Напоминание

Формирующее оценивание как основа развития регулятивных универсальных учебных действий учащихся начальной школы


Автор: Таймер Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ г.Омска
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: методический материал
Тема: Формирующее оценивание как основа развития регулятивных универсальных учебных действий учащихся начальной школы
Раздел: начальное образование





Назад




Формирующее оценивание как основа развития регулятивных

универсальных учебных действий учащихся начальной школы

И.А. Таймер

Бюджетное общеобразовательное учреждение г.Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Аннотация: методический материал, который включает в себя систему работы

по проектированию уроков с целью формирования регулятивных УУД.

Ключевые слова: регулятивные УУД, контроль, оценка, лист обратной связи,

рефлексия.

Школа – это лаборатория будущего. И от того, как будет построен учебный

процесс,

будет

зависеть,

какое

общество

мы

вырастим.

Сегодня,

в

быстроменяющемся

мире,

трудно

предугадать,

какие

именно

знания

понадобятся в будущем.

Мы стремимся, чтобы наши ученики были

востребованными, так как современное общество нуждается в гражданах

способных самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение

всей жизни. Решение данной задачи вижу в проектировании уроков по

формированию УУД. Дело это сложное, но в настоящее время актуальное.

Одним из основных блоков УУД являются регулятивные универсальные

учебные

действия,

которые

обеспечивают

способность

учащегося

организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её

этапам: от осознания цели — через планирование действий — к реализации

намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если

надо, то и к проведению коррекции.

Остановлюсь подробнее на организации урока с целью формирования

регулятивных УУД. В наших руках возможность создать в школе такую

атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Начинать уроки

лучше

всего,

настраивая

обучающихся

на

положительные

эмоции

и

самоорганизацию. Так, привычными словами после стихотворных слов

приветствия, у нас стали слова «Порядок на столе, порядок в голове. Как всегда

мы снова начать урок готовы!», проговаривая эти строки каждый день, дети

уже до урока готовят рабочее место, настраиваясь на работу следующего урока.

Следующим

этапом

урока

является

целеполагание.

Целеполагание

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и

усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

У ребёнка должен возникнуть

интерес, мотив для решения проблемы. Он должен «прокрутить в голове», что

он уже знает и что хочет узнать. Да, именно захотеть! А в конце урока (под

руководством учителя) – что же удалось узнать по этому проблемному

материалу? Итак, надо обозначить проблему. Как? Например, на уроке

математике при изучении новой темы «Название компонентов и результата

умножения» я предложила ученикам найти значения выражений на сложение и

вычитание в пределах 100 и при проверке предложила прочитать получившиеся

равенства всеми возможными способами:

90-36=54:

1) 90 минус 36 равно 54,

2) уменьшаемое 90, вычитаемое 36, разность 54,

3) разность чисел 90 и 36 равна 54,

4) 90 уменьшить на 36 – равно 54.

Затем предложила найти значение выражения 12

3 и прочитать получившееся

равенство разными способами:

1)

12 умножить на 3 – равно 36,

2)

По 12 взять 3 раза – получится 36.

Фиксируют затруднения в чтении равенства разными способами и определили

причину

затруднения

незнание

названий

компонентов

умножения.

Определили учебную задачу урока, поставили цель и начали работать! А в

конце урока возвращаются к этому равенству, прочитывают его, называя числа

при умножении.

Следующим

этапом

урока

является

планирование.

Планирование

определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного

результата, составление плана и последовательности действий. Это очень

важный

этап,

от

него

зависит

успешность

выполняемого

задания.

Планирование заставляет учащихся не импульсивно принимать решение

(напишу окончание глагола - ешь, мне так кажется правильно), а обдумывая (по

алгоритму, проверяя). Они должны научиться анализировать (искать похожее и

разное), систематизировать, перерабатывать информацию. Часто у меня звучат

вопросы: «Как вы думаете? Что бы вы предложили сделать? А кто думает по-

другому? Что заметили?». Тогда у ребят накапливается опыт действий, который

помогает развиваться умению учиться, самостоятельно планировать пути

решения и в жизненных ситуациях. (Напишу-ка письмо без ошибок, проверяя).

Регулятивные умения планировать проявляются не только в составлении плана

сразу на весь урок, планирование может быть и к небольшому заданию из

урока: «В каком порядке будем выполнять задание? Как будем выполнять

упражнение?».

Умение планировать – это уже наполовину решённая проблема.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его

временных характеристик. Это взгляд вперёд, умение увидеть то, что будет, с

целью внесения коррективов в учебной деятельности. С 1 класса учу ребят

прогнозировать свою работу на уроках. Например, на уроке математики детям

выдаю карточки:

Основные умения

Прогностическая

оценка

Итоговая

оценка

Оценивают учащиеся свои

умения условными

цветами: красный – умею,

зелёный – сомневаюсь,

синий – не умею.

