Напоминание

«Техническое развитие баяниста на начальном этапе обучения»


Автор: Вяльшина Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: ЯНАО г. Муравленко
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Техническое развитие баяниста на начальном этапе обучения»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Методическое сообщение на тему:

«Техническое развитие баяниста на начальном этапе обучения»

Выполнила преподаватель по классу баяна

Вяльшина Татьяна Васильевна

Муравленко

2020

Содержание

1.

Введение. Определение и основная цель технического развития.

2.

Технические навыки:

- звукоизвлечение, меховедение, нажатие клавиши;

- принципы и условия, способствующие техническому развитию ученика;

- пальцевая техника.

4. Заключение.

5. Список литературы.

Введение

Техническое развитие включает в себя планомерное, последовательное и

успешное освоение технических и исполнительских навыков игры на инструменте.

Основной целью технического развития юного музыканта является создание

благоприятных технических условий, при которых игровой аппарат ученика будет

способен

выполнить

любую

поставленную

перед

ним

музыкально-

художественную задачу. В будущем, по мере развития, эти условия, должны

привести к полному подчинению игрового аппарата исполнителя музыкально-

художественному мышлению во всех его тончайших проявлениях. Поэтому очень

важно добиваться с первых лет обучения неразрывной связи музыкально-звукового

представления с техническими навыками игры на инструменте. На вопрос, что

такое

технический

навык,

отвечу

так:

это

умение

воплощать

мысленно

услышанный музыкально-художественный образ средствами своего двигательного

аппарата.

Формируются основные навыки с первых лет обучения. Их освоение

должно быть планомерным, последовательным, продуманным, целенаправленным.

Надо помнить, что это фундамент дальнейшего развития и становления учащегося

как исполнителя.

Технические навыки.

Одним из первых технических навыков, который приобретает баянист в

начале обучения - это навык звукоизвлечения. Работа над ним является важной

составной частью занятий, так как всякая работа над звуком это и есть работа над

техникой. Баянист делает одновременно два осознанных действия, это достаточно

сложно,

так

как

звук

на

баяне

извлекается

путем

нажатия

клавиши

и

одновременного ведения меха. Важную роль в звукоизвлечении играет мех –

аппарат звукоподачи. Артикуляция меха дает возможность получить ту или иную

силу и окраску звука, оказывает влияние на характер и оттенки звучания

инструмента, и на момент ведения звука и его окончание. Поэтому следует

начинать обучение игре на баяне с навыка ведения меха. Для этого есть комплекс

целенаправленных

упражнений,

которые

помогут

учащемуся

научиться

правильно вести мех. Ученик нажимает воздушный клапан, ведет мех,

разжимая и сжимая его. Можно учащемуся предложить различные способы

ведения меха для

передачи

характера звучания.

Например,

динамические

упражнения «горка», «ветер», «море». Очень важно, следить за тем, чтобы мех

велся медленно, плавно, ровно, без рывков, излишнего резкого давления и нажима.

Плавное ведение меха в большинстве случаев обеспечивается предварительным

началом движения локтя в сторону направления движения меха. Это разгружает

работу кисти и обеспечивает тем самым в дальнейшем благоприятные условия для

техничной работы пальцев левой руки (рассказать про клубок ниток). А также

необходимо постоянно контролировать свободу и естественность движения

левой руки ученика. Важно также, чтобы правая рука во время ведения меха не

участвовала. Нужно избегать излишних движений корпуса, ненужных сотрясений

инструмента и следить за четкой и точной сменой самого направления меха.

Основные способы меховедения, который должен освоить учащийся в младших

классах обучения: ровное ведение меха, ускоренное и замедленное. Навык ведения

меха очень важен, так как неумелое его ведение искажает звучание, нарушает

плавность и точность музыкальной фразы в художественном произведении.

Затем ученик осваивает непосредственный навык нажатия клавиши с

одновременным ведением меха. Нажатие (взятие) клавиши – это один из основных

способов звукоизвлечения на баяне, который изучается в самом начале обучения.

