Напоминание

Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности


Автор: Писарова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№96
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: методическая работа
Тема: Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности

Мы

живём

в

современном

обществе,

где

существует

множество

проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных.

Последние

десятилетия

люди

стремительно

старались

обуздать

природу,

забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мне кажется, что человек

должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире.

Вызывающая

позиция

«Человек

и

природа»

должна

смениться

на

более

нейтральную, более разумную: «Человек в природе».

Иногда у меня возникает ощущение, что дети относятся к живым

объектам

природы

как

к

неодушевленным

предметам.

Порой

малыши

восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно

раздавить

бегущего

по

тропинке

муравья.

Откуда

у

эмоционально

отзывчивого

ребенка

столько

холодности

и

безразличия?

Не

от

нас

ли,

взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического

бескультурья.

Активная

позиция

педагогов

способна

изменить

эту

ситуацию.

Общение

детей

с

природой,

организованное

воспитателем,

содержание

знаний,

доступное

возрасту,

восприятию

детей

вызывает

устойчивый

интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому

поиск оптимальных путей воспитания культуры поведения детей в природе

является

актуальным

на

современном

этапе

развития

экологического

воспитания

дошкольников.

Это

-

первый

шаг

на

пути

решения

природоохранной проблемы будущего. Дать почувствовать ребенку, что он

ответственен за окружающий его мир – главная задача на сегодняшний день.

Свою работу я строю в трех аспектах:

Личностный рост воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Я считаю, что экологическое образование ребёнка должно идти по

иерархической лестнице: семья - детский сад - школа - вуз - последипломная

экологическая подготовка и должно сопровождать человека на протяжении

всей жизни:

- формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в

раннем детстве;

- способствовать пониманию целостной картины мира - в школе;

-

развивать

экологическое

мировоззрение,

воспитывать

чувство

ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости

личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и

зрелости.

Эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с

рядом

животных,

растений,

уход

за

ними

играют

большую

роль

в

формировании

экологически

грамотных

представлений

об

окружающей

среде.

Однако

этого

недостаточно:

детям

нужен

минимум

экологических

знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически

грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней

даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого-

физиологических

особенностей,

сочетать

духовное

и

интеллектуальное

развитие ребенка.

Экологическое

воспитание

тесно

связано

и

с

развитием

эмоций

ребенка,

умения

сочувствовать,

удивляться,

сопереживать,

заботиться

о

живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть

красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли

росы, и маленького паучка).

Я считаю, что предметы гуманитарно-эстетического цикла могут играть

исключительно

важную

роль

в

формировании

экологической

культуры

дошкольников,

это

связано

с

их

особой

чувствительностью

к

яркому,

эмоциональному слову, богатству красок и форм. Изобразительное искусство,

в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека

для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел

«творить» её сам. Без эстетически направленного восприятия практически

невозможно

существенное

познание

природных

явлений

и

целостное

их

освоение.

Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке

чувство

гармонии,

присущей

всем

природным

объектам

и

явлениям.

Произведения искусства, также, как и реальная природа в ее многообразных

проявлениях

красок,

форм,

звуков,

ароматов,

служат

важным

средством

познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и

нравственно-эстетических

чувств.

Поэтому

изобразительная

деятельность

является важной составляющей экологического воспитания дошкольников.

Причем

здесь

важен

не

просто

просмотр

картин,

репродукций,

а

непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая

дает

возможность

использовать

по

максимуму

закономерности,

явления,

нужные для деятельности рисованием, лепкой, аппликацией.

Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной

задачи

формирования

целостного

восприятия

ребенком

окружающей

действительности.

Рисуя,

ребенок

пытается

выразить

свое

понимание

окружающего

его

предметного

и

пространственного,

природного

и

социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект

заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании

происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с

миром и мысли – в конкретное изображение.

Наблюдение за природой может многому научить юного художника,

делающего

свои

первые

шаги

в

мире

изобразительного

искусства.

Организованное

восприятие,

осмысление

и

прочувствование

образного

смысла

произведений

различных

видов

искусства,

результатов

детского

творчества

помогает

ребёнку

ощутить

себя

творцом,

способным

тонко

чувствовать

красоту

природы,

ощущать

сопричастность

с

ней.