Умею решать задачи

Умею составлять схему

к задаче

Умею решать примеры

Во 2 классе эту работу продолжаю. Так при изучении по математике темы

«Конкретный смысл действия умножения» предложила ученикам на этапе

мотивации познавательной деятельности оценить свои умения с помощью

шкалы (линеечки Цукермана) [1] в начале урока и в конце урока по итогам

учебной деятельности:

Понимаю

смысл

умножения

Умею

умножать

числа

Умею применять

переместительное

свойство

умножения

Умею

решать

задачи на

умножение

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Формы

такого контроля тоже можно организовать по-разному. Это и работа с

буквенными веерами в 1 классе (показ нужной буквы по команде), и задание

найти на отмеченной строке (на полях стоит галочка) самому ошибку, которую

допустил (1-2 класс), проверка по ключу. Важно, чтобы ученику захотелось

найти доказательства, отвечающие на вопросы: «Как же так, а почему у меня

неправильно? В чём ошибка? Я же был уверен…». Тогда анализ расхождения

он пропустит через себя и в следующий раз, возможно, уже не допустит

ошибку в аналогичном варианте.

Контроль должен проходить всегда во

взаимодействии с коррекцией. Коррекция – это внесение необходимых

дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения

эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата

самим обучающимся, учителем, товарищами.

Одно из самых трудных регулятивных действий – оценка, так как дети либо

завышают себе её, либо занижают, не веря в себя. И то, и другое может в

будущем помешать стать успешными. Важно научить детей выделять и

осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить (находится в зоне

ближайшего развития), осознавать качество и уровень усвоения. Тогда у них

будут правильные критерии оценивания результатов своей деятельности.

В систему оценивания надо заложить механизм, поощряющий и развивающий

мотивацию обучения и самооценивания учащимися своих достижений, а также

рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. Такие возможности

для

ученика

и

учителя

предоставляет

формирующее

оценивание.

Формирующее оценивание – это оценивание в процессе обучения, при котором

анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, поведение

учащегося,

устанавливается

обратная

связь

об

успехах

и

недостатках

учащегося; когда учащегося направляют и мотивируют на дальнейшую учёбу, а

также планирование целей и путей её продолжения.

Это достигается применением на уроках листов обратной связи. [2]

Лист обратной связи

Ф.И.

Тема урока «Умножение»

Учебные

действия

Задания

Комментарий

Знаю, что

называют

умножением

1.Вставь пропущенные слова:

Умножение – это …………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………..

2. Вычисли, заменяя умножение сложением.

15

4 = ________________________________________________________

9

3 =__________________________________________________________

3. По каждой записи сделай схематический рисунок.

7

3 4

5

Самооценка

Оценка учителя

Использование таких листов упрощают обратную связь в процессе обучения и

обеспечивают преемственность в оценке сходных образовательных результатов

в рамках изучения различных тем как внутри предмета, так и на материале

разных предметов. Листы обратной связи помогают школьникам учиться на

своих ошибках и самостоятельно переходить на более высокий уровень в

обучении. Ученики учатся оценивать свою работу, анализируя собственные

знания и умения, а самым ценным считаю последнюю колонку «Комментарий»,

в которой ученики сами себе ставят учебные задачи, для коррекции своих

знаний. Опыт работы с листами обратной связи показывает эффективность в

плане повышения качества образования учащихся, которое достигается ими

самостоятельно.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап

рефлексии [3] . Использую рефлексию на различных этапах урока. Рефлексию

настроения

и

эмоционального

состояния

в

начале

урока

и

в

конце

деятельности. Рефлексию деятельности на этапе проверки домашнего задания,

защите проектных работ, в конце урока. Рефлексию содержания учебного

материала на этапе его изучения. Чаще всего использую приём незаконченного

предложения: Сегодня на уроке я…

Я встретился(сь) с трудностью при… У меня хорошо получилось… Мне

это необходимо для…

Результаты работы над данной темой:

1.Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою

работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.

2. Цели урока и задачи обучающиеся определяют самостоятельно, в случае

затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их

действия.

3. Учащиеся качественно выполняют самооценку, выражают своё мнение по

изученному материалу.

4.

Учимся

использовать

знаково-символические

средства.

Дети

заинтересовались

этой

работой,

проявляют

творчество.

Урок

проходит

продуктивно и интересно.

5. На уроках часто обсуждаем вопросы, в результате ответов на которые

выясняется внутренняя позиция ученика, личностная мотивация его учебной

деятельности.

Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для

формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут

почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса.

Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат

других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель

может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится

сотрудничество,

возникает взаимопонимание между всеми участниками,

повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом

направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из

начальной школы, а затем в средних и старших классах.

Библиографический список

1.

Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва –Рига: П "Эксперимент",

1999.

2.

И.С. Фишман, Г.Б. Голуб. Формирующая оценка образовательных

результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство

«Учебная литература», 2007.

3.

Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения

рефлексии и творчества //Вопросы психологии 1983, №5.



В раздел образования




Яндекс.Метрика