На характер извлекаемого звука влияет вид туше, способ прикосновения пальцев к

клавишам. При игре действие пальца на клавишу может быть лёгким, глубоким,

активным, коротким. При этом атака, способ извлечения звука, может быть разной

толчок, пальцевой и кистевой удар. Проверив, посадку, положение рук, пальцев,

найдя клавиши, сосредоточив внимание, потянув мех, извлекается звук, который

появляется в принципе неожиданно для ребенка. К процессу извлечения первых

звуков на инструменте маленький музыкант относится как к чему-то необычному.

Очень важно заострить внимание ученика на характере извлекаемого звука и

предложить

ему

себя

послушать.

Одновременное

участие

ожиданий,

представлений и восприятий этого исполнительского процесса открывает у ребенка

контроль, то есть сравнивание того, что хотелось, с тем, что получилось, отсюда у

него появляется желание корректировать и

подправлять свой полученный

результат.

Можно

предложить учащемуся повторить

те же

динамические

упражнения для ведения меха, только теперь с нажатием клавиши: «пароход»,

«паровоз».

Прежде чем начать говорить о пальцевой технике, я бы хотела сказать о

том, что существуют главные принципы и условия, способствующие более

успешному освоению технических и исполнительских навыков.

Принципы,

которые надо развивать у ученика, - это в первую очередь, гибкость и пластичность

игрового аппарата (предплечье, локоть, кисть, пальцы), связь и взаимодействие

всех его участников, целесообразность и экономия движений при игре на

инструменте, осмысленность и управляемость всем техническим процессом,

который происходит во время игры. Одним из важных условий технического

развития, так скажем главной отправной точкой, является правильная постановка

рук и посадка за инструментом. Особенно в начальный период обучения очень

важно заложить прочные основы правильного положения рук и посадки, которые

обеспечат рациональные и свободные движения во время игры на баяне, а также

позволят в дальнейшем совершенствовать исполнительскую технику ученика. Под

правильной постановкой рук подразумевается, прежде всего свободное от

напряжения, естественное положение рук при игре, когда пальцы работают

независимо друг от друга, не вызывая скованности и утомляемости мышц.

Положение корпуса и рук не следует понимать, как что - то неизменное и единое.

Здесь нужно учитывать и физические данные ученика, и физиологические

особенности строения рук. Также не следует думать, что по внешней форме руки,

кисти,

пальцев

можно

определить

технические

возможности

будущего

исполнителя. Внешне одинаковые пальцы, одинаково сильные руки могут быть

различны и по гибкости, и по ловкости в игре. В начальный период обучения

очень важно педагогу добиваться того, чтобы учащийся научился самостоятельно

контролировать свою мышечную работу рук при игре и грамотно её регулировать.

Нужно

избегать

приобретения

на

ранних

этапах

обучения

упрощённых,

бесконтрольных автоматизмов в виде посадки, движений, мышления, так как это

может на долгие годы явиться своеобразным тормозом в развитии техники

учащегося, выявить и исправить которые, не всегда потом удаётся.

Прежде, чем начать развитие игрового аппарата, нужно знать некоторые

особенности его строения и работы при влиянии и воздействии на него. Например,

кости кисти и предплечья соединяется суставом, который позволяет делать нам

движения влево, вправо, вверх и вниз, в предплечьи находятся две кости (лучевая

и локтевая), при движении кисти вниз они скрещиваются, а при движении вверх

находятся в параллельном состоянии. Скорость и гибкость исполнительского

аппарата зависит от межкостных мышц, которые находятся между основаниями

фаланг пальцев. Мышцы руки работают парами: сгибатели и разгибатели, бицепс и

трицепс. Например, у пианистов руки находятся параллельно плоскости, мышца

бицепс находится в более расслабленном положении. У баяна же клавиатуры

расположены

вертикально, следовательно, рука сгибается в локте, кисть

приобретает боковое положение, а бицепс в это время немного сокращается.

