Авторы: Серебрякова Юлия Владимировна, Калинина Нина Ивановна
Должность: студентка 4 курса специальности
Учебное заведение: "Ульяновского социально-педагогического колледжа"
Населённый пункт: г.Ульяновска
Наименование материала: конспект урока
Тема: Конспект урока по русскому языку "Ударение" (1 класс)
Раздел: начальное образование
«Ульяновский социально-педагогический колледж»
Конспект карта урока русского языка
Ф.И.О. учителя: Серебрякова Юлия Владимировна
Тема урока: Ударение
Класс: 1
Цель урока: создание условия для формирования представлений об ударении, ударном и безударном слогах, развития
умение находить в слове ударный слог.
Задачи урока:
Дидактические: познакомить учащихся с понятием «ударение», «ударный слог»; рассмотреть роль ударения; научить
определять ударный слог в слове.
Развивающие: актуализировать мыслительные операции; развивать фонематический слух, память, внимание
Воспитательные: содействовать воспитанию трудолюбия на уроке чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Характеристика этапов урока
Этап
фраг-
мента
урока
Образователь-
ная задача этапа
урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Форма
контроля (
С-
самопровер
ка, В-
взаимопров
ерка)
Планируемые результаты
Предмет
ные
Мета-
предметные
(П- познава-
тель
ные, Р-
регуля-тив-
ные, К-
коммуни-ка
тивные)
Личностные
I.Мотив
ационн
ый этап
Сконцентрирова
ть
внимание
учащихся.
Создает
эмоциональный
настрой
на
урок.
Приветствуют
учителя.
-
–
К
–
участвуют в
диалоге,
общей
Становление
внутренней
позиции
школьника
(1 мин)
Приветствует.
-Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у
ребят
Урок уж очень
важный.
А почему он важный –
Скажет каждый!
- Свою работу на
уроке мы будем
оценивать
ленточками. Все вы
видите на партах
ленты желтого, синего
и белого цвета.
«Желтый»-«солнышко
»- я хорошо понял
тему на уроке и
самостоятельно
справился со всеми
заданиями.
«Белый»-«облако»-
возникли трудности
при выполнении
заданий, нужно еще
подкрепить данную
тему.
беседе.
Р
–
контролирую
т
своё
поведение.
на
уровне
осознания
и
принятия
образца
ответственно
го ученика.
«Синий»-«тучка»- я
не понял тему и не
смог выполнить
задания.
Актуал
изация
знаний.
(4 мин)
Актуализация
изученных
способов
действий,
достаточных
для построения
нового знания и
их обобщения.
-Чтобы узнать тему
нашего урока, нам
необходимо
выполнить задание! А
какое, мы сейчас с
вами и узнаем! У вас
на столах лежат
карточки с текстом, у
меня этот текст на
экране. Я вам его
прочитаю, а вы
внимательно
слушайте:
Разговор двух друзей:
-Представляешь у нас
вчера сломался зАмок и
мы долго простояли у
дверей.
-Не сочиняй, зАмка у вас
нет.
-Как нет? А на что мы
дверь закрываем, по-
твоему?
-Так это не зАмок, а
замОк!
С
Уметь
отличат
ь
гласные
звуки от
согласн
ых
звуков,
уметь
делить
слова на
слоги.
К: выражают
свои
мысли
с
достаточной
полнотой
и точностью.
П: поиск и
выделение
необходимой
информации.
Проявлять
заинтересова
нность
в
учебной
деятельность
-Подчеркните
красным карандашом
все гласные буквы в
словах замОк и
зАмок. Разделите эти
слова на слоги.
-Что у вас
получилось?
- Проверим! Эталон
проверки представлен
на экране.
замОк, зАмок
замОк, зАмок
II.Само
определ
ение
к
деятель
ности
(7 мин)
Подвести к теме
урока,
определить цель
учебной
деятельности.
-Почему в данной
ситуации возникла
путаница?
-Что такое зАмок?
-Что такое замОк?
-Сегодня на уроке мы
будем подробнее
разбирать данную
ситуацию, чтобы не
допускать таких
ошибок, которые
допустили ребята.
- Сейчас мы с вами
поиграем в игру.
Игра-соревнование
«Услышал-повтори!».
Я хлопаю 1-11-1-11,
теперь вы…
-Один из
мальчиков
неправильно
произнес слово.
- Большой дом
- То, на что
закрывают дверь
-Хлопали,
Знать,
что
такое
слог,
уметь
правиль
но
формул
ировать
тему
урока.
П – находят
ответы
на
вопросы.
Р
–
определяют
и
формулирую
т тему урока,
цель учебной
деятельности
.
К –
планируют
учебное
сотрудничест
во с
Проявлять
заинтересова
нность в
учебной
деятельности
-Что мы делали
руками?
-Как?
-А теперь так 11-111-
11-111, повторите.
-Какие были удары?
-Вернемся к словам
«зАмок» и «замОк». В
слове «зАмок»
сколько слогов?
-А в слове «замОк»?
-Правильно, и в том, и
в другом слове 2
слога. Но в этих
словах слоги мы тоже
произносим и тихо и
громко. Произнесите
слово «зАмок» и
«замОк».
- В каком слове мы
долго и громко
произносим 1 слог?
- А в каком слове мы
долго и громко
произносим 2 слог?
-Как вы думаете какая
тема нашего урока?
- Не совсем так.
Ребята, а как вы
думаете слово удар и
ударение, это слова
ударяли.
-1 РАЗ ТИХО, 2 –
ГРОМКО
-тихие и громкие
2
2
-зАмок
-замОк
-Удары
-Да
учителем и
сверстникам
и
родственники?