Поэтому

созерцание

родной

природы,

любование

объектами

реального

мира,

восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения

разных

культур

(пейзажей,

портретов,

архитектурных

ансамблей

и

т.п.)

являются составляющими изодеятельности.

В

данной

области

я

стараюсь

развивать

и

формировать

в

детях

следующие способности и умения:

- умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;

- способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;

-

стремление

заботиться

о

тех,

кто

зависит

от

человека,

препятствовать

насилию над природой;

- умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать

в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться

уголками родной и экзотической культуры;

- способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений,

выражать своё отношение к ним в пейзажах-настроениях;

- способность быть оригинальным в выборе сюжета, использовать различные

средства

художественного

выражения

(цвет,

линию,

объём

и

т.п.)

для

осуществления своего замысла;

- умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях

стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;

- умение работать с различным художественным, природным материалом;

- готовность быть активными, не бояться спрашивать у педагога о том, что

непонятно

.

В содержание изобразительной деятельности я включаю знакомство с

временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь,

снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение

изобразить

картины

природы,

животных

всегда

встречает

у

детей

положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы

способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают

детское

творчество

новыми

образами,

формируют

интерес

к

природе

и

положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент

её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие,

мыслительные

операции

(анализ,

синтез,

сравнение,

уподобление,

обобщение), воображение, моторная координация и речь.

Когда

позволяет

погода,

я

провожу

на

открытом

воздухе,

и

тогда

любование

природой

связывается

в

сознании

детей

с

пройденным

на

занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно

отражаются в детском творчестве. Гуляя с детьми на улице, мы собираем

коллекции природных материалов (листья, веточки, камушки и т.п.), делаем

наброски и зарисовки, наблюдаем за поведением птиц и т.д. Такой «диалог с

живой природой» способствует активизации эстетического восприятия.

Когда нет возможности выйти на улицу, демонстрирую детям слайд-

фильмы,

состоящие

из

выразительных

кадров.

Сменяющиеся

на

экране

красивые

цветные

изображения

не

оставляют

ребят

равнодушными,

они

активно подключаются к обсуждению, свои суждения выстраивают на основе

личных

впечатлений

об

увиденном.

Зрительный

ряд

стараюсь

подбирать

таким

образом,

чтобы

он

направлял

внимание

детей

на

восприятие

как

обычных (привычных глазу), так и непривычных (редко встречающихся),

малозаметных явлений и объектов природы. Благодаря такому показу в поле

детского

внимания

могут

попасть

водопад

и

отражение

в

лужице,

разнохарактерные по форме деревья и сияющая на солнце росинка, усатые

жуки и всполохи грозы, кружево снегопада и золото песков пустыни, узоры

на

крыльях

бабочек

и

стрекоз

и

т.п.

Всё

вышеперечисленное

позволяет

выстроить драматургию образовательной деятельности таким образом, чтобы

в сознании ребят обыденный мир предстал удивительным и необычным.

Как

известно,

дети

восприимчивы

к

художественной

форме,

часто

стремятся

быть

похожи

в

изобразительной

манере

на

своего

педагога.

Поэтому

я

стараюсь

не

руководствоваться

принципом

«делай,

как

я»,

а

формирую в сознании детей стремление быть оригинальным, создавать свою

палитру изобразительно-выразительных средств.

Однако при проведении индивидуальной работы с детьми, имеющими

слабое

общее

и

художественное

развитие,

я

не

исключаю

возможности

оказания

мною

практической

помощи.

Когда

ребёнок

испытывает

затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого

бывает просто необходима. Но «внедрение» в творческий процесс ребёнка я

осуществляю не назидательно, а говорю: «Я нарисую так, а ты как?», «Я

начну, а ты продолжишь», «Ты начнёшь, а я продолжу», «Я нарисую только

деталь, а ты всё остальное» и т.п. Стараюсь, чтобы показ приёмов работы был

вариативным, не замыкался на каком-то конкретном образце.

Во

время

практической

работы

свожу

к

минимуму

заимствование

детьми композиционных штампов, возможность подражания другим детям.

