Автор: Таймер Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ г.Омска
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: методический материал
Тема: Формирующее оценивание как основа развития регулятивных универсальных учебных действий учащихся начальной школы
Раздел: начальное образование
Формирующее оценивание как основа развития регулятивных
универсальных учебных действий учащихся начальной школы
И.А. Таймер
Бюджетное общеобразовательное учреждение г.Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Аннотация: методический материал, который включает в себя систему работы
по проектированию уроков с целью формирования регулятивных УУД.
Ключевые слова: регулятивные УУД, контроль, оценка, лист обратной связи,
рефлексия.
Школа – это лаборатория будущего. И от того, как будет построен учебный
процесс,
будет
зависеть,
какое
общество
мы
вырастим.
Сегодня,
в
быстроменяющемся
мире,
трудно
предугадать,
какие
именно
знания
понадобятся в будущем.
Мы стремимся, чтобы наши ученики были
востребованными, так как современное общество нуждается в гражданах
способных самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение
всей жизни. Решение данной задачи вижу в проектировании уроков по
формированию УУД. Дело это сложное, но в настоящее время актуальное.
Одним из основных блоков УУД являются регулятивные универсальные
учебные
действия,
которые
обеспечивают
способность
учащегося
организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её
этапам: от осознания цели — через планирование действий — к реализации
намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если
надо, то и к проведению коррекции.
Остановлюсь подробнее на организации урока с целью формирования
регулятивных УУД. В наших руках возможность создать в школе такую
атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Начинать уроки
лучше
всего,
настраивая
обучающихся
на
положительные
эмоции
и
самоорганизацию. Так, привычными словами после стихотворных слов
приветствия, у нас стали слова «Порядок на столе, порядок в голове. Как всегда
мы снова начать урок готовы!», проговаривая эти строки каждый день, дети
уже до урока готовят рабочее место, настраиваясь на работу следующего урока.
Следующим
этапом
урока
является
целеполагание.
Целеполагание
–
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
У ребёнка должен возникнуть
интерес, мотив для решения проблемы. Он должен «прокрутить в голове», что
он уже знает и что хочет узнать. Да, именно захотеть! А в конце урока (под
руководством учителя) – что же удалось узнать по этому проблемному
материалу? Итак, надо обозначить проблему. Как? Например, на уроке
математике при изучении новой темы «Название компонентов и результата
умножения» я предложила ученикам найти значения выражений на сложение и
вычитание в пределах 100 и при проверке предложила прочитать получившиеся
равенства всеми возможными способами:
90-36=54:
1) 90 минус 36 равно 54,
2) уменьшаемое 90, вычитаемое 36, разность 54,
3) разность чисел 90 и 36 равна 54,
4) 90 уменьшить на 36 – равно 54.
Затем предложила найти значение выражения 12
3 и прочитать получившееся
равенство разными способами:
1)
12 умножить на 3 – равно 36,
2)
По 12 взять 3 раза – получится 36.
Фиксируют затруднения в чтении равенства разными способами и определили
причину
затруднения
–
незнание
названий
компонентов
умножения.
Определили учебную задачу урока, поставили цель и начали работать! А в
конце урока возвращаются к этому равенству, прочитывают его, называя числа
при умножении.
Следующим
этапом
урока
является
планирование.
Планирование
–
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата, составление плана и последовательности действий. Это очень
важный
этап,
от
него
зависит
успешность
выполняемого
задания.
Планирование заставляет учащихся не импульсивно принимать решение
(напишу окончание глагола - ешь, мне так кажется правильно), а обдумывая (по
алгоритму, проверяя). Они должны научиться анализировать (искать похожее и
разное), систематизировать, перерабатывать информацию. Часто у меня звучат
вопросы: «Как вы думаете? Что бы вы предложили сделать? А кто думает по-
другому? Что заметили?». Тогда у ребят накапливается опыт действий, который
помогает развиваться умению учиться, самостоятельно планировать пути
решения и в жизненных ситуациях. (Напишу-ка письмо без ошибок, проверяя).
Регулятивные умения планировать проявляются не только в составлении плана
сразу на весь урок, планирование может быть и к небольшому заданию из
урока: «В каком порядке будем выполнять задание? Как будем выполнять
упражнение?».
Умение планировать – это уже наполовину решённая проблема.
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его
временных характеристик. Это взгляд вперёд, умение увидеть то, что будет, с
целью внесения коррективов в учебной деятельности. С 1 класса учу ребят
прогнозировать свою работу на уроках. Например, на уроке математики детям
выдаю карточки:
Основные умения
Прогностическая
оценка
Итоговая
оценка
Оценивают учащиеся свои
умения условными
цветами: красный – умею,
зелёный – сомневаюсь,
синий – не умею.
