Автор: Ковалева Ирина Азретовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 41 Планета детства
Населённый пункт: Пятигорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Виды нетрадиционной техники ИЗО у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Проект: «Развитие творческих
способностей детей дошкольного
возраста через нетрадиционные
формы изобразительной
деятельности»
Выполнили воспитатели:
Ковалева И.А.
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей
всегда была одной из актуальных. Современное общество
имеет потребность в творческой личности. Многие способности
и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,
остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит,
и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого
воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого
вида профессиональной деятельности человека. Поэтому
развитие творческих способностей – одна из главных задач
дошкольного воспитания.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная
продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных
изобразительных технологий является наиболее благоприятной для
творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно
проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные
техники – это толчок к развитию воображения, творчества,
проявлению самостоятельности, инициативы, выражения
индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы
изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать,
самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот
или иной образ получился выразительным.
Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе
художника, развить способности, которые помогут ему стать
личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения
не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность,
работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на
выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники
позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в
рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют
уверенность в своих силах.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы
создания изображения, соединяя в одном рисунке материалы с целью получения
выразительного образа;
Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных
техник рисования.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию;
Развивать творческую активность, желание рисовать.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать дружеские взаимоотношения
Воспитывать умение доводить начатое до конца, работать в коллективе, индивидуально.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:
Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровье-сберегающих технологий;
Благотворно влиять с помощью нетрадиционной техники рисования на эмоциональное
состояние и психическое развитие детей.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы
создания изображения, соединяя в одном рисунке материалы с целью получения
выразительного образа;
Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных
техник рисования.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию;
Развивать творческую активность, желание рисовать.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать дружеские взаимоотношения
Воспитывать умение доводить начатое до конца, работать в коллективе, индивидуально.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:
Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровье-сберегающих технологий;
Благотворно влиять с помощью нетрадиционной техники рисования на эмоциональное
состояние и психическое развитие детей.
Виды и техники
нетрадиционного
рисования
Рисование
ладошками
Рисование
жесткой
полусухой
кистью
Оттиск мятой
бумагой
Кляксография
Оттиск
печатками
палочками
Виды и техники нетрадиционного рисования
Рисование
пальчиками
Кляксография
Рисование
ладошками
Рисование
жесткой
полусухой
кистью
Рисование
ватными
палочками
Оттиск
печатками
Оттиск
смятой
бумагой
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
.
1 этап
подготовительный
- изучение и анализ научно-
исследовательской,
методической литературы,
интернет – ресурсов по данной
проблеме; подбор программно-
методического обеспечения по
данной проблеме; наглядно-
демонстрационного,
раздаточного материала;
- разработка содержания
проекта: «Развитие творческих
способностей детей
дошкольного возраста через
нетрадиционные формы
изобразительной
деятельности»»;
- планирование предстоящей
деятельности, направленной на
реализацию проекта.
2 этап основной
- создание условий, способствующих
стимулированию развития
творческих способностей детей
младшей группы.
- формирование навыков
художественной деятельности детей
младшего дошкольного возраста,
организация совместной
деятельности воспитателя и детей.
3 этап заключительный
3 этап заключительный
- презентация проекта (выставка
детских работ);
- подведение итогов реализации
проекта
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:
Идея педагогического опыта– развитие творческих
способностей, каждого ребенка средствами
нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь
соединять в одном рисунке различные материалы для
получения выразительного образа.
Чтобы выявить и реализовать возможности детей, я
разработала проект на тему «Развитие творческих
способностей дошкольников через нетрадиционные
техники рисования». Разработанный мною проект
составлен в соответствии с условиями ФГОС дошкольного
образования, а также с учётом психологических аспектов
развития ребёнка дошкольного возраста.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект
поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки,
даст возможность использовать их, пережить радость
открытий, побед и успеха.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА:
-
Принцип воспитывающего
-Принцип развивающего
-Принцип интеграции образовательных областей
-Принцип гуманизации:
А) признание уникальности и неповторимости личности
каждого ребенка;
Б) признание неограниченных возможностей развития личного
потенциала каждого ребенка;
В) уважение к личности ребенка со стороны всех участников
образовательного процесса.
-Принцип дифференциации
-Принцип интегрированного подхода
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- развитие мелкой моторики рук;
- обострение тактильного восприятия;
- улучшение цветовосприятия;
- концентрация внимания;
- повышение уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- формирование предпосылок учебной деятельности
(самоконтроль, самооценка, обобщенные способы
действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-умение находить новые способы для художественного
изображения;
-Умение передавать в работах свои чувства с помощью
различных средств выразительности.
ВЫВОД:
В результате было выявлено, что нетрадиционные
техники рисования оказывают положительное влияние
на развитие ребенка, способствуют развитию
интеллекта, моторики, формированию таких психических
функций, как воображение, память, зрительное
восприятие и мышление.
Таким образом, наши ребята в процессе рисования
учатся эстетически воспринимать окружающий мир и
передавать его в рисунках. Как известно, одним из
основных заданий дошкольного образования, является
обеспечение надлежащих условий для полноценного,
своевременного и разностороннего развития ребенка с
целью воспитания инициативной, творческой личности.
А от нас, воспитателей, требуется переориентироваться
в выборе методов организации занятий по разным
видам деятельности детей: перейти от репродуктивных
методов к творческим, исследовательским.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
– М. 2013.
Денисова М.Ю. «Чудесные ладошки»: развиваем художественно-
творческие способности, мышление и воображение». – Белый ветер,
2011.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
– Изд-во КАРО, 2010. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники
рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – Изд-во Сфера, 2011.
Источники иллюстраций: 1. Картинки и фотографии из личного
архива
Спасибо за
внимание!!!