Поэтому очень важна для баяниста свобода кистевого сустава. Зажатость и

скованность в кисти может тормозить

техническое развитие учащегося. По

эластичности, гибкости и разнохарактерности движений она занимает первое

место, затем только предплечье и, наконец, пальцы. В процессе игры кисть своим

положением помогает пальцам удобнее становиться на нужные клавиши. Во время

игры она может принимать различные положения. Низкое положение кисти делает

работу пальцев более трудной, появляется «размахивание» пальцев вверх и вниз,

происходит затрата лишней ненужной энергии. Такое положение используется при

игре в верхнем регистре клавиатуры. Высокое положение кисти в низком регистре

увеличивает нагрузку руки, создает пассивность пальцев и «болтание» ими по

воздуху. Нормальное положение с естественным весом самой кисти и предплечья

считается что-то среднее между ними. Именно это положение и целесообразно

использовать на начальном этапе обучения. Дети, как правило, напрягают кисть и

пальцы, ошибочно думая, что без этого напряжения не может быть продуктивной

мускульной работы. В любом положении кисть должна быть гибкой, эластичной,

свободной, никакой напряжённости, скованности и стеснения, так как именно

освобождение кистевого сустава и дает полную свободу движений пальцам. Эти

ощущения должны быть заботой преподавателя с первых занятий обучения игре на

баяне, так как это является залогом успеха дальнейшей работы ученика над

пальцевой техникой.

Гимнастические упражнения на расслабление кисти (кисть раскрывается с

выпрямлением пальцев и опускается свободно, круговые и боковые движения

кисти)

Большое значение в техническом развитии ученика имеет пальцевой удар и

пальцевая техника. Пальцевой удар (туше), надо обязательно сформировать, а в

дальнейшем укреплять. Пальцевая техника – это движение пальцев с облегченной

нагрузкой руки, то есть, при естественной тяжести руки, пальцы используются как

опорные пункты. Если каждый палец научить находить прочную точку опоры на

клавише, то

отчетливость мышечных ощущений и

движений

даст

безошибочную точную игру на инструменте. Тут нужно сказать, что мышцы

пальцев самые слабые у человека, а пальцы не равны по силе и ловкости, и это

надо учитывать в повседневной работе с учащимся. У юного музыканта нужно

развивать и формировать способность четко представлять себе положение руки на

клавиатуре, регулировать её движения, и желательно все это делать на ощупь, не

глядя на клавиатуру. Большую роль в этом оказывает изучение и исполнение

упражнений. С первых занятий можно использовать упражнения для изучения

клавиатуры баяна, освоения основной аппликатуры, интервальных ощущений.

Для грамотного исполнения мелодии учащемуся необходимо развить навык

последовательного соединения звуков. Первоначальным формированием техники

игры на баяне является освоение гаммаобразных последовательностей. Сначала

учащийся осваивает последовательности из 2, 3

4 и т.д. звуков. Затем и

последовательность из 7 звуков, диатоническую гамму. Последовательность из

12 звуков (по полутонам) складывается в хроматическую. Диатонические и

хроматические гаммы - это своеобразные лесенки, которые соединяют все

музыкальное пространство клавиатуры баяна. Игра гамм необходима для развития

беглости и независимости пальцев, формирования аппликатурных принципов,

развитие метроритма, интонации. А также гаммы и упражнения помогают

ученику увязать слуховые представления с техническими действиями, которые

он совершает на клавиатуре. Особенно актуально для начального периода

обучения необходимость варьирования штрихов в упражнениях и гаммах.

Целесообразнее начинать игру с отрывистого легкого нонлегато, что избавляет

запястье и другие части руки от зажатости, скованности, особенно при смене

позиций, а также от чрезмерного «пережима» клавиш. Затем можно переходить к

штриху легато (связно), а точнее к его разновидности легато портато, надо

учитывать, что все последующие штриховые комбинации не должны нарушать

тесного контакта пальцев с клавиатурой. Что касается специальных упражнений, то

здесь открывается огромный простор для творческой инициативы и педагога, и

учащегося.