Умею решать задачи
Умею составлять схему
к задаче
Умею решать примеры
Во 2 классе эту работу продолжаю. Так при изучении по математике темы
«Конкретный смысл действия умножения» предложила ученикам на этапе
мотивации познавательной деятельности оценить свои умения с помощью
шкалы (линеечки Цукермана) [1] в начале урока и в конце урока по итогам
учебной деятельности:
Понимаю
смысл
умножения
Умею
умножать
числа
Умею применять
переместительное
свойство
умножения
Умею
решать
задачи на
умножение
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Формы
такого контроля тоже можно организовать по-разному. Это и работа с
буквенными веерами в 1 классе (показ нужной буквы по команде), и задание
найти на отмеченной строке (на полях стоит галочка) самому ошибку, которую
допустил (1-2 класс), проверка по ключу. Важно, чтобы ученику захотелось
найти доказательства, отвечающие на вопросы: «Как же так, а почему у меня
неправильно? В чём ошибка? Я же был уверен…». Тогда анализ расхождения
он пропустит через себя и в следующий раз, возможно, уже не допустит
ошибку в аналогичном варианте.
Контроль должен проходить всегда во
взаимодействии с коррекцией. Коррекция – это внесение необходимых
дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения
эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата
самим обучающимся, учителем, товарищами.
Одно из самых трудных регулятивных действий – оценка, так как дети либо
завышают себе её, либо занижают, не веря в себя. И то, и другое может в
будущем помешать стать успешными. Важно научить детей выделять и
осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить (находится в зоне
ближайшего развития), осознавать качество и уровень усвоения. Тогда у них
будут правильные критерии оценивания результатов своей деятельности.
В систему оценивания надо заложить механизм, поощряющий и развивающий
мотивацию обучения и самооценивания учащимися своих достижений, а также
рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. Такие возможности
для
ученика
и
учителя
предоставляет
формирующее
оценивание.
Формирующее оценивание – это оценивание в процессе обучения, при котором
анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, поведение
учащегося,
устанавливается
обратная
связь
об
успехах
и
недостатках
учащегося; когда учащегося направляют и мотивируют на дальнейшую учёбу, а
также планирование целей и путей её продолжения.
Это достигается применением на уроках листов обратной связи. [2]
Лист обратной связи
Ф.И.
Тема урока «Умножение»
Учебные
действия
Задания
Комментарий
Знаю, что
называют
умножением
1.Вставь пропущенные слова:
Умножение – это …………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………..
2. Вычисли, заменяя умножение сложением.
15
4 = ________________________________________________________
9
3 =__________________________________________________________
3. По каждой записи сделай схематический рисунок.
7
3 4
5
Самооценка
Оценка учителя
Использование таких листов упрощают обратную связь в процессе обучения и
обеспечивают преемственность в оценке сходных образовательных результатов
в рамках изучения различных тем как внутри предмета, так и на материале
разных предметов. Листы обратной связи помогают школьникам учиться на
своих ошибках и самостоятельно переходить на более высокий уровень в
обучении. Ученики учатся оценивать свою работу, анализируя собственные
знания и умения, а самым ценным считаю последнюю колонку «Комментарий»,
в которой ученики сами себе ставят учебные задачи, для коррекции своих
знаний. Опыт работы с листами обратной связи показывает эффективность в
плане повышения качества образования учащихся, которое достигается ими
самостоятельно.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап
рефлексии [3] . Использую рефлексию на различных этапах урока. Рефлексию
настроения
и
эмоционального
состояния
в
начале
урока
и
в
конце
деятельности. Рефлексию деятельности на этапе проверки домашнего задания,
защите проектных работ, в конце урока. Рефлексию содержания учебного
материала на этапе его изучения. Чаще всего использую приём незаконченного
предложения: Сегодня на уроке я…
Я встретился(сь) с трудностью при… У меня хорошо получилось… Мне
это необходимо для…
Результаты работы над данной темой:
1.Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою
работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.
2. Цели урока и задачи обучающиеся определяют самостоятельно, в случае
затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их
действия.
3. Учащиеся качественно выполняют самооценку, выражают своё мнение по
изученному материалу.
4.
Учимся
использовать
знаково-символические
средства.
Дети
заинтересовались
этой
работой,
проявляют
творчество.
Урок
проходит
продуктивно и интересно.
5. На уроках часто обсуждаем вопросы, в результате ответов на которые
выясняется внутренняя позиция ученика, личностная мотивация его учебной
деятельности.
Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для
формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут
почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса.
Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат
других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель
может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится
сотрудничество,
возникает взаимопонимание между всеми участниками,
повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом
направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из
начальной школы, а затем в средних и старших классах.
Библиографический список
1.
Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва –Рига: П "Эксперимент",
1999.
2.
И.С. Фишман, Г.Б. Голуб. Формирующая оценка образовательных
результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство
«Учебная литература», 2007.
3.
Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения
рефлексии и творчества //Вопросы психологии 1983, №5.