При анализе результатов детского творчества одобряю работы, в которых

изображение

не

статично,

а

динамично,

поощряю

композиционную

оригинальность и самостоятельность в выборе сюжета. Никогда не прошу

детей выразить своё негативное отношение к неудачным работам, а стараюсь

помочь найти в каждой что-то значительное.

Формировать

заинтересованность

и

чувство

ответственности

к

результатам

практической

деятельности

помогают

коллективные

и

подгрупповые виды работ, когда над одним замыслом работают двое, трое

или вся группа детей. Коллективные работы, созданные детьми, как правило,

красочны, декоративны и выразительны. Анализ таких работ проходит с

большим интересом, дети активнее выражают своё отношение к результатам

совместного труда, радуются итогу коллективных усилий и согласованности

своих действий.

Большое значение для активизации творчества детей имеет создание

соответствующей

«образовательной

среды»,

ведь

учебно-воспитательный

процесс всегда происходит в определенном социальном и пространственно-

предметном окружении, качество которого, несомненно, оказывает влияние

на развитие и становление участников этого процесса.

Для

полноценного

процесса

экологического

воспитания

в

ходе

изобразительной деятельности помещение оформлено детскими работами

на природные темы, коллекции разнообразных природных материалов и др.

Интерьер,

в

который

органично

включается

мир

природы,

сам

по

себе

оказывает

на

личность

сильное

психолого-педагогическое

воздействие,

и

одновременно

является

наглядным

пособием

для

изобразительной

деятельности.

Таким

образом,

изобразительная

деятельность

является

способом

эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому

компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной

потребности

в

непрагматическом

взаимодействии

с

миром

природы

и

разностороннем

познании

этого

мира.

Воспитатель

должен

найти

такие

педагогические

методы

и

приемы,

которые

способны

возбудить

у

детей

интерес,

вызвать

эмоциональное

отношение

к

изображаемому,

желание

оценить

свои

работы,

заметить

в

них

разнообразие

форм,

яркость

цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и т.д.

Своё сообщение хочу закончить следующими строчками из стихотворения:

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Литература:

1. Белавина И. Г. Планета - наш дом: мир вокруг нас: Методика проведения

занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И.Г.

Белавина, Н.Г. Найденская.- М.: Лайда, 1995.- 95 с.

2. Берестнева Н. П. Экологические занятия с использованием элементов

ТРИЗ и РТВ / Н. П. Берестнева. // Ребенок в детском саду.- 2006.- № 1.- С. 48-

52 .

3. 8. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М.,

2001.

4. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе.

Преемственность в работе дет. сада и нач. школы / [Т.С. Комарова, О.Ю.

Зарянова, Л.И. Иванова и др.]; под науч. ред. Т.С. Комаровой.- М.: Пед.о-во

России, 1999.- 150 с.

5. Копцева Т.А. "Природа и художник"/ Т. А. Копцева // Ребенок в детском

саду.- 2005.- № 5.- С. 71-78, № 6.- С. 53-59; 2006.- № 1.- С. 39-43, № 2.- С. 62-

66.

6. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: пособие для

воспитателей и учителей / Л. П. Молодова.- Минск: Асар, 1996.- 127 с.

7. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб.

пособие: Для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева.-

М.: Академия, 1999.- 181с.

8. Ребенок и современный мир : межвуз. сб. науч. и метод. ст. / М-во

образования Рос. Федерации и др.; [редкол. Т.А. Соловьева (отв. ред.) и др.].-

Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001.- 223 с.

9. Рогаткина, Т. Окошко понарошку. Изоэкология / Т. Рогаткина //

Дошкольное воспитание.- 2004.- № 7.- С. 32-36.

10. Рыжова А. Н. Я и природа / А.Н. Рыжова; Н.А. Рыжова.- М.: Фирма

"Линка-пресс", 1996.- 55,[1] с.- (Наш дом-природа: Учебно-методический

комплект по экологическому образованию дошкольников).- Библиогр.: с. 53-

56.

11. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 2001.

12. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития

дошкольников / Т. Фокина, В. Хитрова // Дошкольное воспитание.- 1999.-№

1.-С. 35-38.

.



В раздел образования




Яндекс.Метрика