Помимо

использования

изданных

баянных

упражнений

можно

создавать

«свои»

упражнения,

направленные

на

преодоление

технических

трудностей. На начальном этапе обучения будут полезны упражнения на основе

диатонической и хроматической гаммы: (Александр Гуров, педагог Гомельского

колледжа искусств, филиала Белорусской Академии музыки, семинар «Основы

развития техники баяниста на материале упражнения», система упражнений):

-

для укрепления пальцевых фаланг, силы

и устойчивости пальцев

(упражнения на основе гаммы исполнять каждым пальцем отдельно двуолями,

триолями, квартолями и т.д.). Лучшим методом в отработке туше-удара являются

пальцевые репетиции. Нужно добиваться того, чтобы пальцы не проваливались,

точно

находили

опору

на

клавише.

Можно

играть

гаммы

различными

аппликатурными соединениями соседних пальцев двуолями, триолями, квартолями

и т.д.;

- на развитие кисти, движение кисти (кисть не должна быть статичной, а при

исполнении она должна быть подвижной), упражнения - кистевые аккордовые и

интервальные репетиции, длинное арпеджио, исполнение гаммы с движением

кисти вверх и вниз, сначала на целой ноте по четыре движения, затем по два и т.

д.);

- на развитие слабых пальцев (исполнение гаммы аппликатурой 3-5-4-5-4-3-5-

3, исполнение слабыми пальцами по ступеням гаммы, чередование 4 и 5 пальцев по

соседним клавишам, чередование по очереди 1 пальца с остальными, трели);

-

для независимости пальцев в движении

(ломанное арпеджио, короткое

арпеджио с задержкой первой клавиши);

-

для

растяжки

и

развития

гибкости

межкостных

мышц (любое

аппликатурное соединение до предела, по очереди по хроматической гамме).

Выученные упражнения и гаммы необходимо использовать как тренировочный

материал, закрепляя его в памяти и в физических ощущениях, и одновременно

приступать к новым упражнениям. По мере изучения левой руки упражнения и

гаммы нужно играть двумя руками. Это развивает помимо координации движений,

интеллект, мышление, метроритмическую основу.

Заключение.

Для того чтобы работа над техникой приносила пользу и была успешной, нужно

соблюдать следующие условия:

1. Технический материал должен подбираться педагогом с учетом изучаемого на

данном этапе музыкально-художественного материала. Вся работа над техникой

должна быть запланирована и проходить под контролем преподавателя.

2. Учащийся всегда должен видеть цель, которую преследует то или иное

упражнение.

3. Упражнения необходимо играть самыми различными способами. Можно

варьировать темп, штрихи, ритм, метр, динамику, акценты, направление движения

меха, тональность и т. д. Это помогает оградить учащихся от бессмысленной

машинальной

игры, которая имеет место быть в учебной исполнительской

практике.

4. Все технические изучаемые элементы должны исполняться грамотной, наиболее

удобной для данного исполнителя аппликатурой.

5. Всю работу над техникой необходимо рассматривать не только как пальцевую,

но и как умственную, которая требует ясности, точности, быстроты мышления и

концентрации внимания.

На

начальном

этапе

обучения

учащийся

должен

овладеть

следующими

техническими

навыками:

осознанное

и

правильное

меховедение,

умение

ориентироваться на клавиатурах баяна по всему диапазону, освоение начальных

навыков звукоизвлечения, основных аппликатурных принципов.

Список используемой литературы

1.

Акимов Ю. «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне» М.,

«Советский композитор», 1980

2.

Бесфамильнов В., Семашко А. «Воспитание баяниста» Вопросы теории и

практики, Киев «Музычна Украийна», 1989

3.

Говорушко, П. Об основах развития исполнительских навыков баяниста / П.

Говорушко. – Л., 1971.

4.

Говорушко, П. Основы игры на баяне / П. Говорушко. – Л., 1963.

5.

Иванов Аз. «Начальный курс игры на баяне», под редакцией П. Говорушко,

Ленинград, 1963

6.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.,1982.

7.

Судариков А. «Исполнительская техника баяниста», Всесоюзное издательство

«Советский композитор», Москва, 1986



В раздел образования




Яндекс.Метрика