохматый – расчесанный; упрямый –
покорный; съедобный – ядовитый.
Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный –
несъедобный.
Игра «Чем был – чем стал?»
(средняя группа)
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.
Ход: называется материал (глина, дерево, ткань), а дети дают варианты
объектов, в которых они есть.
Можно поиграть наоборот: называется объект, сделанный человеком, а
дети определяют, какие материалы использовали при его изготовлении.
Например: Ведущий: - Был раньше расплавленным стеклом, стал …
Дети: Вазой, лампочкой, стеклом в машине.
Игра "Черное-белое”
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети
называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с
изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества.
(Пример: "Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо –
они быстро рвутся . . . и т.д.)
Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”,
"Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”,
"Наказание” и т.д.
Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”
Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это
живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких
странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети
не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг
другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”,
"Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.
Игры с элементами ТРИЗ для занятий с детьми
дошкольного возраста
" Чем был - чем стал"
Правила игры:
1-ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети
называют
объекты
материального
мира,
в
которых
эти
материалы
присутствуют…
2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети
определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.
Ход игры:
В: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов.
Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло,
в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. У моей мамы
есть стеклянные бусы.
В: Что хорошего в стеклянном столе?
Д: Оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка.
В: А что плохого в таком столе?
Д: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди…
В: А что еще может быть из стекла?
Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные
лампочки, в часах тоже есть стекло.
В: А вы слышали выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так
можно сказать?
Д: Так можно сказать про злого, "колючего" человека. У Бабы-Яги злое
сердце, оно у нее из острых осколков.
В: Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем!
Воспитатель обобщает ответы детей.
В: Телевизор.
Д: Он сделан из разных материалов. Корпус - из дерева или пластмассы,
экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей.