Автор: Писарова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№96
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: методическая работа
Тема: Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности
Мы
живём
в
современном
обществе,
где
существует
множество
проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных.
Последние
десятилетия
люди
стремительно
старались
обуздать
природу,
забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мне кажется, что человек
должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире.
Вызывающая
позиция
«Человек
и
природа»
должна
смениться
на
более
нейтральную, более разумную: «Человек в природе».
Иногда у меня возникает ощущение, что дети относятся к живым
объектам
природы
как
к
неодушевленным
предметам.
Порой
малыши
восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно
раздавить
бегущего
по
тропинке
муравья.
Откуда
у
эмоционально
отзывчивого
ребенка
столько
холодности
и
безразличия?
Не
от
нас
ли,
взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического
бескультурья.
Активная
позиция
педагогов
способна
изменить
эту
ситуацию.
Общение
детей
с
природой,
организованное
воспитателем,
содержание
знаний,
доступное
возрасту,
восприятию
детей
вызывает
устойчивый
интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому
поиск оптимальных путей воспитания культуры поведения детей в природе
является
актуальным
на
современном
этапе
развития
экологического
воспитания
дошкольников.
Это
-
первый
шаг
на
пути
решения
природоохранной проблемы будущего. Дать почувствовать ребенку, что он
ответственен за окружающий его мир – главная задача на сегодняшний день.
Свою работу я строю в трех аспектах:
Личностный рост воспитателя
Работа с детьми
Работа с родителями
Я считаю, что экологическое образование ребёнка должно идти по
иерархической лестнице: семья - детский сад - школа - вуз - последипломная
экологическая подготовка и должно сопровождать человека на протяжении
всей жизни:
- формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в
раннем детстве;
- способствовать пониманию целостной картины мира - в школе;
-
развивать
экологическое
мировоззрение,
воспитывать
чувство
ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости
личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и
зрелости.
Эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с
рядом
животных,
растений,
уход
за
ними
играют
большую
роль
в
формировании
экологически
грамотных
представлений
об
окружающей
среде.
Однако
этого
недостаточно:
детям
нужен
минимум
экологических
знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически
грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней
даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого-
физиологических
особенностей,
сочетать
духовное
и
интеллектуальное
развитие ребенка.
Экологическое
воспитание
тесно
связано
и
с
развитием
эмоций
ребенка,
умения
сочувствовать,
удивляться,
сопереживать,
заботиться
о
живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть
красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли
росы, и маленького паучка).
Я считаю, что предметы гуманитарно-эстетического цикла могут играть
исключительно
важную
роль
в
формировании
экологической
культуры
дошкольников,
это
связано
с
их
особой
чувствительностью
к
яркому,
эмоциональному слову, богатству красок и форм. Изобразительное искусство,
в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека
для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел
«творить» её сам. Без эстетически направленного восприятия практически
невозможно
существенное
познание
природных
явлений
и
целостное
их
освоение.
Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке
чувство
гармонии,
присущей
всем
природным
объектам
и
явлениям.
Произведения искусства, также, как и реальная природа в ее многообразных
проявлениях
красок,
форм,
звуков,
ароматов,
служат
важным
средством
познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и
нравственно-эстетических
чувств.
Поэтому
изобразительная
деятельность
является важной составляющей экологического воспитания дошкольников.
Причем
здесь
важен
не
просто
просмотр
картин,
репродукций,
а
непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая
дает
возможность
использовать
по
максимуму
закономерности,
явления,
нужные для деятельности рисованием, лепкой, аппликацией.
Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной
задачи
–
формирования
целостного
восприятия
ребенком
окружающей
действительности.
Рисуя,
ребенок
пытается
выразить
свое
понимание
окружающего
его
предметного
и
пространственного,
природного
и
социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект
заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании
происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с
миром и мысли – в конкретное изображение.
Наблюдение за природой может многому научить юного художника,
делающего
свои
первые
шаги
в
мире
изобразительного
искусства.
Организованное
восприятие,
осмысление
и
прочувствование
образного
смысла
произведений
различных
видов
искусства,
результатов
детского
творчества
помогает
ребёнку
ощутить
себя
творцом,
способным
тонко
чувствовать
красоту
природы,
ощущать
сопричастность
с
ней.
Поэтому
созерцание
родной
природы,
любование
объектами
реального
мира,
восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения
разных
культур
(пейзажей,
портретов,
архитектурных
ансамблей
и
т.п.)
являются составляющими изодеятельности.
В
данной
области
я
стараюсь
развивать
и
формировать
в
детях
следующие способности и умения:
- умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
- способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;
-
стремление
заботиться
о
тех,
кто
зависит
от
человека,
препятствовать
насилию над природой;
- умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать
в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться
уголками родной и экзотической культуры;
- способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений,
выражать своё отношение к ним в пейзажах-настроениях;
- способность быть оригинальным в выборе сюжета, использовать различные
средства
художественного
выражения
(цвет,
линию,
объём
и
т.п.)
для
осуществления своего замысла;
- умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях
стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;
- умение работать с различным художественным, природным материалом;
- готовность быть активными, не бояться спрашивать у педагога о том, что
непонятно
.
В содержание изобразительной деятельности я включаю знакомство с
временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь,
снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение
изобразить
картины
природы,
животных
всегда
встречает
у
детей
положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы
способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают
детское
творчество
новыми
образами,
формируют
интерес
к
природе
и
положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент
её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие,
мыслительные
операции
(анализ,
синтез,
сравнение,
уподобление,
обобщение), воображение, моторная координация и речь.
Когда
позволяет
погода,
я
провожу
на
открытом
воздухе,
и
тогда
любование
природой
связывается
в
сознании
детей
с
пройденным
на
занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно
отражаются в детском творчестве. Гуляя с детьми на улице, мы собираем
коллекции природных материалов (листья, веточки, камушки и т.п.), делаем
наброски и зарисовки, наблюдаем за поведением птиц и т.д. Такой «диалог с
живой природой» способствует активизации эстетического восприятия.
Когда нет возможности выйти на улицу, демонстрирую детям слайд-
фильмы,
состоящие
из
выразительных
кадров.
Сменяющиеся
на
экране
красивые
цветные
изображения
не
оставляют
ребят
равнодушными,
они
активно подключаются к обсуждению, свои суждения выстраивают на основе
личных
впечатлений
об
увиденном.
Зрительный
ряд
стараюсь
подбирать
таким
образом,
чтобы
он
направлял
внимание
детей
на
восприятие
как
обычных (привычных глазу), так и непривычных (редко встречающихся),
малозаметных явлений и объектов природы. Благодаря такому показу в поле
детского
внимания
могут
попасть
водопад
и
отражение
в
лужице,
разнохарактерные по форме деревья и сияющая на солнце росинка, усатые
жуки и всполохи грозы, кружево снегопада и золото песков пустыни, узоры
на
крыльях
бабочек
и
стрекоз
и
т.п.
Всё
вышеперечисленное
позволяет
выстроить драматургию образовательной деятельности таким образом, чтобы
в сознании ребят обыденный мир предстал удивительным и необычным.
Как
известно,
дети
восприимчивы
к
художественной
форме,
часто
стремятся
быть
похожи
в
изобразительной
манере
на
своего
педагога.
Поэтому
я
стараюсь
не
руководствоваться
принципом
«делай,
как
я»,
а
формирую в сознании детей стремление быть оригинальным, создавать свою
палитру изобразительно-выразительных средств.
Однако при проведении индивидуальной работы с детьми, имеющими
слабое
общее
и
художественное
развитие,
я
не
исключаю
возможности
оказания
мною
практической
помощи.
Когда
ребёнок
испытывает
затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого
бывает просто необходима. Но «внедрение» в творческий процесс ребёнка я
осуществляю не назидательно, а говорю: «Я нарисую так, а ты как?», «Я
начну, а ты продолжишь», «Ты начнёшь, а я продолжу», «Я нарисую только
деталь, а ты всё остальное» и т.п. Стараюсь, чтобы показ приёмов работы был
вариативным, не замыкался на каком-то конкретном образце.
Во
время
практической
работы
свожу
к
минимуму
заимствование
детьми композиционных штампов, возможность подражания другим детям.
При анализе результатов детского творчества одобряю работы, в которых
изображение
не
статично,
а
динамично,
поощряю
композиционную
оригинальность и самостоятельность в выборе сюжета. Никогда не прошу
детей выразить своё негативное отношение к неудачным работам, а стараюсь
помочь найти в каждой что-то значительное.
Формировать
заинтересованность
и
чувство
ответственности
к
результатам
практической
деятельности
помогают
коллективные
и
подгрупповые виды работ, когда над одним замыслом работают двое, трое
или вся группа детей. Коллективные работы, созданные детьми, как правило,
красочны, декоративны и выразительны. Анализ таких работ проходит с
большим интересом, дети активнее выражают своё отношение к результатам
совместного труда, радуются итогу коллективных усилий и согласованности
своих действий.
Большое значение для активизации творчества детей имеет создание
соответствующей
«образовательной
среды»,
ведь
учебно-воспитательный
процесс всегда происходит в определенном социальном и пространственно-
предметном окружении, качество которого, несомненно, оказывает влияние
на развитие и становление участников этого процесса.
Для
полноценного
процесса
экологического
воспитания
в
ходе
изобразительной деятельности помещение оформлено детскими работами
на природные темы, коллекции разнообразных природных материалов и др.
Интерьер,
в
который
органично
включается
мир
природы,
сам
по
себе
оказывает
на
личность
сильное
психолого-педагогическое
воздействие,
и
одновременно
является
наглядным
пособием
для
изобразительной
деятельности.
Таким
образом,
изобразительная
деятельность
является
способом
эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому
компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной
потребности
в
непрагматическом
взаимодействии
с
миром
природы
и
разностороннем
познании
этого
мира.
Воспитатель
должен
найти
такие
педагогические
методы
и
приемы,
которые
способны
возбудить
у
детей
интерес,
вызвать
эмоциональное
отношение
к
изображаемому,
желание
оценить
свои
работы,
заметить
в
них
разнообразие
форм,
яркость
цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и т.д.
Своё сообщение хочу закончить следующими строчками из стихотворения:
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Литература:
1. Белавина И. Г. Планета - наш дом: мир вокруг нас: Методика проведения
занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И.Г.
Белавина, Н.Г. Найденская.- М.: Лайда, 1995.- 95 с.
2. Берестнева Н. П. Экологические занятия с использованием элементов
ТРИЗ и РТВ / Н. П. Берестнева. // Ребенок в детском саду.- 2006.- № 1.- С. 48-
52 .
3. 8. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М.,
2001.
4. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе.
Преемственность в работе дет. сада и нач. школы / [Т.С. Комарова, О.Ю.
Зарянова, Л.И. Иванова и др.]; под науч. ред. Т.С. Комаровой.- М.: Пед.о-во
России, 1999.- 150 с.
5. Копцева Т.А. "Природа и художник"/ Т. А. Копцева // Ребенок в детском
саду.- 2005.- № 5.- С. 71-78, № 6.- С. 53-59; 2006.- № 1.- С. 39-43, № 2.- С. 62-
66.
6. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: пособие для
воспитателей и учителей / Л. П. Молодова.- Минск: Асар, 1996.- 127 с.
7. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб.
пособие: Для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева.-
М.: Академия, 1999.- 181с.
8. Ребенок и современный мир : межвуз. сб. науч. и метод. ст. / М-во
образования Рос. Федерации и др.; [редкол. Т.А. Соловьева (отв. ред.) и др.].-
Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001.- 223 с.
9. Рогаткина, Т. Окошко понарошку. Изоэкология / Т. Рогаткина //
Дошкольное воспитание.- 2004.- № 7.- С. 32-36.
10. Рыжова А. Н. Я и природа / А.Н. Рыжова; Н.А. Рыжова.- М.: Фирма
"Линка-пресс", 1996.- 55,[1] с.- (Наш дом-природа: Учебно-методический
комплект по экологическому образованию дошкольников).- Библиогр.: с. 53-
56.
11. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 2001.
12. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития
дошкольников / Т. Фокина, В. Хитрова // Дошкольное воспитание.- 1999.-№
1.-С. 35-38.
.