Значит какая тема
нашего урока?
-Что мы будем делать
сегодня на уроке?
-Правильно, ребята! А
как вы думаете, для
чего нам нужно
ударение?
-Ударение
-Учиться
правильно
ставить ударение.
-Правильно
произносить
слова и понимать
их смысл.
III.
Открыт
ие
нового
знания
(8 мин)
Формировать
конкретные
знания по теме
урока,
побуждать
учащихся
самостоятельно
искать решение.
-Ударение – это
выделение голосом
одного из слогов.
-Что такое слоги?
Назовите примеры.
-Ударение всегда
ставится на гласные
буквы. Давайте их
вспомним.
-Чтобы узнать какой
слог ударный, что
нужно сделать со
словом, в первую
очередь?
-Умнички!
-Слог- это
сочетание
гласных и
согласных букв.
Например, ма-ма,
гу, ба, мы
- а, о, у, ы, и, е, ё,
ю, я, э.
-разделить слово
на слоги.
С
Знать
правило
о
ударени
и, уметь
находит
ь
ударный
слог
в
слове,
понимат
ь
значени
е
и
смысл
ударени
я.
П
–
самостоятель
но
определяют
нужную
информацию
,
делают
выводы.
Р
–
фиксируют
полученную
информацию
.
К
–
выражают
свои мысли в
устной
форме,
Развить
интерес к
познанию
русского
языка,
навыки
сотрудничест
ва.
Правильно! На доске
представлены слова:
Понедельник,
вторник, среда,
четверг, пятница,
суббота, воскресенье.
-Что означают данные
слова? Разделите
данные слова на слоги
(Эталон проверки)
Понедельник,
вторник, среда,
четверг, пятница,
суббота, воскресенье.
-Чтобы поставить
ударение, нам нужно
«позвать» слова и та,
гласная, которая будет
тянуться и та, гласная,
которая будет громче
звучать и будет
ударная. Ударение на
письме обозначается
вертикальной чертой
над буквой. Давайте
определим в данных
словах ударную букву
и поставим в них
ударение.
-Дни недели.
- Понедельник,
вторник, среда,
четверг, пятница,
суббота,
воскресенье.
-ПонедЕльник,
втОрник, средА,
участвуют в
диалоге,
задают
вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности
.
-В слове
«понедельник»
первый или второй
слог оказался
ударным, а может
третий?
-Правильно, там, где
стоит ударение, тот
слог считается
ударным, а все
остальные
безударные.
-Вернемся к тексту,
который разбирали в
самом начале урока.
Что мальчик сделал
неправильно, да так,
что получилось
другое слово?
-Молодцы! Сделаем
вывод: Перестановка
ударения с одного
слога на другой может
изменить смысл
(значение) всего
слова.
четвЕрг, пЯтница.
-третий слог
ударный
- Поставил
неправильно
ударение в
словах.
IV.
Первич
ное
закрепл
ение
(5 мин)
Установить
правильность
усвоения нового
учебного
материала
-Выполним задание в
парах.
Упражнение «Поиск».
Разделите слова на
слоги, определите
ударный слог.
Дерево, кот, сахар,
воробей, тетрадь,
словарь, синица, снегирь.
-Проверка
осуществляется по
эталону ответа,
представленному на
доске.
(Эталон ответа:
Дерево,
кот,
сахар,
воробей,
тетрадь, словарь, синица,
снегирь)
Работают в паре.
С
Уметь
правиль
но
определ
ять
ударный
слог,
уметь пр
авильно
ставить
ударени
е
на
нужную
букву.
П
–
используют
полученную
информацию
для решения
учебных
заданий.
Р
–
планируют
свои
действия
К – вступают
в диалог.
Развивать
внимание,
восприятие,
умение
наблюдать и
делать
выводы.
V.
Первич
ный
контрол
ь.
(5 мин)
Анализировать
успешность
освоения нового
материала.
-Спишите слова,
поставь ударение.
Азбука, заяц, парта,
диван, ребята, рассказ,
лиса, нога, одеяло, рот,
губа.
-Обменяйтесь
тетрадями и
выполните проверку
по эталону ответа.
Азбука, заяц, парта,
диван, ребята,
рассказ, лиса, нога,
одеяло, рот, губа.
В
Знать
правило
определ
ения
ударени
е, уметь
отличат
ь
ударный
слог
от
П
–
используют
полученную
информацию
для решения
учебных
заданий.
Проявлять
заинтересова
нность в
учебной
деятельности
.
безудар
ного.
VI.
Итог
урока.
Рефлек
сия.
(3 мин)
Организовать
самооценку
учащимися
своей учебной
деятельности.
-Что такое слог?
- Как определить
количество слогов в
слове?
- Что такое ударение?
- Какие бывают слоги
в словах в
зависимости от
ударения?
- Зачем надо уметь
правильно ставить
ударение в словах?
-Поднимите ту ленту,
которая характеризует
вашу работу на
сегодняшнем уроке.
«Желтый»-«солнышко
»- я хорошо понял
тему на уроке и
самостоятельно
справился со всеми
заданиями.
-Сочетание
гласных и
согласных букв.
-Разделить слово
на слоги.
-Выделение
голосом одного
из слогов.
-Ударные и
безударные.
-Перестановка
ударения с одного
слога на другой
может изменить
смысл (значение)
слова.
Выполняют
рефлексию.
-
–
К – вступают
в диалог.
Р
–
оценивают
свои
достижения.
Развивать
способности
к
самооценке.
«Белый»-«облако»-
возникли трудности
при выполнении
заданий, нужно еще
подкрепить данную
тему.
«Синий»-«тучка»- я
не понял тему и не
смог выполнить
задания.